СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вступление. Способы формулирования проблемы 10-11 классы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Третье занятие факультатива "Теория и практика сочинений разных жанров" закрепляет знания о структуре сочинения на ЕГЭ, знакомит с вариантом вступления "Именительный темы", учит двум способам формулирования проблемы.

Просмотр содержимого документа
«Вступление. Способы формулирования проблемы 10-11 классы»

  Вступление.  Способы формулирования проблемы. Задание № 27

Вступление. Способы формулирования проблемы.

Задание № 27

План сочинения (проверка домашнего задания)

I. 1 Вступление (обыгрывается тема текста: 1-5 предложений).

II. Основная часть.

2 Проблема (2 способа).

3 Комментарий к поставленной проблеме.

4 Первый пример-иллюстрация с пояснением значения этого примера для

понимания смысла текста.

5 Смысловая связь между примерами (5 видов).

6 Второй пример-иллюстрация с пояснением значения этого примера для

понимания смысла текста.

7 Позиция автора (цитирование или формулирование идеи текста) .

8 Выражение согласия/ несогласия с позицией автора и обоснование своего

отношения к ней.

III. 9 Вывод (ответ на вопрос проблемы: 1-3 предложения).

Объём сочинения – условно 250 слов + 50. Работа, написанная не по тексту, не оценивается.

Рекомендация по объёму (условная): чтобы избежать потери критериев за объём (от 70 до 150 слов), ориентируемся на 250 + 50 слов. Запас необходим на случай, если в сочинении приведена обширная цитата (-ы) и при проверке её (их) не посчитают.

После проверки нескольких планов, сделанных дома, даётся стандартный план (для отработки навыков написания). В 11 классе можно будет отработать творческие варианты.

Каждый пункт плана следует кратко прокомментировать, чтобы сложилась целостная картина структуры сочинения. Все ключевые пункты «Основной части» подробно будут закрепляться далее.

1) Вопросы

Вступление

Почему самые потрясающие образы литературных героев часто умственно неполноценны? Как связаны ум и душа человека?

2) ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ТЕМЫ

Алгоритм написания

  • Ключевое слово (-а)

темы записать в

именительном падеже.

  • ! Многоточие…
  • 2-4 ассоциации (мысли, которые возникают, когда слышишь ключевые слова).

Душа и ум… Вечное противостояние

духовного и материального, сердечного и

разумного. Это отмечал ещё А.С.Пушкин, говоря о дружбе Онегина и Ленского: «Они сошлись. Волна и камень, // Стихи и проза,

лед и пламень…»

«Вступление» не является обязательным требованием, но по логике структуры сочинения как творческой работы его отсутствие влияет на критерий 5 «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения». Существует много вариантов вступлений к сочинению (смотрите конспект главы «Начало сочинения» из книги В.Н.Мещерякова «Жанры школьных сочинений»).

Одно из популярных у учеников вступлений «Вопросы» (разновидность «Вопросы-ответы»): задаются 2-3 вопроса, связанных с темой текста (задаётся вопрос. Следует короткий ответ. Этот ответ провоцирует следующий вопрос с ответом. Создаётся имитация рассуждения). Я не рекомендую данный вид вступления, так как он граничит с пунктом «Проблема» и «Вступление» исчезает из сочинения.

Мы отрабатываем с учениками самое подходящее, на мой взгляд, вступление к сочинению-рассуждению – именительный темы . Следует обратить внимание учеников на два момента: 1) обязательность многоточия (по определению В.В.Бабайцевой, самого семантического знака препинания); 2) записать ассоциативные мысли, абстрагируясь от конкретного текста (как будто вы не читали текст, ваши мысли не должны дублировать мысли автора). Безусловно, этому надо учить. Простейшее упражнение можно проводить на каждом уроке в качестве устной работы в форме диалога.

  • Учитель называет предложение (именительный темы), например, «Военное детство…» Ученик (можно поначалу указать кто) должен сказать продолжение. Учитель говорит третью фразу. Тот же (или другой) ребёнок продолжает.
  • Другое упражнение следует продемонстрировать во время объяснения слайда. Учитель произносит с соответствующей интонацией одно и то же предложение то с точкой, то с многоточием и спрашивает: «Есть ли разница? В чём она?» В результате обучающиеся придут к выводу, что наличие многоточия готовит к началу рассуждения.

Затем в качестве примера отрабатываются варианты вступления к упр. 236. и записывается образец.

Упражнение 236

КРИТЕРИЙ 1: Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К-1 – К-4 оценивается 0 баллов.

Проблема.

Тип речи.

Стиль речи.

Смысловые отношения.

Почему так привлекательны умственно

1 способ:

неполноценные литературные герои?

вопрос

2 способ:

формула

Автор ставит проблему (чего? Родительный падеж) отношения общества к странным героям мировой литературы.

Продолжаем проверять домашнее задание: определяем тип речи, стиль речи, смысловые отношения и проблемы упр. 236, 237, 241, 244. Ребята предлагают проблему в виде вопроса.

Экзаменационные тексты для анализа подобраны таким образом, что в них заявлено несколько проблем, но всегда есть главная. Комментировать можно любую, но содержание сочинения будет разным. При этом по каждой проблеме важно правильно определить позицию автора.

Обращаем особое внимание на два способа формулирования проблемы и глагол ставит. Так как критерий 1»Формулирование проблем исходного текста» очень важен в оценивании сочинения (от него напрямую зависят критерии К-2 – К-4), то ученик должен владеть обоими способами формулирования проблемы. В чём разница?

  • 1 способ (узкий): прост; вопрос конкретен, применим именно к данному тексту; в случае затруднения можно переделать тему или тезис текста в вопросительное предложение; чаще используются вопросы почему, зачем, как.
  • 2 способ (широкий): сложен; абстрактен, применим к разным текстам на одну и ту же тему; заострить внимание на родительном падеже, потому что на практике некоторые ребята употребляют предложный падеж ( проблему о… ). Самое важное: в этом способе часто подменяют проблему темой, даже в некоторых пособиях (см. «ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под ред. И.П. Цыбулько. – М.: «Национальное образование», 2020): проблема пошлости (вариант 29), проблема путешествий (вариант 33) и т.д. Чтобы избежать подмены, применяем формулу: тема + отглагольное существительное (значение действия): проблема проявления пошлости, проблема понимания сути путешествий.

Лайфхак: ученик применяет 2 способа одновременно для подстраховки, чтобы не потерять необходимые баллы! Стандартная формулировка примитивно выглядит так: “Писатель ставит проблему (чего?) отглагольное существительное + ключевое понятие темы и задаётся вопросом: «…?»”

Рассуждение.

Публицистический.

Противопоставление.

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ  двумя способами  Вполне естественно, что писатели ХХ века продолжили галерею странных образов, (2 способ, широкий) ставя проблему (чего? Род.пад.)  отношения  (отглагольное существительное) общества к «людям с прекрасной душой». Например, Ч.Т.Айтматов в статье «Душа и ум» (1 способ, узкий) задаётся вопросом: “Почему так привлекательны «умственно неполноценные» литературные герои?” Лайфхак: ученик применяет 2 способа одновременно для подстраховки, чтобы не потерять необходимые баллы! Стандартная формулировка примитивно выглядит так: “Писатель ставит проблему (чего?) отглагольное существительное + ключевое понятие темы и задаётся вопросом: «…?»”

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ двумя способами

Вполне естественно, что писатели ХХ века продолжили галерею странных образов, (2 способ, широкий) ставя проблему (чего? Род.пад.) отношения (отглагольное существительное) общества к «людям с прекрасной душой». Например, Ч.Т.Айтматов в статье «Душа и ум» (1 способ, узкий) задаётся вопросом: “Почему так привлекательны «умственно неполноценные» литературные герои?”

Лайфхак:

ученик применяет 2 способа одновременно для подстраховки, чтобы не потерять необходимые баллы! Стандартная формулировка примитивно выглядит так: “Писатель ставит проблему (чего?) отглагольное существительное + ключевое понятие темы и задаётся вопросом: «…?»”

Домашнее задание Упр. 237, 241, 244: написать вступление, записать проблему двумя способами.

Домашнее задание

Упр. 237, 241, 244:

  • написать вступление,
  • записать проблему двумя способами.
Интернет-ресурсы Н.Г. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. Ч. 2 – М.: ООО «Русское слово», 2019. (ФГОС) http:// www.irbruo.ru/2019/06/img18.jpg https://interesnyefakty.org/wp-content/uploads/CHingiz-Aytmatov-1.jpg  http://www.anticvarium.com/images/uploads/lots/original/Auction_5/L-78/img280.jpg  https://24smi.org/public/media/resize/800x-/ person/2018/04/02/zbi3iixdk9zl-kniaz-myshkin.jpg

Интернет-ресурсы

  • Н.Г. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. Ч. 2 – М.: ООО «Русское слово», 2019. (ФГОС)
  • http:// www.irbruo.ru/2019/06/img18.jpg
  • https://interesnyefakty.org/wp-content/uploads/CHingiz-Aytmatov-1.jpg
  • http://www.anticvarium.com/images/uploads/lots/original/Auction_5/L-78/img280.jpg
  • https://24smi.org/public/media/resize/800x-/ person/2018/04/02/zbi3iixdk9zl-kniaz-myshkin.jpg


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!