СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вступление в МХК.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вступление в МХК. Знакомство с предметом. 

Просмотр содержимого документа
«Вступление в МХК.»

Вступление в МХК

Задумывались ли вы когда-нибудь над значением слова "культура"? С этим словом, как и со словами, от него образованными, вы, конечно, много раз встречались, но если попросить дать точное определение понятия "культура", то это может вызвать затруднение.

Самое простое определение "культуры" - это все, что не природа, все, что создано человеком за всю историю человечества. Латинское слово "cultura" переводится как возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Попытайтесь составить предложение с русскими переводами этого латинского слова, и вы увидите, что в этих, на первый взгляд, очень разных по значению словах есть что-то общее. Вы, наверное, согласитесь с нами, что этим общим можно считать совершенствование.

Увидел человек, как катится с горы дерево, и совершил величайшее открытие: вырубил из ствола плоскую кругляшку - получилось колесо. Увидел, как растет вкусная трава, и начал выращивать ее сам, начал возделывать землю, начал заниматься земледелием. Увидел, как молния зажгла дерево, и научился добывать огонь, готовить пищу, спасаться от холода, обжигать глину. Сколько ума и фантазии нужно, чтобы, еще не окрепшим в наблюдательности взглядом различить в том, что создано природой как бы само по себе, что не должно было обустраивать человеческую жизнь, то необходимое, без чего эта жизнь не могла бы совершенствоваться!

Сколько труда нужно, чтобы еще не изощренной в работе рукой сделать топор! Сколько души нужно, чтобы увидеть в солнце, ветре, ночи их воплощения, вырубить из глыбы истукана и повести с ним разговор - разговор уже культурного человека с природой, от которой он отделился и с которой он именно благодаря культуре начал налаживать совершенно особые отношения.

Разумеется, бывает очень трудно провести границу между тем, что мы относим к культуре и что к природе. Так, культурные растения -пшеница, яблоня, цветы на окне - как растения, конечно, должны быть отнесены к природе, а как культурные - к культуре. Ваша любимая собака, конечно, принадлежит к животному миру, к природе, но она настолько окультурилась, что выполняет команды, демонстрируя, насколько точно она понимает значение слов.

Да что собака! Сам человек, создатель культуры, носитель культуры, принадлежит к миру культуры в такой же степени, как и к миру природы. Как все живые существа, человек должен утолять голод и жажду. Но естественный процесс поглощения пищи он сделал явлением культуры, застолье - ритуалом, украсив сервизы замечательными картинами и золотом. Создал свод правил поведения за столом, разработал изысканнейшие рецепты приготовления блюд.

Не всегда прямое следование природе удавалось. Так, мечта оторваться от земли, взлететь, подобно птице, веками сводила людей с ума, обрекала их на новые и новые жертвы. И только в XX веке человек перестал подражать пернатым, размахивать приделанными к рукам крыльями. Он как бы соединил птицу и ветряную мельницу. Причем, ветряк этот вращается не от ветра, а сам, вращаясь, создает ветер - тягу, поднимающую в воздух летательный аппарат.

Во всем, что создавали люди, было и то, что они черпали из живой и неживой природы, и то, чему они учились у предшествующих поколений, у культуры предков. Поэтому, наверное, один из переводов слова "культура" - "почитание" - почитание опыта прошлых поколений, их наследия, почитание старших, тех, кто больше знает, кто больше умеет, кто больше может сделать сам.

В этом и есть главное отличие культурного человека от некультурного или попросту - дикаря. Культурный человек никогда не уничтожит, не разрушит того, что представляет собой, как принято говорить, культурную ценность, созданное до него, переданное ему предками как память о них.

Человек создавал культуру. Но и культура постоянно веками создавала человека. Когда мы говорим природа, то подразумеваем, что она может быть живая и неживая, что в живой природе мы различаем растения и животных, что среди животных - рыбы, птицы, млекопитающие - слоны, зайцы, люди... Так и в культуре, есть материальная и духовная, в духовной - религия, искусство, наука...

Что такое "художественная культура"? Часто полагают, что художественная культура и искусство - это одно и то же. Это не совсем так. Конструктор паровоза меньше всего думал о том, чтобы гудящее чудо было еще и красивым. Но красота паровозов завораживала людей нескольких поколений. А кого сегодня не приводит в восторг взмывающий в небо современный авиалайнер!

Так что понятие "художественная культура" много шире, чем понятие "искусство". И потом, ведь есть искусство, в котором польза и красота должны быть не отделимы друг от друга. Красивый дом может и не иметь никаких украшений, он может быть прекрасен сам по себе - соотношением своих совсем простых по форме частей. Поэтому в учебнике по художественной культуре мы будем говорить о том, что люди разных народов считали красивым, как они воплощали свои понятия о красоте в самых разных областях жизни и, главное, почему они считали именно это красивым.

Художественная культура имеет одно замечательное отличие от других областей культуры, например, науки и техники. Нам не придется сегодня строить здания, как их строили в Древнем Египте, или проводить водопровод, как его проводили в Древнем Риме, но скульптуры этих древних стран до сих пор пленяют нас своей красотой, своим совершенством.

Когда-то Пушкин упрекал непросвещенный, народ в том, что "печной горшок" ему дороже мраморной статуи: Но мрамор сей ведь бог, так что же "печной горшок" тебе дороже; ты пищу в нем себе варишь". Кухонная утварь противопоставляется произведению высокого искусства. А сегодня в одном зале художественного музея мраморная статуя Аполлона и керамический сосуд. И трудно нам определить, что красивее - "бесполезная" статуя или "полезный" горшок. И такой ли уж бесполезной она была? Ей поклонялись, просили у нее защиты...

Почему наша книга называется не просто " художественная культура ", а "мировая художественная культура"? У каждого народа - своя культура, а вместе - все народы мира создали мировую культуру.

Но не поймите это превратно- мировая культура - не простая сумма культур равных народов: русская культура, плюс французская, плюс китайская, плюс и так далее, и так далее. Мировая культура - это постоянное взаимодействие культур. Каждый народ говорит с другими народами, с людьми, отделенными от него веками, языком своей культуры. И эти языки понятны нам с вами. Если только, конечно, мы научимся их понимать. Именно этому - умению понимать родную культуру, ее взаимодействие с мировой культурой посвящен наш учебник. Мировая художественная культура берет свое начало задолго до того, как началась история нашего народа, наша культура. И сегодня мы начнем изучение с такой темы:



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!