I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по изученному материалу. | – Что предопределило крах Версальско-Вашингтонской системы? - В чем причины бессилия Лиги наций? - Какое из государств выиграло от дипломатических интриг? - Почему II мировая война началась с нападения Германии на Запад, а не на СССР? Было ли поражение Германии неизбежным в этой войне? | Отвечают на вопросы, анализируют, пытаются ответить на главную проблему урока (опережающее задание). Работают с документом и пытаются найти ответ на проблему урока | Фронтальная работа. Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 17 | Работа с текстом Беседа по заданиям Работа с текстом Работа с текстом учебника Задание. | Периодизация войны и ход военных действий На основе текста учебника (с. 135—149) учащиеся заполняют синхронистическую таблицу. Основное содержание таблицы, в том числе периодизацию Второй мировой войны, целесообразно предложить учащимся в готовом виде. Вопросы и задания для учащихся 1. Один историк сравнил США и Японию накануне сражения у о. Мидуэй с Давидом и Голиафом. Опираясь на данные о количестве кораблей, определите, какую страну можно было сравнить с Давидом, а какую — с Голиафом. Японский флот под командованием Ямамото имел 86 боевых кораблей и 43 различных вспомогательных судна, а американский флот под командованием Нимица насчитывал 27 военных кораблей и 23 вспомогательных судна. 2. «Пёрл-Харбор частично отмщён», — заявил Нимиц в своём первом коммюнике о битве. «Возмездие не будет полным, пока японская морская мощь не будет сведена на нет. Мы достигли существенного прогресса в этом направлении». Он же подчёркивал: «После Мидуэя у нас не было ощущения, что мы выиграли войну. Безусловно во многих отношениях это был важный переломный момент, но по-прежнему нам противостоял упорный противник и предстояло выполнить трудную работу». Какое значение придавал командующий своей победе? Прав ли он был? Прочитайте в учебнике пункт «Движение Сопротивления» (с. 144—145) и выясните, что предполагал «новый порядок» в Европе? Какие шаги по его установлению были предприняты Германией? Что такое движение Сопротивления? Антигитлеровская коалиция На основе текста учебника учащиеся заполняют таблицу «Деятельность антигитлеровской коалиции», а затем выполняют задания 3—4 рабочей тетради. Итоги Второй мировой войны Учащиеся получают задание проанализировать таблицу «Итоги и значение Второй мировой войны» и дополнить её информацией из учебника (с. 149—151). В целях подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ рекомендуем дать девятиклассникам задание написать мини-сочинение (эссе) на основе следующего высказывания: «Нам следует признать, что русские внесли решающий вклад в войну на западе, уничтожив главные силы германской армии до того, как первый солдат союзников вступил на берег Нормандии 6 июня 1944 г.» (М. Хастингс). | Учащиеся читают текст учебника и заполняют таблицу, затем озвучивают ее содержание. Учащиеся внимательно слушают задание и отвечают на поставленные вопросы. Читают в учебнике пункт «Движение Сопротивления» (с. 144—145) и выясняют, что предполагал «новый порядок» в Европе, в чем заключалось движение Сопротивления. На основе текста учебника (с. 142—144, 146—147) учащиеся самостоятельно (индивидуально или в парах) заполняют таблицу «Деятельность антигитлеровской коалиции», а затем выполняют задания 3—4 рабочей тетради (с. 38—39). учащиеся анализируют предложенную таблицу «Итоги и значение Второй мировой войны» и пишут мини-сочинение по теме: «Нам следует признать, что русские внесли решающий вклад в войну на западе, уничтожив главные силы германской армии до того, как первый солдат союзников вступил на берег Нормандии 6 июня 1944 г.» (М. Хастингс). | Индивидуальная работа. Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Индивидуальная работа. Работа в парах. Индивидуальная работа | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное | Записи в тетради Устные ответы. Устные ответы. Устное задание Устные ответы. Записи в тетради Записи в тетради |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Работа в парах Работа с историческим документом | Учащиеся анализируют предложенные документы и делают выводы | Анализ предложенных документов и затем представление полученных выводов. | Индивидуальная работа. Фронтальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Проверка выполнения заданий в рабочей тетради |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: – В чем заключаются причины поражения Франции в начале войны? - В чем причина легких побед Японии? - Что объединяло участников антигитлеровской коалиции? - Перечислите важнейшие итоги войны. - Почему II мировая война началась с нападения Германии на Запад, а не на СССР? Было ли поражение Германии не-избежным в этой войне? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |