СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВУД "Развивайка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ВУД "Развивайка"»

МБОУ «Чериктейская средняя общеобразовательная школа

им. В.Ф. Афанасьева – Алданского».


РАССМОТРЕНО

Председатель МО

________________________

Босикова А.В.

Протокол № от «31» августа 2023 г.


СОГЛАСОВАНО

Замдиректора по УВР

________________________

Лугинова Л.Е.

Приказ № от «31» августа 2023 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор

________________________

Ушницкая Л.Е.

Приказ № от «31» августа 2023 г.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Развивайка»





















Пояснительная записка


Рабочая программа к курсу « Развивайка » составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам», в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования и учебным планом МБОУ СОШ № 1.

Рабочая программа данного курса ориентирована на детей в возрасте от 6 до 10 лет.


Актуальность выбора определена следующими факторами:

Курс «Развивайка» создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах; позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, формирования нестандартного мышления.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Основными принципами работы курса являются:

- учет современных требований;

- учет возрастных особенностей;

- доступность;

- последовательность;

- системность;

- эффективность;

- личностно-ориентированный подход.

- управляемость образовательным процессом;

-индивидуальный подход к учащимся

В курсе « Развивайка» применяются технологии, ориентированные на индивидуальное развитие личности каждого ребенка:

- игровые технологии;

- технология разноуровневого обучения;

- проблемное обучение;

- здоровьесберегающая технология;

- групповые технологии

Использование игровых технологий вовлекает учащихся в творческую деятельность. В процессе игры снижается напряжение, скованность, нерешительность, нарастает интерес.Внедрение технологии разноуровневого обучения даёт возможность для каждого ученика реализовать свои склонности и способности на продвинутом уровне.

При работе с использованием проблемного обучения происходит развитие:

- умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);

- самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);

-креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).                                 

ЗСТ влияет на формирование гармоничной, творческой личности, школьное воспитание влияет в решении проблем социальной адаптации учащихся, на развитие личности ученика и подготовка его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. 

Методы и приемы организации деятельности учащихся на занятиях по РПС в большей степени ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Все занятия носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях по РПС обращено на такие качества ребенка, развитие и совершенствование которых очень важны для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся предлагаемые рисунки.







Методы работы

Выбор методов обусловлен содержанием воспитания и обучения, а также достигнутым уровнем развития детского коллектива, возрастными особенностями детей, особенностями взаимодействия между педагогом и детьми.


Методы формирования взглядов и обмен информацией:

- повествование;

- объяснение;

- диалог;

- доказательство;

- рассказ;

- рассуждение;

- беседа.


Методы организации деятельности:

- состязание;

- показ примеров и образцов;

-создание ситуации успеха;


Методы стимулирования и мотивации:

Методы стимулирования интереса к учению:

- игры;

- соревнования;

- познавательные беседы;

- создание ситуации успеха;

- эмоционально-нравственных ситуаций;

- творческие задания

Методы стимулирования долга и ответственности:


Формы деятельности:

Основной формой образовательного процесса является учебное занятие, а так же индивидуальная, групповая и коллективная работы, работа в парах, конкурсы, подвижные игры .


Новизна  данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.

Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

6. При планировании содержания занятий  прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

6. При планировании содержания занятий  прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

Место программы в структуре ООП

Основная образовательная программа школы (ООП) реализуется МБОУ СОШ №1 через учебный план и внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность рассматривается в ООП школы отдельным блоком и осуществляется во второй половине дня. «Умники и умницы» организуется по направлению развития личности: Общеинтелектуальное.

Занятия проходят 1 раз в неделю. Продолжительность занятий в 1-2 классах-25 минут, в 3-4 классах-45минут.

Содержание курса

В основе построения лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. Основное время на занятиях занимает самостоятельное реше­ние детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируют­ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп­равлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение ре­шения задачи определенного вида. На этом этапе у детей форми­руется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возмож­ность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо разви­ты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и стара­тельностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому сла­бые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, кото­рые они могут решать успешно).

Ребенок на этих заняти­ях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:

а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;

б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.

В предлагаемом пособии создана сис­тема учебных заданий и задач, направленных на развитие позна­вательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных про­цессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и воз­можностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.

В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания ус­ловно можно разбить на несколько групп:

-задания на развитие внимания;

-задания на развитие памяти;

-задания на совершенствование воображения;

-задания на развитие логического мышления.


Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и це­лый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и рас­пределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формирова­нию таких жизненно важных умений, как умение целенаправлен­но сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, ре­шая двух - трехходовые задачи.


Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совер­шенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять спе­циальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти раз­личные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей уве­личивается объем зрительного и слухового запоминания, развива­ется смысловая память, восприятие и наблюдательность, заклады­вается основа для рационального использования сил и времени.


Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

-дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

-выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

-вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо на­чертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

-выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

-выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выяв­ления замаскированного рисунка;

-деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).


Задания, развивающие мышление

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгорит­мическими предписаниями (шаговое выполнение задания).


Тематическое планирование.

Тема

Количество занятий по годам обучения



1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1


Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.

5

5

5

5

2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания.

5

5

5

5

3

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

5

5

5

5

4

Тренировка памяти. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

5

5

5

5

5

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности

рассуждать.

5

5

5

5

6

Совершенствование воображения. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

4

5

5

5

7

Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

4

4

4

4

8

Итого

33ч

34ч

34ч

34ч










Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса


В результате изучения данного курса обучающиеся 1 класса получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результататов :

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий.

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Читать и пересказывать текст.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результатов:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

· Методическое пособие для учителя. Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). О.Холодова — М.: РОСТ — книга, 2011.





































Календарно – тематическое планирование

1 класс ( 33часа )

№ п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема занятия

Вид деятельности

Форма деятельности



Незнайка развивает познавательные способности. Игра «Выполни по образцу»

Игровая деятельность.

Познавательная игра.



Концентрируем внимание. Игра «Раскрась фигуру»

Познаватель-ная деятельность.

Игры на развитие внимания.



Буратино тренирует внимание. Игры «Составь новые слова» «Внимание»

Познаватель-ная деятельность.

Игры на развитие внимания.



Тренируем слуховую память. Игра «Найди фигуру»

Соревнование.

Игры на развитие памяти.



Тренируем зрительную память. Игра «Запомни и нарисуй»

Урок-игра.

Игры на развитие памяти.



Задания Красной Шапочки. Игра «Найди буквенную закономерность».

Игровая деятельность

Игры на развитие мышления.



Развиваем внимание. Игры «Найди разбойника» «Незаконченные рисунки»

Познаватель-ная деятельность

Игры на развитие внимания.



Развиваем логическое мышление. Угадай фамилии мальчиков. Игра «Найди лишнее»

Познаватель-ная деятельность

Игры и упражнения на развитие мышления.



Концентрируем внимание. Составляем новые слова. Игра «Сравни зайчиков»

Игровая деятельность

Игры и упражнения на развитие мышления и внимания.



Тренируем внимание. Найди отличия. Игра «Лабиринт»

Игровая деятельность

Игры на развитие внимания.



Золушка тренирует слуховую память. Игра «Найди слова в цепочках»

Игровая деятельность

Игры на развитие памяти.



Тренировка зрительной памяти. Игра «Составь новые слова» Ответь быстро на вопросы.

Игровая деятельность

Игры на развитие памяти.



Поиск закономерностей. Дорисуй недостающие фигуры. Игра «Магические треугольники»

Познаватель-ная деятельность

Игры и упражнения на развитие мышления.



Совершенствуем воображение. Игры «Помоги Винни-Пуху» «Художник».

Познаватель-ная деятельность

Игры и упражнения на развитие мышления и воображения.



Развиваем логическое мышление. Игра «Шифровальщики».

Игровая деятельность

Игры и упражнения на развитие мышления



Концентрируем внимание. Игры «Найди цыплёнка» «Лабиринт»

Игровая деятельность

Игры на развитие внимания.



Тренируем внимание. Расшифруй слова. Игра «Магический квадрат»

Игровая деятельность

Игры и упражнения на развитие мышления и внимания.



Тренируем слуховую память. Игры «Ответь быстро» «Так же, как…»

Игровая деятельность

Игры на развитие памяти.



Тренируем зрительную память. Запомни и нарисуй. Игра «Отгадай слово»

Игровая деятельность

Игры на развитие памяти, речи ,мышления.



Поиск закономерностей. Назови номер фигуры. Игра «Отгадай слово»

Познаватель-ная деятельность

Игры и упражнения на развитие мышления.



Совершенствуем воображение. Дорисуй маски. Игра «Разгадай кроссворд».

Познаватель-ная деятельность

Игры и упражнения на развитие мышления и воображения.



Развиваем логическое мышление. Кто длиннее всех? Отгадываем ребусы.

Игровая деятельность

Игры и упражнения на развитие мышления и внимания.



Концентрируем внимание. Найди одинаковые части. Игра «Наборщик».


Игровая деятельность

Игры и упражнения на развитие мышления и внимания.



Тренируем внимание. Произнеси слова наоборот. Игра «Отгадай сказочного героя».

Игровая деятельность

Игры на развитие внимания.



Тренируем слуховую память. Помоги Незнайке правильно написать слова. Игра «Составим новые слова».

Игровая деятельность

Игры на развитие памяти.



Тренируем зрительную память. Запомни и нарисуй. Отгадываем ребусы.

Игровая деятельность

Игры на развитие памяти.



Поиск закономерностей. Заполни пустые квадраты. Игра «Четвёртый лишний».

Познаватель-ная деятельность

Игры и упражнения на развитие мышления.



Совершенствуем воображение. Нарисуй слово схематично. Отгадываем кроссворды.

Познаватель-ная деятельность

Игры и упражнения на развитие мышления и воображения.



Развиваем логическое мышление. Игры «Помоги обезьянкам узнать своё имя» «Найди фигуру».

Игровая деятельность

Игры и упражнения на развитие мышления и внимания.



Концентрируем внимание. Игры «Кому звонил Чебурашка» «Зашифруй слова».

Игровая деятельность

Игры и упражнения на развитие мышления и внимания.



Тренируем слуховую память. Ответь на вопросы. Игра «Расшифруй пословицу».

Игровая деятельность

Игры на развитие памяти.



Тренируем зрительную память. Игра «Найди 10 отличий».

Игровая деятельность

Игры на развитие памяти.



Конкурс эрудитов.


Тестирование.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!