Вулканы – чудо природы
Цель исследования: изучить влияние вулканов на жизнь людей.
Задачи исследования:
-
Изучить что такое вулкан и узнать где они расположены;
-
Исследовать схему извергающегося вулкана и классификацию вулканов;
-
Узнать есть ли положительные последствия от вулканов;
-
Создать макет извержения вулкана на основе эксперимента.
Объект исследования: вулканы.
Предмет: влияние вулканов на жизнь людей;
Гипотезы исследования:
-
вулканы – это опасное явление и приносят только вред людям.
-
предположим, что вулканы можно создать в домашних условиях
и провести интересные опыты.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
-Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и одновременно грозном явлении природы, как вулкан
(слайд 1, 2)
Вулканы изучают ученые – вулканологи. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется»
(слайд 3).
Итак, приступаем к изучению вулканов.
- А вы знаете, почему вулкан назвали вулканом? (слайд 4)
Об этом вы узнаете, если внимательно будете меня слушать.
- Вы знаете, кого называют кузнецом?
Это люди, которые стоят у наковальни, бьют тяжелым молотом по железу, раздувают огонь в горне (слайд 5, 6) .
И вот, Богу по имени Вулкан, очень нравилось кузнечное дело. Он тоже любил стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу и раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посередине моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан» работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами. (слайд 7).
Как вы поняли из легенды, вулканы – это не простые, а необычные горы. В науке вулканом принято называть геологические образования, возникающие над каналами и трещинами в земной коре, по которым извергаются на земную поверхность лавы, горячие газы и обломки горных пород. А слово «вулкан» в древнеримской мифологии означает «Бог огня» (слайд 8).
-Сейчас мы заглянем внутрь вулкана. (слайд 9)
Пояснения по слайду:
лава из–под земли поднимается по жерлу вулкана и происходит выброс из кратера. Лава растекается по поверхности горы.
- Ребята, а вы знаете, какие бывают вулканы? Вулканы бывают действующие, спящие и потухшие (слайд 10).
- Как вы считаете, какой вулкан называется действующим? (ответы детей)
Действующий вулкан – когда идет извержение вулкана. Во время извержения вулкан похож на разбушевавшегося зверя.
- Какой вулкан называют спящим? (Ответы детей)
Спящий – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться, проснуться.
- Какие вулканы называют потухшими? (Ответы детей)
Это те вулканы, которые работали в далеком-далеком прошлом.
На дне океана тоже есть вулканы. Их называют подводными (слайд 11).
- Извержения вулканов очень опасны: они разрушают дома, сжигают посевы, уничтожают скот и угрожают жизни людей
(слайд 12,13).
Но несмотря на грозность вулканов, – они приносят пользу:
-
природные маяки;
-
образование горных пород;
-
в трещинах кратера отлагаются сера, нашатырь, борная кислота, которые применяются в различных отраслях промышленности;
-
вулканический пепел и лава содержат много калия и со временем превращаются в плодородные почвы;
-
образуются новые острова;
-
внутреннее тепло вулканов используется для обогрева жилых помещений и теплиц;
-
горячие источники вблизи вулканов обладают целебными свойствами и помогают в лечении разных заболеваний
(слайд 14, 15).
Самые знаменитые вулканы (слайд 16-21):
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ
- Ребята, а вы хотите увидеть извержение вулкана? Тогда сейчас мы с вами попробуем сами разбудить вулкан. Для этого нам понадобится: макет вулкана, большая тарелка, вода, пищевая сода, уксус, краситель или краска, моющее средство, пластилин.
Что делать? «Вулкан» помещаем в центре тарелки. С помощью пластилина тщательно законопатим все отверстия у основания, чтобы «лава» не просочилась под «вулкан».
Теперь готовим раствор. В стакан с водой капаем краситель или краску, чтобы получился насыщенный цвет и добавляем уксус. В кратер засыпаем соду. Теперь аккуратно вливаем разведенный уксус в кратер «вулкана». Моментально начнется бурное извержение!
Научное объяснение:
в результате этого химического опыта в реакцию нейтрализации вступили два вещества – сода и уксусная кислота. В процессе их взаимодействия происходит обильное выделение углекислого газа, который, пенясь, вырывается из раствора.
- Ребята, вам понравилась наша встреча? Что запомнилось больше всего?
Заключение
Главной целью работы было выяснить, каково влияние вулканов на окружающий мир. Проведя исследования по теме, мы выяснили, что извержение вулканов – это всегда стихийное бедствие для всего живого мира. Разрушаются города, гибнут люди.
Но гипотеза о том, что вулканы смертельно опасны и приносят лишь гибель живому миру, подтвердилась неполностью.
Польза от вулканов для людей тоже есть. Несмотря на огромный риск, люди продолжают жить и вести хозяйство на склонах вулканов, потому, что вулканический пепел способствует образованию плодородной почвы, богатой минералами, это улучшает рост растений. Благодаря вулканам образуются горные породы, из которых состоит земная кора. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения, очистители для воды, добывают серу. Из застывшей вулканической лавы – обсидиана делают ювелирные украшения. Из затвердевшей лавы строят дома. Вулканы доставляют нам из земных недр углерод, азот и другие газы, без которых жизнь на Земле невозможна. Пемза используется как шлифовальный материал. При выбросе лавы в водном пространстве рождаются пляжи и даже целые острова, пригодные для проживания.
Человечество не в силах предотвратить природные процессы извержения вулканов, сопровождающиеся сообщениями о стихийных бедствиях, но будем надеяться, что учёные-вулканологи будут постоянно углублять свои знания в этой области, и мы сможем избегать человеческих жертв и ущерба.
2