СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вулканы - окна вглубь Земли

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный проект: Создание модели действующего вулкана.

Просмотр содержимого документа
«Вулканы - окна вглубь Земли»

  1. Тема проекта: Окна вглубь нашей планеты.

  2. Состав проектной группы Салтынюк Илья, Сапожников Артур, Родькин Арсэн, Травкин Андрей

  3. Руководитель проекта Смирнова С.А.

  4. Описание ситуации, существующая проблема:

Многие из детей видели по телевизору или на видеороликах  в интернете такое завораживающее и необыкновенное зрелище, как извержение вулкана. Конечно, наблюдать вживую это проявление природной стихии весьма затруднительно и даже чрезвычайно опасно. Однако, вполне можно сделать макет вулкана своими руками и любоваться этой природной красотой в домашних условиях. С помощью такого макета легко можно продемонстрировать детям принцип работы вулканов. Макет можно будет использовать для эксперимента, а также как наглядное пособие для закрепления внешнего и внутреннего строения вулкана. 

  1. Цель проекта: Создать макет вулкана, демонстрирующий его извержение.

  2. Задачи проекта:

  • изучить внутреннее строение вулкана

  • рассмотреть вулканические горные породы

  • выяснить, кто заглядывает вглубь нашей планеты

  • выяснить, может ли человек создать искусственный вулкан в домашних условиях и какие химические вещества для этого нужны;

  • продумать технологию создания вулкана.

  1. Методы и средства достижения цели;

  2. Описание шагов выполнения проекта:

 1 этап – постановка целей и задач; планирование деятельности по решению задач проекта. 
 2 этап – изучение строения вулканов и вулканической деятельности;

 3 этап – рассмотрение горных пород магматического происхождения; 
 4 этап – знакомство с профессией вулканолог;

 5 этап – поиск информации: как создать искусственный вулкан в домашних условиях и какие химические вещества для этого нужны.

 6 этап – знакомство химическими веществами, необходимыми для создания макета, под руководством учителя химии;
 7 этап – выбор технологии создания макета и подбор необходимого технологического материала;

8 этап – изготовление макета вулкана.

  1. Результат проекта: макет вулкана, демонстрирующий его извержение.

  2. Информационные источники:

  1. Учебник географии: География. 5-6 классы. Алексеев А.И., Николина В.В. М. «Просвещение» 2014г.

  2. «Большая энциклопедия дошкольника»

  3. Википедия. ru.wikipedia.org/wiki/Вулканология

  4. http://fb.ru/article/164908/stroenie-vulkanov-vidyi-i-tipyi-vulkanov-chto-takoe-krater-vulkana

  5. http://сезоны-года.рф/вулканы.html

  6. http://mirznanii.com/a/24727/vulkany-tipy-stroenie-produkty-izverzheniya

  7. http://www.profguide.ru/professions/vulkanolog.html

  8. http://fb.ru/article/232698/kak-sdelat-vulkan-model-vulkana-svoimi-rukami

  9. http://chemistry-chemists.com/N4_2011/U11/ChemistryAndChemists_4_2011-U11.html





Что такое извержение? Это выброс газов и пепла, а также раскаленной лавы. Чтобы сымитировать процесс извержения, надо взять немножко порошка дихромата аммония. Он входит в состав наборов типа «Юный химик».Затем нужно соорудить из фольги маленькую воронку. погрузит ее в жерло и насыпать туда порошок. После этого надо порошок поджечь спичкой. Тут и начнется извержение. Из жерла будут вырываться зеленые хлопья пепла, они будут покрывать склон вулкана.


При проведении "извержения" также постарайтесь объяснить, что с помощью домашнего химического опыта мы только имитируем настоящее природное явление. Отдельного рассмотрения заслуживает и сама реакция. Предложите ребенку подумать и описать взаимодействие двух веществ. Полезно и сделать вывод с химическим объяснением проведенного опыта.

Вулканолог — специалист по вулканологии, занимающийся изучением вулканов. Вулканология - наука о причинах образования вулканов, их развитии, строении, составе продуктов извержений и закономерностях размещения на поверхности Земли. Профессия вулканолога овеяна духом романтики дальних экспедиций и стоит в одном ряду с такими интересными профессиями, как геолог, геофизик, океанолог. Профессия вулканолога требует особых знаний, физической выносливости и полной самоотдачи.

Особенности профессии

Современная вулканология призвана изучать вулканы не только с целью прогнозирования их извержений, но и использования энергии вулканического тепла для нужд народного хозяйства.

Наблюдение за действующими вулканами ведется круглосуточно сейсмическими станциями, которые фиксируют вулканические землетрясения — предвестники грядущих извержений. С научными и практическими целями изучаются структуры древних потухших вулканов. Эти исследования позволяют представить условия на нашей планете в период ее формирования миллиарды лет назад. Изучение следов движения расплавленной лавы из жерла вулкана в земную кору позволяет понять принцип образования месторождений полезных ископаемых — меди, железа, цинка.

Неоценима помощь вулканологов в момент извержения вулкана: следя за направлением пеплового шлейфа, изучая его химический состав, они выдают прогнозы метеослужбам и авиадиспетчерам, корректирующим траектории полета самолетов. Это обеспечивает безопасность полётов местных, российских и международных авиалиний.

Вулканологи также изучают гейзеры — фонтанирующие источники горячей воды, которые территориально расположены, как правило, вблизи вулканов.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы:

Несмотря на редкость профессии, вулканологи постоянно востребованы и пользуются спросом: на земле зарегистрировано более 1000 действующих вулканов. Как отметил профессор-вулканолог МГУ П. Плечов: «Миллиард лет вулканической деятельности на земле гарантирован».

В этой отрасли хорошо развито международное сотрудничество. Вулканологи всего мира объединенными усилиями изучают вулканы, совершенствуют методику и технологии исследований. Происходит постоянное общение и обмен опытом вулканологов всех стран мира на Всемирных вулканологических совещаниях.

В последние десятилетия стали возможны работы по грантам даже среди молодых специалистов-вулканологов.

Как правило, вулканы называют именами вулканологов, исследовавших их — вулкан Иванова, вулкан Кошелева, вулкан Попкова, гейзер Аверьевский. Есть реальная возможность увековечить своё имя в названии очередного вулкана или гейзера!

Минусы:

Высокая степень риска: изучение действующих вулканов проходит в условиях повышенной опасности - в окружении раскаленной лавы, удушливых газов и горячей пыли, постоянно подвергаясь опасности извержения. Для защиты вулканологи используют спецодежду - теплоизолирующую одежду и обувь, покрытую слоем алюминия или другого металла, отражающего тепло. На голову надевают  защитные каски. Для защиты от ядовитых газов предназначены противогазы и газовые маски.

Важные качества
  • физическая выносливость;

  • пространственное воображение;

  • аналитический ум;

  • наблюдательность;

  • внимание;

  • логическое мышление;

  • эмоционально-волевая устойчивость;

  • хороший слух и зрение.

Где учат

Вулканологи в России — это штучные специалисты. В Москве профессию вулканолога можно получить на геологическом факультете МГУ им. Ломоносова и Санкт-Петербургском ГУ, кафедре «Петрология и вулканология» — это главные  центры изучения вулканов в России. А также на кафедре «Геоморфологии и палеогеографии» географического факультета и на отделении механики механико-математического факультета.

Школьникам, интересующимся вулканами, будут интересны занятия в геологической школе МГУ, где 2 раза в неделю проводятся бесплатные занятия, а также в открытом лектории геологического факультета МГУ.

В других городах специализацию вулканолога можно получить на геологоразведочных факультетах университетов или технических ВУЗов.  Чаще всего вулканологами становятся геологи и геофизики.

Оплата труда

Зарплата вулканологов находится на уровне зарплаты научного сотрудника с доплатой районных коэффициентов и других надбавок  за полевые работы в районе объектов исследований — на Камчатке, Кавказе, Урале или за границей. Младший научный сотрудник получает, как правило, порядка 15 тысяч рублей.

В последние десятилетия многие молодые ученые-вулканолги получают гранты, превышающие  зарплату в несколько раз.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!