СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Введение и реализация обновленных ФГОС на уроках иностранных языков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад выступления на РМО от 28.03.2023 г.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Введение и реализация обновленных ФГОС на уроках иностранных языков"»

Выступление на РМО учителей русского языка, литературы

и иностранных языков 28 марта 2023 года


Многие учителя иностранных языков с опаской ждали перехода на новый Федеральный государственный образовательный стандарт, который с 1 сентября 2022 года внедряется в образование. Так ли он «страшен» на самом деле и как теперь учить школьников иностранному языку.

ФГОС – это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований к программам образования.

Основными задачами ФГОС являются: создание единого образовательного пространства по всей Российской Федерации и обеспечение преемственности образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Чем новые стандарты принципиально отличаются от тех, что действуют сейчас? Почему нужно было их менять? Что не устраивало?

Ошибки прошлого ФГОСа

В рамках ФГОС, разработанных в 2010-х, каждый учитель постоянно сталкивался с ситуацией, когда он и «швец, и жнец, и на дуде игрец», отмечает Дмитрий Метелкин (заместитель директора Института стратегии развития образования РАО). Происходило это потому, что этот документ оказался чисто декларативным и не мог использоваться как реальный инструмент — ни педагогами, ни администраторами, ни экспертами по контролю за реализацией программ.

Существуют четыре ключевых компонента ФГОС, на которых должен строиться учебный процесс:

  • примерные образовательные программы;

  • основные образовательные программы;

  • учебная и учебно-методическая литература;

  • КИМы и задания национальных исследований в области качества.

Оказалось, что эти компоненты живут отдельной жизнью, часто не только не совпадая, но и вступая друг с другом в конфликт. 

В итоге ФГОС для многих преподавателей стали своего рода профессиональным вызовом, возложив на них множество функций: 

  • учитель — автор и исполнитель образовательной программы;

  • учитель — проектировщик учебного процесса и методист;

  • учитель — специалист по межпредметным связям и метапредметным компетенциям;

  • учитель — эксперт по личностному развитию.

Однако далеко не у всех педагогов достаточно сил, времени и компетенций, чтобы воплощать все задачи одновременно. 

Разработчики новых федеральных стандартов постарались исправить недочеты, которые были в прежнем документе, и синхронизировать работу главных звеньев образовательного процесса.

Основные изменения, внесённые в обновлённые ФГОС НОО и ООО:

1) Впервые вводится ФГОС НОО и ООО (1-9 классы) одновременно.

2) Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения перед учениками и родителями.

3) Сделан акцент на развитие метапредметных и личностных навыков.

4) Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи и т.д.).

5) Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков.

6) Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и т.д.).

7) Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения.

8) Содержание тем по новым ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее допускалось).

9) Вводится предмет «Функциональная грамотность», как одна из составляющих на уроках.

10) Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ.

11) Расширяются возможности для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания.

12) Школы имеют право обучать детей на родном языке, то есть на любом языке Российской Федерации.

13) Прописана процедура оценки качества образования.

14) Прописана возможность реализации системы образования через семейное обучение, когда семьи могут самостоятельно выбрать для своего ребёнка образовательный маршрут.

15) Обеспечение доступа к информационно-образовательной среде образовательной организации, в том числе электронной.

16) Введены единые требования к составлению рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности.

17) Определено базовое содержание программы воспитания.

18) Уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Что же касается иностранного языка:

1) Предметные результаты по учебным предметам «Иностранный язык» и «Второй иностранный язык» детализированы и конкретизированы отдельно;

2) Конкретизировано содержание речи (приведён список тем для освоения основных видов речевой деятельности);

3) Каждый вид речевой деятельности детализирован отдельно;

4) Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках обеих дисциплин (правильно структурировать предложения, уметь вести диалоги разных видов, воспринимать информацию на слух, читать и понимать аутентичные тексты, создавать небольшие письменные высказывания, применять в речи правила словообразования, классифицировать и сравнивать объекты, прогнозировать трудности и преодолевать их при решении коммуникативной задачи и т.д.).

В стандартах появился значительный блок о развитии цифровых компетенций у обучающихся и использовании цифровых ресурсов в образовательном процессе.

Предполагается, что технологии помогут повысить качество результатов обучения. Главное – использовать их разумно и безопасно.

Педагог должен указывать в рабочей программе, для чего планирует использовать цифровые ресурсы и для изучения каких тем.

Учащиеся должны уметь использовать технологии для обучения. Например, искать информацию на электронных ресурсах, готовить презентации.

Также важно транслировать правила безопасного поведения: учитель должен сам соблюдать правила цифровой безопасности и работы с данными и научить этому учеников.

Заключение

В новых стандартах 3 поколения учтены недочеты, которые были в прежнем документе и конкретизированы некоторые формулировки. Конкретизация в обновленных ФГОС по иностранным языкам определена в разных требованиях к обучению первому и второму иностранным языкам. Стандарт уточняет, при каких условиях вводится обучение второго иностранного языка в школе.

В ФГОСе изменились требования к планируемым результатам, которые учащиеся должны достичь при изучении первого иностранного языка. Требования касаются развитых навыков во всех видах речевой деятельности: говорении, аудировании, смысловом чтении, письменной речи, фонетике, орфографии и пунктуации (всего 12 требований), а также количественных нормативов (употребление в устной и письменной речи не менее 1350 изученных лексических единиц).

ФГОС 3 поколения окончательно вступили в силу осенью 2022-2023 учебного года. Обновленные федеральные государственные образовательные стандарты будут соответствовать положениям закона «Об образовании в Российской Федерации», устанавливать вариативность сроков программ и детально описывать условия их реализации, систематизировать и уточнять требования к планируемым результатам, оптимизировать требования к основной образовательной и рабочей программам.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!