Занятие №1 Введение
Устройство автомобиля
КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ
- По назначению автомобильный подвижный состав подразделяют на грузовой,
и специальный.
пассажирский
Грузовые автомобили разделяют по разрешенной максимальной массе на 7 классов
Легковые автомобили разделяют по рабочему объему цилиндров на 5 классов
Автобусы – это пассажирские автомобили с числом мест свыше восьми, разделяются на 5 классов по габаритной длине
По приспособленности к дорожным условиям различают автомобили обычной и повышенной проходимости.
Автомобили по общему числу колес и ведущих колес условно обозначают колесной формулой (4х2, 4х4, 6х4, 6х6 и т.д.), где первая цифра — число колес автомобиля,
вторая — число ведущих колес. Каждое сдвоенное колесо считается как одно целое.
Технические характеристики базовых автомобилей
1.1. Общее устройство автомобиля.
Автомобиль состоит из трех основных частей:
- кузова,
- Шасси,
- двигателя.
Кузов предназначен для размещения водителя, пассажиров и груза.
У автобусов и легковых автомобилей кузовом является салон, в котором находятся водитель и пассажиры.
У грузовых автомобилей кузов состоит из кабины, служащей рабочим местом водителя, и платформы для перевозки грузов, а также пассажиров (при бортовой платформе).
Грузовой автомобиль с дизельным двигателем
Легковой автомобиль с бензиновым двигателем
Шасси состоят из трех механизмов:
- трансмиссии,
- ходовой части
- механизмов управления (рис. 1.1).
Трансмиссия передает крутящий момент от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам автомобиля. В ее состав входят: муфта сцепления 3, коробка передач 4, карданная передача 5, главная передача 6, дифференциал 7, приводные валы колес.
Ходовая часть автомобиля включает в себя раму 10, подвески 2 и 8, амортизаторы, колеса 1 и 9 переднюю ось и кожух заднего моста.
К механизмам управления автомобиля относят тормоза и рулевое управление 11.
Рис. 1.1. Расположение основных механизмов автомобиля:
1 — управляемое колесо; 2 — передняя подвеска; 3 — муфта сцепления;
4 — коробка передач; 5 — карданная передача; 6 — главная передача;
7 — дифференциал; 8 — задняя подвеска; 9 — ведущее колесо;
10 — рама;
11 — рулевое управление; 12 — двигатель
Тормоза предназначены для уменьшения скорости движения автомобиля и его полной остановки.
Рулевое управление служит для изменения направления движения автомобиля.
Двигатель — силовая установка, преобразующая тепловую энергию в механическую работу.
1.2. Общие сведения о двигателях.
В автомобилях применяют поршневые двигатели, называемые двигателями внутреннего сгорания.
В таких двигателях теплота, выделяемая при сгорании топлива, преобразуется в механическую работу.
Автомобильные двигатели внутреннего сгорания классифицируют по следующим признакам:
а) по назначению
- транспортные
- стационарные.
Транспортные двигатели устанавливаются на автомобилях, а также на различных самоходных машинах.
Стационарные двигатели предназначены для работы на стационарных силовых установках;
б) способу осуществления рабочего цикла
- четырехтактные
- двухтактные.
Общий вид двигателя автомобиля
На всех современных автомобилях устанавливают четырехтактные двигатели.
Двухтактные двигатели применяют в основном на маломощных транспортных средствах (мотоциклах и мотоколясках);
в) способу смесеобразования
- с внешним (карбюраторные)
- внутренним (дизели) смесеобразованием.
В карбюраторных двигателях горючая смесь образуется из паров бензина или горючих газов и воздуха в специальном приборе, называемом карбюратором, и в готовом виде подается в цилиндры двигателя.
В дизелях жидкое топливо под большим давлением впрыскивается- в цилиндры, где происходит его распыливание, испарение и воспламенение;
г) способу воспламенения рабочей смеси
- с воспламенением от электрической искры (карбюраторные и газовые)
- с воспламенением под действием высокой температуры, возникающей при сильном сжатии воздуха (дизели);
д) виду применяемого топлива двигатели подразделяют на две основные группы:
- работающие на жидком топливе
- работающие на сжатых и сжиженных газах.
Кроме того, в первой группе выделяют двигатели, работающие на легких сортах жидкого топлива (бензины, бензолы, керосины, лигроины и спирты) и на тяжелых сортах жидкого топлива (дизельное топливо);
е) по числу цилиндров;
ж) по расположению цилиндров:
- однорядные — с вертикальным расположением цилиндров;
- V-образные — с расположением цилиндров под углом 90°;
- оппозитные — с расположением цилиндров под углом 180°;
з) по способу наполнения цилиндров свежим зарядом:
- двигатели без наддува
- двигатели с наддувом;
и) по способу охлаждения — отвод излишней теплоты может осуществляться:
- при помощи охлаждающей жидкости,
- путем обдува цилиндров воздухом.
1.3. Общее устройство двигателя.
Поршневые двигатели внутреннего сгорания имеют в своем составе два механизма:
- кривошипно-шатунный
- газораспределительный,
а также системы:
- охлаждения,
- питания,
- зажигания и пуска
- смазочную.
Общее устройство двигателя
Кривошипно-шатунный механизм предназначен для восприятия силы взрыва газов и преобразования прямолинейного возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала.
Основными деталями кривошипно-шатунного механизма являются:
- блок цилиндров,
- головка блока цилиндров,
- картер,
- поддон картера,
- коленчатый вал,
- шатуны,
- поршни,
- поршневые кольца,
- поршневые пальцы
- маховик.
Газораспределительный механизм служит для своевременного впуска в цилиндры горючей смеси и для выпуска отработавших газов.
К газораспределительному механизму относятся:
- распределительный вал,
- толкатели,
- штанги,
- ось коромысел,
- коромысла,
- клапаны,
- пружины клапанов с деталями их крепления на стержнях клапанов.
Система охлаждения двигателя предназначена для отвода излишней теплоты и поддержания температурного режима в пределах 80...95 °С.
Существуют системы охлаждения двигателей с жидкостным отводом теплоты в окружающую среду
и воздушные, где излишняя теплота отводится от цилиндров двигателя путем обдува их воздухом.
Жидкостная система охлаждения двигателя
Жидкостная система охлаждения имеет:
- радиатор,
- водяной насос,
- термостат,
- рубашку охлаждения цилиндров
- жалюзи радиатора.
Смазочная система двигателя предназначена для подачи масла к движущимся деталям, удаления продуктов трения с трущихся поверхностей и частичного охлаждения трущихся деталей.
Основными приборами смазочной системы являются
- масляный насос с маслоприемником,
- фильтры очистки масла,
- масляные радиаторы,
- детали системы вентиляции картера двигателя,
- магистрали и трубопроводы.
Система питания карбюраторных двигателей служит для приготовления горючей смеси вне цилиндров двигателя и подачи ее в цилиндры.
Основными приборами системы являются
- топливный бак,
- фильтры грубой и тонкой очистки,
Система питания карбюраторных двигателей
- топливный насос,
- карбюратор,
- воздушный фильтр,
- впускные и выпускные трубы,
- глушитель.
К системе питания дизеля относятся
- топливный бак,
- фильтры топлива грубой и тонкой очистки,
- подкачивающий насос низкого давления,
- топливный насос высокого давления,
- форсунки,
- воздушный фильтр,
- выпускные трубы,
- труба глушителя и глушитель.
Система зажигания предназначена для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах двигателя.
У дизелей система зажигания отсутствует, так как воспламенение горючей смеси происходит под действием высокой температуры воздуха в результате сильного сжатия.
Система пуска включает приборы, облегчающие пуск двигателя.
1.4. Основные параметры двигателя.
К основным параметрам двигателя относятся:
• мертвые точки — крайние положения поршня в цилиндре двигателя, в которых поршень изменяет направление своего движения. Различают верхнюю мертвую точку (ВМТ) и нижнюю мертвую точку (НМТ);
• ход поршня — путь, проходимый поршнем от одной мертвой точки до другой;
• рабочий цикл двигателя — совокупность процессов, при которых тепловая энергия превращается в механическую работу;
• такт — часть рабочего цикла, который происходит за один ход поршня;
• объем камеры сгорания , или объем сжатия — пространство над поршнем при нахождении поршня в верхней мертвой точке;
• рабочий объем цилиндра — пространство, освобождаемое поршнем при движении от верхней к нижней мертвой точке;
• полный объем цилиндра — сумма объема камеры сгорания и рабочего объема цилиндра;
• рабочий объем двигателя — сумма рабочих объемов всех цилиндров двигателя, выраженная в литрах;
• степень сжатия — отношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания. Степень сжатия показывает, во сколько раз сжимается рабочая смесь в цилиндре двигателя;
• количество тактов, при которых происходит преобразование тепловой энергии в механическую работу. Различают двигатели четырехтактные и двухтактные. Четырехтактным называется двигатель, у которого рабочий процесс совершается за четыре хода поршня (или за два оборота коленчатого вала). Двухтактным называется двигатель, у которого рабочий процесс совершается за два хода поршня (или за один оборот коленчатого вала).
Внутренние объемы цилиндра:
- Рабочий объем цилиндра, Vh:
- Полный объем цилиндра, Va:
Основные показатели работы двигателя
- Крутящий момент – это произведение силы ,вращающей кривошип на радиус кривошипа. Крутящим момент выражается в ньтонаметрах (Н*м).
- Индикаторная мощность – это мощность которая развивается газами внутри цилиндра работающего двигателя.
Основные показатели работы двигателя
- Эффективная мощность – это мощность которая передается коленчатым валом на привод ведущих колес и рабочего оборудования трактора ,автомобиля.
Основные показатели работы двигателя
- Эффективный коэффициент полезного действия – отношение количества теплоты , превращенной в механическую работу к количеству теплоты ,содержащейся в топливе. У дизельных двигателей коэффициент находится в пределах 32..40 %, а у карбюраторных 24..28 %. Остальная теплота отводится системой охлаждения (20..30%) и отработанными газами (25..35%).
Основные показатели работы двигателя
- Механический коэффициент полезного действия – отношение эффективной мощности к индикаторной. Составляет 80..90 % и зависит от качества сборки и регулировки двигателя.
Основные показатели работы двигателя
- Удельный расход топлива – расход топлива на единицу эффективной мощности (г/кВт ч).
Видео
Общие сведения об устройстве автомобиля
Смотреть
Видео
Общее устройство
легкового автомобиля.
Смотреть
Видео
Общее устройство
грузового автомобиля
Смотреть