СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вводное занятие по русскому языку "№3 ОГЭ и №26 ЕГЭ: сходства и различия".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку позволит провести параллель между заданиями № 3 ОГЭ и  № 26 ЕГЭ. Провести первый вводный урок в 10 классе по теме "Художественные средста выразительности". 

Просмотр содержимого документа
«Вводное занятие по русскому языку "№3 ОГЭ и №26 ЕГЭ: сходства и различия".»

№ 26  № 3

26

3

№ 3. ОГЭ. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?   1) Снежинки вдруг закружились в таком танце, что через несколько минут началась настоящая пурга, вскоре перешедшая в большой буран. 2) А утром, пробив дыру на свободу, мы отправились домой. 3) Но я даже не подал виду. 4) А она погладила меня по голове и ушла, чтобы лечь.

3. ОГЭ. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?

1) Снежинки вдруг закружились в таком танце, что через несколько минут началась настоящая пурга, вскоре перешедшая в большой буран.

2) А утром, пробив дыру на свободу, мы отправились домой.

3) Но я даже не подал виду.

4) А она погладила меня по голове и ушла, чтобы лечь.

№ 3. ОГЭ. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?   1) Снежинки вдруг закружились в таком танце, что через несколько минут началась настоящая пурга, вскоре перешедшая в большой буран. 2) А утром, пробив дыру на свободу, мы отправились домой. 3) Но я даже не подал виду. 4) А она погладила меня по голове и ушла, чтобы лечь.

3. ОГЭ. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?

1) Снежинки вдруг закружились в таком танце, что через несколько минут началась настоящая пурга, вскоре перешедшая в большой буран.

2) А утром, пробив дыру на свободу, мы отправились домой.

3) Но я даже не подал виду.

4) А она погладила меня по голове и ушла, чтобы лечь.

НЕ ПОДАТЬ ВИДУ.  Разг. Ничем не  обнаруживать своих мыслей, чувств,  намерений, желаний.   Он нарочно пошевелился и что-то  погромче пробормотал, чтоб и  виду  не подать , что прячется.  (Достоевский. Преступление и наказание). 

НЕ ПОДАТЬ ВИДУ.  Разг. Ничем не 

обнаруживать своих мыслей, чувств, 

намерений, желаний. 

Он нарочно пошевелился и что-то 

погромче пробормотал, чтоб и  виду 

не подать , что прячется.

(Достоевский. Преступление и наказание). 

№ 3. ОГЭ. Укажите предложение, в котором не использован фразеологизм.     1) Однажды я на своей шкуре испытал, насколько непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик. 2) На уроках немецкого я чувствовал себя принцем. 3) Я с детства хорошо знал язык, и наша «немка» Елена Францевна души во мне не чаяла и никогда не спрашивала у меня уроков. 4) Вдруг ни с того ни с сего она вызвала меня к доске.

3. ОГЭ. Укажите предложение, в котором не использован фразеологизм.

  1) Однажды я на своей шкуре испытал, насколько непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик.

2) На уроках немецкого я чувствовал себя принцем.

3) Я с детства хорошо знал язык, и наша «немка» Елена Францевна души во мне не чаяла и никогда не спрашивала у меня уроков.

4) Вдруг ни с того ни с сего она вызвала меня к доске.

№ 3. ОГЭ. Укажите предложение, в котором не использован фразеологизм.     1) Однажды я на своей шкуре испытал, насколько непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик. 2) На уроках немецкого я чувствовал себя принцем. 3) Я с детства хорошо знал язык, и наша «немка» Елена Францевна души во мне не чаяла и никогда не спрашивала у меня уроков. 4) Вдруг ни с того ни с сего она вызвала меня к доске.

3. ОГЭ. Укажите предложение, в котором не использован фразеологизм.

  1) Однажды я на своей шкуре испытал, насколько непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик.

2) На уроках немецкого я чувствовал себя принцем.

3) Я с детства хорошо знал язык, и наша «немка» Елена Францевна души во мне не чаяла и никогда не спрашивала у меня уроков.

4) Вдруг ни с того ни с сего она вызвала меня к доске.

№ 3. ОГЭ. Укажите предложение, в котором не использован фразеологизм.     1) Однажды я на своей шкуре испытал , насколько непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик. 2) На уроках немецкого я чувствовал себя принцем . 3) Я с детства хорошо знал язык, и наша «немка» Елена Францевна души во мне не чаяла и никогда не спрашивала у меня уроков. 4) Вдруг ни с того ни с сего она вызвала меня к доске.

3. ОГЭ. Укажите предложение, в котором не использован фразеологизм.

  1) Однажды я на своей шкуре испытал , насколько непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик.

2) На уроках немецкого я чувствовал себя принцем .

3) Я с детства хорошо знал язык, и наша «немка» Елена Францевна души во мне не чаяла и никогда не спрашивала у меня уроков.

4) Вдруг ни с того ни с сего она вызвала меня к доске.

№ 3. ОГЭ. Укажите предложение, в котором не использован фразеологизм.     1) Однажды я на своей шкуре испытал , насколько непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик. (Убедился). 3) Я с детства хорошо знал язык, и наша «немка» Елена Францевна души во мне не чаяла и никогда не спрашивала у меня уроков. (Любила. Обожала). 4) Вдруг ни с того ни с сего она вызвала меня к доске. (Неожиданно, без видимых причин, неизвестно откуда, почему.)

3. ОГЭ. Укажите предложение, в котором не использован фразеологизм.

  1) Однажды я на своей шкуре испытал , насколько непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик. (Убедился).

3) Я с детства хорошо знал язык, и наша «немка» Елена Францевна души во мне не чаяла и никогда не спрашивала у меня уроков. (Любила. Обожала).

4) Вдруг ни с того ни с сего она вызвала меня к доске. (Неожиданно, без видимых причин, неизвестно откуда, почему.)

  4) Вдруг ни с того _ни с сего она вызвала меня к доске.

  4) Вдруг ни с того _ни с сего она вызвала меня к доске.

Фразеологизмы с НИ. Не путай с повторяющимся   Ни слуху ни духу Ни дать ни взять Ни стать ни сесть Ни вперед ни назад Ни свет ни заря Ни жив ни мертв Ни рыба ни мясо Ни себе ни людям Ни два ни полтора Ни шатко ни валко Ни пуха ни пера союзом при однородных членах.

Фразеологизмы с НИ.

Не путай

с повторяющимся

  •   Ни слуху ни духу
  • Ни дать ни взять
  • Ни стать ни сесть
  • Ни вперед ни назад
  • Ни свет ни заря
  • Ни жив ни мертв
  • Ни рыба ни мясо
  • Ни себе ни людям
  • Ни два ни полтора
  • Ни шатко ни валко
  • Ни пуха ни пера

союзом

при

однородных

членах.

26 ЕГЭ. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка .

«Статья А. С. Грина меньше всего похожа на дежурную юбилейную речь. А. С. Грин говорит о «наболевшем» и в полемике с неназванными, но реальными противниками блестяще использует троп — (А)_____ («прелестная улыбка» в предложении 18, «гигантский труд» и «великий пейзаж» в предложении 26). Он не записывает заранее заготовленные, «отглаженные» фразы, а ищет непосредственно в процессе письма способы точно выразить мысль. Поэтому здесь использован троп — (Б)_____ (например, «повернуться спиной к своему собственному восторгу и поставить над вчерашним днём подлинного искусства вопросительный знак» в предложении 2; «„искусство” приняло форму футбольных мячей, перебрасываемых с задней мыслью» в предложении 26) — и лексическое средство выразительности — (В)_____ («краток, мгновенен» в предложении 15). Синтаксический приём — (Г)_____ (предложения 20–23) — помогает автору ярче передать свои мысли».

Список терминов:

1) фразеологизмы

2) гипербола

3) синонимы

4) развёрнутые метафоры

5) вопросно-ответная форма изложения

6) эпитеты

7) анафора

8) диалектизм

9) парцелляция

26 ЕГЭ. Прочитайте фрагмент рецензии . В нём рассматриваются языковые особенности текста . Некоторые термины , использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка .

«Статья А. С. Грина меньше всего похожа на дежурную юбилейную речь. А. С. Грин говорит о «наболевшем» и в полемике с неназванными, но реальными противниками блестяще использует троп — (А)_____ («прелестная улыбка» в предложении 18, «гигантский труд» и «великий пейзаж» в предложении 26). Он не записывает заранее заготовленные, «отглаженные» фразы, а ищет непосредственно в процессе письма способы точно выразить мысль. Поэтому здесь использован троп — (Б)_____ (например, «повернуться спиной к своему собственному восторгу и поставить над вчерашним днём подлинного искусства вопросительный знак» в предложении 2; «„искусство” приняло форму футбольных мячей, перебрасываемых с задней мыслью» в предложении 26) — и лексическое средство выразительности — (В)_____ («краток, мгновенен» в предложении 15). Синтаксический приём — (Г)_____ (предложения 20–23) — помогает автору ярче передать свои мысли».

Список терминов:

1) фразеологизмы

2) гипербола

3) синонимы

4) развёрнутые метафоры

5) вопросно-ответная форма изложения

6) эпитеты

7) анафора

8) диалектизм

9) парцелляция

26 ЕГЭ. Прочитайте фрагмент рецензии . В нём рассматриваются языковые особенности текста . Некоторые термины , использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка .

«Статья А. С. Грина меньше всего похожа на дежурную юбилейную речь. А. С. Грин говорит о «наболевшем» и в полемике с неназванными, но реальными противниками блестяще использует троп — (А)_____ («прелестная улыбка» в предложении 18, «гигантский труд» и «великий пейзаж» в предложении 26). Он не записывает заранее заготовленные, «отглаженные» фразы, а ищет непосредственно в процессе письма способы точно выразить мысль. Поэтому здесь использован троп — (Б)_____ (например, «повернуться спиной к своему собственному восторгу и поставить над вчерашним днём подлинного искусства вопросительный знак» в предложении 2; «„искусство” приняло форму футбольных мячей, перебрасываемых с задней мыслью» в предложении 26) — и лексическое средство выразительности — (В)_____ («краток, мгновенен» в предложении 15). Синтаксический приём — (Г)_____ (предложения 20–23) — помогает автору ярче передать свои мысли».

Список терминов:

1) фразеологизмы

2) гипербола

3) синонимы

4) развёрнутые метафоры

5) вопросно-ответная форма изложения

6) эпитеты

7) анафора

8) диалектизм

9) парцелляция

№ 26 ЕГЭ. Прочитайте фрагмент рецензии . В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. РЕЦЕНЗИЯ,  -и;  ж.  [от лат. recensio - рассмотрение] Официальный письменный отзыв, содержащий анализ и оценку какого-л. научного сочинения, произведения искусства.  Написать, опубликовать, зачитать рецензию.   Р. на спектакль, на дипломную работу.   Хвалебная, критическая р.   Газетная, журнальная р.  

№ 26 ЕГЭ. Прочитайте фрагмент рецензии . В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

РЕЦЕНЗИЯ,  -и;  ж.  [от лат. recensio - рассмотрение] Официальный письменный отзыв, содержащий анализ и оценку какого-л. научного сочинения, произведения искусства.  Написать, опубликовать, зачитать рецензию.   Р. на спектакль, на дипломную работу.   Хвалебная, критическая р.   Газетная, журнальная р.  

26 ЕГЭ. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста . Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка .

«Статья А. С. Грина меньше всего похожа на дежурную юбилейную речь. А. С. Грин говорит о «наболевшем» и в полемике с неназванными, но реальными противниками блестяще использует троп — (А)_____ («прелестная улыбка» в предложении 18, «гигантский труд» и «великий пейзаж» в предложении 26). Он не записывает заранее заготовленные, «отглаженные» фразы, а ищет непосредственно в процессе письма способы точно выразить мысль. Поэтому здесь использован троп — (Б)_____ (например, «повернуться спиной к своему собственному восторгу и поставить над вчерашним днём подлинного искусства вопросительный знак» в предложении 2; «„искусство” приняло форму футбольных мячей, перебрасываемых с задней мыслью» в предложении 26) — и лексическое средство выразительности — (В)_____ («краток, мгновенен» в предложении 15). Синтаксический приём — (Г)_____ (предложения 20–23) — помогает автору ярче передать свои мысли».

26 ЕГЭ. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста . Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка .

«Статья А. С. Грина меньше всего похожа на дежурную юбилейную речь. А. С. Грин говорит о «наболевшем» и в полемике с неназванными, но реальными противниками блестяще использует троп  — (А)_____ («прелестная улыбка» в предложении 18, «гигантский труд» и «великий пейзаж» в предложении 26). Он не записывает заранее заготовленные, «отглаженные» фразы, а ищет непосредственно в процессе письма способы точно выразить мысль. Поэтому здесь использован троп  — (Б)_____ (например, «повернуться спиной к своему собственному восторгу и поставить над вчерашним днём подлинного искусства вопросительный знак» в предложении 2; «„искусство” приняло форму футбольных мячей, перебрасываемых с задней мыслью» в предложении 26) — и лексическое средство выразительности  — (В)_____ («краток, мгновенен» в предложении 15). Синтаксический приём  — (Г)_____ (предложения 20–23) — помогает автору ярче передать свои мысли».

26 ЕГЭ. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста . Некоторые термины , использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка .

Список терминов:

1) фразеологизмы

2) гипербола

3) синонимы

4) развёрнутые метафоры

5) вопросно-ответная форма изложения

6) эпитеты

7) анафора

8) диалектизм

9) парцелляция

«Статья А. С. Грина меньше всего похожа на дежурную юбилейную речь. А. С. Грин говорит о «наболевшем» и в полемике с неназванными, но реальными противниками блестяще использует троп  — (А)_____ («прелестная улыбка» в предложении 18, «гигантский труд» и «великий пейзаж» в предложении 26). Он не записывает заранее заготовленные, «отглаженные» фразы, а ищет непосредственно в процессе письма способы точно выразить мысль. Поэтому здесь использован троп  — (Б)_____ (например, «повернуться спиной к своему собственному восторгу и поставить над вчерашним днём подлинного искусства вопросительный знак» в предложении 2; «„искусство” приняло форму футбольных мячей, перебрасываемых с задней мыслью» в предложении 26) — и лексическое средство выразительности  — (В)_____ («краток, мгновенен» в предложении 15). Синтаксический приём  — (Г)_____ (предложения 20–23) — помогает автору ярче передать свои мысли».

Вспомнить все тропы, изученные в основной школе (проверяемые на ОГЭ). Познакомиться с параграфом 3 учебника. Выучить определения новых художественных средств (метонимия, перефраза). Прорешать на сайте «Решу ОГЭ» задание №3 (один подход по 10). Записать в тетрадь 11 фразеологизмов с НИ, озвученных на уроке.
  • Вспомнить все тропы, изученные в основной школе (проверяемые на ОГЭ).
  • Познакомиться с параграфом 3 учебника.
  • Выучить определения новых художественных средств (метонимия, перефраза).
  • Прорешать на сайте «Решу ОГЭ» задание №3 (один подход по 10).
  • Записать в тетрадь 11 фразеологизмов с НИ, озвученных на уроке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!