СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вводный инструктаж по ТБ. Органическая химия – химия соединений углерода. Органические вещества в природе и жизни человека. Основные положения теории химического строения А.М. Бутлерова и ее значение для развития науки. Гомологи и изомеры

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вводный инструктаж по ТБ. Органическая химия – химия соединений углерода. Органические вещества в природе и жизни человека. Основные положения теории химического строения А.М. Бутлерова и ее значение для развития науки. Гомологи и изомеры

Просмотр содержимого документа
«Вводный инструктаж по ТБ. Органическая химия – химия соединений углерода. Органические вещества в природе и жизни человека. Основные положения теории химического строения А.М. Бутлерова и ее значение для развития науки. Гомологи и изомеры»

Вводный инструктаж по ТБ. Общие положения  1. Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для учащихся, работающих в кабинете химии.  2. К проведению работы в кабинете химии допускаются учащиеся с 8-го класса, прошедшие медицинский осмотр.  3. Вредными и опасными производственными факторами при проведении лабораторных и практических работ могут быть: химические ожоги при работе с химреактивами; термические ожоги при работе с нагревательными приборами; порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой; отравления токсичными веществами.

Вводный инструктаж по ТБ.

  • Общие положения 1. Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для учащихся, работающих в кабинете химии. 2. К проведению работы в кабинете химии допускаются учащиеся с 8-го класса, прошедшие медицинский осмотр. 3. Вредными и опасными производственными факторами при проведении лабораторных и практических работ могут быть:
  • химические ожоги при работе с химреактивами;
  • термические ожоги при работе с нагревательными приборами;
  • порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой;
  • отравления токсичными веществами.
Вводный инструктаж по ТБ. 4. Вход в кабинет химии только по приглашению учителя, без верхней одежды и в сменной обуви.  5. Допуск посторонних лиц в кабинет в момент проведения занятий возможен только по разрешению учителя.  6. Проходы между столами не должны загромождаться портфелями, сумками.  7. В лаборатории нельзя работать при плохом самочувствии.  8. При получении травмы (порезы, ожоги и т. п.), а также при плохом самочувствии учащиеся должны немедленно сообщить об этом учителю.  9. Нельзя вносить в кабинет и выносить из него какие-либо вещества без ведома учителя.

Вводный инструктаж по ТБ.

  • 4. Вход в кабинет химии только по приглашению учителя, без верхней одежды и в сменной обуви. 5. Допуск посторонних лиц в кабинет в момент проведения занятий возможен только по разрешению учителя. 6. Проходы между столами не должны загромождаться портфелями, сумками. 7. В лаборатории нельзя работать при плохом самочувствии. 8. При получении травмы (порезы, ожоги и т. п.), а также при плохом самочувствии учащиеся должны немедленно сообщить об этом учителю. 9. Нельзя вносить в кабинет и выносить из него какие-либо вещества без ведома учителя.
Вводный инструктаж по ТБ . Требования безопасности перед началом работы  1. Перед началом работы необходимо изучить по учебнику порядок ее проведения. Учащиеся в соответствии с инструкцией учителя подготавливают рабочее место, проверяют исправность оборудования, инструментов, приборов и т. д. Соблюдают все указания по безопасному обращению с реактивами, нагреванием веществ.  2. Проверьте исправность оборудования. Обо всех неполадках необходимо ставить в известность учителя.  3. Нельзя устранять неисправности самостоятельно.  4. При проведении работ, связанных с нагреванием жидкостей до температур кипения, использованием разъедающих растворов, необходимо использовать защитные очки.  5. Подготовьте рабочее место, уберите все лишнее.

Вводный инструктаж по ТБ .

  • Требования безопасности перед началом работы 1. Перед началом работы необходимо изучить по учебнику порядок ее проведения. Учащиеся в соответствии с инструкцией учителя подготавливают рабочее место, проверяют исправность оборудования, инструментов, приборов и т. д. Соблюдают все указания по безопасному обращению с реактивами, нагреванием веществ. 2. Проверьте исправность оборудования. Обо всех неполадках необходимо ставить в известность учителя.

3. Нельзя устранять неисправности самостоятельно. 4. При проведении работ, связанных с нагреванием жидкостей до температур кипения, использованием разъедающих растворов, необходимо использовать защитные очки. 5. Подготовьте рабочее место, уберите все лишнее.

Вводный инструктаж по ТБ. Требования безопасности при работе  1. Работать необходимо аккуратно, неукоснительно соблюдая порядок проведения работы, изученный по учебнику или пособию, выполнять требования охраны труда при проведении практических или лабораторных работ. Работайте только над столом.  2. Подготовленный прибор покажите учителю.  3. Будьте особенно осторожны в обращении с концентрированными растворами кислот и щелочей, огнеопасными и ядовитыми веществами.  4. Берите вещества для опыта в минимально-необходимых количествах и только в чистую посуду.

Вводный инструктаж по ТБ.

  • Требования безопасности при работе 1. Работать необходимо аккуратно, неукоснительно соблюдая порядок проведения работы, изученный по учебнику или пособию, выполнять требования охраны труда при проведении практических или лабораторных работ. Работайте только над столом. 2. Подготовленный прибор покажите учителю. 3. Будьте особенно осторожны в обращении с концентрированными растворами кислот и щелочей, огнеопасными и ядовитыми веществами. 4. Берите вещества для опыта в минимально-необходимых количествах и только в чистую посуду.
Вводный инструктаж по ТБ. 5. Обо всех разливах химических жидкостей, а также о рассыпанных твердых веществах нужно сообщить учителю. Самостоятельно убирать любые химические вещества нельзя.  6. Участки кожи или одежды, на которые попал реактив, сначала промойте большим количеством воды, затем обработайте нейтрализующим веществом.  7. Не оставляйте без присмотра включенные нагревательные приборы.  8. Не проводите самостоятельно опыты, не предусмотренные инструкцией; нельзя произвольно смешивать вещества.

Вводный инструктаж по ТБ.

  • 5. Обо всех разливах химических жидкостей, а также о рассыпанных твердых веществах нужно сообщить учителю. Самостоятельно убирать любые химические вещества нельзя. 6. Участки кожи или одежды, на которые попал реактив, сначала промойте большим количеством воды, затем обработайте нейтрализующим веществом. 7. Не оставляйте без присмотра включенные нагревательные приборы. 8. Не проводите самостоятельно опыты, не предусмотренные инструкцией; нельзя произвольно смешивать вещества.
Вводный инструктаж по ТБ. Требования безопасности по окончании работы  Погасите спиртовку специальным колпачком, приведите в порядок рабочее место.  Не оставляйте склянки с реактивами открытыми, не сливайте и не ссыпайте оставшиеся вещества в сосуд, из которого они были взяты. Не выливайте в канализацию растворы и органические жидкости, сливайте их в специальные сосуды на рабочих местах. Уборку рабочих мест по окончанию работы производите в соответствии с указаниями учителя.  По окончании практических и лабораторных работ снимите спецодежду и вымойте руки с мылом.

Вводный инструктаж по ТБ.

  • Требования безопасности по окончании работы Погасите спиртовку специальным колпачком, приведите в порядок рабочее место. Не оставляйте склянки с реактивами открытыми, не сливайте и не ссыпайте оставшиеся вещества в сосуд, из которого они были взяты. Не выливайте в канализацию растворы и органические жидкости, сливайте их в специальные сосуды на рабочих местах. Уборку рабочих мест по окончанию работы производите в соответствии с указаниями учителя. По окончании практических и лабораторных работ снимите спецодежду и вымойте руки с мылом.
Вводный инструктаж по ТБ. Требования безопасности в аварийных ситуациях  1. При возникновении в кабинете во время занятий чрезвычайных ситуаций (пожар, появление сильных посторонних запахов и т. п.) не допускать паники и подчиняться только указаниям учителя.  2. При разливах растворов, рассыпании твердых веществ немедленно сообщите об этом учителю. Не убирайте самостоятельно никакие вещества.  3. При разливах легковоспламеняющихся или горючих веществ немедленно погасите открытый огонь, сообщите об этом учителю, по его указанию немедленно покиньте помещение.

Вводный инструктаж по ТБ.

  • Требования безопасности в аварийных ситуациях 1. При возникновении в кабинете во время занятий чрезвычайных ситуаций (пожар, появление сильных посторонних запахов и т. п.) не допускать паники и подчиняться только указаниям учителя. 2. При разливах растворов, рассыпании твердых веществ немедленно сообщите об этом учителю. Не убирайте самостоятельно никакие вещества. 3. При разливах легковоспламеняющихся или горючих веществ немедленно погасите открытый огонь, сообщите об этом учителю, по его указанию немедленно покиньте помещение.
Вводный инструктаж по ТБ. 4. В случае, если разбилась лабораторная посуда, не собирайте ее осколки незащищенными руками, а используйте для этой цели щетку и совок.   5. В случае возникновения травм сообщите об этом учителю, при необходимости окажите пострадавшему первую помощь.  6. Для тушения пожара используйте имеющиеся в кабинете противопожарные средства: песок, совок, покрывало, огнетушитель. 

Вводный инструктаж по ТБ.

  • 4. В случае, если разбилась лабораторная посуда, не собирайте ее осколки незащищенными руками, а используйте для этой цели щетку и совок.  5. В случае возникновения травм сообщите об этом учителю, при необходимости окажите пострадавшему первую помощь. 6. Для тушения пожара используйте имеющиеся в кабинете противопожарные средства: песок, совок, покрывало, огнетушитель. 
Возникновение и развитие органической химии Первые классификации (по происхождению) IX – X в. арабский алхимик Абу Бакр ар-Рази (865-925): Вещества Минеральные Растительные Животные

Возникновение и развитие органической химии

Первые классификации (по происхождению) IX – X в. арабский алхимик Абу Бакр ар-Рази (865-925):

Вещества

Минеральные

Растительные

Животные

«Органическая химия есть химия углеводородов и их производных, т.е. продуктов, образующихся при замене водорода другими атомами или группами атомов» К. Шорлеммер Это классическое определение, которое было дано более 130 лет назад .

«Органическая химия есть химия углеводородов и их производных, т.е. продуктов, образующихся при замене водорода другими атомами или группами атомов»

К. Шорлеммер

Это классическое определение, которое было дано

более 130 лет назад .

Углеводороды – это соединения углерода с водородом. МЕТАН Молекулярная формула СН₄ ( качественный и количественный состав) Структурная формула ( формула строения)

Углеводороды – это соединения углерода с водородом.

МЕТАН

Молекулярная формула СН₄

( качественный и количественный состав)

Структурная формула

( формула строения)

Понятие о производных углеводородов  Производные углеводородов – это продукты замещения атомов водорода в молекулах углеводородов на другие атомы или группы атомов.           Метанол  СН ₃ ОН  Хлорметан  СН ₃ Cl Нитрометан  CH ₃ NO ₂ Аминометан  СН ₃ NH ₂

Понятие о производных углеводородов

Производные углеводородов – это продукты замещения атомов водорода в молекулах углеводородов на другие атомы или группы атомов.

Метанол СН ₃ ОН

Хлорметан СН ₃ Cl

Нитрометан CH ₃ NO ₂

Аминометан СН ₃ NH ₂

Сравнение органических и неорганических соединений Признак сравнения Органические вещества Число известных веществ Неорганические вещества Более 18 миллионов Элементный состав Около 500 000 C, H, часто O, S, P , N, галогены ( F, Cl, Br, I) Тип химической связи Тип кристаллической решетки Ковалентная Все элементы ПСХЭ Все виды связей Молекулярная Физические свойства Разные Легкоплавкие, большинство нерастворимы в воде Продукты горения в кислороде Разные CO ₂  и H ₂ O Разные

Сравнение органических и неорганических соединений

Признак сравнения

Органические вещества

Число известных веществ

Неорганические вещества

Более 18 миллионов

Элементный состав

Около 500 000

C, H, часто O, S, P , N, галогены ( F, Cl, Br, I)

Тип химической связи

Тип кристаллической решетки

Ковалентная

Все элементы ПСХЭ

Все виды связей

Молекулярная

Физические свойства

Разные

Легкоплавкие, большинство нерастворимы в воде

Продукты горения в кислороде

Разные

CO ₂ и H ₂ O

Разные

Особенности органических веществ Содержат C и H , а также O , азот, реже – S , P , галогены ( F , Cl , Br , I ) и другие элементы. Их значительно больше, чем неорганических. Горят с образованием углекислого газа CO ₂ . Легко разлагаются при нагревании с образованием сажи (обугливаются).

Особенности органических веществ

  • Содержат C и H , а также O , азот, реже – S , P , галогены ( F , Cl , Br , I ) и другие элементы.
  • Их значительно больше, чем неорганических.
  • Горят с образованием углекислого газа CO ₂ .
  • Легко разлагаются при нагревании с образованием сажи (обугливаются).
ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ КИСЛОРОДОСОДЕРЖАЩИЕ Спирты  R – OH (c уффикс -ол) C n H 2n+1 OH или C n H 2n+2 O Простые эфиры R₁-O-R₂ C n H 2n+2 O Фенолы ( фенол C 6 H 5 OH) Альдегиды  R-COH  (суффикс -аль)   C n H 2n O Кетоны  R-CO-R  (суффикс -он) C n H 2n O Карбоновые кислоты R-COOH ,  C n H 2n+1 COOH или C n H 2n O 2 Сложные эфиры R₁-COOR₂ , C n H 2n O 2 Жиры, углеводы УГЛЕВОДОРОДЫ ПРЕДЕЛЬНЫЕ   все связи простые (одинарные) НЕПРЕДЕЛЬНЫЕ  есть кратные связи (двойные, тройные) )   АРОМА ТИЧЕ СКИЕ (с одержат бензольное кольцо) CnH 2 n - 6  Бензол C 6 H 6 Толуол C 7 H 8    АЛ КИНЫ (одна тройная связь) АЛКЕНЫ (одна двойная связь) CnH 2 n - 2 CnH 2 n Суффикс ИН Суффикс ЕН  (илен) АЛКАНЫ CnH 2 n + 2 Суффикс АН Метан CH 4 Этан C 2 H 6 Пропан C 3 H 8 Бутан C 4 H 10 Пентан C 5 H 12 АЗОТОСОДЕРЖАЩИЕ Амины C n H 2n+3 N Аминокислоты  C n H 2n+1 NO 2 Белки АЛКАДИЕНЫ (две двойные связи) CnH 2 n - 2 ЦИКЛО АЛКАНЫ CnH 2 n ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ Пластмассы, волокна, каучуки 25 25

ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ

КИСЛОРОДОСОДЕРЖАЩИЕ

Спирты R – OH (c уффикс -ол) C n H 2n+1 OH или C n H 2n+2 O

Простые эфиры R₁-O-R₂ C n H 2n+2 O

Фенолы ( фенол C 6 H 5 OH)

Альдегиды R-COH (суффикс

-аль) C n H 2n O

Кетоны R-CO-R (суффикс -он) C n H 2n O

Карбоновые кислоты R-COOH , C n H 2n+1 COOH или C n H 2n O 2

Сложные эфиры R₁-COOR₂ , C n H 2n O 2

Жиры, углеводы

УГЛЕВОДОРОДЫ

ПРЕДЕЛЬНЫЕ все связи простые (одинарные)

НЕПРЕДЕЛЬНЫЕ есть кратные связи (двойные, тройные) )

АРОМА

ТИЧЕ

СКИЕ

одержат бензольное кольцо)

CnH 2 n - 6

Бензол

C 6 H 6

Толуол

C 7 H 8

АЛ

КИНЫ (одна тройная связь)

АЛКЕНЫ (одна двойная связь)

CnH 2 n - 2

CnH 2 n

Суффикс ИН

Суффикс ЕН (илен)

АЛКАНЫ

CnH 2 n + 2

Суффикс АН

Метан CH 4

Этан C 2 H 6

Пропан C 3 H 8

Бутан C 4 H 10

Пентан C 5 H 12

АЗОТОСОДЕРЖАЩИЕ

Амины C n H 2n+3 N

Аминокислоты C n H 2n+1 NO 2

Белки

АЛКАДИЕНЫ (две двойные связи)

CnH 2 n - 2

ЦИКЛО

АЛКАНЫ

CnH 2 n

ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ

Пластмассы, волокна, каучуки

25

25

Теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова Химическое строение – это последовательность соединения атомов в молекуле, порядок их взаимосвязи и взаимного влияния друг на друга. Основные положения ТХС органических соединений А.М. Бутлерова: Атомы в молекулах располагаются не беспорядочно, они соединены друг с другом в определенной последовательности согласно их валентности. Свойства веществ зависят не только от того, атомы каких элементов и в каком количестве входят в состав молекул, но и от последовательности соединения атомов в молекулах, от порядка их взаимного влияния друг на друга.

Теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова

Химическое строение – это последовательность соединения атомов в молекуле, порядок их взаимосвязи и взаимного влияния друг на друга.

Основные положения ТХС органических соединений А.М. Бутлерова:

  • Атомы в молекулах располагаются не беспорядочно, они соединены друг с другом в определенной последовательности согласно их валентности.
  • Свойства веществ зависят не только от того, атомы каких элементов и в каком количестве входят в состав молекул, но и от последовательности соединения атомов в молекулах, от порядка их взаимного влияния друг на друга.
Бутлеров Александр Михайлович     Русский химик, академик Петербургской АН (с 1874 г.). Окончил Казанский университет (1849 г.). Работал там же (с 1857 г. — профессор, в 1860 и 1863 гг. — ректор). Создатель теории химического строения органических соединений, лежащей в основе современной химии. Обосновал идею о взаимном влиянии атомов в молекуле. Предсказал и объяснил изомерию многих органических соединений.

Бутлеров Александр Михайлович

Русский химик, академик Петербургской АН (с 1874 г.). Окончил Казанский университет (1849 г.). Работал там же (с 1857 г. — профессор, в 1860 и 1863 гг. — ректор). Создатель теории химического строения органических соединений, лежащей в основе современной химии. Обосновал идею о взаимном влиянии атомов в молекуле. Предсказал и объяснил изомерию многих органических соединений.

Гомологи, гомологический ряд  Гомологическим рядом называется ряд веществ, расположенных в порядке возрастания их относительных молекулярных масс, сходных по строению и химическим свойствам, где каждый член отличается от предыдущего на гомологическую разность СН 2 . Гомологи – вещества, сходные по строению и химическим свойствам и отличающиеся друг от друга по составу молекул на одну или несколько групп атомов СН 2 .

Гомологи, гомологический ряд

Гомологическим рядом называется ряд веществ, расположенных в порядке возрастания их относительных молекулярных масс, сходных по строению и химическим свойствам, где каждый член отличается от предыдущего на гомологическую разность СН 2 .

Гомологи – вещества, сходные по строению и химическим свойствам и отличающиеся друг от друга по составу молекул на одну или несколько групп атомов СН 2 .

Гомологи, гомологический ряд  Предельные углеводороды: Метан CH ₄ Этан C₂H₆ CH₃ - CH₃ Пропан C₃H₈ CH₃ - CH₂ - CH₃ Бутан C₄H₁₀ CH₃ - CH₂ - CH₂ - CH₃

Гомологи, гомологический ряд

Предельные углеводороды:

Метан CH ₄

Этан C₂H₆ CH₃ - CH₃

Пропан C₃H₈ CH₃ - CH₂ - CH₃

Бутан C₄H₁₀ CH₃ - CH₂ - CH₂ - CH₃

Гомологи, гомологический ряд  Одноатомные спирты: Метан ол  CH ₃OH Этан ол C₂H₅OH CH₃ - CH₂OH Пропан ол C₃H₇OH  CH₃ - CH₂ - CH₂OH Бутан ол C₄H₉OH CH₃ - CH₂ - CH₂ - CH₂OH

Гомологи, гомологический ряд

Одноатомные спирты:

Метан ол CH ₃OH

Этан ол C₂H₅OH CH₃ - CH₂OH

Пропан ол C₃H₇OH

CH₃ - CH₂ - CH₂OH

Бутан ол C₄H₉OH

CH₃ - CH₂ - CH₂ - CH₂OH

Вещества, которые имеют один и тот же качественный и количественный составы, но отличаются по своему строению и свойствам, называются изомерами , а явление существования таких веществ носит название изомерии. СН 3 СН СН 3   СН 3 СН 3 СН 2 СН 2 СН 3   ИЗОБУТАН (С 4 Н 10 ) БУТАН (С 4 Н 10 )

Вещества, которые имеют один и тот же качественный и количественный составы, но отличаются по своему строению и свойствам, называются изомерами , а явление существования таких веществ носит название изомерии.

СН 3 СН СН 3

СН 3

СН 3 СН 2 СН 2 СН 3

ИЗОБУТАН (С 4 Н 10 )

БУТАН (С 4 Н 10 )

Ответьте на вопросы 1.    Как классифицировали вещества до возникновения органической химии? 2.    Что изучает органическая химия? Дайте определение этой науки. 3.    Что отличает органические вещества от неорганических? 4.    Что такое изомерия и изомеры? Приведите пример. 5. Что такое гомологи? Гомологический ряд?

Ответьте на вопросы

1.    Как классифицировали вещества до возникновения органической химии?

2.    Что изучает органическая химия? Дайте определение этой науки.

3.    Что отличает органические вещества от неорганических?

4.    Что такое изомерия и изомеры? Приведите пример.

5. Что такое гомологи? Гомологический ряд?

Потренируемся  Задание 1: Составьте структурные формулы изомеров состава С 5 Н 12 . Задание 2: Допишите к получившемуся изомеру из задания 1 с линейной цепью атомов углерода два гомолога. Задание 3: Выпишите: а)гомологи, б)изомеры. 1) СН 3 -СН 2 -СН 2 -СН 2 -СН 2 -СН 3  4) СН 3 -СН 2 -СН 2 -СН 3 2) СН 3 -СН-СН 2 -СН 3   СН 3 5) СН 3 -СН-СН 3   СН 3  3) СН 3 -СН 2 -СН 2 -СН-СН 3   6) СН 3 -СН 2 -СН 2 -СН 2 -СН 3   ׀   СН 3   І І

Потренируемся

Задание 1: Составьте структурные формулы изомеров состава С 5 Н 12 .

Задание 2: Допишите к получившемуся изомеру из задания 1 с линейной цепью атомов углерода два гомолога.

Задание 3: Выпишите: а)гомологи, б)изомеры.

1) СН 3 -СН 2 -СН 2 -СН 2 -СН 2 -СН 3

4) СН 3 -СН 2 -СН 2 -СН 3

2) СН 3 -СН-СН 2 -СН 3

СН 3

5) СН 3 -СН-СН 3

СН 3

3) СН 3 -СН 2 -СН 2 -СН-СН 3 6) СН 3 -СН 2 -СН 2 -СН 2 -СН 3

׀

СН 3

І

І

Домашнее задание Введение, §1-3, упр. 7, 8, с. 14

Домашнее задание

Введение, §1-3, упр. 7, 8, с. 14


Скачать

© 2019, 1717 15

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!