вводный инструктаж как одно из условий
организации производственного обучения (учебной практики)
Современное состояние профессионального образования отражает усиливающийся дисбаланс между возрастающими требованиями общества и работодателей к уровню компетенции рабочих кадров, их нравственности, культуре, способности успешно строить свое будущее, и фактическим уровнем образования и развития выпускников образовательных учреждений профессионального образования.
Вводный инструктаж - это элемент организационной (внешней) структуры урока производственного обучения. Инструктаж включает три основных элемента: целевую установку, актуализацию знаний и опыта обучающихся, создание ориентировочной основы действий обучающихся. Эти типовые элементы урока могут чередоваться, но наличие их на каждом уроке обязательно.
На уроке по изучению трудовых приемов и операций вводный инструктаж наиболее целесообразно проводить фронтально. Длительность инструктажа зависит от места темы в общем процессе производственного обучения, ее содержания, от места урока в системе уроков по теме.
Целевая установка - это разъяснение что будет делаться, чему они научатся, насколько продвинутся в освоении профессии. Целевая установка должна создать у обучающихся определенную мотивацию предстоящей деятельности, вызвать их интерес, стимулировать познавательную и трудовую активность, создавать ситуации новизны технических решений производственных задач на основе умений, которые обучающиеся приобретут на уроке.
Актуализация знаний и опыта обучающихся это процесс обучения когда обучающиеся воспринимают и усваивают новое, опираясь на ранее усвоенное, отработанное, когда новое является его продолжением. Наибольший эффект с точки зрения актуализации знаний и опыта обучающихся, развития сообразительности, «смекалки» имеют «продуктивные» вопросы, удельный вес которых должен нарастать постепенно, по мере накопления обучающимися опыта. Этап актуализации следует понимать и реализовывать широко, как сквозной структурный элемент урока.
Создание ориентировочной основы действий обучающихся. На уроках в подготовительный период обучения это достигается, прежде всего, путем личного показа и объяснения мастером трудовых приемов и способов выполнения изучаемой на уроке операции или ее части.
При показе приемов и способов выполнения трудовых действий, следует отобрать только те приемы и способы выполнения учебно-производственных работ, которые для обучающихся на данном уроке являются новыми. Насколько ярко, доходчиво, убедительно, мастер покажет приемы, их структуру, взаимосвязь движений и действий, темп, ритм, в решающей степени зависит, как их воспримут, и будут отрабатывать эти приемы обучающиеся.
Следующий элемент вводного инструктирования – рассмотрение возможных типичных ошибок, затруднений, дефектов, способов их предупреждения и устранения:
- обращать внимание обучающихся на ошибки и дефекты в работе, которые чаще всего допускаются в процессе упражнений, мастер не должен показывать, как «выглядят» эти ошибки (а если и показывать, то в резком контрасте с правильными трудовыми приемами). В противном случае обучающиеся, не имея еще достаточного опыта и не разобравшись, что правильно, а что неправильно, нередко начинают выполнять трудовые приемы так, как показал мастер, иллюстрируя ошибку.
- профессионализм мастера при проведении вводного инструктажа состоит в том, чтобы содержание и методика его были направлены на предупреждение возможных ошибок, затруднений, дефектов в работе обучающихся, а не только на их указание и анализ. Это одно из важнейших требований к инструктированию обучающихся.
- по мере накопления опыта обучающихся их следует привлекать к самостоятельному анализу возможных ошибок и затруднений, поиску путей их предупреждения и устранения.
Не меньшее значение имеет воспитание у обучающихся привычки правильно организовывать свой труд, содержать в порядке и чистоте свое рабочее место. Поэтому мастер должен всегда быть предельно требовательным в вопросах организации труда и рабочего места учащихся. Воспитывая у обучающихся аккуратность, добросовестность, ответственность, приучая их к порядку и четкости в работе.
Важный структурный элемент вводного инструктирования - закрепление и проверка усвоения обучающимися материала инструктажа. Обычно это осуществляется в форме опроса обучающихся. Причем он носит сугубо прикладной, практический характер. Мастер может предложить учащимся воспроизвести показанные трудовые приемы и способы выполнения изучаемой операции, повторить и обосновать правила их выполнения, показать способы контроля работы, повторить правила безопасности организации и содержания рабочего места и т. п.
На такую проверку не следует жалеть времени, особенно при первоначальном изучении новых трудовых приемов и способов. В заключительную беседу следует вовлекать, большее количество учащихся, особенно «слабых», малоактивных, варьируя трудность и сложность вопросов. И только убедившись, что большинство обучающихся смогут достаточно успешно начать упражнения, можно давать разрешение приступить к работе на рабочих местах.
Основная цель производственного обучения, научить обучающихся правильно и качественно выполнять основные трудовые приёмы и их сочетания, составляющие операцию, во всех её разновидностях.
На базе изученных операций обучающиеся выполняют последовательно усложняющиеся комплексные работы путём применения этих операций в различной технологической последовательности. Здесь учебно-производственные цели уже иные, чем при изучении операций.
Наряду с правильностью выполнения трудовых приёмов и операций в целом главными целями при этом являются: научить учащихся сочетать изученные операции в конкретном технологическом процессе выполнения учебно-производственных работ, научить обучающихся работать быстро и точно, т.е. на этом этапе обучения у обучающихся формируются скоростные и точностные навыки, а также навыки планирования труда.
Организация проведения вводного инструктажа производственного обучения в учебных мастерских должен проводиться с учётом специфики и этапности проведения вводного инструктажа.