СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вводный инструктаж

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вводный инструктаж как одно из условий организации производственного обучения 

Просмотр содержимого документа
«Вводный инструктаж»

вводный инструктаж как одно из условий

организации производственного обучения (учебной практики)



Современное состояние профессионального образования отражает усиливающийся дисбаланс между возрастающими требованиями общества и работодателей к уровню компетенции рабочих кадров, их нравственности, культуре, способности успешно строить свое будущее, и фактическим уровнем образования и развития выпускников образовательных учреждений профессионального образования.

Вводный инструктаж - это элемент организационной (внешней) структуры урока производственного обучения. Инструктаж включает три основных элемента: целевую установку, актуализацию знаний и опыта обучающихся, создание ориентировочной основы действий обучающихся. Эти типовые элементы урока могут чередоваться, но наличие их на каждом уроке обязательно.
На уроке по изучению трудовых приемов и операций вводный инструктаж наиболее целесообразно проводить фронтально. Длительность инструктажа зависит от места темы в общем процессе производственного обучения, ее содержания, от места урока в системе уроков по теме.

Целевая установка - это разъяснение что будет делаться, чему они научатся, насколько продвинутся в освоении профессии. Целевая установка должна создать у обучающихся определенную мотивацию предстоящей деятельности, вызвать их интерес, стимулировать познавательную и трудовую активность, создавать ситуации новизны технических решений производственных задач на основе умений, которые обучающиеся приобретут на уроке.

Актуализация знаний и опыта обучающихся это процесс обучения когда обучающиеся воспринимают и усваивают новое, опираясь на ранее усвоенное, отработанное, когда новое является его продолжением. Наибольший эффект с точки зрения актуализации знаний и опыта обучающихся, развития сообразительности, «смекалки» имеют «продуктивные» вопросы, удельный вес которых должен нарастать постепенно, по мере накопления обучающимися опыта. Этап актуализации следует понимать и реализовывать широко, как сквозной структурный элемент урока.

Создание ориентировочной основы действий обучающихся. На уроках в подготовительный период обучения это достигается, прежде всего, путем личного показа и объяснения мастером трудовых приемов и способов выполнения изучаемой на уроке операции или ее части.
При показе приемов и способов выполнения трудовых действий, следует отобрать только те приемы и способы выполнения учебно-производственных работ, которые для обучающихся на данном уроке являются новыми. Насколько ярко, доходчиво, убедительно, мастер покажет приемы, их структуру, взаимосвязь движений и действий, темп, ритм, в решающей степени зависит, как их воспримут, и будут отрабатывать эти приемы обучающиеся.

Следующий элемент вводного инструктирования – рассмотрение возможных типичных ошибок, затруднений, дефектов, способов их предупреждения и устранения:

- обращать внимание обучающихся на ошибки и дефекты в работе, которые чаще всего допускаются в процессе упражнений, мастер не должен показывать, как «выглядят» эти ошибки (а если и показывать, то в резком контрасте с правильными трудовыми приемами). В противном случае обучающиеся, не имея еще достаточного опыта и не разобравшись, что правильно, а что неправильно, нередко начинают выполнять трудовые приемы так, как показал мастер, иллюстрируя ошибку.

- профессионализм мастера при проведении вводного инструктажа состоит в том, чтобы содержание и методика его были направлены на предупреждение возможных ошибок, затруднений, дефектов в работе обучающихся, а не только на их указание и анализ. Это одно из важнейших требований к инструктированию обучающихся.

- по мере накопления опыта обучающихся их следует привлекать к самостоятельному анализу возможных ошибок и затруднений, поиску путей их предупреждения и устранения.
Не меньшее значение имеет воспитание у обучающихся привычки правильно организовывать свой труд, содержать в порядке и чистоте свое рабочее место. Поэтому мастер должен всегда быть предельно требовательным в вопросах организации труда и рабочего места учащихся. Воспитывая у обучающихся аккуратность, добросовестность, ответственность, приучая их к порядку и четкости в работе.

Важный структурный элемент вводного инструктирования - закрепление и проверка усвоения обучающимися материала инструктажа. Обычно это осуществляется в форме опроса обучающихся. Причем он носит сугубо прикладной, практический характер. Мастер может предложить учащимся воспроизвести показанные трудовые приемы и способы выполнения изучаемой операции, повторить и обосновать правила их выполнения, показать способы контроля работы, повторить правила безопасности организации и содержания рабочего места и т. п.
На такую проверку не следует жалеть времени, особенно при первоначальном изучении новых трудовых приемов и способов. В заключительную беседу следует вовлекать, большее количество учащихся, особенно «слабых», малоактивных, варьируя трудность и сложность вопросов. И только убедившись, что большинство обучающихся смогут достаточно успешно начать упражнения, можно давать разрешение приступить к работе на рабочих местах.

Основная цель производственного обучения, научить обучающихся правильно и качественно выполнять основные трудовые приёмы и их сочетания, составляющие операцию, во всех её разновидностях.

На базе изученных операций обучающиеся выполняют последовательно усложняющиеся комплексные работы путём применения этих операций в различной технологической последовательности. Здесь учебно-производственные цели уже иные, чем при изучении операций.

Наряду с правильностью выполнения трудовых приёмов и операций в целом главными целями при этом являются: научить учащихся сочетать изученные операции в конкретном технологическом процессе выполнения учебно-производственных работ, научить обучающихся работать быстро и точно, т.е. на этом этапе обучения у обучающихся формируются скоростные и точностные навыки, а также навыки планирования труда.

Организация проведения вводного инструктажа производственного обучения в учебных мастерских должен проводиться с учётом специфики и этапности проведения вводного инструктажа.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!