СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вводный урок. Мечты и реальность. М.Ю.Лермонтов .Романтический герой в поэме «Мцыри»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащимся предстоит выполнить следующие цели, поставленные перед ними:

  • раскрыть своеобразие темы “Мечты и реальность” в литературе;
  • обобщить свои представления в виде синквейна ;

 -  самостоятельно находить в тексте и выразительно читать цитаты, фрагменты, отражающие тематику произведения;

- определять жанр и его признаки (трагедия, комедия, поэма)

-  составлять сложный цитатный план

 

Просмотр содержимого документа
«Вводный урок. Мечты и реальность. М.Ю.Лермонтов .Романтический герой в поэме «Мцыри»»

Предмет

Русская литература

Ф.И.О. учителя

Грубых Е.В

Учебник

Русская литература

Урок № 1 (79) тема урока

Вводный урок. Мечты и реальность.

М.Ю.Лермонтов .Романтический герой в поэме «Мцыри»

Цели обучения

(кратко)

Учащиеся смогут:

раскрыть своеобразие темы “Мечты и реальность” в литературе;обобщать свои представления в виде синквейна ;

самостоятельно находить в тексте и выразительно читать цитаты, фрагменты, отражающие тематику произведения; составлять план;определять жанр и его признаки (трагедия, комедия, поэма);участвовать в обсуждении произведения, отстаивая свою точку зрения, оценивая поведение, поступки героев, позицию автора;сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя специфические средства создания образов в разных видах искусства

Ф.И. учащегося (заполняется учеником)




Порядок действий

Ресурсы

(заполняется учителем)

Выполнение

(заполняется учеником)

Поразмышляй

1.Подумай над эпиграфом к уроку: “Самый бедный человек не тот, у которого нет ни гроша в кармане, но тот, у которого нет мечты” (Сократ)

Как вы понимаете это высказывание Сократа?

Ответ

Изучи

Ссылки на видео, интернет-ресурсы, страницы учебника

1. Чтение вступительной статьи в учебнике “Мечты и реальность” стр.106-107.

2.Прочитать вступительную статью о поэте М.Ю. Лемонтове стр.110-112

По данной статье учебника составьте 3“тонких” и 2 “толстых” вопросов.

Отметь знаком «+» материал, с которым ознакомился(лась)



Ответь

Вопросы по изученному материалу.

По ходу чтения вступительной статьистр. 106-107 ответьте на вопросы, заполнив таблицу .

Какие произведения будем изучать в этом разделе?

(автор, произведение)

Жанр произведения

В чем особенность каждого из этих произведений?
















  1. Что такое мечта в вашем понимании? Отличается ли мечта от цели?

  2. Есть ли у вас мечта? Что у вас возникает в воображении при словосочетании «Моя мечта»?

  3. Как вы думаете, сбываются ли мечты в реальной жизни?

Составьте синквейны с ключевыми словами «мечта» и «реальность» Приложение №1



Выполни

Ссылки на интерактивные тесты, упражнения учебника

1. Прочитать статью учебника стр. 108-110 –составить кластер «М.Ю.Лермонтов» .

Что вы узнали о поэте?

По данной статье учебника составьте

2 “тонких” и 2 “толстых” вопросов.

2. Как вы объясните эпиграф к статье

«Моя душа, я помню, с детских лет

Чудесного искала». Почему поэт так написал?

Дополнительно: Интересные факты о жизни М.Ю.Лермонтова. https://www.youtube.com/watch?v=kcKAkx7ACk0


Домашнее задание

Прочитайте в учебнике

1. «История создания поэмы» стр.129-130

2. Прочитать поэму М.Ю.Лермонтова «Мцыри» на стр 111-131, запишите вопросы, возникшие в процессе чтения.

Составить цитатный план к поэме

А,В ( высокий, средний уровень) к поэме.

С (низкий уровень сложности) – простой план .

!!!! запишите вопросы, возникшие в процессе чтения, в тетрадь.








Чтение или прослушивание поэмы «Мцыри» https://www.youtube.com/watch?v=x4jrCUusy-M – аудиокнига - 35 мин.


Рефлексия

Теперь я знаю…


Теперь я умею…

(из критериев)


Поставь знаки «+» или «-»



Обратная связь от учителя

(словесная оценка и/или комментарий)


























Приложение №1.

Приложение № 2.

























Порядок

действий

Ресурсы

(заполняется учителем)

Выполнение

(заполняется учеником)

Поразмышляй



Изучи

2.


Отправь записанные на листе вопросы

Ответь

4.Вопросы учителя по изученному материалу

  1. Что такое мечта в вашем понимании? Отличается ли мечта от цели?

  2. Есть ли у вас мечта? Что у вас возникает в воображении при словосочетании “моя мечта”?

  3. Различаются ли мечты юношей и девушек?

  4. Как вы думаете, сбываются ли мечты в реальной жизни? Имеет ли место столкновение мечты и реальности?Какие книги, посвященные этой теме, вы читали? Что вам в них нравится / не нравится?

- Что вы знаете о судьбе М. Ю. Лермонтова из предыдущих лет обучения в школе?

-Какие произведения М. Ю. Лермонтова изучали?

-Прочитайте наизусть полюбившиеся стихотворения.

-В каких стихотворениях поэта проявляются черты романтизма:

яркие характеры, исключительные ситуации, устремленность в недостижимый идеал?

5.Чтение и анализ статъи учебника“Михаил Юрьевич Лермонтов. “Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала”.

6.Составление плана статьи.

7.Чтение или прослушивание поэмы «Мцыри»

https://www.youtube.com/watch?v=kcKAkx7ACk0

8. Аналитическая работа

  1. Как Мцыри попал в монастырь?

  2. Автор не описывает монастырскую жизнь, а передает лишь краткие замечания Мцыри о ней. Что мы узнаем о жизни Мцыри в монастыре?

  3. Примирился ли Мцыри со своей участью? Докажите на конкретных примерах. Что символизирует для героя монастырь, пребывание в нем? Подтвердите примерами из текста.

  4. Каким вы представляете себе главного героя? 0 чем мечтает Мцыри?

9.Составление кластера с ключевым словом мечта“глазами” Мцыри.

10.Знакомство со статъей учебника“История создания поэмы “Мцыри”.

11. Работа над жанром произведения

Вспомните, что такое романтизм как литературное направление, и покажите, как отразились в поэме его основные черты. Как проблематика поэмы связана с центральными мотивами творчества великого поэта: мотивами свободы и воли, одиночества и изгнания, слияния героя с миром, тема Земли и Неба? Укажите признаки жанра поэмы.

12. Работа над языком произведения

  1. С помощью каких изобразительных средств языка Лермонтов рисует картины природы Кавказа и передает романтический мотив единения человека с природой?

Найдите примеры эпитетов, метафоры, антитезы, олицетворения. Заполните таблицу в учебнике.

13.Анализ эпизода

Какие описания природы, данные от лица Мцыри, отражают его все то, что, по его словам, становится понятно, о чем он вспоминает. Природа вступает с героем в диалог. Проиллюстри- руйте это. Как через описание природы Лермонтов показывает, что его герой наделен “бурным” сердцем

14.Работа с иллюстрациями (картина М. Ю. Лермонтова “Военно- Грузинская дорога близ Мцхеты”)

https://www.youtube.com/watch?v=V_C0t_VrtwA

Посмотрите и другие картины М. Ю. Лермонтова, посвященные Кавказу. Сумел ли он передать свое восхищение? Как картины М. Ю. Лермонтова помогают понять тему поэмы “Мцыри” и ее идею?

Ваши ответы(устно)

Выполни

15. Работа над композицией произведения : изучение материала учебника на стр131

Поэма “Мцыри” — это монолог-повествование, монолог-исповедь . Композиция монолога-исповеди дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Просмотрите текст, составьте схему композиции.


Рефлексия

Рефлексивный экран:

Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Я научилась…

Я смогу…

Я попробую…

Теперь я знаю…


Домашнее задание


Используя изобразительные средства языка, письменно опишите схватку юноши с барсом. Постарайтесь передать мотив “дружбы-вражды” героя с природой.

Прослушивание музыкальных фрагментов П. Чайковского и Л. Бетховена (25 мин)

https://www.youtube.com/watch?v=AFQCFejsaME




Обратная связь от учителя

(словесная оценка и/или комментарий)






















1.Ответьте на вопросы

  1. Как вы понимаете слова Сократа « Самый бедный человек не тот, у которого нет ни гроша в кармане, но тот, у которого нет мечты»

  2. Что такое мечта в вашем понимании? Отличается ли мечта от цели?

  3. Есть ли у вас мечта? Что у вас возникает в воображении при словосочетании «Моя мечта»?

  4. Как вы думаете, сбываются ли мечты в реальной жизни?

2. Прочитайте статью в учебнике на стр.106-107.

Составьте вопросы к прочитанному тексту. Попробуйте устно рассказать о том, какие произведения вы будете изучать в данном разделе, к каким жанрам они относятся, о чём повествуют данные произведения.

З. Составьте синквейны с ключевыми словами «мечта» и «реальность»



4.Обратная связь. Прочитайте в учебнике поэму М.Ю.Лермонтова «Мцыри» на стр .111-129, запишите вопросы, возникшие в процессе чтения.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!