Эмоциональный настрой - На уроке мы познакомимся с содержанием нового учебника. Обсудим литературные понятия, которые помогут нам на последующих уроках понимать художественные произведения. Возможно, некоторые из них вам будут уже знакомы. Эпиграф к уроку: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, - это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства». В.Распутин. К Беседа о художественной литературе и её значении в жизни человека. - О чём прочитали на летних каникулах? - Что было интересно? - Чему научили вас прочитанные книги? - Назовите главное отличие художественной литературы от мифологии и фольклора. - Слово «автор» обычно используют в нескольких значениях. Приём «Карусель» Г Работа в малых группах. 1.Автор – это реальный человек, создатель литературного произведения. 2.Автор – это образ, оставленный человеком в искусстве слова. 3.Автор может предстать перед читателем как персонаж. 4.Автор – это нейтральный повествователь. Для поддержки учащихся предложить варианты ответов на выбор того, который относится к понятию: А.С.Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.», А.С.Пушкин «Арион», И.С.Тургенев «Бежин луг», Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». ФО Обратная связь от учителя К Беседа - Без кого не может существовать художественная литература? - Каждого ли читающего человека можно назвать читателем? - Можно ли слова В.Распутина, взятые в качестве эпиграфа, считать актуальными? - Читатель – человек, который способен читать художественное произведение, понимать и сопереживать. - Название 1 раздела учебника «Дети и взрослые». Нетрудно догадаться, что речь на уроках литературы пойдёт о детстве, о взаимоотношении детей и взрослых. - Прочитайте статью учебника на с.6-7 «Отражение детства в литературе» И Приём «Кластер» - Составьте кластер с ключевым словом детство. - Сформулируйте и запишите главную мысль текста, опираясь на его название. - Выпишите в тетради имена авторов и названия произведений, которые включены в данный раздел. К - Перечитайте фрагмент статьи и прокомментируйте его. («Отражение взаимоотношений детей и взрослых, анализ внутреннего мира ребёнка – неотъемлемая часть творчества перечисленных авторов. Писатели реалистично отражают мир детства с его тяготой к прекрасному, к гармонии и согласию, с неприятием вражды и ненависти») - О чём предупреждает автор статьи нас, современных читателей, подготавливая к чтению произведений раздела? Найдите и прочитайте фрагмент статьи. (Поэзия и проза данного раздела переносят нас в другое время: в XX век, в тяжёлые послереволюционные годы, в суровое послевоенное время. Нам, современным читателям, иногда бывает нелегко понять все те обстоятельства, в которых жили дети той эпохи) - «Именно в юные годы формируются нравственные ценности, которые становятся опорой во взрослой жизни». О каких нравственных ценностях идёт речь? Приём «Задай вопрос» - Сформулируйте 2 вопроса по теме урока, которые начинались бы со слов «Что…?», «Почему…?» (Определяется «стоимость», важность вопросов. Проводится их ранжирование) КО Подводя итоги, отмечаем лучшие вопросы, тут же предлагая ответить на них. |