СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вводный урок. Отражение детства в литературе.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русская литература в 8 классе. Вводный урок раздела 1 "Дети и взрослые". Урок разработан по программе обновлённого содержания образования в РК.

Просмотр содержимого документа
«Вводный урок. Отражение детства в литературе.»

Раздел долгосрочного плана: Дети и взрослые.

Школа: Буревестненская общеобразовательная школа

Дата:

ФИО учителя: Макарова Г.В.

Класс: 8

Количество присутствующих: Отсутствующих:

Тема урока

Вводный урок. Отражение детства в литературе.

Цели обучения:

8.1.1.1. Понимать термины: автор, исторический образ (персонаж), эпиграф, читатель

8.2.2.1. Определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о проблематике.

Цели урока:

Все учащиеся смогут: понимать содержание небольших текстов, фрагментов, определяя их проблематику

Большинство учащихся сможет: формулировать проблемные вопросы по тексту, позволяющие выдвигать идеи, предположения, и отвечать на вопросы, приводя аргументы, связывать информацию текста с другими фактами из реальной жизни.

Некоторые учащиеся смогут: анализировать содержание художественных произведений (прозаических), определяя жанровые особенности.

Критерии успеха:

Понимает содержание прозаического произведения, фрагмента, определяя их сюжетную линию

Формулирует проблемные вопросы по тексту, отвечает на вопросы, приводя аргументы

Связывает информацию из текста с другими фактами из реальной жизни

Анализирует содержание художественных произведений

Языковые цели:

Ключевые слова: автор, читатель, детство, проза


Привитие ценностей:

взаимоподдержка, доброта, ответственность

Навыки использования ИКТ:

презентация

Межпредметные связи:

самопознание, история

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока










Середина урока













Эмоциональный настрой

- На уроке мы познакомимся с содержанием нового учебника. Обсудим литературные понятия, которые помогут нам на последующих уроках понимать художественные произведения. Возможно, некоторые из них вам будут уже знакомы.

Эпиграф к уроку:

«Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, - это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства». В.Распутин.


К Беседа о художественной литературе и её значении в жизни человека.

- О чём прочитали на летних каникулах?

- Что было интересно?

- Чему научили вас прочитанные книги?


- Назовите главное отличие художественной литературы от мифологии и фольклора.

- Слово «автор» обычно используют в нескольких значениях.

Приём «Карусель»

Г Работа в малых группах.

1.Автор – это реальный человек, создатель литературного произведения.

2.Автор – это образ, оставленный человеком в искусстве слова.

3.Автор может предстать перед читателем как персонаж.

4.Автор – это нейтральный повествователь.


Для поддержки учащихся предложить варианты ответов на выбор того, который относится к понятию: А.С.Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.», А.С.Пушкин «Арион», И.С.Тургенев «Бежин луг», Л.Н.Толстой «Кавказский пленник».


ФО Обратная связь от учителя


К Беседа

- Без кого не может существовать художественная литература?

- Каждого ли читающего человека можно назвать читателем?

- Можно ли слова В.Распутина, взятые в качестве эпиграфа, считать актуальными?


- Читатель – человек, который способен читать художественное произведение, понимать и сопереживать.


- Название 1 раздела учебника «Дети и взрослые». Нетрудно догадаться, что речь на уроках литературы пойдёт о детстве, о взаимоотношении детей и взрослых.


- Прочитайте статью учебника на с.6-7 «Отражение детства в литературе»


И Приём «Кластер»

- Составьте кластер с ключевым словом детство.


- Сформулируйте и запишите главную мысль текста, опираясь на его название.

- Выпишите в тетради имена авторов и названия произведений, которые включены в данный раздел.


К

- Перечитайте фрагмент статьи и прокомментируйте его. («Отражение взаимоотношений детей и взрослых, анализ внутреннего мира ребёнка – неотъемлемая часть творчества перечисленных авторов. Писатели реалистично отражают мир детства с его тяготой к прекрасному, к гармонии и согласию, с неприятием вражды и ненависти»)


- О чём предупреждает автор статьи нас, современных читателей, подготавливая к чтению произведений раздела? Найдите и прочитайте фрагмент статьи. (Поэзия и проза данного раздела переносят нас в другое время: в XX век, в тяжёлые послереволюционные годы, в суровое послевоенное время. Нам, современным читателям, иногда бывает нелегко понять все те обстоятельства, в которых жили дети той эпохи)


- «Именно в юные годы формируются нравственные ценности, которые становятся опорой во взрослой жизни». О каких нравственных ценностях идёт речь?


Приём «Задай вопрос»

- Сформулируйте 2 вопроса по теме урока, которые начинались бы со слов «Что…?», «Почему…?»

(Определяется «стоимость», важность вопросов. Проводится их ранжирование)

КО

Подводя итоги, отмечаем лучшие вопросы, тут же предлагая ответить на них.







Презентация








































Учебник «Русская литература» часть 1 Г.З.Шашкина издательство «Мектеп»

Конец урока


Рефлексия. Прием «Свободный микрофон»

- На уроке мне больше всего запомнилось... 

- Меня удивило то, что...

- После урока я расскажу своим друзьям о...

- Ещё мне хотелось бы узнать...


Домашнее задание: ответить письменно на вопросы: Какие произведения о детстве вы прочитали? Какие образы ребят в литературе вам запомнились? Почему? (указать название произведения и его автора)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!