Вводный урок геометрии в 7 классе
с использованием презентации.
Разработала учитель математики
Шлеменкова Лариса Алексеевна
д. Черепово
Урок по геометрии в 7-м классе
"Знакомство с геометрией"
Место в системе уроков: первый урок по геометрии в малокомплектной школе.
Тип урока: урок – знакомство с новым предметом.
Оборудование: интерактивная доска или компьютер, альбомные листы, цветные карандаши, карточки с кроссвордом.
Цели урока:
Образовательные: знакомство со структурой, основными понятиями и историей развития геометрии, с первыми основными геометрическими понятиями: точка , прямая, отрезок, с их условными обозначениями
Развивающие: развитие пространственного воображения, творческого мышления, познавательного интереса учащихся, интеллектуальные качества личности школьников такие, как самостоятельность, быстрота переключения; культура математической речи.
Воспитательные: прививать учащимся интерес к предмету с помощью изучения истории и развития науки, применения информационных технологий (с использованием компьютера); формировать умение аккуратно и грамотно выполнять математические записи.
Диагностические: по окончании урока учащиеся должны узнать о происхождении слова «геометрия», об истории возникновения и развития данной науки.
Задачи урока:
Сформировать понятие геометрии.
Познакомиться с историей возникновения и развития геометрии.
Выяснить, что изучает данный предмет.
Структура урока
Организационный момент.
Сообщение темы, целей, задач урока.
Знакомство с новым предметом с показом слайдов.
Рассказ учителя об истории развития геометрии с показом слайдов.
Изучение нового материала, математических символов.
Проверка усвоения изученного материала в форме кроссворда.
Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Приложение (презентация)
ХОД УРОКА
Сегодня мы начинаем изучение нового предмета – геометрии, которая является составной частью большой науки – математики.
Открываем тетради, записываем тему урока: «Знакомство с геометрией»(слайд № 1)
I. Что такое геометрия. (слайд № 2)
Слова учителя:
Было бы неверно утверждать, что до сих пор вы совсем не занимались геометрией и ничего о ней не знаете. Вам не раз приходилось встречаться с треугольниками и пирамидами, квадратами и кубами, окружностями и шарами. Может быть, не так много, но кое-что об этих телах и фигурах вы знаете, хорошо представляете себе, как они выглядят, и понимаете, что все они имеют отношение к геометрии.
Геометрия находит широкое применение в повседневной деятельности человека.
Для первобытных людей важную роль играла форма окружавших их предметов. По форме и цвету они отличали съедобные грибы от несъедобных, пригодные для построек породы деревьев от тех, которые годятся лишь на дрова. Так, овладевая окружающим их миром, люди знакомились с простейшими геометрическими формами. ( слайд № 3)
Уже 200 тысяч лет тому назад были изготовлены орудия сравнительно правильной геометрической формы, а потом люди научились шлифовать их. ( слайд № 4)
А когда люди стали строить дома из дерева, пришлось глубже разобраться в том, какую форму следует придавать стенам и крыше, какой формы должны быть бревна.
(слайд № 5)
II. История возникновения и развития геометрии.
Возникновение и развитие геометрии обусловлено потребностями практической деятельности человека
Великий немецкий математик Вильгельм Лейбниц сказал: «Кто хочет ограничиться настоящим, без знания прошлого, тот никогда его не поймет».
Заглянем в прошлое, когда зародилась наука геометрия....
Геометрия зародилась в древнем Египте около двух тысяч лет.( слайд № 6-7)
При строительстве даже самых примитивных сооружений необходимо было рассчитать, сколько материала пойдет на постройку, уметь вычислять расстояния между точками в пространстве и углы между прямыми и плоскостями, знать свойства простейших геометрических фигур. Так, египетские пирамиды, сооруженные за два-четыре тысячелетия до н.э., поражают точностью своих метрических соотношений, свидетельствующих, что строители уже знали многие геометрические положения и расчеты. (слайд № 8-16)
Утверждение, что мы приступаем к изучению геометрии, означает прежде всего, что мы начинаем систематический курс геометрии. Это, в свою очередь, значит, что мы постепенно, шаг за шагом будем строить геометрическую теорию, последовательно доказывая наши утверждения, выводя их из уже известных в соответствии с математическими законами. (слайд № 17-23)
III. Что изучает геометрия.
Если мы заглянем в любой энциклопедический словарь, то обнаружим на соответствующем месте очень большую статью, начинающуюся примерно так:
«Геометрия – это раздел математики, изучающий пространственные формы и их отношения».
Мы же будем пользоваться более простым определением: «Геометрия – это наука о свойствах геометрических фигур».
(Ученики записывают определение в тетрадь).
Например, о здании можно сказать, что оно кирпичное или деревянное, белое или другого цвета. О стакане мы можем сказать, что он сделан из стекла и прозрачный. Классная комната светлая, теплая.
Геометрию в окружающих предметах не интересует, ни материал, из которого они сделаны, ни цвет, ни состояние в котором они находятся; всем этим занимаются на уроках биологии, физики, химии. При изучении геометрии нас будут интересовать форма и размеры предметов. Например, и деревянный, и картонный, и проволочный кубы носят одно и то же название – куб. Эти предметы сделаны из разных материалов, но имеют одну и ту же форму, отличаются друг от друга только своими размерами.
IV. Изучение нового материала о точке, отрезке и прямой и их расположении относительно друг друга.
Так же как самое большое здание складывается из маленьких кирпичей, так и сложные геометрические фигуры составляются из простейших геометрических фигур.
В геометрии это точка и прямая. Мы не даём им определения, они основные в геометрии.
Давайте вспомним, как обозначают на чертеже прямые и точки.
- Точки обозначают заглавными латинскими буквами. (слайд № 24)
- Прямая безгранична, поэтому на чертеже изображают часть её.
- Прямые обозначают двумя заглавными латинскими буквами, соответствующим двум точкам на прямой или одной малой буквой (учитель показывает на доске).
(слайд № 25-29)
- Знак
означает «принадлежит».
В геометрии рассматриваются различные возможности расположения геометрических фигур.
Все фигуры делятся на два класса: плоские и объемные. (слайд № 30-31)
V. Занимательная часть урока.
Ребята, давайте немного пофантазируем и попробуем на альбомных листах с помощью геометрических фигур, таких как отрезок, квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, изобразить человечка: худого, толстого, грустного, весёлого ( уч-ся выбирают сами).
VI. Проверка усвоения изученного материала. Учитель выдает кроссворд каждому ученику.
Кроссворд
1.Вставь пропущенное слово: «Через любые две точки можно провести ... ; и при том только одну».
2.Математический знак
3.Название книги, в которой впервые был систематизирован геометрический материал.
4.Геометрическая фигура на плоскости.
5.Геометрическая фигура в пространстве.
6.Раздел геометрии.
7. Математический знак.
8.Основное понятие в геометрии.
9.Часть прямой, ограниченная двумя точками.
10.Древнегреческий математик.
11.Геометрическая фигура на плоскости.
Если кроссворд учащиеся не успевают выполнить весь, то он выдается на дом для доработки, и следующий урок начинается с опрашивания по вопросам кроссворда. Или: тот, кто успел ответить на все вопросы кроссворда вовремя, считается полностью усвоившим урок.
VII. Подведение итогов урока. (слайд № 32)
Домашнее задание: §1. стр. 5-6, № 1,2 на стр.7
Использованная литература:
Атанасян Л.С. и др. Геометрия 7-9. М.: Просвещение, 2016.
Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. Пособие для учащихся 5-6 класса. М.: Просвещение, 2006.
Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. Учебное пособие для 5-6 классов. Смоленск: Русич, 1995.
Геометрия 7 класс. Поурочные планы по учебнику Атанасяна »./Авторы-составители Атанасян Л.С. и др. Геометрия 7-9. М.: Просвещение, 2009.
Энциклопедия для детей. Том 11. Математика. – М.: Аванта , 1999.
Чупин В.Д. От Пифагора до наших дней. Пермь, 1992
Методические рекомендации по курсу «История математики» ПГПУ. Пермь, 2004.