СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вводный урок по литературе в 11 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литература начала XX века. Своеобразие реализма

Просмотр содержимого документа
«Вводный урок по литературе в 11 классе»

Литература начала XX века. Своеобразие реализма вводный урок в 11 классе

Литература начала XX века. Своеобразие реализма

вводный урок в 11 классе

Цели: показать  взаимосвязь и взаимовлияние литературы и общественной мысли конца ХIХ –начала ХХ века с историческими процессами в стране познакомиться оо своеобразием реализма начала века развивать навыки конспектирования воспитывать интерес к литературе как одному из видов искусства. Задачи: В ходе лекции составить план-конспект

Цели:

показать взаимосвязь и взаимовлияние литературы и общественной мысли конца ХIХ –начала ХХ века с историческими процессами в стране

познакомиться оо своеобразием реализма начала века

развивать навыки конспектирования

воспитывать интерес к литературе как одному из видов искусства.

Задачи:

В ходе лекции составить план-конспект

Илья Глазунов. Вечная Россия.

Илья Глазунов. Вечная Россия.

Вставка рисунка Мы. В мире широком, в мире шумящем Мы – гребень встающей волны, Странно и сладко жить настоящим, Предчувствием песни полны.   Радуйтесь, братья, верным победам! Смотрите на даль с вышины! Нам чуждо сомненье, нам трепет неведом, - Мы – гребень встающей волны.     4 апреля 1899  Валерий Брюсов

Вставка рисунка

Мы.

В мире широком, в мире шумящем

Мы – гребень встающей волны,

Странно и сладко жить настоящим,

Предчувствием песни полны.

 

Радуйтесь, братья, верным победам!

Смотрите на даль с вышины!

Нам чуждо сомненье, нам трепет неведом, -

Мы – гребень встающей волны.

4 апреля 1899

Валерий Брюсов

Россия рубежа XIX-XX веков. Историко-культурная ситуация. Какие важнейшие исторические события происходили в России в начале 20 века?

Россия рубежа XIX-XX веков.

Историко-культурная ситуация.

Какие важнейшие исторические события происходили в России в начале 20 века?

ДВЕ РЕВОЛЮЦИИ Февральская революция Октябрьская революция 1905 года 1917 года

ДВЕ РЕВОЛЮЦИИ

Февральская революция

Октябрьская революция

1905 года

1917 года

ТРИ КРОВОПРОЛИТНЫЕ ВОЙНЫ Первая мировая война 1914-1918 года Русско-японская война 1904-1905 года Гражданская война 1918-1921года

ТРИ КРОВОПРОЛИТНЫЕ ВОЙНЫ

Первая мировая война

1914-1918 года

Русско-японская война

1904-1905 года

Гражданская война

1918-1921года

Основные политические силы России в начале ХХ века защитники монархизма сторонники буржуазных реформ идеологи пролетарской революции

Основные политические силы России

в начале ХХ века

защитники монархизма

сторонники буржуазных реформ

идеологи пролетарской революции

переустройство «сверху» Два пути переустройства России переустройство «снизу».

переустройство «сверху»

Два пути

переустройства России

переустройство «снизу».

Переустройство «сверху» средствами исключительных законов, «приводящих, как говорил Петр Аркадьевич Столыпин , к такому социальному перевороту, к такому перемещению всех ценностей…, какого еще не видела история». Средства переустройства «сверху» Манифест 11 октября Государственная 1905 года Дума

Переустройство «сверху»

средствами исключительных законов, «приводящих, как говорил Петр Аркадьевич Столыпин , к такому социальному перевороту, к такому перемещению всех ценностей…, какого еще не видела история».

Средства переустройства «сверху»

Манифест 11 октября

Государственная

1905 года

Дума

Переустройство «снизу» Путем ожесточенной кипучей войны классов, которая называется «революцией», как говорил В.И.Ленин . Средства переустройства «снизу» Теоретическая подготовка революции Террор

Переустройство «снизу»

Путем ожесточенной кипучей войны классов, которая называется «революцией», как говорил В.И.Ленин .

Средства переустройства «снизу»

Теоретическая подготовка революции

Террор

Рубеж 19 и 20 веков характеризуется и значительными научными открытиями, повлекшими за собой кризис классического естествознания. Какие наиболее важные научные открытия в области естествознания были сделаны в это время? Создание квантовой теории Определение массы электрона

Рубеж 19 и 20 веков характеризуется и значительными научными открытиями, повлекшими за собой кризис классического естествознания.

Какие наиболее важные научные открытия в области естествознания были сделаны в это время?

Создание квантовой теории

Определение массы электрона

Исследование радиации ( супруги Кюри ) Открытие  рентгеновских лучей  (Рентген)

Исследование радиации ( супруги Кюри )

Открытие рентгеновских лучей (Рентген)

Изобретение беспроволочной связи (Попов, Маркони) Создание теории относительности (Эйнштейн)

Изобретение

беспроволочной связи

(Попов, Маркони)

Создание

теории относительности (Эйнштейн)

Как говорил философ Вл. Соловьев, вся прежняя история завершена, на смену ей приходит не следующий период истории, а нечто совершенно новое – либо время одичания и упадка, либо время нового варварства, между концом старого и началом нового нет связующих звеньев, конец истории сошелся с ее началом.

Как говорил философ

Вл. Соловьев, вся прежняя история завершена, на смену ей приходит не следующий период истории, а нечто совершенно новое – либо время одичания и упадка, либо время нового варварства, между концом старого и началом нового нет связующих звеньев, конец истории сошелся с ее началом.

В 1893 году Дмитрий Мережковский в работе « О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» писал о приметах грядущего перелома во всех областях жизни: « Наше время должно определить двумя противоположными чертами – это время самого крайнего материализма и вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа. Мы присутствуем при великой многозначительной борьбе двух взглядов на жизнь, двух диаметрально противоположных миросозерцаний. Последние требования религиозного чувства сталкиваются с последними выводами опытных знаний».

В 1893 году Дмитрий Мережковский в работе « О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» писал о приметах грядущего перелома во всех областях жизни: « Наше время должно определить двумя противоположными чертами – это время самого крайнего материализма и вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа. Мы присутствуем при великой многозначительной борьбе двух взглядов на жизнь, двух диаметрально противоположных миросозерцаний. Последние требования религиозного чувства сталкиваются с последними выводами опытных знаний».

Л.Н.Толстой в 1905 году в работе «Конец века» отмечал:« Век и конец века на евангельском языке не означает конца и начало столетия, но означает конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей».

Л.Н.Толстой в 1905 году в работе «Конец века» отмечал:« Век и конец века на евангельском языке не означает конца и начало столетия, но означает конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей».

В книге Волынского «Книга великого гнева» ( 1904) : «Все живет теперь мыслью о духе, о божестве, о последних тайнах и правдах жизни, и минутами кажется, что придет кто-то сильный, мощный, какой-то новый гениальный и даст простой и научно понятный для всех синтез всему, что разработано, прочувствовано и продумано всеми нами. Он оформит брожение наших душ и умов и рассеет наши туманы и откроет перед нами перспективы новых научно-философских и религиозных исканий»

В книге Волынского «Книга великого гнева» ( 1904) :

«Все живет теперь мыслью о духе, о божестве, о последних тайнах и правдах жизни, и минутами кажется, что придет кто-то сильный, мощный, какой-то новый гениальный и даст простой и научно понятный для всех синтез всему, что разработано, прочувствовано и продумано всеми нами. Он оформит брожение наших душ и умов и рассеет наши туманы и откроет перед нами перспективы новых научно-философских и религиозных исканий»

«Новый век будет воистину веком духовного обновления… Множество погибнет людей, но еще больше родит их земля, и – в конце концов – одолеет красота, справедливость, победят лучшие стремления человечества» ( Горький в письме к Пятницкому ( 1901)

«Новый век будет воистину веком духовного обновления… Множество погибнет людей, но еще больше родит их земля, и – в конце концов – одолеет красота, справедливость, победят лучшие стремления человечества»

( Горький в письме к Пятницкому ( 1901)

« Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, виделись новые зори, соединялись чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни»  ( Н.Бердяев)

« Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, виделись новые зори, соединялись чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни» ( Н.Бердяев)

Фридрих Ницше , обличая христианство, упадок связывал с кризисом христианства, вместо Богочеловека нужен новый, сильный «сверхчеловек», для которого не существует старой морали : « а нищих надо бы совсем уничтожить», « укоры совести учат кусать других», «падающего – толкни».

Фридрих Ницше , обличая христианство, упадок связывал с кризисом христианства, вместо Богочеловека нужен новый, сильный «сверхчеловек», для которого не существует старой морали : « а нищих надо бы совсем уничтожить», « укоры совести учат кусать других», «падающего – толкни».

Н. Бердяев писал: « Мы переживаем не только христианский ренессанс, но и ренессанс языческий. Явление Ницше на Западе и у нас Розанова, возрождение Диониса в нашем современной искусстве, наш мучительный интерес к проблеме пола, наше стремление к освещению плоти – все это указывает на двойственность нашего ренессанса. Мы зачарованы не только Голгофой, но и Олимпом, зовет и привлекает нас не только Бог страдающий, умерший на кресте, но и Бог Пан, бог стихии земной, бог сладострастной жизни, и древняя богиня Афродита, богиня пластической красоты и земной любви».

Н. Бердяев писал:

« Мы переживаем не только христианский ренессанс, но и ренессанс языческий. Явление Ницше на Западе и у нас Розанова, возрождение Диониса в нашем современной искусстве, наш мучительный интерес к проблеме пола, наше стремление к освещению плоти – все это указывает на двойственность нашего ренессанса. Мы зачарованы не только Голгофой, но и Олимпом, зовет и привлекает нас не только Бог страдающий, умерший на кресте, но и Бог Пан, бог стихии земной, бог сладострастной жизни, и древняя богиня Афродита, богиня пластической красоты и земной любви».

Задание на дом: Учебник Журавлева стр. 3-7. Прочитать и знать содержание. Дополнить записи, сделанные на уроке. Словарь «серебряный век», «модернизм», «декаданс». Читать: Бунин. Рассказы.

Задание на дом:

  • Учебник Журавлева стр. 3-7. Прочитать и знать содержание. Дополнить записи, сделанные на уроке.
  • Словарь «серебряный век», «модернизм», «декаданс».
  • Читать: Бунин. Рассказы.

Уникальность литературного процесса 20 века 3 ветви русской литературы 20 века советская эмигрантская «задержанная» Маяковский Мережковский Булгаков Горький Гиппиус Ахматова Солженицын Фадеев Бунин Фурманов Серафимович

Уникальность литературного процесса 20 века

3 ветви русской литературы 20 века

советская

эмигрантская

«задержанная»

Маяковский

Мережковский

Булгаков

Горький

Гиппиус

Ахматова Солженицын

Фадеев

Бунин

Фурманов

Серафимович

Чехов – переходная фигура  от века 19 к веку 20 Чехов не только биографически, но и творчески принадлежит к 20 веку Заслуги А. П. Чехова Эпические жанры стали разграничиваться Классик малого жанра Реформатор драматургии

Чехов – переходная фигура от века 19 к веку 20

Чехов не только биографически, но и творчески принадлежит к 20 веку

Заслуги А. П. Чехова

  • Эпические жанры стали разграничиваться
  • Классик малого жанра
  • Реформатор драматургии
Первые фигуры 20 века М. Горький Л. Андреев И. Бунин

Первые фигуры 20 века

М. Горький

Л. Андреев

И. Бунин

Поэзия «Серебряный век» русской поэзии Пролетарская поэзия Конец 19-начало 20 века После 1917 года А. Блок, Н. Гумилёв, А. Ахматова, Ходасевич, В. Маяковский, С. Есенин, Б. Пастернак

Поэзия

«Серебряный век» русской поэзии

Пролетарская поэзия

Конец 19-начало 20 века

После 1917 года

А. Блок, Н. Гумилёв, А. Ахматова, Ходасевич, В. Маяковский, С. Есенин, Б. Пастернак

Трагичность русской литературы  20 века Разруха первых революционных лет истребила почти полностью художественную прозу Цензура начинает «задерживать» произведения, многие писатели пишут «в стол» «Серебряный век» нёс в самом себе опасность самоуничтожения, время эпидемии самоубийств (Есенин, Маяковский, Цветаева, Фадеев) Репрессии (Гумилёв, Мандельштам, Бабель)

Трагичность русской литературы 20 века

  • Разруха первых революционных лет истребила почти полностью художественную прозу
  • Цензура начинает «задерживать» произведения, многие писатели пишут «в стол»
  • «Серебряный век» нёс в самом себе опасность самоуничтожения, время эпидемии самоубийств (Есенин, Маяковский, Цветаева, Фадеев)
  • Репрессии (Гумилёв, Мандельштам, Бабель)
«Октябрь принялся хозяйничать в литературе, сортировать и тасовать её, - и вовсе не только в административном, а ещё в каком-то более глубоком смысле».

«Октябрь принялся хозяйничать в литературе, сортировать и тасовать её, - и вовсе не только в административном, а ещё в каком-то более глубоком смысле».

Вопрос об основоположнике советской литературы

Вопрос об основоположнике советской литературы

У истоков советской литературы

У истоков советской литературы

Культурное самообеднение России Добровольно покидают страну: Высылается из страны интеллигенция В 1921 г. умер от «отсутствия воздуха» А. Блок В 1922 г. выходит 5-я и последняя книга А. Ахматовой Расстрелян 35-летний Н. Гумилёв

Культурное самообеднение России

Добровольно покидают страну:

Высылается из страны интеллигенция

В 1921 г. умер от «отсутствия воздуха»

А. Блок

В 1922 г. выходит 5-я и последняя книга А. Ахматовой

Расстрелян 35-летний

Н. Гумилёв

Культурное самообеднение России «августовский культурный погром» 1922г. стал сигналом у началу массовых гонений Закрываются журналы «Дом искусств», «Записки мечтателей» 1958 г. – расправа над автором «Доктора Живаго» 1960 г. – арест романа Гроссмана «Жизнь и судьба»

Культурное самообеднение России

«августовский культурный погром» 1922г. стал сигналом у началу массовых гонений

Закрываются журналы «Дом искусств», «Записки мечтателей»

1958 г. – расправа над автором «Доктора Живаго»

1960 г. – арест романа Гроссмана «Жизнь и судьба»

Эмигрантская литература Б. Зайцев писал: «Именно эмиграция помогла нам понять Родину, обрести чувство России» Эмиграция нуждалась в литературе, которая хранила бы основы национальной культуры Она сохраняла для них и их детей русский язык

Эмигрантская литература

Б. Зайцев писал: «Именно эмиграция помогла нам понять Родину, обрести чувство России»

  • Эмиграция нуждалась в литературе, которая хранила бы основы национальной культуры
  • Она сохраняла для них и их детей русский язык
«Задержанная» литература Илья Эренбург удивлялся: «Почему Сталин не тронул Пастернака, который держался независимо, а уничтожил Кольцова, добросовестно выполнявшего всё, что ему поручали?» Полное «возвращение» состоялось лишь на рубеже 80-90-х годов 20 века

«Задержанная» литература

Илья Эренбург удивлялся: «Почему Сталин не тронул Пастернака, который держался независимо, а уничтожил Кольцова, добросовестно выполнявшего всё, что ему поручали?»

Полное «возвращение» состоялось лишь на рубеже 80-90-х годов 20 века

Основные содержательные художественные принципы Творческие методы, литературные направления, школы, группы

Основные содержательные художественные принципы

Творческие методы, литературные направления, школы, группы

Методы реализм модернизм символизм акмеизм футуризм имажинизм

Методы

реализм

модернизм

символизм

акмеизм

футуризм

имажинизм

В 1932 г. получил официальное обозначение «основной метод» советской литературы – «социалистический реализм»

В 1932 г. получил официальное обозначение «основной метод» советской литературы – «социалистический реализм»

Яркость индивидуальных стилей

Яркость индивидуальных стилей

История развития романа Высокой литературой почиталась только поэзия От стихов к прозе решительно переходит А. С. Пушкин Сложился проблемный роман как ведущий жанр русской литературы Кризис романа. Чехов романа не написал 18 в. 30-е гг 19 в. 80-е гг 19в. 50-е гг 19 в.

История развития романа

Высокой литературой почиталась только поэзия

От стихов к прозе решительно переходит А. С. Пушкин

Сложился проблемный роман как ведущий жанр русской литературы

Кризис романа. Чехов романа не написал

18 в.

30-е гг 19 в.

80-е гг 19в.

50-е гг 19 в.

Развитие жанров в 20 веке «Серебряный век» породил интереснейший модернистский роман, но поэзия возвращает себе первенство Драматургия не имела своего классика в 20 веке, который работал бы только в одном роде, как Островский

Развитие жанров в 20 веке

  • «Серебряный век» породил интереснейший модернистский роман, но поэзия возвращает себе первенство
  • Драматургия не имела своего классика в 20 веке, который работал бы только в одном роде, как Островский
Национальный аспект В 19 веке классики если не по происхождению, то по рождению были русским, исключением является только Н. Гоголь «Я – дедом казак, другим – сечевик, а по происхождению грузин» Самым «московским» бардом был Б. Окуджава Крушение СССР – тяжёлый удар по национальным культурам, замкнутость которых в самих себе никак больше не обогащала взаимодействие культур

Национальный аспект

  • В 19 веке классики если не по происхождению, то по рождению были русским, исключением является только Н. Гоголь

«Я – дедом казак, другим – сечевик, а по происхождению грузин»

Самым «московским» бардом был Б. Окуджава

Крушение СССР – тяжёлый удар по национальным культурам, замкнутость которых в самих себе никак больше не обогащала взаимодействие культур

Домашнее задание: Выучить лекцию Прочитать рассказ И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Составить таблицу или конспект по материалам учебника о биографии И. А. Бунина

Домашнее задание:

  • Выучить лекцию
  • Прочитать рассказ И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
  • Составить таблицу или конспект по материалам учебника о биографии И. А. Бунина


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!