«Мы лучше поспешим на бал, Куда стремглав в ямской карете Уж мой Онегин поскакал…» А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Перед померкшими домами Вдоль сонной улицы рядами Двойные фонари карет Веселый изливают свет... Вот наш герой подъехал к сеням; Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням, Расправил волоса рукой, Вошел. Полна народу зала; Музыка уж греметь устала; Толпа мазуркой занята; Кругом и шум и теснота; Бренчат кавалергарда шпоры; Летают ножки милых дам; Летают ножки милых дам; По их пленительным следам Летают пламенные взоры. И ревом скрыпок заглушен Ревнивый шепот модных жен. А.С. Пушкин
История придворных и великосветских балов в России имеет давнюю традицию. Первый бал на Руси состоялся на свадьбе Лжедмитрия и Марины Мнишек.
Возобновил их Петр I в 1717 году. Балы-ассамблеи, введенные в России Петром I, представляли собой собрания-балы в домах российской знати. Ассамблеи служили не только средством увеселения - "для забавы", но также местом "для рассуждения и разговоров дружеских".
Бал – настоящая находка Для юных франтов и для дам; Его с восторгом ждет красотка, Он праздник пасмурным отцам. Чтоб дочка куколкой оделась, Хлопочет опытная мать, А чтоб она не засиделась, Везет ее потанцевать. Ф.Кони
Представители знати были обязаны давать балы для родни, великосветских знакомых. На балах знакомились потенциальные женихи и невесты, намечалось сватовство. «Москва славилась невестами, как Вязьма пряниками», – писал Пушкин.
Общественные балы чаще всего устраивались в провинции. Средства собирали со всех желающих путем распространения лотерейных билетов.Семейные балы организовывали по случаю памятных семейных дат, на которые заранее распространяли пригласительные билеты. В залах проводили всевозможные аукционы и конкурсы, а вырученные деньги шли в помощь приютам.
Мазурка раздалась. Бывало, когда гремел мазурки гром, В огромной зале все дрожало, Паркет трещал под каблуком, Тряслися, дребезжали рамы, Теперь не то: и мы, как дамы, Скользим по лаковым доскам. М.Глинка «Мазурка»
Мазурку танцевали в четыре пары. При ее исполнении допускались разговоры. В конце бала исполняли французский танец котильон. Кавалеры в этом танце становятся на колени перед дамой, сажают ее, перепрыгивают через платок или карту.
На балах, кроме основных, были и другие старинные танцы гавоты, кадрили, польки. Все зависело от моды и вкусов устроителей балов .
Одежде уделялось особое внимание. Короткие, до колен штаны были дресс-кодом для мужчин до конца 17 столетия, потом появится фрак с белой бабочкой и жилетом. Для дам шились легчайшие наряды – из шелка, газа, кружев. Бальное платье было укороченным, чтобы не мешать в танце. Бальные туалеты для молодых девушек на выданье были выдержаны в светлых тонах. Широко использовались украшения из живых и искусственных цветов. Замужние женщины были обязаны появляться в головных уборах – легких шляпах, наколках из кружев или беретах. Кстати, о беретах.
Элементы бального этикета 1. Одежда участников должна соответствовать классу ответственности бала. 2. Всем участникам необходимо выполнять просьбы и требования Главного и Зального церемониймейстера, Хозяйки и Хозяина бала. 3. Первый танец, вальс первого отделения открывают Хозяин и Хозяйка бала, все гости вступают в этот танец после того, как Хозяин и Хозяйка сделают три тура вальса. 4. Приглашение к танцу начинается с поклона приглашающего лица. Ответ на приглашение также сопровождается поклоном. 5. После приглашения кавалер выводит даму в танцевальную зону с соблюдением всех правил этикета. 6. По окончании танца кавалер должен проводить даму на то место, где он её приглашал или любое другое место по желанию дамы. 8. Не рекомендуется покидать зал перед началом танца. 9. Не рекомендуется покидать танцевальный ордер (партнёра) во время танца.
Также необходимые на балу сведения: Язык веера веер развернут, дама отмахивается - "я замужем"; веер развернут, дама отмахивается - "я замужем"; веер закрывается - "вы мне безразличны"; веер закрывается - "вы мне безразличны"; открывается один лепесток - "будьте довольны моей дружбой"; открывается один лепесток - "будьте довольны моей дружбой"; веер полностью раскрыт - "ты мой кумир«; веер полностью раскрыт - "ты мой кумир«; если собеседник просит веер (хотя вообще-то это очень непристойная просьба); если собеседник просит веер (хотя вообще-то это очень непристойная просьба); подать верхним концом - симпатия и любовь; подать верхним концом - симпатия и любовь
А теперь попробуйте ответить на несколько вопросов!
Из какого фильма этот кадр?
Отгадайте автора и название этой волшебной сказки.
Прослушайте музыкальный фрагмент и назовите его автора .
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!