СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выбор и личная ответственность человека в романе «Чума».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал к уроку по творчеству А.Камю.

Выбор и личная ответственность человека в романе «Чума».

Цель: помочь ученикам выяснить разные возможности морального выбора человека в пограничной ситуации; развивать навыки философского прочтения произведения; характеристики героев; воспитывать чувство ответственности за свой моральный выбор, стремление к самопознанию и самосовершенствованию.

Учитель.

«С несправедливостью или сотрудничают, или борются»,- сказал когда-то   А. Камю. Слова эти не потеряли своей актуальности и по сей день, так как и теперь человеку часто приходится делать моральный выбор между добром и злом, честностью и нечестностью, равнодушием и активной позицией. О моральном выборе героев романа А. Камю «Чума» и нашем собственном отношении к этому поговорим на уроке.

При определенных условиях каждый человек оказывается в ситуации выбора. Один будет стараться перехитрить судьбу, другой будет притворяться, что вообще не замечает проблем, третий начнет искать оптимальные выходы из сложной ситуации. Каждый из этих выборов будет свидетельствовать об уровне самосознания, моральной чистоты.

А. Камю в романе «Чума» сопоставляет разные типы человеческой психики. Для каждого из героев произведения наступает время прозрения, когда оголяется настоящая ценность человеческого бытия, когда уже не остается никаких иллюзий. Какими же есть герои романа? Какой моральный выбор они делают? Это мы и постараемся выяснить.

Образ врача Бернара Рие.

 «На вид лет тридцати пяти. Рост средний. Плечистый. Лицо почти квадратное. Глаза темные, взгляд прямой, скулы выпячены. Нос большой, правильной формы. Волосы темные, стрижется очень коротко. Рот резко очерчен, губы полные, почти всегда сжатые. Похож чем-то на сицилийского крестьянина - такой же загорелый, с сине-черной щетиной и вдобавок всегда ходит в темном, а впрочем, это ему идет».                                                                                                                  Сын рабочего, Рие  с детства прошел школу бедности, посвятил себя служению людям. Часто видит смерть, но не прячется, а действует: «Нужно быть безумцем, слепым или негодяем, чтобы примириться с чумой».                                    

Чума мало что изменяет в мыслях и образе жизни Рие - он как и раньше обходит больных, страдает, когда умирают пациенты. Врач стойко и последовательно организовывает больницы, налаживает карантин, руководит санитарными дружинами.                                                                                                                        Рие очень скромный, его бесят похвалы в свой адрес в печати, по радио: «Во всей этой истории речь идет не о героизме... речь идет о честности... В моем случае она заключается в том, чтобы заниматься моим ремеслом»; «Я не знаю, что меня ждет, что будет после всего этого. Сейчас есть больные, и необходимо их лечить. Раздумывать они будут потом, и я с ними также. Но наиболее пристальное дело - лечить их. Я защищаю их как умею, да и все».

Автор возвеличивает ежедневную, изнурительную, невзрачную, будничную борьбу врача с чумой. Но в этой ежедневной работе - борьбе за каждого человека - настоящий трагический стоицизм и героизм.

Образ заезжего журналиста Раймона Рамбера.

Парижский репортер Рамбер, который имел за плечами много пережитого, включая гражданскую войну в Испании, оказался в эпицентре чумы случайно. С Ораном его ничего не связывало, где-то далеко за морем его ждала любимая женщина, покой, нежность. «Выбраться во что бы то ни стало, выбраться из этих чужих стен, из этой ловушки, поставленной судьбой», - размышляет Рамбер, одержимый мыслью убежать, несмотря на карантин. Хотя врач Рие и понимает Рамбера, говоря, что «нет на свете таких вещей, ради которых следовало бы отвернуться от того, кого любишь», но не помогает ему. Когда Рамбер все-таки находит возможность выбраться из города, он внезапно отказывается от намерения убежать и присоединяется к работе санитарных дружин, так как «стыдно быть счастливым одному». «Я когда-то думал, что чужой в этом городе и что мне у вас нечего делать. Но теперь, когда я видел то, что видел, я ощущаю, что я тоже здешний, хочу я этого или не хочу. Эта история касается одинаково нас всех», - сознается Рамбер в конце произведения.

Автор подводит нас к выводу, что человек ответственный за все, что происходит вокруг, даже если непосредственно его это не касается.                                   

                                        Образ Тарру.

Сын прокурора, Тарру отрекается от благополучия, семейного уюта, замечательной карьеры ради поиска правды и справедливости. Сначала он активно вмешивался в политику, и «не было такой страны в Европе», где бы он не брался за оружие на защиту обездоленных. Однажды ему приходится присутствовать во время расстрела контрреволюционера. «Вот тогда я и понял, что, по крайней мере, на протяжении всех этих долгих лет как был, так и остался «зачумленным», а сам отчаянно верил, будто с чумой и борюсь. Понял, что я, пусть не непосредственно, но осудил на смерть тысячи людей, что я даже сам оказывал содействие тем смертям, одобряя их и принципы, которые неизбежно тянули их за собой».

Став свидетелем ужасной эпидемии и поведения людей, которые попадают в пограничную ситуацию, Тарру выясняет для себя, что «каждый носит чуму в себе», и никто не может сделать и шагу, не рискуя обречь ближнего на гибель. Поэтому «здоровье, неподкупность, чистота - все это продукт воли, воли, которая не должна давать себе передышки», - к такому выводу приходит Жан Тарру, который вместе с врачом Рие выполняет роль рассказчика.

Другие персонажи романа о Тарру говорят как о человеке сердечном: «С ним можно говорить, так как он настоящий человек. Все всегда понимает». Характеризует Тарру и его диалог с Рие, который спросил:

- А вас что побуждает впутываться в эту историю?

- Не знаю. Очевидно, соображения морального характера.

- А на чем они основываются?

- На понимании.

«На следующий день Тарру взялся за работу и собрал первую добровольную дружину, по примеру которой должны были создаваться другие».

Образ священника Панлю.

Ученый-Иезуит отец Панлю возникает в романе не просто служителем церкви, а воплощением христианского миропонимания. Для него творец воистину всевидящий и всеблагой, и, если он допустил чумную беду, то на то была Его воля.

В своих проповедях Панлю призвал заблудившихся овец Господних покаяться: чума наслана на нечестивый град, который потонул в грехах, это наказание, которое очищает, перст, который указывает путь к спасению. «Божий перст отделит чистых от нечистых, праведных от виновных, он - зло, которое ведет в царство доброты. От него не защитит мирская медицина, избранникам нужно довериться провидению».

Но чума будто издевается над его толкованиями. Она жалеет порочных и поражает безгрешных. Смерть невинного ребенка ставит под сомнение всю  премудрость отца Панлю.

Панлю великодушно жалеет «греховных» смертных. Он приобщается к борьбе с эпидемией, самоотверженно выполняет опаснейшие поручения.

«Мы работаем вместе во имя того, что объединяет нас, - признает атеист доктор Рие. - Я ненавижу смерть и болезнь, вы это знаете. И хотите или нет, мы вместе от них страдаем и вместе с ними боремся».

Во время второй проповеди святой отец настаивает на неумолимости одного из двух крайних выходов: «Братья мои, время настало. Необходимо во все уверовать или все отвергнуть. Но кто среди вас решится все отвергнуть?». Он убеждает и себя, и своих прихожан, что «страдание ребенка - горький хлеб наш, но без этого хлеба наши души погибли бы от духовного голода».

 

Просмотр содержимого документа
«Выбор и личная ответственность человека в романе «Чума».»

Проблема выбора и личной ответственности человека за этот выбор в романе «Чума».

Цель: помочь ученикам выяснить разные возможности морального выбора человека в пограничной ситуации; развивать навыки философского прочтения произведения; характеристики героев; воспитывать чувство ответственности за свой моральный выбор, стремление к самопознанию и самосовершенствованию.

Учитель.

«С несправедливостью или сотрудничают, или борются»,- сказал когда-то А. Камю. Слова эти не потеряли своей актуальности и по сей день, так как и теперь человеку часто приходится делать моральный выбор между добром и злом, честностью и нечестностью, равнодушием и активной позицией. О моральном выборе героев романа А. Камю «Чума» и нашем собственном отношении к этому поговорим на уроке.

При определенных условиях каждый человек оказывается в ситуации выбора. Один будет стараться перехитрить судьбу, другой будет притворяться, что вообще не замечает проблем, третий начнет искать оптимальные выходы из сложной ситуации. Каждый из этих выборов будет свидетельствовать об уровне самосознания, моральной чистоты.

А. Камю в романе «Чума» сопоставляет разные типы человеческой психики. Для каждого из героев произведения наступает время прозрения, когда оголяется настоящая ценность человеческого бытия, когда уже не остается никаких иллюзий. Какими же есть герои романа? Какой моральный выбор они делают? Это мы и постараемся выяснить.



Образ врача Бернара Рие.

«На вид лет тридцати пяти. Рост средний. Плечистый. Лицо почти квадратное. Глаза темные, взгляд прямой, скулы выпячены. Нос большой, правильной формы. Волосы темные, стрижется очень коротко. Рот резко очерчен, губы полные, почти всегда сжатые. Похож чем-то на сицилийского крестьянина - такой же загорелый, с сине-черной щетиной и вдобавок всегда ходит в темном, впрочем, это ему идет». Сын рабочего, Рие с детства прошел школу бедности, посвятил себя служению людям. Часто видит смерть, но не прячется, а действует: «Нужно быть безумцем, слепым или негодяем, чтобы примириться с чумой». Чума мало что изменяет в мыслях и образе жизни Рие - он как и раньше обходит больных, страдает, когда умирают пациенты. Врач стойко и последовательно организовывает больницы, налаживает карантин, руководит санитарными дружинами. Рие очень скромный, его бесят похвалы в свой адрес в печати, по радио: «Во всей этой истории речь идет не о героизме... речь идет о честности... В моем случае она заключается в том, чтобы заниматься моим ремеслом»; «Я не знаю, что меня ждет, что будет после всего этого. Сейчас есть больные, и необходимо их лечить. Раздумывать они будут потом, и я с ними также. Но наиболее пристальное дело - лечить их. Я защищаю их как умею, да и все».

Автор возвеличивает ежедневную, изнурительную, невзрачную, будничную борьбу врача с чумой. Но в этой ежедневной работе - борьбе за каждого человека - настоящий трагический стоицизм и героизм.



Образ заезжего журналиста Раймона Рамбера.

Парижский репортер Рамбер, который имел за плечами много пережитого, включая гражданскую войну в Испании, оказался в эпицентре чумы случайно. С Ораном его ничего не связывало, где-то далеко за морем его ждала любимая женщина, покой, нежность. «Выбраться во что бы то ни стало, выбраться из этих чужих стен, из этой ловушки, поставленной судьбой», - размышляет Рамбер, одержимый мыслью убежать, несмотря на карантин. Хотя врач Рие и понимает Рамбера, говоря, что «нет на свете таких вещей, ради которых следовало бы отвернуться от того, кого любишь», но не помогает ему. Когда Рамбер все-таки находит возможность выбраться из города, он внезапно отказывается от намерения убежать и присоединяется к работе санитарных дружин, так как «стыдно быть счастливым одному». «Я когда-то думал, что чужой в этом городе и что мне у вас нечего делать. Но теперь, когда я видел то, что видел, я ощущаю, что я тоже здешний, хочу я этого или не хочу. Эта история касается одинаково нас всех», - сознается Рамбер в конце произведения. Автор подводит нас к выводу, что человек ответственный за все, что происходит вокруг, даже если непосредственно его это не касается.

Образ Тарру.

Сын прокурора, Тарру отрекается от благополучия, семейного уюта, замечательной карьеры ради поиска правды и справедливости. Сначала он активно вмешивался в политику, и «не было такой страны в Европе», где бы он не брался за оружие на защиту обездоленных. Однажды ему приходится присутствовать во время расстрела контрреволюционера. «Вот тогда я и понял, что, по крайней мере, на протяжении всех этих долгих лет как был, так и остался «зачумленным», а сам отчаянно верил, будто с чумой и борюсь. Понял, что я, пусть не непосредственно, но осудил на смерть тысячи людей, что я даже сам оказывал содействие тем смертям, одобряя их и принципы, которые неизбежно тянули их за собой».

Став свидетелем ужасной эпидемии и поведения людей, которые попадают в пограничную ситуацию, Тарру выясняет для себя, что «каждый носит ее, чуму, в себе», и никто не может сделать и шагу, не рискуя обречь ближнего на гибель. Поэтому «здоровье, неподкупность, чистота - все это продукт воли, воли, которая не должна давать себе передышки», - к такому выводу доходит Жан Тарру, который вместе с врачом Рие выполняет роль рассказчика.

Другие персонажи романа о Тарру говорят как о человеке сердечном: «С ним можно говорить, так как он настоящий человек. Все всегда понимает». Характеризует Тарру и его диалог с Рие, который спросил:

- А вас что побуждает впутываться в эту историю?

- Не знаю. Очевидно, соображения морального характера.

- А на чем они основываются?

- На понимании.

«На следующий день Тарру взялся за работу и собрал первую добровольную дружину, по примеру которой должны были создаваться другие».



Образ священника Панлю.

Ученый-Иезуит отец Панлю возникает в романе не просто служителем церкви, а и воплощением христианского миропонимания. Для него творец воистину всевидящий и всеблагой, и, если он допустил чумную беду, то на то была Его воля.

В своих проповедях Панлю призвал заблудившихся овец Господних покаяться: чума наслана на нечестивый град, который потонул в грехах, это наказание, которое очищает, перст, который указывает путь к спасению. «Божий перст отделит чистых от нечистых, праведных от виновных, он - зло, которое ведет в царство доброты. От него не защитит мирская медицина, избранникам нужно довериться провидению».

Но чума будто издевается над его толкованиями. Она жалеет порочных и поражает безгрешных. Смерть невинного ребенка ставит под сомнение всю премудрость отца Панлю.

Панлю великодушно жалеет «греховных» смертных. Он приобщается к борьбе с эпидемией, самоотверженно выполняет опаснейшие поручения.

«Мы работаем вместе во имя того, что объединяет нас, - признает атеист доктор Рие. - Я ненавижу смерть и болезнь, вы это знаете. И хотите или нет, мы вместе от них страдаем и вместе с ними боремся».

Во время второй проповеди святой отец настаивает на неумолимости одного из двух крайних выходов: «Братья мои, время настало. Необходимо во все уверовать или все отвергнуть. Но кто среди вас решится все отвергнуть?». Он убеждает и себя, и своих прихожан, что «страдание ребенка - горький хлеб наш, но без этого хлеба наши души погибли бы от духовного голода».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!