Просмотр содержимого документа
«"Выбор профессии"(профориентация)»
ВЫБОР ПРОФЕССИИ
… Я интересуюсь своим будущим, потому что собираюсь провести в нем всю свою жизнь.
Ч. Кеттерлинг
Способ выбора профессии
- «Хочу» - это интересы и склонности личности, которые могут проявляться уже в самом раннем возрасте (внимание, родители!), например, склонность к работе с людьми, техникой, природой и т. д.
- «Могу» - это способности человека к освоению и выполнению определенной профессиональной деятельности. Причем, выполнению быстрому и качественному.
- « Надо» - это, так сказать, социальный заказ, то есть потребность общества в людях определенных специальностей, спрос.
Способ выбора профессии
Склонности,
желания, увлечения
хочу
могу
надо
Способности,
состояние здоровья
Востребованность
профессии на рынке труда
Что влияет на выбор профессии?
- Позиция старших членов семьи.
- Позиция товарищей, подруг.
- Позиция учителей, школьных педагогов.
- Личные профессиональные планы.
- Способности.
- Уровень притязаний на общественное признание.
- Информированность.
- Склонности.
Семь шагов к взвешенному решению
1.Составить список подходящих профессий.
2.Составить перечень требований выбираемой профессии:
- выбираемая профессия и род занятий;
- выбираемая профессия и жизненные ценности;
- выбираемая профессия и жизненные цели;
- выбираемая профессия и мои сегодняшние проблемы;
- выбираемая профессия и реальное трудоустройство;
- желательный уровень профессиональной подготовки;
- выбираемая профессия и мои склонности и способности;
- желательные содержание, характер и условия работы.
Семь шагов к взвешенному решению
3.Определить значимость каждого требования.
4.Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий.
5.Подсчитать и проанализировать результаты.
6.Проверить результаты.
7.Определить основные практические шаги к успеху.
Ошибки при выборе профессии
- Отношение к выбору профессии как к неизменному.
- Бытующие мнения о престижности профессии.
- Выбор профессии под влиянием товарищей.
- Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.
- Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.
- Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различие этих понятий.
- Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства.
- Неумение/недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.
что нужно учитывать при выборе профессии
- Востребованность на рынке труда.
- Доходность.
- Требования к умственным и физическим способностям, здоровью (космонавт, водолаз).
- Нервно-эмоциональная напряженность (милиционер, учитель, МЧС, шахтер).
- Образованность (врач, учитель, психолог, ученый).
- Возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер, парикмахер, портной).
- Положительное влияние на семейную жизнь.
- Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа).
- Возможность карьерного роста (важно или не важно).
Типы
профессий
Человек-
природа
Человек-
Знаковая
система
Человек-
Художественный
образ
Человек-
человек
Человек-
техника
ТИПЫ ПРОФЕССИЙ
- Человек - техника: строитель, технолог, летчик, шофер, конструктор.
- Человек - природа: химик, геолог, ветеринар, биолог, фермер.
- Человек - человек: секретарь, менеджер по персоналу, врач. продавец, милиционер.
- Человек - художественный образ: художник, писатель, артист, музыкант, журналист.
- Человек - знаковая система: программист, экономист, оператор, переводчик
- В славном городе Руане на стройке работали три каменщика.
- Им задали один и тот же вопрос: «Что ты делаешь?»
- Один ответил: «Я кладу кирпичи».
- Другой: «Я зарабатываю себе на хлеб».
- Третий: «Я строю Руанский собор».
- ответы каменщиков демонстрируют три позиции — выполнять отдельные операции, не задумываясь, зачем это нужно;
- задумываться не о содержании работы, а лишь о материальном вознаграждении;
- видеть общую цель деятельности, свой вклад в ее достижение.