СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выбор стиля в детских театрах моды

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выбор стиля, является главным направлением детского объединения "Театр моды" дополнительного образования. В этой статье мы делимся опытом создания современной коллекции на основе русского народного костюма. Методическая разработка будет интересна не только педагогам дополнительного образованияЁ но и учителям технологии.

Просмотр содержимого документа
«Выбор стиля в детских театрах моды»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества имени Б.Т. Куропаткина»






Выбор стиля в детских театрах моды






Педагог дополнительного образования

Дюжев А.Г.











Полысаево


Содержание

1. Выбор стиля. 3 стр.

2. Фольклорный стиль в современной коллекции. 4 стр.

3. Заключение. 8 стр.

4. Список литературы. 10 стр.

5. Приложение.

5.1. Фото:

Модель 1, 2, 3. 11 стр.

Модель 4, 5. Мужской костюм. 12 стр.

Центральная фигура коллекции. Коллекция в этническом стиле

«Веселая канитель» 13 стр.

5.2. Эскизы коллекции. 14 стр.

5.3. Иллюстративный материал. 16 стр.







































Выбор стиля.



Современная мода отличается большим богатством идей и свободой выбора. Она не диктует, она создала для нас благоприятные «демократические» условия для такого выбора, потому что одновременно существуют и одинаково модны и привлекательны разные стили, формы и покрои, разные объемы и длинна одежды, широкая цветовая гамма. И это вполне логично, поскольку все люди разные не только по внешним данным, темпераменту, социальному положению, но и просто по своему отношению к моде и одежде. Сегодня в моде цениться индивидуальность. Умение приспособить новую идею конкретно для себя. Можно одеваться своеобразно, на свой лад, правда. Это по силам немногим: кроме фантазии необходимо и «чувство вещей». Этим и занимаются девочки нашего театра моды.

Но искать свой стиль и направление не под силу юным модницам. И поэтому в нашем коллективе мы находимся в постоянном поиске. Экспериментируем не только в цвете, но и форме. Ищем стиль коллектива. Многие студии модной одежды, найдя свой стиль, эксплуатируют его многие годы, а мы еще в поиске. Хотя может это и является «изюминкой» нашего театра, потому что мы не стоим на месте.

В современной международной моде как бы два направления, одно из которых устремлено в будущее, а другое обращено в прошлое. Первое использует новинки промышленности – новые искусственные материалы, что обычно дает толчок к появлению принципиально новых решений в моделировании. К этому направлению чаще всего обращаются молодые модельеры, желающие привлечь к себе внимание, Их работы отличаются нередко шокирующий своей новизной и нетрадиционностью. Конечно же, они продвигают моду вперед. Так, появление эластичных металлизированных сверкающих материалов способствовало развитию современной молодежной моды – одежды супероблегающей, иногда предельно короткой, обнажающей тело, яркой и светящейся. Этим направлением наш коллектив пользовался в начале его создания. Пробовали создать свою ткань (из скотча), а так же модели на грани «фарса». Как эксперимент это было интересно, но живя в провинциальном городе – неприемлемо.

Затем мы обратились ко второму направлению моды, который отражает настроение времени: ностальгию по прошлому, более духовному и размеренному, обращение к непроходящим ценностям и традициям, тяга к природе. Эти настроения дают многочисленные идеи, стилевые направления, часто обращение в прошлое.

Второе направление предпочитают натуральные ткани и материалы (что особенно заметно в моде нового тысячелетия). Как высококачественные, благородные, так и грубоватые, похожие на домотканые; использует вечные цвета живой природы, ясные, чистые или сдержанные, приглушенные, так же разнообразные виды отделок ручной работы, традиционные народные изделия, будь то исландские узорчатые вязаные кофты, русское плетеное кружево или венгерская вышивка.

Выбрав свое направление, нужно было позаботиться и о стиле. Потому что, именно стили составляют основу знаний о моде. Правда, сегодня в чистом виде каждый стиль встречается не так часто. Мода отличается смешением элементов разных стилей, обращается к ассоциациям, передает настроение. При виде многих современных моделей вспоминаются и мушкетерский костюм, и платье гувернантки начала века, и костюм монашки, и национальный костюм.

Традиционные стили – это классический, романтический, спортивный и фольклорный (или этнический).



Фольклорный стиль в современной коллекции.



Фольклорный стиль, который называют также этническим или кантри. Это стиль современной одежды в духе народных национальных костюмов.

При выборе стилей мы остановились именно на фольклорном. Потому что в последнее время российские модельеры стали говорить о том, что национальный русский костюм изжил себя с приходом советской власти, да и русского то в нем было очень мало.

Почему именно фольклорный стиль? Да потому что сегодня – это заимствование не только приемов декоративного оформления одежды – отделок, вышивок, но и в первую очередь элементов и способов кроя, форм и предметов одежды. Народная одежда отличается рациональной простатой форм, в ней чувствуешь себя расковано и свободно, она подразумевает близость к природе, в которой так нуждается современный городской человек. Уютные шали, платки, накидки, капюшоны, безрукавки, свободные теплые кофты, стеганки, дубленки, свободные юбки, многослойные комплекты, парки и многое другое мода взяла из вековой сокровищницы национальной одежды народов мира.

Одежда фольклорного характера очень часто отличается декоративностью, в ней используются самые разные приемы отделки. Она удобна и хороша в условиях непринужденной обстановки на отдыхе, будь то летом на южном курорте, или зимой на лыжной горной турбазе, или просто дома, на даче.

Для нас фольклорный стиль представляет особый интерес, так как вдохновляет и располагает к творчеству, позволяет придумать модели самому. Практически в каждом национальном костюме много элементов ручной работы: простые и сложные вышивки, мережки, нашитые ленты, вязаные вставки, детали из овчины и другого меха и т.п. .

Выбирая ткани для нашей коллекции. Качество и цветовое оформление ткани – важное, если не основное условие получения эффекта одежды. На практике мы чаще всего сначала покупаем ткань, а затем решаем, что из нее сделать. Еще раз хочется подчеркнуть, что во всем мире ценятся натуральные ткани. Поэтому для своей коллекции мы решили использовать натуральную ткань сделанную своими руками, т.е. связанное трикотажное полотно из полушерстяных ниток.



Мода обычно оговаривает то или иной вариант цветового решения. Сегодня оно может быть тональным, а завтра контрастным. Современная мода в целом отдает предпочтение тональной цветовой гамме, используя нюансы одного цвета: более или менее насыщенные, темные и светлые оттенки, а иногда холодные и теплые оттенки одного цвета. В нашей коллекции мы используем белый цвет, с множеством его оттенков и разнообразием фактур.

Техника исполнения коллекции тоже разнообразна: вязание крючком, спицами и однофактурных вязальных машинах, а так же смешанная.

Наша коллекция – это не копирование этнографического костюма, это свобода в выборе новых идей и решений.

Короткой верхней распашной одеждой на Руси, была «душегрея». Вот она то и легла в основу первой модели. Полочка душегреи держится на плечевых лямках подкроенная фигурным мысиком. К ним пришиваются по краю низа и пройме сшитые между собой элепсные клинья в виде перьев. Душегрея того времени шилась из самых дорогих тканях и обшивалась замысловатыми узорами. Нашу модель мы выполнили в виде «вологодских кружев». Душегрея надевалась поверх сарафана. Мы же в своей коллекции используем вместо сарафана маленькое вязаное платье на тонких бретелях, что придало модели эксцентричность и современность. Завершает ансамбль вязаные шапочки разных фактур и нитей одетые одна на другую, украшенные вязаными цветами и косой из полушерстяных и шелковых нитей.

Вторая и третья модели очень отличаются друг от друга, но связаны одним южнорусским «поневным» комплексом. Заметьте, что все модели коллекции, как и вся русская национальная одежда многослойная. Но чтобы трикотажные изделия не смотрелись тяжелыми и громоздкими, мы не только изготовили тонкое по фактуре полотно, но и облегчили его сетчатым вязанием. Например, именно в этих моделях, нижнюю рубаху имитирует вязаные полотна из крупной сетки вязаной крючком. «Понева» во второй модели выполнена из двух полотнищ пришитых к лифу. Распашная понева имеет две «прошвы» по бокам от самой проймы. Это придает модели стиль «секси». Многие современные модели имеют разрезы, но такой вариант использования древней одежды позволит не каждая модная вещь. Рукав для этой модели выбран на основе костюма Х века, т.е. длинный охваченный «обручем». «Обруч» в данной модели заменяет узкая сетчатая вставка, которая собирает рукав по середине изделия. Пройму рукава украшает «объемная» коса, которая подчеркивает плечо, что делает модель более выразительной и ровной по композиции.

Третья модель состоит из основной рубахи перехваченной поясом, поверх которой пришита «юбка – понева». Этот ансамбль представляет короткую чуть ниже колен трехполосную ткань, две из которых сшиты меду собой, а третья остается свободной. Передние полы сшивной поневы подтыканы «кульком» за пояс, так чтобы была видна нижняя рубаха, которая выполнена квадратной сеткой вывязанная крючком. Делая тем самым нашу модель динамичной и контурной в объеме. Рукав данной модели расширен от локтя и собран у кисти на узкий манжет.

Поневные модели выполнены в нарядном стиле, т.е. орнаментированы характерно русским геометрическим узором. В русском костюме вышивка по подолу, рукавам и вороту исполняла роль оберега. Для этого также служили фестоны, зубчики, колокольчики. В наших моделях мы соблюдаем эту традицию, выполняя орнаментальный вязаный узор, зубчики, а так же кисточки на металлических колечках, вместо традиционных колокольчиков.

В основу головных уборов, заложен главный элемент красоты русской женщины – коса. На ажурных шапочках во второй модели коса выполнена в виде венца, а в третьей – замысловатым пучком переходящий в две косы спадающих на плечи. Нужно заметить, что ходить с непокрытой головой было неприлично. Этот обычай уходит корнями далеко в дохристианский период, когда волосам по народным поверьям придавалась колдовская сила. Поэтому в нашей коллекции особое место отводится головным уборам. Но нужно заметить, что они очень изящны, легки и могут жить самостоятельной жизнью без коллекции.

Четвертая модель коллекции, является как бы переходной от паневного комплекса к сарафанному и является промежуточным. В ней сочетается верх выкроенного лифа и широким как у сарафана подолом в сочетание с такими же широкими рукавами. Главной изюминкой этого ансамбля является головной убор. Это уже не «плат» первых русских христиан, но еще и не платок.

Пятую модель мы можем назвать современной и не имеющая никакого отношения к национальному русскому костюму. Но это не так. Главным элементом именно этой модели является «рубаха – рукава», который в старину одевался под сарафан. В нашем случае эта часть русского костюма на самостоятельную модную часть одежды. Подчеркивая широкими брючками с заниженной талией и поясом, выполненным в стиле макраме. Добавили мы к этому ансамблю чисто европейский аксессуар – капюшон. Но подвязанный венцом из макраме, он стал смотреться как накидка древнекиевских модниц. Рукав тоже выполнен в стиле тех времен. Он прикрывает руки до кончиков пальцев. Открытый живот, брюки, а также целомудренность рукавов и покрова головы, дает огромный контраст исторического и современного костюма.

Мужской костюм в русской национальной одежде традиционен и не подвергался изменениям многие века. Он состоял в основном из рубахи и портов. Рубаху делали из холста, набойки, пестряди с подкладкой на груди и спине. В наших костюмах мы наоборот эти места облегчали сетчатым вязанием. Цельнокроеные рукава имеют ластовицу из той же сетки. Эти рубахи имеют один из древнейших и интересных приемов совмещения конструктивных и декоративных линий в одежде. Так как ткань была узкой (от 30 до 60 сантиметров), рубаха выкраивалась из нескольких частей. Все швы подчеркивались декоративно. Например, вышивка часто сочеталась со вставками из ткани другого цвета, расположение которых подчеркивало конструкцию рубахи (долевые швы, перед и спинка, ластовицы, обшивка горловины, линии соединения рукава с проймой). А в наших изделиях мы вместо вышивок и сшивных деталей используем вязаные мережки – тем самым подчеркиваем конструктивность и народность мужского костюма. Эти рубахи носили навыпуск и подпоясывали поясом.

Порты, или штаны представляли собой неширокие, суженные к низу до щиколотки штаны. Внизу штаны заправлялись в сапоги или онучи, а сверху надевали лапти, привязывая к ноге специальными завязками – оборами.

В другом случае мы видим рубаху в виде кольчужной. С короткими рукавами и разрезами по бокам. На голове «шлом с бормицей», т.е. шлем с кольчужным оберегом для шеи, связанные из той же пряжи, что и костюм.

Венцом русского национального костюма является сарафан и хотя он и тюркского происхождения, претерпев многовековые изменения, стал достоянием русского народа. Поэтому именно этот вид женской одежды стал центральной фигурой нашей коллекции.

Наиболее распространенным на Руси, был сарафан со швом посередине переда, отделанный узорными лентами, мишурным кружевом. В нашем костюме мы заменили эту отделку «золотым шитьем», которым славились русские мастера на весь мир. Такой сарафан имеет силуэт усеченного конуса с большим расширение к низу (до 6 метров), придающие фигуре величавость, стройность. Вместо рубахи в этом ансамбле мы используем узкое платье с боковыми разрезами и подол, собранный в узел с кистью (оберегом) на конце изделия.. Широкие рукава дополняют стиль сарафана связанного из сетчатого полотна.

Завершением сарафанного стиля является – кокошник. С открытым верхом для девушек, обрамленный кружевом.

Обувь для коллекции выполнена в виде онуч с лаптями, но на показе они смотрятся как сапожки – «казачки», что не мешает общему восприятию коллекции.

В основу показа мы взяли картинку из русской жизни. Всем известно, что долгими зимними вечерами девушки и женщины вышивали или пряли. А мы предложили – «тянуть канитель», т.е. прясть золотую нить. Поэтому у нас центральная модель появляется в конце и единственный костюм коллекции украшен золотым украшением по краю сарафана, рукавов и кокошника. Для показа использовалась стилизованная музыка ансамбля «Иван Купала» - «В роще». Веселая музыкальная композиция помогла глубже раскрыть идею коллекции и стать мостом между прошлым и настоящим.



Заключение.



Создание коллекции в детском театре моды это не только поиск, но и приобщение к прекрасному при помощи народного костюма.

Найти свой стиль, свой образ… Кому-то, может быть, покажется это положение надуманным. На самом же деле каждая женщина, почти без исключения, со временем, с возрастом действительно точно определяет, что ей можно носить, что идет и не идет, испытывает удовольствие от одних вещей и совершенно исключает другие. Притом некоторые весьма категоричны в своих привязанностях, склонны к консерватизму, боятся перемен в своем образе. Это особенность зрелого возраста.

Молодые люди, в основном как раз те, кто занимается в нашем театре, ведут себя иначе. Их желание появляться в разных стилях оправдано, Они хотят утвердиться, привлечь к себе внимание, избавиться от комплексов, возможных в этом возрасте, с помощью эффектной одежды. Отсюда эксперименты, поиски, проба одежды очень разного, часто противоположного характера – от «взрослой» строгой классики до вызывающего авангарда. С годами мы чувствуем, как изменяется у нас если не характер, то настроение, манера поведения и соответственно отношение к своему внешнему виду и одежде. Именно в нашем коллективе они познают азбуку моды, которая в дальнейшем пригодится им в жизни, а некоторым в профессиональной деятельности.

Ведь девочки в скором времени станут молодыми женщинами. А в молодости так важно знать не только о себе и окружающих, но и моде. Потому что нынешняя мода сегодня тоже становится женственной. Однако эта женственность проявляется несколько по-новому. Всеми средствами подчеркивается линия фигуры. Часто обнажаются плечи, открываются ноги или короткой длиной изделия, или разрезами в длинных юбках. При этом ткани выбираются самые мягкие, часто прозрачные, которые, «обтекают» тело, ниспадают, обрисовывают фигуру. Поэтому очень популярны трикотаж и крой по косой.

По покрою, модная одежда может быть очень простой, даже без выточек, так и усложненной: с рельефами, подрезами, асимметрией, отлетными полотнищами. То же можно сказать о деталях: их или много и они сложны по форме или, чаще, они просто отсутствуют. Получается «чистая», гладкая поверхность «текущего» платья, сарафана, блузки.

Самое необычное в современной моде – это новая многослойность одежды: платье из под платья, поверх сарафан, или жилет и т.п., однако при этом нет бесформенности и объемности.

Украшают одежду вышивкой, кружевом, воланами. Очень широко используется белый цвет, блестящие ткани, что делает одежду нарядной и эффектной.

О длине не спорят. Рядом с очень длинными платьями существуют и короткие, особенно в летнюю пору.

Ну а наш коллектив продолжает свой поиск. Что это будет модный авангард или классический строгий стиль, а может костюм малых народов – мы незнаем. Но знаем точно, пока существует наш детский театр моды, мы будем находиться в постоянном поиске своего лица, своего образа.

























































Литература



1. Бланк А.Ф., Фомина З.М., Практическая книга по моделированию женской одежды. [Текст] /А.Ф.Бланк, З.М.Фомина. – М.: Легпромбытиздат, 1992. – 346 с.

2. Браун В., Тильке М., История костюма. [Текст] /Вольфганг Браун, Макс Тильке. - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. - 464 с.

3. Гагарин Г.С.,Народные традиции и моделирование костюма. [Текст] / Г.С.Гагарин. - М.: Легкая индустрия, 1975. – 352 с.

4. Екшурская Т., Юдина Е., Белова И., Модная одежда своими руками. [Текст] /Т.Екшурская, Е.Юдина, И.Белова. - СПб.: ТИТ «Комета», 1994. – 358 с.

5. Каминская Н.М., История костюма. [Текст] /Н.М.Каминская, - М.: Легкая индустрия, 1977. – 298 с.

6. Лик Нак, Техника кроя. [Текст] / Лик Нак, - М.: Мега. 1992. – 368 с.

7. Мерцалова М.Н., Поэзия Народного костюма. [Текст] /М.Н.Мерцалова, - М.: «Молодая гвардия», 1975. – 320 с.

8. Парман Ф.Н. Композиция костюма. [Текст] / Ф.Н.Парман, - М.: Легпромбытиздат, 1985. – 412 с.

9. Труханова А.Т., Справочник молодого швейника. [Текст] / А.Т Труханова, - М.: Высшая школа, 1993 – 368 с.

10. Труханова АТ. Технология женской и детской одежды. [Текст] / А.Т Труханова, - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983. – 440 с.

11. Шершвева Л.П. Конструирование женских платьев. [Текст] / Л.П.Шершнева, - М. Легпромбытиздат, 1991. – 440 с.
















Модель 1.

Модель 2. Модель 3.







Модель 4. Модель 5.

Мужской костюм.

Центральная фигура коллекции.




Коллекция в этническом стиле

«Веселая канитель»


1.2.3


4.5.

6.7.

8.





РОССИЯ XIX в.

1, 2. Сельский староста и его жена.

  1. Православный монах.

  2. Извозчик в одежде с подбивкой.

5.Молодой русский крестьянин.



6.Крестьянка из-под Тулы.

7.Крестьянка из Подмосковья.

8.Русский ломовой извозчик.

9.Русская крестьянка.

10.Калмыцкий торговец.

ЕВРОПЕЙСКАЯ ЧАСТЬ РОССИИ.

11 - 14. Русские женщины:

11 - Смоленск, 12 - Нижний Новгород, 13 - Архангельск, 14 - Орел.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!