СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выборочное изложение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В прецентация представлена работа над текстом К.Ушинского "Проказы старухи зимы".  Рассмотрены виды изложений и краткая их характеристика, представлен алгоритм работы над изложеним 

Просмотр содержимого документа
«Выборочное изложение»

МБОУ «Школа – гимназия, детский сад №25» Урок русского языка в 5 классе по теме: «Выборочное изложение» Автор: учитель русского языка Ляшенко Татьяна Валентиновна 2019 г. г.Симферополь Урок русского языка в 5 классе по теме: «Выборочное изложение» Автор: учитель русского языка Ляшенко Татьяна Валентиновна 2019 г.

МБОУ «Школа – гимназия, детский сад №25»

Урок русского языка

в 5 классе по теме:

«Выборочное изложение»

Автор: учитель русского языка

Ляшенко Татьяна Валентиновна

2019 г.

г.Симферополь

Урок русского языка

в 5 классе по теме:

«Выборочное изложение»

Автор: учитель русского языка

Ляшенко Татьяна Валентиновна

2019 г.

Цель урока:   - Узнать о понятии «выборочное изложение; Познакомить учащихся с алгоритмом выборочного изложения по заданному тексту.

Цель урока:

- Узнать о понятии «выборочное изложение;

  • Познакомить учащихся с алгоритмом выборочного изложения по заданному тексту.
 Ушинский Константин Дмитриевич -российский учитель, воспитатель, писатель.  Он придавал большое значение физическому труду в воспитании детей, считал, что правильное воспитание, это сочетание умственного и физического труда. Но детей он учил не только в школе. Ушинский очень любил родную русскую природу, наблюдал за ней и записывал свои наблюдения. Добру, справедливости другим хорошим качествам учили его замечательные рассказы и сказки. Он любил и ценил народное творчество и подражал ему в своих произведениях. Они написаны выразительно, живым и ярким языком.    Ушинский  Константин Дмитриевич  ( 1823 -1870

Ушинский Константин Дмитриевич -российский учитель, воспитатель, писатель. Он придавал большое значение физическому труду в воспитании детей, считал, что правильное воспитание, это сочетание умственного и физического труда. Но детей он учил не только в школе. Ушинский очень любил родную русскую природу, наблюдал за ней и записывал свои наблюдения. Добру, справедливости другим хорошим качествам учили его замечательные рассказы и сказки. Он любил и ценил народное творчество и подражал ему в своих произведениях. Они написаны выразительно, живым и ярким языком.

Ушинский Константин Дмитриевич ( 1823 -1870

Разозлилась старуха Зима: задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.

Подула Зима холодом, сорвала листья с лесов и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться. Стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился.

Видит Зима, что птиц ей не догнать, накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Морозы с ёлки на ёлку перепрыгивают, потрескивают, зверей пугают. Не испугались звери: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы спрятались. Белка в дупле орешки грызёт. Медведь в берлоге лапу сосёт. Заинька, прыгаючи, греется. А лошадки, коровки, овечки в тёплых хлевах сено жуют, тёплое пойло пьют.

Сильнее злится Зима, до рыб добирается. Морозцы бойко бегут, по озёрам, рекам мосты строят. Замёрзли реки и озёра сверху, а рыба вглубь ушла: под ледяной коркой ей ещё теплее.

«Постой же, дойму я людей», - думает Зима. Шлёт она злые морозы. Заволокли морозы узорами окна, стучат в стены и в двери, так что брёвна лопаются. А люди затопили печки, пекут блины горячие да над Зимою посмеиваются. Поедут за дровами в лес – наденут тулуп, валенки, рукавицы тёплые. Примутся топором махать – даже жарко станет. По дорогам обозы потянулись. Извозчики ногами потопывают, рукавицами похлопывают, морозцы похваливают.

Обиднее всего Зиме, что даже малые ребятишки её не боятся! Катаются себе на коньках и санках, в снежки играют, снеговиков лепят, горы строят да ещё мороз кличут: «Приди пособить!» Щипнет Зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, они даже побелеют. А мальчик схватит снегу, давай тереть. Разгорится у него лицо, как огонь.

Видит Зима, что ничем ей не взять людей, заплакала со злости. Со стрех зимние слёзы закапали… Видно, весна недалеко!

ВИДЫ ИЗЛОЖЕНИЙ 1.Подробное – при пересказе сохраняется последовательность повествования и языковые особенности автора. 2.Сжатое – это пересказ его основного содержания, в котором необходимо сохранить только всё самое важное с точки зрения смысла . 3 . Выборочное.

ВИДЫ ИЗЛОЖЕНИЙ

  • 1.Подробное – при пересказе сохраняется последовательность повествования и языковые особенности автора.
  • 2.Сжатое – это пересказ его основного содержания, в котором необходимо сохранить только всё самое важное с точки зрения смысла .
  • 3 . Выборочное.
ВЫБОРОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ При выборочном изложении требуется изложить (пересказать) в соответствии с заданием не весь текст, а какую-то его часть, то есть отобрать материал, связанный с определённой темой.

ВЫБОРОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

  • При выборочном изложении требуется изложить (пересказать) в соответствии с заданием не весь текст, а какую-то его часть, то есть отобрать материал, связанный с определённой темой.
Словарь. дубрава  - запорошила поля  - лютый  - оконницы  - салазки  - проказы  -

Словарь.

дубрава  -

запорошила поля  -

лютый  -

оконницы  -

салазки  -

проказы  -

Словарь. дубрава  - дубовая роща, лесок запорошила поля  - выпал снег на поля лютый  - злой, сердитый оконницы  - стекла в окнах салазки  - санки проказы  - забавы, игры

Словарь.

дубрава  - дубовая роща, лесок

запорошила поля  - выпал снег на поля

лютый  - злой, сердитый

оконницы  - стекла в окнах

салазки  - санки

проказы  - забавы, игры

АНАЛИЗ ТЕКСТА 1. Определите стиль и тип текста? 2. В каком стиле вы будете писать изложение? 3. Какая главная мысль сказки

АНАЛИЗ ТЕКСТА

1. Определите стиль и тип текста?

2. В каком стиле вы будете писать изложение?

3. Какая главная мысль сказки "Проказы старухи зимы"

4. Какие средства выразительности характерны для этого стиля?

5. Как вы думаете, почему в этой сказке автор называет зиму старухой?

6. Как зима решила расправиться с птицами?

7. Что сделали птицы? Как мы должны беречь птиц, которые остаются у нас зимовать?

8. Как звери спасаются зимой от мороза? Найти и прочитать в тексте

9. Что сделала зима с реками и озерами?Как спрятались рыбы?

10. Почему заплакала Зима, во что превратились её слёзы?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Мы ладонь к глазам приставим, ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво. И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек. И направо! И ещё через левое плечо

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы ладонь к глазам приставим, ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво.

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек.

И направо! И ещё через левое плечо

Алгоритм работы над выборочным изложением   1.Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов. 2. Определите границы выборочного изложения в соответствии с темой 3.Определить главную мысль своего изложения 4. Составить план( последовательность с исходным текстом может не совпадать) 5. Подобрать слова, обороты и предложения для связи смысловых частей изложения. 6. Написать черновик. 7. Переписать текст

Алгоритм работы над выборочным изложением

  • 1.Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
  • 2. Определите границы выборочного изложения в соответствии с темой
  • 3.Определить главную мысль своего изложения
  • 4. Составить план( последовательность с исходным текстом может не совпадать)
  • 5. Подобрать слова, обороты и предложения для связи смысловых частей изложения.
  • 6. Написать черновик.
  • 7. Переписать текст
ПЛАН 1. Улетели птицы 2.Звери не бояться морозов 3.Рыбы под льдом 4. Зима и взрослые люди  5.Зима и дети

ПЛАН

1. Улетели птицы

2.Звери не бояться морозов

3.Рыбы под льдом

4. Зима и взрослые люди

5.Зима и дети

Напишите выборочное изложение текста, ответив на вопрос:  «Как вели себя люди зимой?»

Напишите выборочное изложение текста, ответив на вопрос:

«Как вели себя люди зимой?»

РЕФЛЕКСИЯ Что нового, интересного узнали сегодня на уроке? Что понравилось, запомнилось, удивило? Что пригодится вам в будущем? Над чем заставил задуматься материал урока? Какие трудности у вас появились в процессе работы? Как вы их преодолевали? Какое настроение у вас сейчас

РЕФЛЕКСИЯ

  • Что нового, интересного узнали сегодня на уроке?
  • Что понравилось, запомнилось, удивило?
  • Что пригодится вам в будущем?
  • Над чем заставил задуматься материал урока?
  • Какие трудности у вас появились в процессе работы? Как вы их преодолевали?
  • Какое настроение у вас сейчас
Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя