СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выделение у растений, грибов, животных

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выделение у растений, грибов, животных»

МБОУ «Краснопресненская средняя общеобразовательная школа»


















Конспект урока по теме «Выделение у растений, грибов, животных»

(6 класс, УМК Н.И.Сонин)










Работу выполнила:

учитель биологии Ваганова Н.А.












п. Красная Пресня

2023 г.









Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления блока новой информации средствами групповой самостоятельной работы.

Образовательные: начать знакомство с процессом выделения как одним из основных признаков живого; рассмотреть суть процесса выделения; его существенные отличия от процесса пищеварения.

Развивающие: продолжить формирование умений сравнивать, выделять главное, обобщать, способствовать развитию логического мышления, речевой деятельности.

Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к учёбе, к результатам своего труда, развивать умение общаться друг с другом в процессе парной работы.

Планируемые результаты:

Предметные умения

- должны уметь характеризовать понятия: сократительная вакуоль, выделительные канальцы, нефридии, мочеточник, мочевой пузырь;

- описывать сущность процесса выделения у живых организмов, его значение;

- называть органы выделения растений, различных животных и узнавать их на таблицах.

Познавательные умения:

общеучебные - находить в тексте учебника и других источниках информацию о выделении у растений и животных;

формулировать ответы на вопросы учителя;

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их;

взаимодействие – строить сообщения в соответствии с учебной задачей; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

регулятивные: осуществление учебных действий – отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя;

целеполагание – осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно.

Личностные умения:

самоопределение – осознание ответственного отношения к природе, необходимости защиты окружающей среды;

проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук; доброжелательного отношения к мнению другого человека



Тип урока - урок изучения нового.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

На столе учителя находятся старые карандаши, ломаные ручки, мятая бумага и другие "отходы", а также детское ведёрко.

На доске изображение ели; берёзы, сбрасывающей листья; переросших грибов.



Мотивация и целеполагание.

* Урок начинается с обсуждения следующих вопросов:

- Почему опасно есть переросшие грибы?

- Почему деревья сбрасывают листья?

- Почему в городе плохо растут ели?

- Почему человек умирает, если у него перестают работать почки?

Мы выслушали варианты ваших ответов, но чтобы убедиться, правы вы или нет, нам надо изучить новую тему.

* Определить название темы вам поможем мой захламлённый стол. вам не хочется спросить, зачем на столе так много....... кстати, чего? (отбросов, мусора, отходов).

Прежде чем я отвечу на этот вопрос, скажите, пожалуйста, откуда взялся этот мусор? (образовался в процессе нашей деятельности).

Вам нравиться такое количество мусора на моём столе? (нет).

Что надо сделать с этим мусором? (собрать и выбросить).

Почему его можно выбросить? (это не нужные нам отходы). Мусор собирается в ведёрко и выноситься из класса.

* Мы по -прежнему не знаем тему нашего урока биологии.

Может быть, опираясь на полученную информацию, вы скажете, о чём мы сегодня будем говорить, изучая живой организм. (Об отходах организма, где они образуются, как от них организм избавляется).

Итак, тема нашего урока: Выделение. Запишите её в тетрадь.

* Очень часто выделение объединяют и путают с пищеварением. Сразу решим эту проблему, и раз и навсегда запомним, что это два абсолютно разных процесса: пищеварение - это пищеварение; выделение - это выделение. А чтобы эти различия сохранились в нашей памяти, давайте заполним таблицу.

Вопросы для сравнения

Пищеварение

Выделение

Значение для организма?



С какими системами связано?



Что удаляется во внешнюю среду?



Из чего образуются отходы?



«Отходы» во внешнюю среду удаляются через…..





* Наших знаний пока достаточно для заполнения только второго столбика таблицы (учащиеся заполняют таблицу индивидуально, опираясь на материал учебника и рабочей тетради; затем записи проверяются и корректируются).

* Итак, давайте ещё раз сформулируем вопросы, на которые нам сегодня предстоит ответить.



Первичное усвоение материала.

* Прочитайте обобщающий текст на стр. 90 (учащиеся работают индивидуально).

* Работая в парах, составьте вопросы к этому тексту, задайте их друг другу по очереди и ответьте на них.

*Попытайтесь сформулировать главный вопрос, на который нам надо найти ответ в первую очередь. (Где в организме образуются вредные вещества?).

* Учащиеся слушают информацию учителя и дополняют её.

Организм животного состоит из.....; системы органов состоят из.....; органы состоят из.....; ткани - из.....; клетка является единица живого.

Клетка - живая, значит ........(она питается, дышит, растёт, размножается).

Клетка - открытая система, значит..... (для жизни она из окружающей среды берёт нужные ей вещества). Эти вещества в клетки приносит ..... (кровь). В процессе жизнедеятельности клетки образуются ..... (ненужные и даже вредные вещества). Эти вещества удаляются из клетка, попадают в ..... (кровь) и кровь уносит их от клеток.

* Итак, мы получили ответ на вопрос: где в организме образуются вредные вещества?

Мы выяснили, что вредные продукты жизнедеятельности, от которых организм освобождается благодаря выделительной системе, образуются в клетках, что кровь помогает организму освободиться от жидких, вредных продуктов жизнедеятельности клеток.

* Мы готовы к тому, чтобы сформулировать определение понятия "выделение".

Выделение - это процесс удаления из организма вредных продуктов жизнедеятельности клеток. (Определение записывается в тетрадь).

* Давайте сформулируем новые вопросы, которые у нас возникли:

- Где у позвоночных животных происходит освобождение крови от вредных веществ?

- Как кровь освобождается от вредных веществ?

* Ответ на первый вопрос на рисунках на стр. 87, 89 ( в почках).

Рассмотрите рисунок на стр. 87 и назовите органы, входящие в состав выделительной системы. (Учитель поясняет: мочеточники - это трубки, по которым стекает, образующаяся в почках моча; мочевой пузырь - это мышечный орган, где моча скапливается, прежде чем периодически удаляется из организма через мочеиспускательный канал.)

* Найдите на стр. 86 - 87 изображение животного, в выделительной ситеме которого имеются все эти органы.

* А теперь давайте выясним, как и где образуется моча.

Но сначала ещё раз вспомним:

- Где образуются вредные вещества? (в клетках).

- Куда эти вещества попадают дальше? (в кровь).

- Где образуется моча? ( в почках).

- От чего освобождается кровь в почках? (от вредных продуктов жизнедеятельности клеток).

- Что такое моча? (вредные продукты жизнедеятельности клеток).

* Давайте обратимся к рисунку с изображением почки на стр. 89.

Найдите информацию для ответа на следующие вопросы:

- Что притекает в почку? (Кровь с вредными продуктами жизнедеятельности клеток).

- Что вытекает из почки? (Очищенная кровь и моча).

- Что происходит с кровью в почках? (Кровь фильтруется, освобождается от вредных веществ).

* Давайте попробуем смоделировать этот процесс:

Учитель предлагает учащимся объёмные и плоские модели клетки и почки и демонстрирует процесс "загрязнения" крови (раствора туши или красных чернил) в клетке (добавляются чаинки), затем демонстрируется процесс фильтрации "загрязнённой" крови в почках. Следует обратить внимание учащихся на то, что в нашей модели чаинки имитируют жидкие отходы.

* Какие открытия вы сегодня сделали для себя?

Вы никогда не знали, что...... (Что моча образуется из веществ, входящих в состав крови. Моча- это вредные продукты жизнедеятельности клеток организма).

Закрепление осуществляется в процессе коллективного составления следующей схемы.





Далее учащиеся переносят эту схему в тетради по памяти с последующей проверкой.

Осознание и осмысление.

Теперь, когда мы знаем:

- что такое выделение;

- что выделяется из организма в результате этого процесса;

- из чего образуется моча;

- из чего состоит моча;

- благодаря чему кровь освобождается от жидких вредных продуктов жизнедеятельности клетки;

мы сможем заполнить таблицу, которую не могли заполнить вначале урока (Учащиеся заполняют третий столбик таблицы).

*Прочитайте учебник на стр.84,1 абзац; обратите внимание на ту информацию, которая не прозвучала на сегодняшнем уроке (какие вещества входят в состав мочи, у разных организмов выделение происходит по - разному).

О том, как происходит выделение у разных организмов, нам предстоит узнать не следующем уроке.

Домашнее задание: прочитать текст учебника (стр. 84 – 87,89). Приготовить устный ответ по схеме в тетради.



Используемая литература

  1. Н.И. Сонин. Биология. Живой организм. Изд. Дрофа, 2010

  2. В.Н.Семенцова . Поурочное планирование. 6 кл.2001.

  3. Биология .Учебное пособие .М. Аст - пресс. 2000.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!