СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Выявление и развитие одаренных детей, имеющих способности к творческой и исследовательской деятельности на уроках английского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Выявление и развитие одаренных детей, имеющих способности к творческой и исследовательской деятельности на уроках английского языка"»





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №28» города Смоленска









Программа

«Выявление и развитие одаренных детей,

имеющих способности к творческой и исследовательской деятельности на уроках иностранного языка»





















Составил: учитель английского языка

Федосеева Ксения Сергеевна













I. Пояснительная записка

Реализуемые цели:

  • создание системы условий, направленных на выявление и развитие талантливых детей

  • стимулирование интеллектуального развития обучающихся;

  • создание условий; обеспечивающих развитие творческого потенциала учащихся в целях повышения эффективности образовательной деятельности;

  • оказание педагогической поддержки талантливым детям, вовлечение обучающихся в разные виды деятельности, направленные на формирование комплексных познавательных способностей, которые становятся базой для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся, их социализации;

  • организация контроля развития познавательной деятельности талантливых учащихся.

Психологический подход рассматривает языковые способности как совокупность развитых у ребенка речевых умений и навыков, позволяющих ему понимать и строить новые высказывания в соответствии с коммуникативной ситуацией и законами родного языка. В этом случае формирование речевого навыка обозначает правильное построение и реализацию высказывания ребенком, а развитие речевого умения подразумевает подчинение формы речевого высказывания задачам коммуникации.

На основании полученных данных были выделены два основных типа овладения иностранным языком - «коммуникативно-речевой» и «когнитивно-лингвистический» (М.К. Кабардов, 1983; 1989). Смешанный третий тип сочетает в себе элементы обоих типов овладения ИЯ.

Коммуникативный тип характеризуется следующими особенностями:
• коммуникативной активностью (по наблюдениям);
• общей успешностью в обучении интенсивным методом (по оценкам педагога);
• направленностью внимания на речевую деятельность (речь) (по самооценкам учащихся);
• относительным равновесием произвольного и непроизвольного запоминания, лучшей продуктивностью слуховой памяти, более детальным воспроизведением материала (здесь и дальше лабораторные исследования);
• способностью узнавания зрительного образа при краткосрочном предъявлении изображений;
• высокой невербальной оценкой (по Векслеру); лабильностью во второсигнальной системе, более высокими скоростными параметрами мыслительно-речевой деятельности - быстротой восприятия словесной инструкции, предъявляемой на слух;
• сравнительно большим объемом языковой и речевой продукции (беглостью речи), наличием некачественных ответов - стереотипностью, повторениями, неудачными словосочетаниями и т.д.; неудачным решением задач на выявление языковых закономерностей;
• деятельность в целом характеризуется непроизвольностью, импульсивностью, свернутостью отдельных действий (краткостью ориентировочных действий, меньшим самоконтролем).

Для некоммуникативного (лингвистического) типа характеры:
• невыразительность коммуникативных действий (пассивность в общении на ИЯ, длительность ЛП речевых действий, трудности восприятия речи на слух) (по наблюдениям педагога);
• относительная успешность овладения средствами ИЯ по сравнению с иноязычно-речевыми навыками и умениями (по оценкам педагога);
• направленность внимания на языковую систему (язык) (по самооценкам учащихся);
• преобладание произвольного вида памяти, лучшая продуктивность зрительной памяти на графические изображения и изображения легко вербализуемых предметов (двойное подкрепление) (здесь и далее экспериментальные данные);
• способность словесного описания (анализа) отличительных признаков эталона от других похожих на него изображений при более длительной экспозиции (10с) при невозможности иногда его опознать;
• более высокая оценка вербального интеллекта - относительно высокая степень выраженности словесно-логического стиля деятельности;
• инертность во второй сигнальной системе, медленное восприятие и переработка словесной инструкции на слух;
• сравнительно небольшой объем языковой и речевой продукции при более качественном выполнении отдельных лингвистических задач (при отсутствии стереотипных ответов, неудачных словосочетаний, повторов), хорошее качество решений лингвистических задач на «языковый анализ», сравнительно высокая скорость решения аналитических задач и получения искомого ответа;
• деятельность, характеризующаяся произвольностью, опосредствованием, осторожностью в принятии решений, развернутостью действий (длительностью ориентировочных действий, самоконтролем и произвольной саморегуляцией).

Диагностика по выявлению языковых способностей учащихся.

При выявлении одаренных детей целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: различные варианты метода наблюдения за детьми (во внешкольной деятельности и т. п.); специальные психодиагностические тренинги; экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями; проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия; экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей; организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, соревнований; проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

Диагностика способностей к иностранным языкам предполагает поиск и более конкретных показателей, базирующихся на рассмотренной выше совокупности когнитивных операций. Количество их находится в определенной зависимости от точек зрения авторов на процесс и результат изучения иностранных языков. Среди наиболее часто встречающихся можно отметить: а) темп и прочность заучивания иноязычных слов вместе с их эквивалентами в родном языке; б) быстроту образования ассоциаций и ассоциативных систем; в) вероятностное прогнозирование; г) характеристику индивидуального словаря на родном языке; д) качество различения звуков; е) эффективность устанавливания языковых правил и обобщения языкового материала.

Наименование педагогических методик, используемых для выявления способностей:

  • комплексное выявление способностей психологом, педагогами, родителями: методика экспертных оценок по определению одаренных детей (А.А.Лосева),

  • выявление способностей учителем: шкала для рейтинга поведенческих характеристик одаренных школьников (Дж.Рензулли),

  • работа с родителями: методика оценки общей одаренности (А.И.Савенков),

  • самооценка обучающихся: метод «Профиль» (Г.В.Резапкина)

Показатель результативности данных методик: создание банка данных одаренных учащихся по основным видам способностей

План мероприятий:

Сроки

Деятельность

Сентябрь - октябрь


Выявление и подготовка учащихся к школьным и городским этапам предметных олимпиад.

Октябрь

Участие в Открытом кубке «English Profi»

Ноябрь


Организация проектной деятельности.

Участие во всероссийской олимпиаде «Олимпус»

Декабрь


Участие в Международном игровом конкурсе «Британский бульдог»

Участие в рождественских творческих конкурсах

Январь - февраль


Подготовка и проведения школьного Дня науки по секциям:

«Создание проектов с использованием ИКТ»

Участие в предметной неделе

Март

Участие в городском Дне науки

Апрель

Участие в лингвокультурологическом конкурсе.

Май

Итоги работы, перспективное планирование.



Диагностика развития способностей



Для диагностики развития способностей используется шкала для рейтинга поведенческих характеристик одаренных школьников (Дж.Рензулли), предметные тесты с разноуровневыми творческими и поисковыми заданиями, а также количественные показатели вовлеченности и в исследовательскую и творческую деятельности, их достижений.

Показатели результативности:

  • уровень развития познавательных способностей

  • уровень развития творческих способностей

  • уровень развития лидерских способностей

Результаты стартовой и итоговой диагностики:

 Ожидаемые результаты

- формирование системы работы с одаренными обучающимися;

- формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы.

- повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания.

- увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, Дне Науки, фестивалях; повышение показателей успешности детей на  городских, региональных, российских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.

- изменение  показателей школьной    успеваемости.

          -     расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей  обучающихся;

- издание исследовательских работ  обучающихся.








Скачать

© 2023, 60 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!