Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №28» города Смоленска
Программа
«Выявление и развитие одаренных детей,
имеющих способности к творческой и исследовательской деятельности на уроках иностранного языка»
Составил: учитель английского языка
Федосеева Ксения Сергеевна
I. Пояснительная записка
Реализуемые цели:
создание системы условий, направленных на выявление и развитие талантливых детей
стимулирование интеллектуального развития обучающихся;
создание условий; обеспечивающих развитие творческого потенциала учащихся в целях повышения эффективности образовательной деятельности;
оказание педагогической поддержки талантливым детям, вовлечение обучающихся в разные виды деятельности, направленные на формирование комплексных познавательных способностей, которые становятся базой для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся, их социализации;
организация контроля развития познавательной деятельности талантливых учащихся.
Психологический подход рассматривает языковые способности как совокупность развитых у ребенка речевых умений и навыков, позволяющих ему понимать и строить новые высказывания в соответствии с коммуникативной ситуацией и законами родного языка. В этом случае формирование речевого навыка обозначает правильное построение и реализацию высказывания ребенком, а развитие речевого умения подразумевает подчинение формы речевого высказывания задачам коммуникации.
На основании полученных данных были выделены два основных типа овладения иностранным языком - «коммуникативно-речевой» и «когнитивно-лингвистический» (М.К. Кабардов, 1983; 1989). Смешанный третий тип сочетает в себе элементы обоих типов овладения ИЯ.
Коммуникативный тип характеризуется следующими особенностями:
• коммуникативной активностью (по наблюдениям);
• общей успешностью в обучении интенсивным методом (по оценкам педагога);
• направленностью внимания на речевую деятельность (речь) (по самооценкам учащихся);
• относительным равновесием произвольного и непроизвольного запоминания, лучшей продуктивностью слуховой памяти, более детальным воспроизведением материала (здесь и дальше лабораторные исследования);
• способностью узнавания зрительного образа при краткосрочном предъявлении изображений;
• высокой невербальной оценкой (по Векслеру); лабильностью во второсигнальной системе, более высокими скоростными параметрами мыслительно-речевой деятельности - быстротой восприятия словесной инструкции, предъявляемой на слух;
• сравнительно большим объемом языковой и речевой продукции (беглостью речи), наличием некачественных ответов - стереотипностью, повторениями, неудачными словосочетаниями и т.д.; неудачным решением задач на выявление языковых закономерностей;
• деятельность в целом характеризуется непроизвольностью, импульсивностью, свернутостью отдельных действий (краткостью ориентировочных действий, меньшим самоконтролем).
Для некоммуникативного (лингвистического) типа характеры:
• невыразительность коммуникативных действий (пассивность в общении на ИЯ, длительность ЛП речевых действий, трудности восприятия речи на слух) (по наблюдениям педагога);
• относительная успешность овладения средствами ИЯ по сравнению с иноязычно-речевыми навыками и умениями (по оценкам педагога);
• направленность внимания на языковую систему (язык) (по самооценкам учащихся);
• преобладание произвольного вида памяти, лучшая продуктивность зрительной памяти на графические изображения и изображения легко вербализуемых предметов (двойное подкрепление) (здесь и далее экспериментальные данные);
• способность словесного описания (анализа) отличительных признаков эталона от других похожих на него изображений при более длительной экспозиции (10с) при невозможности иногда его опознать;
• более высокая оценка вербального интеллекта - относительно высокая степень выраженности словесно-логического стиля деятельности;
• инертность во второй сигнальной системе, медленное восприятие и переработка словесной инструкции на слух;
• сравнительно небольшой объем языковой и речевой продукции при более качественном выполнении отдельных лингвистических задач (при отсутствии стереотипных ответов, неудачных словосочетаний, повторов), хорошее качество решений лингвистических задач на «языковый анализ», сравнительно высокая скорость решения аналитических задач и получения искомого ответа;
• деятельность, характеризующаяся произвольностью, опосредствованием, осторожностью в принятии решений, развернутостью действий (длительностью ориентировочных действий, самоконтролем и произвольной саморегуляцией).
Диагностика по выявлению языковых способностей учащихся.
При выявлении одаренных детей целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: различные варианты метода наблюдения за детьми (во внешкольной деятельности и т. п.); специальные психодиагностические тренинги; экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями; проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия; экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей; организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, соревнований; проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.
Диагностика способностей к иностранным языкам предполагает поиск и более конкретных показателей, базирующихся на рассмотренной выше совокупности когнитивных операций. Количество их находится в определенной зависимости от точек зрения авторов на процесс и результат изучения иностранных языков. Среди наиболее часто встречающихся можно отметить: а) темп и прочность заучивания иноязычных слов вместе с их эквивалентами в родном языке; б) быстроту образования ассоциаций и ассоциативных систем; в) вероятностное прогнозирование; г) характеристику индивидуального словаря на родном языке; д) качество различения звуков; е) эффективность устанавливания языковых правил и обобщения языкового материала.
Наименование педагогических методик, используемых для выявления способностей:
комплексное выявление способностей психологом, педагогами, родителями: методика экспертных оценок по определению одаренных детей (А.А.Лосева),
выявление способностей учителем: шкала для рейтинга поведенческих характеристик одаренных школьников (Дж.Рензулли),
работа с родителями: методика оценки общей одаренности (А.И.Савенков),
самооценка обучающихся: метод «Профиль» (Г.В.Резапкина)
Показатель результативности данных методик: создание банка данных одаренных учащихся по основным видам способностей
План мероприятий:
Сроки | Деятельность |
Сентябрь - октябрь | Выявление и подготовка учащихся к школьным и городским этапам предметных олимпиад. |
Октябрь | Участие в Открытом кубке «English Profi» |
Ноябрь | Организация проектной деятельности. Участие во всероссийской олимпиаде «Олимпус» |
Декабрь | Участие в Международном игровом конкурсе «Британский бульдог» Участие в рождественских творческих конкурсах |
Январь - февраль | Подготовка и проведения школьного Дня науки по секциям: «Создание проектов с использованием ИКТ» Участие в предметной неделе |
Март | Участие в городском Дне науки |
Апрель | Участие в лингвокультурологическом конкурсе. |
Май | Итоги работы, перспективное планирование. |
Диагностика развития способностей
Для диагностики развития способностей используется шкала для рейтинга поведенческих характеристик одаренных школьников (Дж.Рензулли), предметные тесты с разноуровневыми творческими и поисковыми заданиями, а также количественные показатели вовлеченности и в исследовательскую и творческую деятельности, их достижений.
Показатели результативности:
уровень развития познавательных способностей
уровень развития творческих способностей
уровень развития лидерских способностей
Результаты стартовой и итоговой диагностики:
Ожидаемые результаты
- формирование системы работы с одаренными обучающимися;
- формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы.
- повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания.
- увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, Дне Науки, фестивалях; повышение показателей успешности детей на городских, региональных, российских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.
- изменение показателей школьной успеваемости.
- расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей обучающихся;
- издание исследовательских работ обучающихся.