СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выявление и развитие способностей детей к раннему творчеству по методике оценки сочиненной ребенком сказки

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выявление и развитие способностей детей к раннему творчеству  по методике оценки сочиненной ребенком сказки

Просмотр содержимого документа
«Выявление и развитие способностей детей к раннему творчеству по методике оценки сочиненной ребенком сказки»













Выявление и развитие способностей детей к раннему творчеству по методике оценки сочиненной ребенком сказки





учитель-логопед

МБОУ «СОШ №7» г. Сафоново

Осипова Раиса Артемовна

















2021г.

















Словарная работа и связность речи детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Развитие речи, обучение родному языку- составная часть развития детей. Каждый ребенок должен грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли в самостоятельной речи, особенно монологической. Одно из важнейших свойств монологической речи- ее осознанность и произвольность. Сознание детей дошкольного и младшего школьного возраста очень подвижно и пластично, они легко усваивают смысл незнакомых слов по их внутренней форме и контексту. Все это предполагает умение избирательно пользоваться наиболее уместными для данного высказывания языковыми средствами (словом, словосочетанием, синтаксической конструкцией, наиболее точно передающими замысел говорящего).

Совершенствовать устную речь – это значит обогащать, активировать словарь, формировать умение точно пользоваться словарным запасом, правильно употреблять слова по смыслу. И чтобы добиться этого от детей, педагог, несмотря на подвижность детского сознания, педагог должен большое внимание уделять словарной работе. Работа важна тем, что обогащает семантическую, смысловую сторону словаря, способствует умению отбирать слова. Ведь лексика, используемая детьми, должна отвечать всем основным требованиям взрослой лексики, с учетом детского видения мира и специфики детских понятий. Она отражает не только предметный мир, в котором живут дети, но также сюда можно отнести и словарный запас, получаемый детьми во время различных экскурсий, наблюдений за природой. Однако работа над словарем, развивающая познавательную деятельность, расширяющая знания, представления, должна быть прежде всего – языковой, т.е. включать в себя систему методов и приемов, направленных на качественное совершенствование лексики. Дети легко образуют лексические единицы по аналогии (например, «волчата», «овчата»), они чутко слышат смысловые оттенки слов, предложения. Поэтому фраза сказанного с язвительной интонацией и недоброй усмешкой: «Какой же ты у меня молодец!», может способствовать появлению дискомфорта в его душе, особенно если это сказано присутствие других детей.

Взрослые должны быть очень тактичны и внимательны при общении с детьми, т.к. лексика, используемая при общении с ними предполагает доступность ее ребенку, педагоги обучают учеников, открыто выносят свою оценку, говоря при этом «что такое хорошо и что такое плохо». В фонетическом плане и в смысле четкости речь взрослых – это образец речи для детей. Так должно быть.

Далее я расскажу о том, как практически надо знакомить учащихся с лексическим значением слова. И в качестве основного звена на данный момент в моей практике выступает работа над синонимами и антонимами, т.к. я считаю, что воспитание чуткости к смысловым оттенкам слова сейчас как никогда важна. Однако, в методике, на мой взгляд, недостаточно разработаны примеры подбора синонимов и антонимов. А ведь именно работа над синонимами воспитывает внимание к слову, приучает к его точному употреблению, позволяет избегать в речи одних и тех же слов, т.е. делает речь выразительнее, точнее, яснее.

Чтобы словарь детей совершенствовался качественно, необходимо умение:

  • Формировать умение сочетать слова по определенному смыслу, употреблять их в активной речи;

  • Раскрывать, по- возможности, многозначность слова;

  • Уточнять понимать смысла и значения слова в данном контекст;

  • Расширять запас синонимов и антонимов.

В данной статье я использую прошлый опыт своей работы в логопедической подготовительной группе и теперешней в начальной школе. Предлагаемые задания с одной стороны раскрывают, знакомят и уточняют смысловую сторону отдельных слов, а с другой – развивают у детей способность самостоятельно отбирать нужные языковые средства: Если слово понято, значит ребенок будет его правильно употреблять по смыслу и пользоваться в активном словаре.

Хочу еще заметить, что подбор антонимов для детей значительно легче дается: почти на каждом уроке мы тренируемся во время организационного момента по подбору антонимов (и устно, и с картинками), а вот синонимы, тем более, их к каждому слову может быть несколько, найти значительно труднее, а иногда и вообще, не чего не получается. Чтобы работа была успешной, сначала я учу детей подбирать антонимы и синонимы к изолированным словам. Правильный подбор синонимов и антонимов свидетельствует, что значение слова понято и показывает на какое из значений ориентируется ребенок. Идя дальше, и подбирая синонимы к словосочетаниям, надо подвести детей к пониманию: если к «нашему» слову присоединяются другие слова, то значений может быть не одно, а несколько, например слово «идет» приобретает разные значения, в словосочетаниях «мальчик идет», «весна идет», «снег идет», «маме идет платье» и другие. Кроме того можно использовать и «эквивалентные замены» (Н.И. Жинкин). Так например словосочетание «аккуратный ребенок» можно заменить на «опрятный, чистый», «смелый человек» на «храбрый, отважный, бесстрашный», «шумит ручей» на «бурлит, мчится». Не скрою детям трудно подбирать «эквивалентные замены», но мы тренируемся: почти на каждом занятии во время паузы для отдыха, я уделяю немножко времени, чтобы подбирать синонимы, ведь эти упражнения качественно совершенствуют детскую лексику.

Для еще более полного умения выбирать самое «лучшее» слово из синонимического ряда я предлагаю детям разные сюжетные ситуации. Например, «Гуляли по зеленому цветущему лужку два щенка. Одного щенка ужалила пчела за лапку, и пошел он к своей хозяйке грустный». Как еще можно сказать про грустного щенка? Дети подбирают слова – синонимы, близкие по смыслу: «печальный», «невеселый», «скучный», «унылый». А если у него болела лапка, то он не просто пошел к своей хозяйке, а «побрел», «поплелся». Или: «Небо осенно затянуто тучами, дует холодный ветер, часто идет дождь». Какими еще словами можно сказать про осень? (Поздняя, дождливая, хмурая, холодная). А если весной светит солнце, то какая весна? (Ранняя, теплая, солнечная, ласковая). Составляя рассказы про осень или весну с разной погодой, ученики использовали в речи как прилагательные, так и глаголы, способствующие активизации словаря.

Далее я учу детей составлять предложения со словами и сочетаниями синонимического ряда. Соединение слов по смыслу – сложное языковое явление. В смысловой структуре слова обычно различают основное значение, наиболее часто употребляемое и менее распространенное. Составляя разные предложения, учащиеся ориентируются на основное значение слова. На занятиях такого типа можно также использовать (рассказывать или показывать) определенную ситуацию. Например, папа решил смастерить детям качели. Ваня принес ему две веревки. Папа потрогал веревки и сказал: «Вот эта веревка не годится, она оборвется, а вот эта ни за что не оборвется». Какая, была первая веревка? (тонкая, слабая, гнилая). А вторая? (прочная, крепкая, надежная). Таких тренировочных ситуаций можно придумать много.

Еще одно из заданий, помогающих обогатить словарь ребенка – это оценка детьми словосочетаний и предложений по смыслу. Задание способствует формированию осознанного выбора языковых средств, совершенствует точность словоупотребления. На поставленный вопрос дети должны внести свои исправления, можно даже попросить сообща выбрать наиболее подходящий ответ, доказать и обосновать свое мнение. («Почему ты думаешь, что так нельзя (или можно)» сказать?», «Объясни, что это значит?» «Как ты это понимаешь?» И если дети начинают улавливать смысл в своей и чужой речи – это один из показателей сознательного отношения к смыслу слова.

Задания по лексике можно связать с тематикой всего занятия по обучению родному языку («Устранение дисграфии»). Предлагаю работу над рассказом Е. Пермяка «Первая рыбка», на уроке, где этот рассказ был основной частью. После прочтения ученикам задавались вопросы: «В рассказе сказано «крохотныйершишка? Как можно сказать по – другому? Подберите к слову «крохотный» слова, близкие по смыслу («маленький», «малюсенький»); к слову «маленький» - противоположное по смыслу. («Большой»)».

Какими словами охарактеризованершище? («Большущий»). Подберите к слову «большущий слова, близкие» по смыслу («Огромный», «громадный»).

Разобрав весь рассказ по смыслу – предложите детям новые задания. Чтобы выяснить, понимают ли они значения слов «большущий», «крохотный», предложив сочетанию «большущий ершик», крохотный ершище».

Такая работа, проведенная над смысловой стороной слова, безусловно, оказала более эффективное влияние на развитие устной монологической речи.

Теперь, чтобы проверить, насколько хорошо дети владеют связной речью можно предложить им следующие задания:

  • Сочинить рассказ и чтобы в нем использовались синонимы и антонимы

  • Сочинить сказку (это задание можно сделать дома, вместе с родителями)

Проанализировав составленные рассказы, выяснилось, что дети, придумывая рассказы, умеют употреблять слова, близкие или противоположные по значению.

Многие рассказы были такими, где слова и форма текстов отличались выразительностью, правильным построением, подбором синонимов и антонимов, близких по смыслу для данной языковой ситуации. Второе задание – сочинить сказку – потребовало некоторой предварительной работы. Пришлось познакомить детей с особенностями композиции сказок (зачин, середина конец), показать, как пересказывать текст от лица героев, использовать эпитеты, сравнения, образные выражения, вопросительную и восклицательную интонации, напомнить о том, что в тексте сказки должны присутствовать слова – синонимы и слова – антонимы (главное – чему мы учились на данном отрезке обучения: связной речи). Сказки получились, они отличились образностью, занимательностью сюжета, поэтичностью.

К моменту окончания прохождения темы можно сделать вывод: правильная углубленная лексическая работа формирует у детей умение придумывать и отбирать слова, употреблять в речи те, которые наиболее точно соответствуют контексту, развивают произвольность речи, умение сознательно выбирать нужные для данного высказывания языковые средства.































Список использованной и рекомендованной литературы:

  • Ефименкова Л.Н. формирование речи у дошкольников. М. 1985г.

  • Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов М., 1991

  • И. Лопухина Логопедия. М., 1996

  • А.Г. Зикеев Сборник упражнений по развитию речи на уроках грамматики М., 1997

  • Логопедия /Под редакцией профессора Л.С. Волковой М., 1989

  • Узорова О.В. и др. Практическое пособие по развитию речи М., 2002













4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!