СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выявление особенностей психолого-педагогического развития обучающихся с ОВЗ. Специальные образовательные условия на основе потребностей детей с ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для успешного усвоения учебного материала детьми с ЗПР необходима работа по нормализации их познавательной деятельности, которая осуществляется на уроках по любому предмету.

Просмотр содержимого документа
«Выявление особенностей психолого-педагогического развития обучающихся с ОВЗ. Специальные образовательные условия на основе потребностей детей с ОВЗ.»

Выявление особенностей психолого-педагогического развития обучающихся с ОВЗ. Специальные образовательные условия на основе потребностей детей с ОВЗ.


Задание 1

В соответствии с выбранным вами для изучения на данных курсах нарушения(нозологии) детей с ОВЗ, изучите предлагаемые информационные материалы ля конкретного нарушения.

  1. Выделите ключевые особенности психолого-педагогического развития детей с данным нарушением (нозологией) ОВЗ и педагогические особенности взаимодействия с детьми с ОВЗ.

  2. Выделите особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ

  3. Укажите основные методы и приемы обучения детей с ОВЗ

Результат зафиксируйте в таблице, представленной в ответе, напротив той нозологии, которую вы выбрали для изучения на данных курсах.

Материалы для выполнения задания: Нарушение (нозология) выдержки из ПАООП и спец литературы.

( ПРИЛОЖЕНИЯ 1 - 3 )


Ответ:

Название рассматриваемого нарушения (нозологии)

Ключевые психологические особенности детей

Педагогические особенности взаимодействия с детьми

(методы и приемы, особенности организации занятий)

Особые образовательные

потребности детей

Основные методы и приемы обучения детей с ОВЗ


Обучающиеся с ЗПР

Дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.

Многочисленными исследованиями установлены следующие основные черты детей с ЗПР: повышенная истощаемость и в результате нее низкая работоспособность; незрелость эмоций, воли, поведения; ограниченный запас общих сведений и представлений; бедный словарный запас, несформированность навыков интеллектуальной деятельности; игровая деятельность сформирована также не полностью. Восприятие характеризуется замедленностью. В мышлении обнаруживаются трудности словесно-логических операций. У детей с ЗПР страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Им необходим более длительный период для приема и переработки информации.


Для успешного усвоения учебного материала детьми с ЗПР необходима работа по нормализации их познавательной деятельности, которая осуществляется на уроках по любому предмету. С целью адаптации объема и характера учебного материала к познавательным возможностям систему изучения того или иного раздела программы нужно значительно детализировать: учебный материал преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий, такие как:

- дополнительные наводящие вопросы;

- наглядность – картинные планы, опорные, обобщающие схемы, «программированные карточки», графические модели, карточки-помощницы, которые составляются в соответствии с характером затруднений при усвоении учебного материала;

-приемы-предписания с указанием последовательности операций, необходимых для решения задач;

- помощь в выполнении определенных операций;

- образцы решения задач;

- поэтапная проверка задач, примеров, упражнений.

Каждого следует стараться выслушать до конца; необходимо включать предметно-практические действия, цель которых - подготовить детей к усвоению или закреплению теоретического материала.

Организация экскурсий, посещение театров, кинотеатров и музеев, занятия

физкультурой и спортивные игры позволяют школьникам достигать значительных успехов.


К общим потребностям относятся:

  • получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;

  • выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;

  • получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;

  • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

 психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками; 

 психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;

 постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.

Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.1), характерны следующие специфические образовательные потребности:

 адаптация основной общеобразовательной программы начального общего образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития;

 обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);

 комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;

 организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

 учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР;

 профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;

  постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;

 обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

 постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

 постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

 специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

 постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

 использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

 развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения;

 специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

 обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

 Наглядные методы ,к которым относятся наблюдение и демонстрация.

Словесные методы:

рассказ – это монолог педагога, содержащий учебную информацию;

беседа – это диалог учителя и ученика;

объяснение – это комментарий, в котором раскрываются скрытые от непосредственного восприятия существенные признаки, связи, отношения.

Практические методы:

 упражнения (устные и письменные);

продуктивная деятельность;

опытно‑экспериментальная деятельность.

элементы программированного обучения.

Разновидностью практического метода обучения является ис­пользование дидактических игр и занимательных упражнений. Они же выступают как составляющие элементы метода стимулирования учения.

В учебно-познавательном процессе могут использоваться как общепедагогические приемы и методытак и специфические для каждой категории нарушений. Общепедагогические методы и приемы обучения специальной педагогикой используются особым образом, предусматривающим целенаправленный отбор и адекватные сочетания тех из них, ко­торые более других отвечают индивидуальным образовательным потребностям ученика и специфике коррекционно-педагогической работы с ним; предусматривается и своеобразная реализация это­го сочетания. Изолированно они не применяются, а, как прави­ло, дополняют друг друга; тот или иной метод избирается как ведущий, и его подкрепляют один-два дополнительных; кроме того, сюда же могут подключиться и другие как общепедагоги­ческие, так и специальные приемы.

Важна взаимодополняемость методов.



Критерии качества выполнения задания

  1. Соответствие представленной информации содержанию материалов.

  2. Полнота информации, отражающей все ключевые особенности психического и двигательного развития детей с ОВЗ.

  3. Полнота информации, отражающей все ключевые педагогические особенности взаимодействия с детьми с ОВЗ.

  4. Полнота информации, отражающей все особые образовательные потребности детей с ОВЗ.




Задание 2

Соотнесите процесс и результат выполнения задания с критериями. Что Вам удалось при выполнении работы лучше всего? Какие затруднения испытывали? В чём причина этих затруднений? Чем для Вас была полезна эта работа? Подготовьте краткий ответ на эти вопросы.

Критерии качества выполнения задания

1. Представлено доказанное мнение о правильности или недочётах в выполнении задания.

2. Определены достижения и затруднения (при их наличии).

3. Указаны причины затруднений (при их наличии).

4. Обозначен развивающий эффект проделанной работы.

Ответ: Соотнеся процесс и результат выполнения заданий с критериями, удалось проанализировать свои знания, что позволит мне создать благоприятные условия для включения в образовательный процесс ребёнка с ЗПР. Лучше всего при выполнении работы удалось определить особые образовательные потребности детей с ЗПР и выделение приёмов и методов обучения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!