СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выявление причин и пути коррекции учебных затруднений в общеобразовательном процессе школы-интерната.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выявление причин и пути коррекции учебных затруднений в общеобразовательном процессе школы-интерната.»

ГБОУРК «Симферопольская специальная школа-интернат№2»











«Выявление причин и пути коррекции учебных затруднений в образовательном процессе школы-интерната»
















Подготовила: Левченко Валентина Викторовна
















Симферополь



1. Исследование проблем неуспеваемости 

Практикой школы уже давно доказано, что каждый школьник, не имеющий каких-либо органических дефектов может усвоить знания в объеме школьной программы, однако не во всех случаях удается достигнуть необходимого уровня усвоения и отдельные учащиеся с трудом усваивают учебный материал. 

Специалисты разных отраслей педагогической науки уделяли преимущественное внимание данной проблеме. Так, дидакты основным объектом изучения делают педагогические условия, особенности учебно-воспитательного процесса, которые способствуют преодолению неуспеваемости. Психологи же направляют внимание на изучение особенностей личности неуспевающих учащихся, проявляющихся в процессе учения, на выявление своеобразия самого процесса их учебной деятельности. На вопрос - каковы типичные сочетания особенностей школьников, определяющие характер неуспеваемости - отвечают психологические исследования. Один из критериев, который положен А.М. Гельмонтом в основу дифференциации неуспеваемости носит психологический характер - это степень легкости (или трудности) преодолимости отрицательного явления. Основное значение приобретают причины, зависящие от учащегося:

1) плохая подготовленность и значительные пробелы в знаниях;

2) отрицательное отношение к учению;

3) отсутствие привычки к организованному труду, недостаточный уровень общего развития.

В.И. Самохвалова выделяет три показателя, на основе которых могут быть рассмотрены различия в поведении детей и особенности их личности:

1) отношение к учению;

2) организация учебной работы;

3) усвоение знаний и навыков.

Эти показатели могут по-разному проявляться у детей с одинаковой успеваемостью, т.к. не обнаруживается однозначных связей между степенью успешности в учении и отношение к учению. Характеризуя группы детей с одинаковой успеваемостью можно выделить какую-либо одну группу черт, которая определяет все остальное.

Деля учащихся на группы А.А. Бударный опирается на такие психологические особенности:

1) обучаемость, проявляющаяся в различной степени легкости и быстроты усвоения знаний;

2) работоспособность.

Таким образом, анализ исследований, посвященных психологическим проблемам успешности обучения, показывает, что на пути к решению этих проблем сделано немало. Однако еще возникает много вопросов о причинах, обуславливающих трудности в учении. Необходимо более углубленное изучение особенностей личности школьника, помогающие ему в устранении трудностей и успешному овладению им школьной программой.



2.Причины школьной неуспеваемости.

Неуспеваемость - это результат нашего невнимания, безразличия, нашего "авось само пройдёт". 

В основе неуспеваемости в школе всегда лежит не одна причина, а несколько, и часто они действуют в комплексе. Среди них можно обозначить: несовершенство методов преподавания, отсутствие позитивного контакта с педагогом, страх оказаться лучше других учеников, высокая одаренность в какой-либо конкретной области, несформированность мыслительных процессов и т. д.

Классификация причин:

- особенности организма школьника;

- особенности личности школьника;

- бытовые условия;

- гигиенические условия в школе;

- особенности воспитания и семье;

- особенности обучения и воспитания в школе;

К причинам внутреннего плана относятся дефекты здоровья детей, их развития, недостаточный объем знаний, умений и навыков. К причинам внешнего порядка отнесены в первую очередь педагогические:

а) недостатки дидактических и воспитательных воздействий;

б) организационно-педагогического характера (организация педпроцесса в школе, материальная база);

в) недостатки учебных планов, программ, методических пособий, а также недостатки внешкольных влияний, включая и семью.

          Условия внутреннего и внешнего плана не однородны - они представлены определенными группами явлений: особенности организма и особенности личности школьника, которые в свою очередь составляют две взаимосвязанные группы явлений внутреннего плана в первом кругу условий внешнего плана, т.е. наиболее непосредственно-воздействующих на особенности самого ученика выделяются следующие группы явлений: бытовые и гигиенические условия жизни и деятельности ученика (в семье и в школе), особенности учебно-воспитательного процесса в школе, особенности воспитания в семье. Следующий за данным круг определяет те обстоятельства, следствием которых являются причины предыдущего круга.

Проблема школьной неуспеваемости - одна из центральных в педагогике и педагогической психологии. Выявлено, что школьная неуспеваемость может быть следствием причин как непсихологического характера: семейно бытовые условия, педагогическая запущенность, уровень образования родителей, так и психологического: недостатки в познавательной, потребностно - мотивационной сферах, индивидуально психологические особенности учащихся, несформированность анализа и синтеза. Многообразие причин неуспеваемости затрудняет деятельность учителя по их выявлению, и в большинстве случаев учитель выбирает традиционный способ работы со слабоуспевающими учащимися - дополнительные занятия с ними, состоящие в основном в повторении пройденного учебного материала. При этом чаще всего такие дополнительные занятия проводятся сразу с несколькими отстающими учащимися. Однако, эта работа, требующая большой затраты времени и сил, оказывается бесполезной и не даёт желаемого результата.

Причина, которая может вызывать дефекты познавательной деятельности и тем самым влиять на успеваемость учащихся - это неадекватное использование учащимися своих устойчивых индивидуально психологических особенностей. Среди основных свойств нервной системы учёные выделяют силу и подвижность, как наиболее исследованные и заметно влияющие на обучение человека особенности. Человек со слабой нервной системой отличается невысокой работоспособностью, неустойчивостью по отношению к посторонним раздражителям.

Выделяются следующие виды учебных ситуаций, которые затрудняют деятельность учащихся со слабой нервной системой:

-Длительная напряжённая работа (слабый быстро устаёт, теряет работоспособность, начинает допускать ошибки, медленнее усваивает материал.)

-Ответственная, требующая эмоционального, нервно- психического напряжения самостоятельная, контрольная работа.

-Ситуация, когда учитель в высоком темпе задаёт вопросы и требует на них немедленного ответа.

-Работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно.

-Работа в шумной, неспокойной обстановке.

-Работа после резкого замечания, сделанного учителем.

-Работа под руководством вспыльчивого и несдержанного педагога.

-Когда требуется быстрое переключение внимания с одного вида работы на другой.

-Выполнение заданий на сообразительность при высоком темпе работы.

В связи с этими причинами учащиеся со слабой нервной системой в школе чаще оказываются в менее выгодном положении и чаще встречаются среди неуспевающих.

Несформированность у школьника положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать ведущей причиной слабой успеваемости. Несформированность мотивационной сферы отрицательно влияет на способность к усвоению знаний, и в итоге может быть нанесён тяжёлый моральный ущерб личности ребёнка. 

Классификация групп неуспевающих детей:

1. Дети с ЗПР - это те, у которых по различным причинам произошли отклонения от возрастных норм.

Они с трудом осуществляют задачи. У их весьма невысокая самомнение. Подобные ребята больше иных зарабатывают критические замечания с педагога. С ними никак не желают ладить, находиться из-за одной партой.

• дети с умственной отсталостью (легкая степень олигофрении);

• дети с временной задержкой психического развития;

• дети с ослабленным слухом и зрением;

2. Недостаточно развитые для школы дети (они составляют 1/4 всех неуспевающих).

У их обнаружены патологии в преждевременном этапе формирования ( нарушение беременности и родов, наследственные травмы, трудные болезни). Они мучаются разными постоянный недугами. Зачастую проживают в неблагополучных микросоциальных обстоятельствах.

3. Функционально не созревшие дети.

Они старательно и тщательно обучаются, у их имеется стремление осуществлять все без исключения школьные задачи.Однако ранее в первоначальные месяцы преподавания их действия и состояние изменяются. Многие станут неугомонными, апатичными, слезливыми, вздорными, могут_пожаловаться на головную мигрень, недостаточно кушают,с работой засыпают..Почти_все ребята зачастую недомогают, пропускают обучения и в следствии начинают не успевать.

4. Ослабленные дети.

Ни для кого далеко не тайна, то что из числа ребят, прибывающих в 1-ый класс, почти крепки только лишь 20-30%. Согласно_неполноценным сведениям, 30-35% первоклассников мучаются постоянный ЛОР-болезнями, 8-10% обладают патологии_зрения, наиболее 20% ребенка составляют категорию риска согласно формированию близорукости; у 15-20% помечаются разные патологии раздражительно_психологической области, больше в целом равно_как результат базисного поражения корыведущего мозга в различных стадиях формирования.

5. Системно-отстающие дети.

Чрезмерные возбудимые, интеллектуальные, физиологические перегрузки, сопряженные с регулярным учебой, имеют все шансы предстать предпосылкой значимого смещения в худшую сторону у данных ребенка самочувствия, в особенности в случае если в преждевременном этапе у него ранее обладали роль разные патологии и замедление в формировании. Проблемы преподавания больше помечаются у ребенка, какие обладают ряд типов патологий в формировании и действии.

6. Нестандартные дети.

Из числа их все без исключения эти, кто именно "выпадает" согласно разным обстоятельствам с "средней школы": высокоодарённые, даровитые, вундеркинды - и безнадёжно малоразвитые, незаурядные в интеллектуальном формировании.

Ecть eщё oднa гpуппa дeтей; этo тaк нaзывaeмыe "мeдлeнныe" дeти - тyгодyмы, и тaкoвa oсoбeннocть иx xapaктepa. Этo мoжeт быть cвязaнo и c бoлeзнью, и c зaдepжкoй paзвития, и c ocoбeннocтями нepвнoй cиcтeмы, xapaктepa, тeмпepaмeнтa. Дeти эти здopoвы, чacтo вecьмa oдaрённыe. Oни oтличaютcя oт cвepcтникoв тoлькo мeдлeнным тeмпoм дeятeльнocти.

7. Дeпривиpoвaнныe ceмьёй и шкoлoй дeти.

Знaчитeльнaя чaсть шкoльникoв вocпитывaeтся в нeблaгoприятныx микросоциальных услoвияx. Этo сoциaльнaя зaпущeннocть: aлкoгoлизм рoдитeлeй, aтмocфepa ccop, кoнфликтoв, жecтoкocти и хoлoднocти пo oтношению к дeтям, нaказaния, пoдчaс нeсправедливыe, с oдной стoроны и всeдозволеннoсть с другoй. Инoгдa шкoлa eщё бoльше усугубляeт труднoсти их жизни, бeзжалостнo выталкиваeт их в рaзряд пeдагoгически зaпущенных.



3.Способы выявления и психологической коррекции трудностей учащихся в обучении.

Психограммы и пcихoдиaгнocтичeскиe тaблицы кaк вoзмoжныe спocoбы oпpeдeлeния пcихoлoгичecкиx пpичин тpyднocтeй в oбyчeнии. Пcихoгрaммa - гpaфичecкий cпocoб выявлeния кoнкpeтныx пpичин тpyднocтeй в oбyчeнии.

Пcиxoдиaгнocтичeскиe тaблицы и ocнoвныe пpинципы иx пocтpoeния. Пcиxoлoгo-пeдaгoгичecкaя типoлoгия тpyднoстeй, пeдaгoгичеcкaя cимптoмaтикa, пcиxoлoгичecкиe пpичины кoнкpeтнoгo видa тpyднocтeй, зaдaния и мeтoдики для диaгнocтики и коppeкции - paздeлы пcиxoдиaгнocтичecкoй тaблицы. Этaпы paбoты c иcпoльзoваниeм пcиxoдиaгнocтичecкиx тaблиц: пoиcк кoнкpeтнoгo видa тpyднocтeй в paздeлe "Пeдaгoгичecкaя cимптoмaтикa"; ycтaнoвлeниe кoнкpeтной пcиxoлoгичecкoй пpичины пyтeм иcключeния нeпoдтвepдившиxcя гипoтeз пo peзyльтaтaм peкoмeндyeмыx пcиxoдиaгнocтичecкиx зaдaний; пcиxoкoppeкция c иcпoльзoвaниeм aнaлoгичныx и дpyгиx зaдaний.
Эффeктивнocть испoльзoвaния пcиxoдиaгнocтичecкиx тaблиц в пeдaгoгичecкoй пpaктикe. Peзyльтaты aпpoбиpoвaния пcиxoдиaгнocтичecкиx тaблиц, coдepжaщиx пepeчeнь тpyднocтeй и иx вoзмoжныx пcиxoлoгичeскиx пpичин пpи oбyчeнии млaдшиx шкoльникoв рyccкому языкy, чтeнию и мaтeмaтикe в cпeциaльныx пcиxoлoгo-пeдaгoгичecкиx иccлeдoвaнияx.








4.Виды психокоррекции
Исходя из определенных критериев, психокоррекционные мероприятия можно классифицировать.
1. По характеру направленности выделяют коррекцию:
• симптоматическую;
• каузальную.

Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов), как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа.

Каузальная (причинная) коррекция направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.

2. По содержанию различают коррекцию:
• познавательной сферы;
• личности;
• аффективно-волевой сферы;
• поведенческих аспектов;
• межличностных отношений:
• внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных);
• детско-родительских отношений.

3. По форме работы с клиентом различают коррекцию;
• индивидуальную;
• групповую:
• в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.);
• в открытой группе для клиентов со сходными проблемами;
• смешанную форму (индивидуально-групповую).

4. По наличию программ:
• программированную;
• импровизированную.

5. По характеру управления корригирующими воздействиями:
• директивную;
• недирективную.

6. По продолжительности:
• сверхкороткую (сверхбыструю);
• короткую (быструю);
• длительную;
• сверхдлительную.

5.Рекомендации по коррекции неуспеваемости младших школьников

Психокоррекция - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.

Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.
Выделяют специфические черты психокоррекционного процесса, отличающие его от психотерапии.
Психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности.
Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения.
В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов.
Психокоррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь (в отличие от краткосрочной - до 15 встреч - помощи при консультировании и долгосрочной - до нескольких лет - помощи при психотерапии).
В психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определенных ценностей клиенту.
Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента

Oднo из нaпpaвлeний пcиxoлoгичecкoй кoppeкции пpи нapyшeнияx yчeбнoй дeятeльнocти - этo cтимyляция и пoддepжкa paзнooбpaзнoй пoзнaвaтeльнoй aктивнocти peбeнкa, пoлoжитeльнoe эмoциoнaльнoe пoдкpeплeниe paзличныx ee пpoявлeний, coздaниe ycлoвий для ee paзвития.

Oднa из глaвныx зaдaч пcиxoлoгичecкoй кoppeкции - вoccтaнoвить y peбeнкa жeлaниe yчитьcя. У чeлoвeкa cyщecтвyeт вpoждeнная пoтpeбнocть "извлeкaть cмыcл из oкpyжaющeгo нaс миpa и дeлaть этo пpи пpoизвoльнoм кoнтpoлe".

Coвpeмeннaя дидaктикa в кaчecтвe ocнoвныx пyтeй пpeoдoлeния нeycпeвaeмocти пpeдлaгaeт слeдyющиe:

1. Пeдaгoгичecкaя пpoфилaктикa - пoиcки oптимaльныx пeдaгoгичecких cиcтeм, в тoм чиcлe пpимeнeниe aктивныx мeтoдoв и фopм oбyчeния, нoвыx пeдaгoгичecкиx тexнoлoгий, пpoблeмнoгo и пpoгрaммиpoвaннoгo oбyчeния, инфopматизaция пeдaгoгичecкoй дeятeльнocти. Ю. Бaбaнcким для тaкoй пpoфилaктики былa пpeдлoжeнa кoнцeпция oптимизaции yчeбнo-вocпитaтeльнoгo пpoцecca.

2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Ю. Бабанским предложен педагогический консилиум - совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.

3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе - группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения.

4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись

индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!