СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выявление связи между перфекционизмом и тревожностью у людей

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выявление связи между перфекционизмом и тревожностью у людей»

















Индивидуальный итоговый проект:

«Выявление связи между перфекционизмом и тревожностью у людей»





























Содержание

Введение

1.1.Перфекционизм. Изучение перфекционизма………………………………………..…4

1.2.Классификация перфекционизма по Хамачеку………………………………………..5

1.3. Связь перфекционизма с психическими расстройствами……………………………6

1.4. Перфекционизм в 21 веке………………………………………………………….…...7

1.5.Причины возникновения перфекционизма………………………………………...…..9

2.1.Тревожность и возможная связь с перфекционизмом……………………………….10

2.2. Причины тревожности…………………………………………………...……………11

3.1.Результаты тестирования на тревожность……………………………………………12

3.2 .Результаты диагностики перфекционизма по методике Флетта и Хьюитта…..…..14

3.3 Анализ полученных результатов………………………………………………...……16

Заключение

Список литературы

































Введение

В наше время молодое, а за ним и более старшее поколение испытывает значительное психическое напряжение и тревогу в связи с быстрым развитием научно-технического прогресса. Для того, чтобы занять достойное место в своей профессии нужно быть компетентным специалистом.. Старшеклассникам, в свою очередь, необходимо в короткий промежуток времени найти решения основных задач своего дальнейшего профессионального и личностного развития . Перфекционизм – это стремление к совершенству, желание человека быть лучше, чем другие во всем. Большое количество психологов отмечают недостаточность исследований многих сторон перфекционизма, хотя в последнее время данному психологическому аспекту посвящено много исследовательских работ. В данном исследовании мы ориентируемся на концепцию перфекционизма известных зарубежных и отечественных психологов.

Актуальность данной работы велика. Термин «перфекционизм» является современной тенденцией в развитие школьников и основной частью в жизни взрослых людей. Нам необходимо выявить влияет ли перфекционизм на тревожность людей.

Объектом исследования являются учащиеся 9 «А» класса МБОУ СОШ №18 города Белгорода.

Предметом исследования является изучение перфекционизма и тревожности у людей.

Гипотеза исследования: уровень тревожность людей прямо зависит от перфекционизма .

Цель исследования: проанализировать и сопоставить результаты психологического опроса учащихся. Сделать вывод.

Задачи проекта :

  1. Изучить тематические литературные источники и проанализировать полученную информацию;

  2. Подобрать соответствующие тестовые методики диагностики перфекционизма и тревожности;

  3. Провести тестирование среди старшеклассников;

  4. Обработать полученные анкеты респондентов;

  5. Проанализировать полученные результаты;

  6. Сделать вывод о существовании взаимосвязи между перфекционизмом и повышением уровня тревожности у человека.

Информационную базу работы составили: материалы публикаций в периодической печати, информационные ресурсы сети Интернет.

Практическая значимость исследования заключается в возможности изучения зависимости тревожности и перфекционизма участников опроса.









    1. Перфекционизм. Изучение перфекционизма.

Перфекционизм - это стремление к совершенству во всем, к безупречности во всех аспектах жизни и невозможность испытывать удовлетворение от результатов собственной деятельности.

В работах психологов понятие «перфекционизм» рассматривается с различных позиций. Одним из первых это понятие начал использовать американский психолог M. Холлендер: «Повседневная практика предъявления к себе требований более высокого качества выполнения деятельности, чем того требуют обстоятельства». По его мнению, перфекционизм - это стремление субъекта к совершенству, высокие личные стандарты, стремление человека доводить результаты любой своей деятельности до соответствия самым высоким эталонам.

Наконец, оригинальную модель перфекционизма разработали отечественные психологи Н.Г. Гаранян и А.Б. Холмогорова, выделившие в структуре перфекционизма такие параметры, как:

  • «завышенные, по сравнению с индивидуальными возможностями, стандарты деятельности и притязания»;

  • «чрезмерные требования к другим и завышенные ожидания от них»

  • «восприятие других людей как делегирующих высокие ожидания»

  • «постоянное сравнение себя с другими людьми при ориентации на самых успешных индивидов»

  • «дихотомическая оценка результата деятельности и ее планирование по принципу «все или ничего»

  • «селектирование информации о собственных неудачах и ошибках»

В психологической науке существует два вида перфекционизма:

здоровый

патологический (деструктивный)























1.2. Классификация перфекционизма по Хамачеку.

В 1978 году первым об этом заговорил психолог Дональд Хамачек, разделяя перфекционизм на два вида.

Здоровый перфекционизм он называет нормальным: человек обнаруживает лидерские качества, высокую работоспособность, активность, мотивацию для достижения цели, при этом человек здраво оценивает свои реальные способности, т. е. имеет адекватный уровень притязанийВ ходе работы такой человек может испытывать легкую степень волнения и азарт; его внимание сконцентрировано на собственных возможностях и на способах достижения цели.

Второй вид перфекционизма Хамачек называет невротическим. Человек с невротическим перфекционизмом побуждается страхом перед неуспехом. У такого перфекциониста желание стать еще лучше, чем он есть, становится идеей фикс, поэтому он всегда неудовлетворен. Перфекционист-невротик, для того чтобы показать, что он заслуживает любви и всеобщего уважения, берет в качестве ориентира некий эталон, который не соответствует его потенциалуЕсли здоровый перфекционизм состоит в убеждении, что наилучшего результата можно (и нужно) достичь, то при патологической форме перфекционизма возникает убеждение, что несовершенный результат работы неприемлем.

Затем и другие ученые стали разделять нормальный и патологический перфекционизм, правда под другими названиями. Р. Слэни с соавторами (1995 год) описали адаптивный и неадаптивный типы перфекционизма, а К. Эдкинс и У. Паркер (1996 год) стали различать активный перфекционизм, стимулирующий к достижениям и не связанный с суицидальными намерениями, и пассивный перфекционизм, создающий помехи деятельности и связанный с высоким риском суицидального поведения. Наконец, У. Паркер (Parker, 2002) выделил здоровый, связанный с добросовестностью перфекционизм и нездоровый, связанный с низкой самооценкой.

Тал Бен-Шахар в книге «Парадокс перфекционизма» разделяет это понятие на «перфекционизм» (равно дезадаптивный или «невротический» по Хамачеку) и «оптимализм» (адаптивный, благотворный или «здоровый»).

Перфекционизм, если он адаптивный, привносит в жизнь пользу (желание самосовершенствоваться, расти и развиваться) при этом, не принижая и отрицая свой предыдущий опыт. А вот с невротическим перефекционизмом дела обстоят не очень, если быть точнее, то жизнь усложняется и окрашивается в серые тона.















1.3. Связь перфекционизма с психическими расстройствами.

Феноменологические описания перфекционизма, данные классиками, содержали указание на его связь с негативным аффектом (депрессией, тревогой, виной, разочарованием, стыдом), нарушением адаптации, затруднениями в общении и пассивностью (прокрастинацией).

Подтверждение идеи о взаимосвязи перфекционизма и депрессии было получено в практике когнитивной психотерапии. Анализ автоматических мыслей депрессивных пациентов показал – требования, предъявляемые к себе этими людьми, крайне высоки и ригидны. Бек составил список типичных перфекционистских «долженствований» депрессивных – «Я всегда должен быть в хорошей форме», «Ошибка означает провал» и т. д. – и обратил внимание на их, жесткость используемых речевых конструкций с частым употреблением «должен». В дальнейшем A. Бек описал два личностных типа, предрасполагающих к депрессии (1987). «Социотропный» тип фиксирован на проблемах привязанности, зависимости и близости. «Автономный» тип сосредоточен на проблемах независимого функционирования, достижений, удач и неудач. Для «автономного» типа характерен выраженный перфекционизм в сфере достижений и статуса.

Переменная «перфекционизм» служит важной составляющей когнитивных теорий, объясняющих возникновение нервной анорексии и булимии. Было выдвинуто предположение о том, что перфекционизм (в форме стремления обладать идеальной фигурой) и дихотомическое мышление (поляризованное суждение о собственном теле – «безобразно толстый – идеально стройный») могут порождать озабоченность формой тела и весом, заставлять девушек придерживаться слишком жестких диетических ограничений и запускать пищевые срывы. Существует гипотеза о том, что следование диете служит формой т. н. позитивного перфекционизма – позволяет пациенткам переживать эмоцию успеха, ощущение морального превосходства над другими.

В настоящее время результаты эмпирических исследований показывают, что существует взаимосвязь между отдельными параметрами перфекционизма и различными психическими расстройствами. Перфекционизм является одним из важнейших личностных факторов расстройств аффективного спектра. Клинические и популяционные исследования фиксируют связь социально предписываемого перфекционизма с депрессией и социальной тревожностью. Взаимодействуя с соответствующими стрессогенными событиями, этот аспект перфекционизма является фактором риска возникновения депрессии и суицидальных намерений.















1.4. Перфекционизм в 21 веке.

В отечественной психологии о проблеме перфекционизма заговорили не так давно – в начале XXI века. С тех пор ученым и психологам удалось установить связь между перфекционизмом и депрессивными наклонностями личности.

Аналогичный (по Хамачеку) подход прослеживается в работе В.А. Ясной и С.Н. Ениколоповой (2007 год): «нормальный перфекционист – это тот, кто устанавливает для себя жесткие стандарты, при этом не педантичен и отличается гибкостью, может приспосабливать свои стандарты к существующей ситуации, т.е. более адаптивен по сравнению с невротическим перфекционистом, устанавливающим для себя завышенные стандарты и не оставляющим себе возможность допускать ошибки».

Различия между адаптивным и дезадаптивным перфекционизмом описанные В. А. Ясной и С. Н. Ениколоповым (таблица №1)

Адаптивный перфекционизм

Дезадаптивный перфекционизм

Способность испытывать удовлетворение или удовольствие .

Неспособность испытывать удовольствие от работы.

Изменение стандартов в соответствии с ситуацией.

Жёсткие высокие стандарты.

Достижимые стандарты.

Нереалистичные или неразумно высокие 

Высокие стандарты подстраиваются к ограничениям и силам человека.

Чрезмерная генерализации высоких стандартов.

Стремление к успеху.

Страх неуспеха .

Фокус на том ,чтобы всё делать правильно.

Фокус на избежание ошибки.

Спокойные, но тщательное отношение к заданиям.

Напряженное/тревожное отношение к заданиям.

Разумное соответствие между достижимым качеством выполнения деятельности и стандартами.

Большой разрыв между выполнением деятельности и стандартами.

Ощущение независимости своего Я от выполнения деятельности.

Ощущение зависимости ценности своего Я от выполнения деятельности.

Своевременное выполнение деятельности.

Оттягивание действий.

Наличие мотивации достижения.

Наличие мотивации избегания негативных последствий.

Цели достигаются для блага общества.

Цели достигаются для увеличения собственной значимости.

Неуспех связан с разочарованием и новыми усилиями.

Неуспех ведёт к жестокой самокритике.

Уравновешенное мышление.

«Чёрно-белое» мышление.

Сильное желание достичь совершенства.

Убеждённость человека в том, что он должен достичь совершенства.

Разумная уверенность в своих действиях.

Компульсивные тенденции и сомнения.


Таблица №1

Современный же перфекционизм отличается от классического. Он выродился в значительной степени до высоких бытовых стандартов повседневной жизни, мышления в терминах «все или ничего», излишней концентрации на неудачах и ригидности. По мнению Гордона Флетта, профессора психологии из Йоркского университета г. Торонто, перфекционизм является психическим расстройством, выражающимся в особого рода «зацикленности на мелочах» и в попытках довести любое дело до некоего идеала, «совершенства». Такие люди невыносимы, как правило, для окружения, не имеют друзей и не допускают мысли, что психически больны, в глубине сердца крайне горделивы и считают себя особыми, достойными. Их достаточно везде, в том числе и в сфере образования («синдром отличницы», выражающийся в гонке за высокими оценками, опасении потерять статус «умницы» или не оправдать надежды родителей и учителей, сильнейшем желании поступить в престижный ВУЗ), и в маниакальном туризме, а также в стремлении бесконечно делать себя красивее либо через фитнес, либо через многочисленные пластические операции. В карьере (здесь особенно часто перфекционистов подстерегает невроз и депрессия) это заболевание проявляется в доведенной до абсурда ответственности, когда человек искренне считает, что никто, кроме него, не в состоянии выполнить правильно данную работу, пытается часами довести самое мелочное поручение до «совершенства» и в конечном итоге оказывается неэффективным работником.

Есть также некоторые свидетельства того, что сегодняшние молодые люди сталкиваются с более серьезными проявлениями перфекционизма, чем предыдущие поколения. В ориентировочном исследовании, опубликованном в декабре 2017 года, были проанализированы данные более чем 40 000 студентов американских, британских и канадских студентов за 28-летний период. Исследователи обнаружили, что с 1989 года увеличилось число перфекционистов среди молодых людей. Это явление некоторые исследователи назвали «эпидемией миллениалов».

Исследователи отмечают, что перфекционизм – болезнь XXI века.

























1.5. Причины возникновения перфекционизма.

Перфекционист формируется под воздействием разных факторов. Прежде всего, это социальная среда, воспитание, образование, окружение. 
Очень часто причиной желания детей всегда и во всем быть первыми кроется во влиянии родителей, которые с самого детства принуждают их к совершенству. Требуя от своих детей отличных отметок, примерного поведения и кучу разных достижений, они подталкивают детей на путь перфекциониста. Получается так, что даже если человек сам не хочет быть идеальным, воспитание не позволяет ему отказаться от привычек. Так, разрываясь между заложенными в детстве стандартами и собственными желаниями, каждый рискует потерять душевный покой и упустить то, что может быть по-настоящему важным

Причина стремления к совершенству может быть влияние друзей или окружающих. То есть, общаясь с перфекционистом, человек старается соответствовать ему во всем. На самом деле, это вряд ли может пойти кому-нибудь на пользу.

Ещё одной из причин, появления перфекционизма, ученые называют генную предрасположенность. Учёные из Мичигана, проводившие ряд опытов, выявили некоторые признаки генетического ряда, влияющие на формирование у человека перфекционных черт. Однако, мнения экспертов, по поводу появления перфекционизма, разнятся. Поэтому говорить о том насколько тот или иной фактор повлиял, в данном конкретном случае, не имеет смысла.

Перфекционист по природе своей явление чуть более редкое, но все равно встречающееся. Такие люди стремятся к идеалу лишь по собственному желанию, делают это исключительно для себя. Их не особо интересует чужое мнение. Они твердо убеждены, что совершенства можно и нужно достичь. 

Если спросите моего мнения, то я считаю, что перфекционизм - не самое плохое качество, как минимум потому, что стремление к совершенству побуждает нас постоянно работать над собой, а это необходимо каждому. Как следствие, даже на подсознательном уровне перфекционисты борются с ленью и ведут активный образ жизнь. 



















2.1.Тревожность и возможная связь с перфекционизмом.

Недавно было проведено исследование, в котором анализировалась взаимосвязь между параметрами «перфекционизм» и «ответственность» при ОКР(Обсессивно-компульсивное расстройство). Основанием стали когнитивные теории, утверждающие, что субъективно воспринимаемая ответственность за ущерб составляет сердцевину расстройства. В этих исследованиях осуществлялось экспериментальное манипулирование ответственностью; при этом перфекционизм измерялся с помощью опросника, разработанного одним из членов исследовательской группы. Данные показывают: испытуемые с высоким перфекционизмом характеризовались большей подверженностью межличностным влияниям и более высоким чувством ответственности за негативные последствия при выполнении задания в условиях повышенной ответственности, по сравнению с испытуемыми с умеренным перфекционизмом. Работа продемонстрировала тесную взаимосвязь между перфекционизмом и ответственностью, конструктом, непосредственно связанным с хронификацией ОКР.

Узнав о данном исследование, я заинтересовалась изучением перфекционизма. И прежде всего, было интересно узнать, как перфекционизм влияет на тревожность людей.

Тревожность человека – это индивидуально-личностная психологическая особенность, обнаруживающаяся в склонности субъектов постоянно ощущать сильнейшую тревогу по незначительным поводам. Зачастую тревожное расстройство расценивается в качестве личностной черты либо трактуется как особенность темперамента, возникающая вследствие слабости нервных процессов. Вдобавок к этому, повышенная тревожность нередко рассматривается в качестве совместной структуры, объединяющей черту личности и особенность темперамента. Состояние тревоги заключается в ощущении дискомфорта или предвидение некой угрозы. Описываемое расстройство, как правило, относят к невротическим нарушениям, другими словами к патологическим состояниям, психогенно обусловленным и характеризующимся отсутствием личностных нарушений.

Личностная тревожность, преимущественно, повышена у лиц с девиантным поведением, у индивидов, имеющих нервно-психические недуги или страдающих тяжелыми соматическими заболеваниями, переживающих последствия травм психического характера. В целом состояние тревожности – это субъективная реакция на личностное неблагополучие.



















2.2. Причины тревожности.

Современной науке неизвестны точные причины, провоцирующие развитие данного состояния, но можно выделить ряд факторов, способствующих зарождению тревоги, среди них выделяют: генетическую предрасположенность, неправильное питание, отсутствие физической активности, негативное мышление, опыт, соматические заболевания, окружающую среду.

Многие ученые считают, что уровень тревожности закладывается на генетическом уровне. Каждый индивид имеет специфический набор генов, так называемое «биологическое оформление». Нередко человек ощущает повышенный уровень тревоги вследствие того, что она всего лишь «вмонтирована» в его генетический код. Такие гены провоцируют существенный химический «перекос» в головном мозге. Именно дисбаланс и порождает беспокойство.

Тревога может быть спровоцирована неправильным питанием и отсутствием физической активности, которая имеет решающее значение для здоровья и является превосходным способом снятия напряжение.

Большинство психологов считает, что человеческие думы и установки являются ключевыми факторами, воздействующими на их настроение, а, следовательно, на тревожность.

Кроме того, высокая тревожность может быть спровоцирована недружелюбной или новой средой. В нормальном состоянии, беспокойство является сигналом того, что индивид находится в опасной ситуации, но если уровень тревожности опасности не соответствует со степенью опасности, то такое состояние необходимо исправлять.

Данное состояние нередко является сопутствующим симптомом некоторых соматических недугов и заболеваний психики. Сюда, прежде всего, можно отнести различные нарушения эндокринного характера, гормональный сбой во время менопаузы у женщин, неврозы, шизофрению, алкоголизм. Нередко внезапное чувство тревоги является предвестником инфаркта или свидетельствует о снижении в крови уровня сахара.

Изучив причины и последствия тревожности, можно провести прямую аналогию с причинами возникновения и последствиями нездорового перфекционизма. Многие пункты у двух понятий- совпадают. Соответственно, можно предположить (предполагаемая гипотеза), что перфекционизм имеет прямую корреляцию с тревожностью. Но для точного доказательства было проведено тестирование респондентов.













3.1. Результаты тестирования на тревожность.

Для практической части проекта использовалась методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. Респондентами являются 38 старшеклассников МБОУ СОШ 18. Тестирование проходило анонимно, с согласием каждого ученика. Результаты представлены в таблице.

Критерии / Рес-понденты

Тревожность ученика в каждом критерии, %

Общая тревож-ность в школе

Пережи-вания социаль-ного стресса

Фруст-

рация потреб-

ности в достиже-нии

успеха

Страх самовы-ражения

Страх ситуа-ции провер-ки знаний

Страх

Несоот-ветство-вать ожида-ниям окружаю-щих

Низкая физио-логиче-ская сопро-тивляе-мость стрессу

Проб-лемы и страхи в отно-шени-ях с учите-лями

Об-щая тре-вож-ность

1

9,1

18,2

15,4

16,7

16,7

0

0

25

13,1

2

13,6

18,2

23,1

0

16,7

40

0

25

17,1

3

36,4

18,2

23,1


33,4

33,4

40

0

25

27,6

4

31,8

27,3

23,7

16,7

33,4

60

40

12,5

28,9

5

27,3

27,3

53,8

0

16,7

80

20

25

31,6

6

40,1

9,1

23,1

50

50

40

20

50

34,2

7

36,4

36,6

48,5

50

33,4

20

20

50

36,8

8

31,8

63,6

30,8

16,7

33,4

40

60

25

36,8

9

45,5

9,1

48,5

33,4

50

40

20

62,5

38,1

10

40,9

45,5

46,2

83,4

33,4

20

60

12,5

42,1

11

50

27,3

48,5

33,4

83,4

80

0

37,5

43,4

12

68,2

0

38,5

50

83,4

40

20

37,5

44,7

13

63,6

18,2

30,8

50

83,4

40

60

62,5

50

14

59,1

18,2

53,8

16,7

50

60

80

62,5

50

15

40,9

54,6

53,8

50

66,7

100

60

62,5

55,2

16

77,6

45,5

30,8

66,7

83,4

20

60

37,5

55,2

17

36,4

63,6

53,8

83,4

50

40

20

50

56,6

18

59,1

27,3

61,5

50

66,7

60

100

62,5

57,9

19

68,2

45,5

61,5

66,7

66,7

100

40

75

64,5

20

59,1

54,6

53,8

16,7

83,4

80

40

62,5

65

21

9,1

27,3

15,4

0

16,7

0

0

12,5

12,1

22

13,6

18,2

23,1

16,7

0

0

40

25

17,1

23

13,6

9,1

30,8

16,7

33,4

20

20

25

26,6

24

36,4

9,1

23,1

33,4

16,7

0

20

12,5

29,9

25

27,3

36,6

48,5

0

16,7

80

20

25

31,4

26

13,6

45,5

53,8

0

33,4

0

40

50

32,2

27

27,3

36,6

30,8

16,7

66,7

20

60

62,5

37,1

28

45,5

54,6

23,1

16,7

33,4

40

50

37,5

37,8

29

36,4

27,3

30,8

66,7

16,7

40

40

62,5

37,1

30

45,5

63,6

30,8

33,4

16,7

80

20

25

41,4

31

36,4

63,6

53,8

66,7

16,7

40

80

50

42,4

32

45,5

54,6

63,6

66,7

33,4

20

20

62,5

41,7

33

59,1

36,5

53,8

50

66,7

40

60

62,5

52

34

45,5

53,8

36,5

50

66,7

60

40

50

51

35

40,9

45,5

63,6

33,4

33,4

80

60

50

53,2

Таблица № 2

Если процент общей тревожности больше 50 – можно говорить о повышенной тревожности ребенка, а если 70 –о высокой тревожности.

По данным таблицы можно сделать вывод, что учащихся, имеющих высокую тревожность в классе нет, а респонденты с повышенной тревожностью составляют 31,4% от всего класс (11 человек). Ниже представлена опорная диаграмма.

Диаграмма № 1











3.2.Результаты диагностики перфекционизма по методике Флетта и Хьюитта.



Для практической части проекта использовалась методика диагностики уровня перфекционизма Флетта и Хьюитта. Респондентами являются 38 старшеклассников МБОУ СОШ 18. Тестирование проходило анонимно, с согласия каждого ученика. Результаты представлены в таблице.

Критерии / Рес-понденты

Перфекицонизм ученика в каждом критерии

Перфекционизм, ориентированный на себя


Перфекционизм, ориентированный на других 


Социально предписанный перфекционизм


Интегральный показатель перфекционизма

1

17

10

18

45

2

28

19

51

98

3

39

48

50

137

4

38

57

55

150

5

46

64

65

175

6

41

62

67

170

7

42

64

77

183

8

40

58

62

160

9

30

47

63

140

10

42

60

64

166

11

44

67

69

180

12

69

73

78

220

13

53

70

82

205

14

68

74

69

211

15

63

79

75

217

16

70

61

69

200

17

65

63

77

205

18

70

69

70

209

19

72

70

98

240

20

62

69

68

199

21

24

9

25

58

22

26

7

45

78

23

28

42

61

131

24

67

8

45

120

25

69

21

64

154

26

75

14

55

144

27

74

17

69

160

28

92

13

75

180

29

69

22

81

172

30

80

16

67

163

31

89

19

82

190

32

67

14

74

155

33

80

11

79

170

34

103

13

52

168

35

78

16

86

180

Таблица № 3



Если интегральный показатель перфекционизма:

0-136, то уровень перфекционизма у учащегося низкий

137-163, то уровень перфекционизма у учащегося средний

164 и более, то уровень перфекционизма у учащегося высокий.

Исходя из данный в таблице № 3, построена диаграмма № 2.



Диаграмма № 2















3.3 Анализ полученных результатов

Гистограмма №1



На гистограмме представлены результаты тестирования учащихся. Можно провести прямую корреляцию между перфекционизмом и тревожностью людей. Чем выше показатель перфекционизма, тем более тревожен респондент. Гипотеза, поставленная ранее, подтвердилась, как теоритическим, так и практическим путём.

Заключение.

1. В ходе проектной работы были изучены отечественные и зарубежные литературные источники по тематике. В зарубежной литературе перфекционизм рассматривается, как стремление субъекта к совершенству, высокие личные стандарты, стремление человека доводить результаты любой своей деятельности до соответствия самым высоким эталонам. В отечественной психологии нормальный перфекционист – это тот, кто устанавливает для себя жесткие стандарты, при этом не педантичен и отличается гибкостью, может приспосабливать свои стандарты к существующей ситуации, т.е. более адаптивен по сравнению с невротическим перфекционистом, устанавливающим для себя завышенные стандарты и не оставляющим себе возможность допускать ошибки. А тревожность человека – это индивидуально-личностная психологическая особенность, обнаруживающаяся в склонности субъектов постоянно ощущать сильнейшую тревогу по незначительным поводам.

2. Во время выполнения проекта были использованы: методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса и методика диагностики уровня перфекционизма Флетта и Хьюитта.

3. По результатам практической части было выявлено, что 20 респондентов (57%) имеют высокий уровень перфекционизма, 6 респондентов (17%) – средний и 9 респондентов (26%) – низкий уровень перфекционизма.

4. Также, результаты тестирования на уровень тревожности были следующими: 4 респондента - тревожны меньше, чем на 20 %; 4 респондента –тревожны на 20-30%; 10 респондентов- 30-40%; 6 респондентов на 40-50%; 9 респондентов на 50-60% и 2 респондента больше, чем на 60%.

5. Обобщая результаты практической работы можно провести прямую корреляцию между перфекционизмом и тревожностью людей. Чем выше показатель перфекционизма, тем более тревожен респондент. Гипотеза подтвердилась, как теоретическим, так и практическим путём.

6. Поскольку взаимосвязь между перфекционизмом и тревожностью людей доказана, перфекционизм может угрожать психическому и соматическому здоровью человека. В связи с этим были созданы рекомендации, которые могут помочь людям справляться с нездоровым перфекционизмом.





.











Список литературы

  1. «Парадокс перфекциониста» Тал бен-Шахар, 2014 год.

  2. Гаранян Н., Холмогорова А., Юдеева Т. Перфекционизм, депрессия и тревога. // Московский психотерапевтический журнал. 2001.

  3. Ясная В.А., Ениколопов С.Н. Перфекционизм: история изучения и современное состояние проблемы // Вопросы психологии. 2007.

  4. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Изд-во МГУ, 1989.

40



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!