Выписка
из протокола №4
заседания педагогического совета
Филиал МОУ Зеленорощинской средней школы в селе Ивановка
от 24 декабря 2018 года
Присутствовало - 10 человек
Повестка дня:
Системно-деятельностный подход и проблемы его реализации в образовательном процессе в начальной и основной школе в рамках ФГОС.
1. Системно-деятельностный подход и проблемы его реализации в образовательном процессе в начальной и основной школе в рамках ФГОС.
2. Реализация внутришкольного контроля.
3. Об утверждении списков учащихся на получение стипендии.
Слушали:
Учителя химии Шагвалиева Рустама Маратовича, который отметил, что специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Поэтому знания, полученные детьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде корректных знаний, а в виде умения учиться становится сегодня всё более востребованным. В настоящее время результатом обучения в основной школе должно стать формирование у учащихся "умения учиться". Универсальные учебные действия обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты. Они создают условия развития личности и её самореализации. Рустам Маратович обратил внимание на цель педагогического совета найти ответы на следующие проблемные вопросы:
1. Системно-деятельностный подход как методическая основа внедрения ФГОС нового поколения.
2. Каким должен быть урок в парадигме системно-деятельностного подхода?
3. Выбор образовательных технологий.
4. Новое в деятельности учителя.
Далее Шагвалиев Р.М. дал краткую характеристику системно-деятельностному подходу обучения.
Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего и основного общего образования нового поколения. Основной результат системно-деятельностного подхода - развитие личности ребёнка на основе развития универсальных учебных действий.
Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность. Какими же средствами реализовать системно-деятельностный подход?
Реализация деятельностного подхода в практическом преподавании возможна при любой из действующих программ и обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учётом возрастных психологических особенностей развития детей.
3. Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщённого системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6. Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе.
Механизмом реализации системно – деятельностного подхода являются такие технологии, как:
Информационные и коммуникативные технологии.
Технология, основанная на создании учебной ситуации.
Технология, основанная на реализации проектной деятельности.
Технология, основанная на уровневой дифференциации.
Технология деятельностного метода.
Решили:
Всем педагогам активизировать работу по самообразовательной деятельности, посещая уроки коллег с целью изучения опыта реализации СДП.
Использовать теоретические знания и опыт работы коллег для активизации применения деятельностного подхода в учебном процессе.
Разместить материалы на школьном сайте об использовании СДП в обучении и воспитании.
Данные удостоверяю.
Директор школы _________________/Н.В. Плаксина/
МП
Выписка
из протокола №9
заседания педагогического совета
Филиал МОУ Зеленорощинской средней школы в селе Ивановка
от 26 ноября 2016 года
Присутствовало - 11 человек
Повестка дня:
Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке.
1. Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке.
2. Результаты внутришкольного контроля.
3. Об утверждении Положения о работе информационно-библиотечного центра в МОУ Охотничьевской средней школе.
Слушали:
Учителя химии Шагвалиева Рустама Маратовича. Он познакомил педагогический коллектив с проблемой управления познавательной деятельностью учащихся в основной школе.
Обучение - педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками. Качество обучения зависит от познавательного интереса. Учителя придерживаются следующих принципов: гуманизации, научности, доступности, наглядности, систематичности. Эти принципы определяют эффективность обучения в различных формах при различном содержании. Организация учебного процесса в основной школе отличается многоплановостью, многообразием используемых приёмов, методов, форм.
На своих уроках Шагвалиев Р.М. стремится стимулировать учащихся к творчеству в познавательной деятельности; т.е. придерживается творческого стиля учения. В процессе изложения материала он старается выстроить отношение диалога с учениками. На его уроках характерны следующие обращения учителя: "сравни", "докажи", "выдели главное", "сделай выбор и аргументируй его", "предложи свой вариант". При таком стиле обучения деятельность учащихся носит частично-поисковый, проблемный характер.
Своей задачей Рустам Маратович считает вызвать у школьников потребность овладевать новыми понятиями, способами применения их на практике: создаёт проблемную ситуацию, в которой ясно выступает познавательная задача. Тем самым побуждает к учению, которое является сложной стороной учебного процесса.
Подводя итог выступления, Рустам Маратович сказал, что в основе успешного усвоения знаний лежит познавательный интерес. Поэтому необходимо умело сочетать приёмы, методы, формы работы, чтобы заинтересовать учеников новой деятельностью, вызвать у них положительную мотивацию учения, что создаёт условия для успешного обучения в средней школе.
Решили:
1. Учителям химии посетить уроки Шагвалиева Р.М. с целью изучения проблемы управления качеством образования на уроках в основной школе.
2. Учителям при планировании уроков обращать внимание на организацию разных форм познавательной деятельности на уроках, продумывать формы организации домашнего задания с целью повышения познавательной активности учащихся.
Данные удостоверяю.
Директор школы _________________/Н.В. Плаксина/
МП