СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выпуск газеты «Калужский край в годы Великой Отечественной войны»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий классного часа, посвященного Великой Отечественной войне

Просмотр содержимого документа
«Выпуск газеты «Калужский край в годы Великой Отечественной войны»»

Сценарий классного часа

Выпуск газеты «Калужский край в годы Великой Отечественной войны»

Цель - организация системы взаимодействия учащихся КТД, как формы, обеспечивающей развитие личностных УУД, создание максимально благоприятных условий для раскрытия и самореализации учащегося, овладение общечеловеческим опытом жизни.

Задачи классного часа:

  1. развивать творческий потенциал через учебно-игровую и социально ориентированную деятельность посредством моделирования ситуации деятельности в условиях газетной редакции;

  2. способствовать профориентации школьников посредством ознакомления с профессиями сферы СМИ;

  3. создавать условия для развития гражданского, патриотического и морального сознания школьников, формирования нравственных чувств и ценностных ориентаций;

  4. развивать навыки сотрудничества дуг с другом и старшими подростками в решении общих задач;

  5. развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям (рефлексию и эмпатию).



Ход мероприятия:

Звучит песня «Безымянная высота».

Классный руководитель:

Ребята мы слышим песню, которую написали В. Баснер и М. Матусовский. Называется она «Безымянная высота». Каким образом эта песня связана с Калужской землей?

Ответ: Эта песня написана о подвиге, который совершили воины-сибиряки 139-й стрелковой дивизии на безымянной высоте, которая находится у деревни Рубеженки Куйбышевского района Калужской области, недалеко от границы с Брянской и Смоленской областями. 18 воинов вели неравный бой с фашистами. В живых осталось только двое.

Классный руководитель: Да, так и поется в песне «нас оставалось только двое из восемнадцати ребят». Они ушли в бессмертие, с мужеством и честью взяв свою высоту. Бесчисленно множество безымянных высот за годы войны было преодолено нашими воинами, труженниками тыла, людьми разных национальностей, возрастов и занятий!

Мы живем в мирное время, но каждый день тоже преодолеваем свою высоту. У всех она разная. Для кого – то высота - хорошо учиться, для кого – то честно выполнить порученное дело, а для кого – то понять и простить того, кто вас обидел.

Сегодня мы собрались, чтобы преодолеть свою очередную высоту – продолжая реализацию очередного этапа порученного нам коллективно-трудового дела.

Я очень рада, что именно нам выпала честь заниматься им, потому, что оно требует как серьезной и вдумчивой подготовки, так и кропотливой и ответственной работы. Наблюдая за вашей деятельностью я вижу, как вы меняетесь, как меняется ваше отношение к делу, как происходит ваше сплочение. А самое главное для меня – это то, что вы все больше видите сердцем.

Тема у нас патриотическая, сложная и пронзительная. Почему она так важна для всех нас?

Ответы учеников.

Классный руководитель. Не могу не отметить своевременность нашей работы. Давайте вспомним о датах, в преддверии которых мы занимаемся выпуском нашей газеты.

Ответы:

1 декабря – день рождения (119 лет) Георгия Константиновича Жукова, маршала Советского Союза, нашего знаменитого земляка.

5 декабря началось контрнаступление войск Красной Армии под Москвой, в ходе которой была освобождена Калуга.

16 декабря началось освобождение Калужской области от немецко-фашистских захватчиков.

30 декабря – освобождение Калуги от оккупации.

Спасибо за то, что помните!

Я прошу заместителя председателя совета отряда Чечина Кирилла напомнить нам о цели и задачах, стоящих перед отрядом и этапах, которыне мы прошли и которые еще нам предстоить пройти.





Кирилл. Ребята, мы знаем, что КТД предполагает несколько этапов. От детской организации «Единство» мы получили задание – изготовить общешкольную стенную газету, посвященную истории Калужского края в годы Великой Отечественной войны.

Выпуск газеты - наша цель.

На первом этапе мы познакомились с тем, что такое газета, из каких обязательных элементов она состоит, какие рубрики включает в себя, какие специалисты входят в состав редакционной коллегии.

Для того, чтобы понять, какие вопросы будет освещать наша газета, мы должны были познакомиться с боевым прошлым Калужского края.

Для этого у нас состоялось два информационных классных часа и мы получили для самостоятельного изучения раздаточный материал. Еще мы встретились с руководителем военно-патриотического объединения «Патриот» и школьного поискового отряда Кузьменко Сергеем Владимировичем, который многое рассказал нам о военном прошлом нашего края.

Затем мы выбрали главного редактора, который должен заниматься вопросами взаимодействия и организации нашей деятельности. Я передаю слово Захаровой Полине.

Главный редактор. Мы решили, что газета будет состоять из боевых листков, объединенных одной темой «Калужский край в годы Великой отечечственной войны. Боевая летопись Калужского края». Формат боевого листа - половина ватмана.

На втором этапе мы провели мозговой штурм и из десяти предложенных рубрик выбрали шесть. Далее мы распределились на группы – редакционные коллегии, согласно выбранным рубрикам. Перед каждой группой были поставлены задачи.

Давайте вспомним, какие?

1. Определить рабочее название рубрики газеты.

2. Распределить между собой обязанности:

а) выпускающий редактор - отвечает за общую работу всех членов редакциооной коллегии,

б) журналист - занимается поиском и отбором материала,

в) фотокорреспондент занимается подбором фотографий военных лет,

г) верстальщик – оформляет конечный вариант работы.

3. Составить список малой редакционной коллегии.

4. Подобрать материал, совместно обсудить, какая информация пойдет в номер и каким образом он будет оформлен.

5. Оформить боевой листок.

6. Представить результат, в соответствии с планом:

1. Рабочее название рубрики.

2. Содержание информационного материала.

3. Актуальность представленной информации.

4. Состав редакционной коллегии.

Главный редактор. Спасибо. В ходе подготовки выпуска газеты, мы поняли, что она может быть издана в двух вариантах – бумажной и электронной, так как мы ограничены определенным форматом, а материала хочется разместить много. Для помощи в оформлении электронной версии газеты мы пригласили вожатого нашего класса Александра.

Александр. Ребята, во время презентации бумажной версии боевого листка, один из вас может подойти ко мне и передать с электронного носителя подготовленный вами маитериал. Далее я оформлю окончательный вариант электронной газеты и размещу его на сайте нашей школы.

Главный редактор. Сегодня у нас третий этап. Мы работаем над проектом газеты. В ходе работы мы должны обсудить результат, внести предложения и принять окончательное решение. Следует помнить, что газета должна быть размещена на доске 21 декабря.

Приступим к созданию проекта газеты. Я приглашаю первую группу «Хроника боевых событий».

















Выпускающий редактор рубрики «Хроника». Мы знаем, что на во время войны вести с фронта передавались по радио. Их читал Левитан. И все люди слушали их с замиранием сердца. На протяжении осени-зимы 1941 года основными вестями с фронта были и сводки боев на Калужской земле. В своем боевом листке мы решили разместить хронику событий Великой Отечественной войны на территории Калужского края. Многие ученики нашей школы знают, когда фашисты вошли в наш город и когда была освобождена Калуга. Но этого недостаточно. Мы решили на страницах нашего боевого листка рассказать о том, как день за днем приближала Победу и наша Калужская земля.

Журналист. Здесь ребята найдут сведения о том, когда первая партия калужан-добровольцев отправилась на фронт, когда немецкая авиация начала систематические бомбардировки Калуги, когда из Калуги были эвакуированы все военные госпитали с ранеными и начались бои на подступах к городу.

Журналист. Наша информация позволяет возможность каждому ученику нашей школы узнать о том, какие партизанские отряды действовали на территории нашего края, когда были захвачены и освобождены районные города, села и деревни Калужской земли.

Фотокорреспондент: Для нашей газеты мы подобрали несколько фотографий, которые иллюстрируют события осени-зимы 1941 года в городе Калуге. Эти фотографии дают представление о том, как пострадал наш город во время наступления фашистов и как много пришлось восстанавливать калужанам после освобождения. Представляет особенный интерес то, что места, которые мы видим на фотографиях, знакомы каждому жителю Калуги.

Фотокорреспондент: На фото мы можем увидеть, например, кинотеатр «Центральный», который фашисты превратили в тюрьму и место для пыток, разрушенный фашистами городской театр, на месте которого сейчас раскинулся сквер Мира, на месте сквера имени Ленина у гостинных рядов фашисты устроили немецкое кладбище. После освобождения останки были перенесены.

Верстальщик: Мы подготовили хронику военных событий за все пять лет войны, но так, как мы ограничены форматом газеты, размещаем в ней только события 1941 года. А полную версию представляем на страницах электронной газеты.

Главный редактор. Благодарим за работу. У сотрудников редакционной коллегии есть вопросы? Классный руководитель: У меня есть вопрос. Мои бабушки и дедушки жили на Козельской земле. Могу ли я узнать, когда был оккупирована и освобожден Козельск. Журналист. Согласно материалам хроники, Козельск был оккупирован 8 октября, а освобожден 28 декабря. Даты почти совпадают с калужскими. Главный редактор. Принимаем работу? Приглашаю вторую группу.

Выпускающий редактор рубрики «Война глазами детей». На одном из классных часов Владислава Анатольевна рассказала нам, что больше десяти лет назад в Калуге был издан сборник сочинений калужских школьников военного времени. Он был подготовлен сотрудниками Государственного архива Калужской области. В своих сочинениях дети разных возрастов – от третьего до десятого класса - воспоминали о периоде немецко-фашисткой оккупации Калуги. Мы сами услышали об этом сборнике впервые и подумали, что будет хорошо, если мы посвятим свою рубрику детским сочинениям. На наш взгляд, это очень важная информация – ведь дети описывали то, что видели, то, что чувствовали, то, как проживали они страшные дни оккупации. Читая сочинения, каждый сможет понять, в какое счастливое время мы живем, скольких лишений и бед не знаем. И будет понимать, что мир этот очень хрупок, всем нам нужно ценить и беречь его.

Журналист. Все сочинения детей и подростков очень интересны. Наше внимание привлекло, например, сочинение......

Журналист. А я хочу зачитать строчки из сочинения ......

Верстальщик: К сожалению, сам сборник нам не удалось отыскать, поэтому мы пользовались электронной версией, которую удалось в интернете. Мы не могли остаться в стороне от очень тревожащей душу обложки этого сборника и поместили его на своей страничке вместе с выдержками из сочинений. Полная версия сборника будет также размещена на сайте школы.

Главный редактор. Благодарим за работу. У сотрудников редакционной коллегии есть вопросы?

Классный руководитель. Десять лет назад, когда этот сборник еще не затерялся, мы провели с ребятами, которые уже окончили школу, классный час только по страницам этого сборника. На глазах у многих стояли слезы. Я очень остро помню это состояние моих ребят - чувство сопереживания и сострадания. И на ваших лицах сегодня я увидела эти же чувства. Спасибо вам за работу души и сердца.

Главный редактор. Приглашаю следующую группу.











Выпускающий редактор рубрики «Я – калужанин». Проходя по улицам нашего города, мы редко задумываемся над тем, в честь кого они названы. Война оставила свой след в названиях наших улиц и в памятников. Мы хотим, чтобы у каждого ученика нашей школы была возможность узнать не только узнать об этих улицах и памятных местах, но и о том, где они находятся.

Верстальщик: Для наглядности мы решили разместить на страницах газеты карту, на которой красными кружками отметили местонахождение улиц, а также краткую информацию о человеке, в честь которого они названы. Зеленые кружки показывают местонахождение памятных места, посвященных войне. К ним также прилагается краткое описание событий военного времени.

Журналист. Все знают улицу Жукова и площадь Победы, но немногие знают, что в Калуге более десяти улиц, названных именами героев Великой Отечественной войны: это улицы генерала Попова, Болдина, Беляева, Пухова, Гурьянова, Глаголева и Александра Матросова. Одна из улиц – имени Георгия Зимина - Маршал авиации и Героя Советского Союза, который до войны работал мастерских Калуги находится в пределах нашего микрорайона – за бульваром Байконур.

Журналист. Возвращаясь из центра города домой, мы проезжаем пушки на улице Московской – это мемориальный комплекс «Воинской славы и русскому оружию»  и танк около бассейна «Дельфин», поставленный в честь освобождения. Но нам надо знать, что памятных мест в нашей Калуге немало. Например, в Сквере военных медработников на углу улиц Кирова и Герцена в Калуге в 1975 году был установлен памятник военным медицинским работникам, которые погибли в Великой Отечественной войне. А совсем недавно на алее по улице Кирова, ведущей к площади Победы была установлена скульптура ветерана. Прототип - Петр Федорович Филиппенков, житель Кондрово, который в войну был танкистом.

Выпускающий редактор. Мало кто знает, что в нашем городе более 25 мемориальных досок, посвященным военному времени. Мы думаем продолжить свою работу в этом направлении и познакомить одноклассников с этой информацией. И информацию с цветными фотографиями тоже размещаем в электронной версии газеты.

Классный руководитель: Спасибо вам за предложение и инициативу. Оно тоже может стать мини-КТД. 25 мемориальных досок – по одной на каждого. И три человека займутся презентацией. Какой замечательный классный час получится. Сделаем?

Главный редактор. Благодарим за работу. У сотрудников редакционной коллегии есть вопросы? Принимаем работу? Приглашаю следующую группу.





Выпускающий редактор рубрики «Война в истории моей семьи». В прошлом учебном году наш класс участвовал в социальном проекте под названием «Война в истории моей семьи». Мы выпускали газету под таким названием и издали сборник, который хранится теперь в архиве класса. Это была очень важная для всех нас работа, так как мы сообща с родителями собирали бесценную информацию о членах семьи, защищавших нашу Родину в годы войны. Об этом нельзя забывать. Мы подумали, что было бы здорово на страницах нашей газеты объявить акцию «Бессмертный полк» с обращением к классным коллективам нашей шролы провести такую же работу в своих классах. И решили разместить в своем боевом листке результаты своих работ.

Журналист. В моей семье бережно хранится и передается из поколения в поколение история моего прадедушки.

Журналист. Среди членов моей семьи есть участник Великой отечественной войны, который написал книгу о войне. Я предложила членам своей редколлегии разместить на страницах газеты анонс этой книги.

Журналист. И еще об одной книге я хочу рассказать.

Журналист. Мне хочется рассказать о моей прабабушке.

Верстальщик. Последние несколько лет вся наша страна по-особенному отмечает День Победы. Тысячи людей встают в особый строй, чтобы пронести по главным улицам российских городов фотографии своих близких, прошедших дорогами войны. Это те, кто навечно записан в Бессмертный полк. В этом шествии принимают участие и ученики нашего класса.

Мы решили со страниц своего боевого листка обратиться к классным руководителям и классным коллективам поддержать акцию «Бессмертный полк», собрать сведения о своих близких, прошедших войну, и результаты работы представить на классных часах, например, посвященных празднованию 23 февраля - Дня Красной Армии и Военно-морского флота. А, может, кто-нибудь после этого тоже встанет в строй «Бессметного полка» в день Победы.

Главный редактор. Благодарим за работу. У сотрудников редакционной коллегии есть вопросы? Классный руководитель: Ребята, это просто замечательно, что вы со страниц своей газеты объявляете такую акцию. Кто принимал участие в этой акции? Спасибо вам! Во мне это вызывает глубокое чувство гордости и благодарности. Вы сами изготавливали транспаранты или заказывали их? Как это важно сделать своевременно! Сужу по себе. Всякий раз мы вспоминаем в моей семье о том, что надо особым образом оформить фотографии воевавших членов нашей семьи только накануне самого праздника. И мы никогда не успеваем это сделать и испытываем глубокое чувство вины, когда видим, сколько людей встают в строй «Бессмертного полка» и шагают плечом к плечу в этом мощном строю доблести и памяти. Уверена, что многие школьники испытывают в День Победы такие же чувства. И, может, приняв участие в вашей акции, они смогут соевременно подготовиться и встать в строй «Бессмертного полка»

Главный редактор: Приглашаю следующую группу.

Выпускающий редактор рубрики «Внимание! Викторина!» и «Внимание! Поиск!» Вы помните, что после проведения классных часов, посвященных бокевой летописи Калужского края, каждый из нас должен был подготовить вопрос по изученному материалу. Мы решили этим воспользоваться, взяли у Владиславы Анатольевны вопросы и подготовили викторину, состоящую из 16 вопросов. В ней могут принять участие все ученики нашей школы.

Классный руководитель: Да, ребята. Члены редакционной коллегии подготовили ответы на вопросы, которые я раздам учителям истории и попрошу их оценить участие учеников в викторине отличной отметкой по предмету. Помните, что это относится и к вам.

Журналист. Для того, чтобы привлечь как можно больше ребят, мы предложили две версии участия: вопросы викторины напечатаные на бланках, которые мы разместим в кармане уголка нашего класса и их же, но уже в сопровождении подобранного фотоматериала, ребята могут найти на сайте школы.

Журналист. Ребята, попробуйте сами ответить на вопросы: Почему в сводках событий с фронта летом и осенью 1941 года не упоминается Калужская область? Каким образом мирное население Калуги помогало фронту в самом начале войны? Когда началась бомбардировка Калуги? Что и почему фашисты бомбили в первую очередь?

Журналист. Недавно в нашей школе произошло событие, которое для многих учеников стало очень важным у нас появился человек, который руководит самым настоящим поисковым отрядом. Его зовут Кузьменко Сергей Владимирович. Сейчас он производит набор старшеклассников в свой поисковый отряд. А с теми, кто уже записался, уже ведет увлекательные занятия. Мы решили ему помочь в формировании отряда и после встречи записали интервью. В нем он сформулировал вопросы, ответить на которые можно только посещая занятия военно-патриотического объединения «Патриот. На страницах газеты, помимо вопросов викторины, мы решили разместить объявление о наборе в поисковый отряд, а также информацию о том, чем занимаются поисковики и куда обращаться для записи.

Классный руководитель: Я очень благодарна Сергею Владимировичу за его рассказ о том, как подростки – ваши ровесники помогали взрослым бороться с фашистами в период оккупации, о том, какие жестокие бои шли на территории нашего края и сколько еще незахороненных безымянных солдат лежат в нашей калужской земле! И еще за то, что будущей осенью он обещал весь наш класс взять с собой на три экскурсии по боевым местам Калужской области. Поедем?

И очень благодарна вам, за то, что выразили желание помочь ему набрать в поисковый отряд ребят, которые учатся в нашей школе.

Главный редактор. Таким образом, основная часть проекта нашей газеты закончена. Внизу каждого боевого листка размещена информация о составе редакционной коллегии. В изготовлении газеты принял участие весь классный коллектив. Молодцы, ребята!

Классный руководитель. Несомненно, молодцы! Вот вы и взяли еще одну высоту. И я вижу, как много вам пришлось работать для этого! Взгляните на нашу газету – у нас есть тема, рубрики, состав редакционной коллеги, но вам не кажется, что чего – то не хватает? Конечно, названия самой газеты! Я предлагаю вам осуществить мозговой штурм и предложить названия, которые запишет наш главный редактор.

(Предложенные варианты озвучивается. Выбирается один путем голосования).

Я бы еще хотела вам предложить подобрать эпиграф к газете. Подумайте и решите, каким он может быть. (предлагают эпиграф). Кто помнит, откуда эти слова? Принимаем? Я прошу главного редактора организовать в понедельник оформление названия и эпиграф. А затем мы разместим газету на стенде.

Ребята, наше коллективно-трудовое дело подходит к концу. Завершающий этап предполагает проведение рефлексии. Напомните мне, что это такое? Каждый из вас получил задание написать сочинение – рассуждение о вашем участии в КТД.

Как вы оцениваете свою сегодняшнюю работу? Считаете ли вы ее важной? Почему?

Я благодарю вас за ваш труд и за то, что вы чтите память о героических страницах прошлого нашего края. У нас есть замечательная традиция – мы поем. Я прошу свой поющий отряд «Альтаир» завершить наш классный час песней, которая так и называется «От героев былых времен».

Поблагодарите гостей за внимание к нам.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!