СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выпускная квалификационная работа

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе предложены уровневые учебные задания для обучающихся 3 класса по разделу "Морфология" по темам "Имя существительное" "Имя прилагательное". Задания составлены на основе таксономии Б. Блума. Разработка будет полезна как студентам педагогических специальностей, так и педагогам начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Выпускная квалификационная работа»

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
  1. Имя существительное как часть речи

(Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, русский язык 3 класс 2 часть, § 17)



1. Дополни определение.

Имя существительное – это ____________ часть речи, которая обозначает _____________ и отвечает на вопросы кто? _________.

2. Среди предложенных слов найди имена существительные и подчеркни их.

Бегать, стол, красивый, альбом, сгущенка, плавать, оранжевый, сапог, ягода, небо, холодный, коричневый, яблоня, солнечный, ходить, огород, школа.

3. Посмотри внимательно, кто и что окружает тебя в классе. Назови как можно больше имен существительных, которые обозначают людей, вещи, школьные предметы, виды работ и занятий, настроение людей.

Продолжи запись:

- девочки, сосед,…

- стол, доска,…

- математика,…

- задача,…

- радость,…


1.Прочитай. Слова какой части речи здесь перечислены? Как ты это определил?

Совесть, ученик, подружка, рюкзак, гроза, болезнь, доброта, ум, поэт, тетрадь, землетрясение, Бобик, радость, путешественник, Барсик, объявление, печаль.

Спиши слова группами так:

..., ..., ... – люди.

..., ..., ... – животные.

..., ..., ... – предметы, вещи.

..., ..., ... – качества человека.

..., ..., ... – явления природы.

..., ..., ... – состояния человека.


2.Прочитай пролог к сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок». Найди и прочитай имена существительные. Как ты думаешь, почему в 12 коротких строчках целых 18 существительных?

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Не на небе – на земле

Жил старик в одном селе.

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак…

Братья сеяли пшеницу

Да возили в град-столицу:

Знать столица та была

Недалече от села.


3.Образуй имена существительные от глаголов.

- Бежать -

- Ходить -

- Бороться -

- Прыгать -

- Любить -

- Веселиться -


1.Прочитай начало двух текстов. Продолжи и закончи один из текстов. Постарайся использовать только имена существительные, предлоги и союзы.

Ночь.

Тишина. Свет луны. Мерцание звёзд в черноте неба. ...

Утро.

Звонок будильника. Утро за окном. Голос мамы и ворчание чайника на кухне. ...

2.В каждой строке найди четвертое лишнее. Составь с каждым выбранным словом по предложению. *Если затрудняешься – определи часть речи.

- Печка, печник, печь, печной.

- Подоконник, окно, оконный, окошко.

- Зимний, зимушка, зима, зимовье.

- Подсказка, сказка, сказать, сказочник.


1.Прочитай слова, вставь пропущенные буквы. Подчеркни только имена существительные.

Ч...йник, з…б…жал, кр...чать, к…ртина, ..итя, кр...сивый, н...ра, д…ж…ливый, скуч…ю, к...рзина, с..скучилась, пр...гулка, мя…кий.

1.Составь синквейн на тему «Существительное». *Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти нерифмованных строк. Если затрудняешься – рассмотри предложенный ниже пример синквейна.

1 строка – название синквейна;

2 строка - два прилагательных;

3 строка - три глагола;

4 строка – фраза на тему синквейна;

5строка – существительное.

Школа.

Любимая, интересная.

Учиться, узнавать, тренироваться.

Мне нравится наша школа.

Знания.


2.Составь кластер по теме «Имя существительное». * Кластер - это изображение, которое способствует систематизации и обобщению учебного материала.






2. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

(Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, русский язык 3 класс 2 часть, § 18)

1.Продолжи определения. Приведи пример к каждому из определений.

Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос _________. Например, _____________________

Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос___________.

Например, _____________________

2.Среди предложенных слов найди одушевленные имена существительные и неодушевленные имена существительные и подчеркни их: одушевленные И.С. – синим карандашом, неодушевленные И.С. – зеленым карандашом.

Человек, страна, кошка, камень, собака, автобус, попугай, человек, солнце, домик.

3.Продолжи запись и составь тематические группы имён существительных. По каким признакам можно разделить предложенные группы? Сколько групп у тебя получилось с одушевленными именами существительными, а сколько с неодушевленными?

Названия деревьев: берёза, пальма, ...

Названия животных: лев, заяц,…

Названия цветов: колокольчик, гвоздика, ...

Названия машин: троллейбус, грузовик, ...


1.Преврати неодушевлённые имена существительные в одушевлённые, используя суффиксы. Выдели суффикс. Например, груз – грузчик.

Аптека, Москва, библиотека, цирк, гора, гардероб, разведка, журнал, автомобиль.

2.Найди в учебнике ”Литературное чтение“ стихотворение, которое тебе нравится, или рассказ и выпиши оттуда пять имён существительных одушевлённых и пять неодушевлённых.

3.Прочитай текст. Подчеркни имена существительные, укажи, какие они – одушевлённые или неодушевлённые. Обозначь орфограммы в словах и между словами.

Есть у всех животных

В Африке жильё.

Разное, конечно.

Каждому – своё.

У кого – домищи,

У кого – домишки,

Нету дома только

У одной мартышки!


1.Найди в предложении имена существительные. Подпиши над ними: 1 - если это существительное одушевлённое, 2 – если, это существительное неодушевлённое.

Волк пошёл на реку, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать: «Ловись, рыбка, и мала и велика!»

2.Реши ребусы. Запиши полученные ответы в предложенные строки и определи, какие это имена существительные: одушевленные или неодушевленные. (Приложение «Правила решения ребусов»).

_____________________________

___________________________



1.Среди предложенных слов исключи лишнее. Как можно назвать группу слов? Дополни ее.

Линейка, берёза, гусеница, стакан, дождь. ____________________________

2. Прочитай утверждение, определи, верное оно или нет. Если утверждение верное - поставь рядом «+», если неверное «-».

□Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.

□Названия игрушек и механизмов, похожих на живых существ, являются неодушевлёнными именами существительными.

□Одушевлённые имена существительные обозначают названия живых существ.

□Неодушевлённые имена существительные обозначают названия явлений и предметов неживой природы и большинство предметов, сделанных руками человека.

□Названия растений – это одушевлённые имена существительные.


1.Сочини лингвистическую сказку по предложенному алгоритму. *Лингвистическая сказка - занимательный короткий рассказ, в котором герои олицетворяют определённые языковедческие понятия, а её сюжет объясняет суть явлений языка, его правила и законы. (Приложение «Пример лингвистической сказки»).

Алгоритм:

-Определить, на кого рассчитана сказка, и в какой ситуации будет рассказана.

-Выбрать лингвистический материал, сведения о лингвистическом понятии, дополнительный материал.

-Подумать, какие герои будут действовать.

-Продумать композицию, опираясь на традиционную структуру сказки, ---- Продумать сюжет.

-Составить план.

-Записать сказку. По желанию сделать иллюстрацию.

-Выделить в своей сказке одушевленные имена существительные синим карандашом, неодушевленные имена существительные – зеленым карандашом.

-Проверить, нет ли логических или фактических ошибок.

-Отредактировать текст, не забывая о том, что это сказка.



3. Род имён существительных

(Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, русский язык 3 класс 2 часть, § 19)



1. Прочитай утверждения. Если утверждение верное - поставь рядом «+», если неверное «-».

Существительные бывают:

□бывают только мужского и женского рода.

□бывают мужского, женского и среднего рода.

□бывают только среднего и мужского рода.

□бывают только среднего рода.

□бывают только женского и среднего рода.

2.Прочитай слова. Это одушевлённые или неодушевлённые имена существительные? Определи с помощью слов-помощников он, она, какие из них мужского рода, а какие – женского. Запиши слова в два столбика.

Колокольчик, польза, рассвет, алфавит, язык, суббота, коллекция, живопись.

ИС мужского рода

ИС женского рода















1.Определи род имен существительных.

Помощь (…), чиж (…), борщ (…), речь (…), гараж (…), море (…), мяч (…), погода (…),растение (…), пристань (…).

2.Определи, верно ли имена существительные мужского и женского рода распределены по столбикам. Исправь ошибки, если они есть. Запиши вывод.

Вывод: _______________________________________________________


1.Найди имена существительные, определи у них род (подпиши сверху).


Ходить, парта, доска, зеленый, учебник, поливать, бегать, красивый.

2.Подбери и запиши по пять существительных мужского, женского и среднего рода.

ИС мужского рода:______________________________________________________________ИС женского рода:______________________________________________________________

ИС среднего рода:______________________________________________________________

3.Прочитай имена существительные, определи, верно ли определен род или нет. Исправь ошибки. Через «/» запиши верный ответ.

Яблоко – средний род./

Прорубь – мужской род./

Зелень – женский род./

Пень – средний род./

Опушка – женский род./

Засуха – средний род./

Окно – средний род./

Табуретка – мужской род./


1.Прочитай слова. Исключи лишнее из каждой группы слов. Дай название каждой группе и запиши его. Все ли слова в группах одного рода?

- Тополь, тюльпан, мандарин, ягода, стол, носок, зверь.

- Машина, лошадь, швабра, тюлень, прорубь, звезда, посуда.

- Окно, девочка, яблоко, дерево, солнце, слово, время, поло.

2. Запиши названия цветов в единственном числе, определи их род.

Розы, ромашки, крокусы, ландыши, васильки, незабудки, лютики, кувшинки, лилии, фиалки, подснежники, орхидеи, тюльпаны.

Допиши по 2-3 имени существительных того рода, который не встретился среди записанных слов.


1.Составь и запиши рассказ по картинке. Придумай животным клички. При написании рассказа обрати внимание на род имен существительных.


2.Составь кластер на тему «Род имен существительных», используя данный материал.








4. Число имён существительных

(Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, русский язык 3 класс 2 часть, § 20)



1.Продолжите определение.

Имена существительные изменяются по ___________________и имеют форму________________и ____________________числа.

2.Ответь на вопросы.

-В каком числе употребляются имена существительные для обозначения одного предмета? ______________________________________

-В каком числе употребляются имена существительные для обозначения нескольких предметов? __________________________________

3.Прочитай имена существительные. Выпиши в один столбик имена существительные в форме единственного числа, в другой столбик – множественного числа. Выдели окончания в словах.

Сёла, весна, дёсны, стулья, ульи, вёсны, улей, село, десна.

ИС ед. ч.

ИС

н. ч.













1.Подбери и запиши в два столбика 10 слов: пять имён существительных в единственном числе и пять во множественном. Укажи, какие существительные одушевлённые, а какие – неодушевлённые. Выдели окончания.

Образец записи:

мн.ч.

ед.ч.






















2.Образуй от данных имён существительных форму множественного числа. Выдели окончания.

Перо –

Полено-

Клок –

Сук –

Друг-

Колос-

Звено-

Крыло-

Прут-

Брат-

Сын-


1.Среди данных рядов слов выбери тот, в котором все слова употребляются только в единственном числе.

1) Медведь, соль, чистота, шоссе

2) Молоко, тетрадь, телефон, окно

3) Белизна, школа, опилки, санки.

4) Сметана, лень, творог, дружба

2.Напиши имена существительные единственного числа во множественном, а множественного числа – в единственном числе. Какие слова остались? Почему?

платье –

просьба –

касса –

старик –

обувь -

знания –

корреспонденты –

шофёры –

пальто-

шум -

аллеи –

золото -




1.Прочитай группы слов и исключи лишнее.

- муравьи, таракан, мухи, звери, бабочки, пчелы.

- жители, батон, гайка, колесо, звезда, корабль.

2.Используя данные имена существительные в различных числах, составь пять предложений на тему «За ягодами». Укажи число имён существительных.

Полянка, земляника, трава, ягоды, кусты, дети, тишина, опушка леса.


1. Прочитай утверждение, определи, верное оно или нет. Если утверждение верное - поставь рядом «+», если неверное «-».

□Не все имена существительные изменяются по числам.

□При изменении числа имени существительного его окончание не изменяется.

□Все имена существительные могут изменяться по числам.

□Большинство имён существительных изменяются по числам.

□Бывают слова, которые употребляются только в единственном числе или только во множественном числе.

2.Сочини сказку на тему « Число имен существительных». (Приложение «План сказки»).






5. Словообразование имён существительных

(Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, русский язык 3 класс 2 часть, § 21)



1.С помощью каких суффиксов от основ имен существительных образуются имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением?


2.С помощью каких суффиксов от основ имён существительных образуются существительные, которые называют животных и их детёнышей?


3.С помощью какого суффикса от основ глаголов образуются имена существительные, которые называют человека по роду его действий или занятий?


1.Образуй от данных имён существительных другие существительные – с уменьшительно-ласкательным значением. Запиши, выдели суффиксы.

Рука, руки, глаз, глаза, шаг.

2.Образуй от основ данных существительных с помощью суффиксов -их-, -иц-, -онок-, -ёнок-, -ат-, -ят- существительные, которые называют животных и их детёнышей.

Верблюд, осёл, лось, ёж, медведь, волк, лиса, белка, кошка, поросёнок, пингвинята, утята, индюшата, оленята.

3.Какие слова надо написать вместо точек? Запиши эти слова, выдели суффикс, с помощью которого они образованы. Что общего у всех этих слов?

-Водит машину (кто?) водитель.

-Книги пишет (кто?) ...

-Учит детей (кто?) ...

-Воспитывает детей (кто?) ...

-Изобретает (кто?) ...

-Сказки сказывает (кто?) ...

-Строит дома (кто?) ...


1.Образуй существительные с уменьшительно-ласкательным значением с помощью суффикса -чик-.

Батон-

Бутон-

Кувшин-

Апельсин-

Мандарин-

Помидор-

Лимон-

Барабан-

Блин-

Суп-

2.Спиши. Понаблюдай, как образуются имена существительные, которые называют животных и их детёнышей. Выдели суффиксы.

Ёж – ежиха – ежонок – ежата;

волк – ...

олень – ...

медведь – ...

3.Ответь на вопрос и запиши слова-ответы.

Как называется человек, который любит мечтать-

Как называется человек, который где либо живет (в городе/селе) -

Как называется человек, который что-либо отправляет (письмо, посылку)-

Как называется человек, который что-либо получает (посылку) -


1.Прочитай имена существительные. В каждой группе исключи лишнее.

-столик, замочек, ветерок, пенёк, веточка, воспитатель.

-строитель, учитель, писатель, руководитель, водитель, зайчик.

- лисёнок, ослёнок, утята, верблюжонок, котёнок, ручка.

2.Используя суффиксы, придумай слова с уменьшительно-ласкательным значением, составь с данными словами пять предложений.

-оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-, -чик-

______________________________________________________________


1.Составь памятку на тему «Словообразование имен существительных». (см. §21, с.42)



ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ 1. Имя прилагательное как часть речи

(Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, русский язык 3 класс 2 часть, § 23)

1.Дополни определение.

Имя прилагательное – это ________ часть речи, которая обозначает _________ предмета и отвечает на вопросы какой? _______ какое? _________

2. Прочитай утверждение, определи, верное оно или нет. Если утверждение верное - поставь рядом «+», если неверное «-».

Имена прилагательные:

□связаны с именами существительными, изменяются по родам и числам.

□связаны с именами существительными, не изменяются по родам и числам.


1.Прочитай. Составь и запиши сочетания слов прилагательное + существительное.

трудолюбивый

актриса

праздничный

чел

век

известная

шары

воздушные

соловьи

голосистые

почерк

аккуратный

костюм


2.Образуй имена прилагательные от имен существительных. Запиши их.

Солома, голубь, дерево, платье, клюква, истина, изумруд, море, цена, олово.

______________________________________________________________

3.Подбери и запиши как можно больше имён прилагательных, которые называют, какие это предметы по размеру, по форме, по цвету, по запаху, по вкусу. Составь загадку к одному их предметов.

Например, (Зелёненький, полосатенький. В середине сладенький).

Образец записи: апельсин – большой, маленький, огромный, круглый, продолговатый, оранжевый, пахучий, сладкий, кислый.

Яблоко, незабудка, печенье, смородина.

___________________________________________


1.Спиши. Вставь подходящие по смыслу прилагательные. Как определить, в каком роде и числе нужно употребить имена прилагательные?

Завыла, закружилась (какая?) вьюга.

Закачались, зашумели (какими?) ветвями (какие?) ели и сосны.

Попрятались (какие?) обитатели в (какие?) норы, в (какие?) дупла, зарылись в (какие?) сугробы.

2.Прочитай. Выпиши и разбери имена прилагательные как часть речи. (Приложение (««План разбора имени прилагательного как части речи»)

Кто это?

Папа важный, краснолапый,

Мама беленькая вся,

Детки жёлтые у папы, –

Чья ж гуляет тут семья?

(С. Городецкий)



1.Подбери и запиши в один столбик имена прилагательные, которые называют хорошие качества человека, а в другой – плохие, отрицательные.

душевный

неряшливый

аккуратный

грубый









1.Составь синквейн на тему «Прилагательное». *Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти нерифмованных строк. Если затрудняешься – рассмотри предложенный ниже пример синквейна.

1 строка – название синквейна;

2 строка - два прилагательных;

3 строка – три глагола;

4 строка – фраза на тему синквейна;

5строка – существительное.

Школа.

Любимая, интересная.

Учиться, узнавать, тренироваться.

Мне нравится наша школа.

Знания.





2. Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных

(Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, русский язык 3 класс 2 часть, § 24)



1.Дополни определение.

Гласные звуки в окончаниях имён прилагательных могут быть и _____________, и ______________. Буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных – это ________________________.

1.Прочитай. Почему одно и то же яблоко показалось котёнку кислым, а червячку – сладким? Вставь пропущенные буквы, обозначь орфограммы в словах и между словами. Сколько здесь разных орфограмм? Подбери проверочные слова и запиши их.

У пр_хожих на в_ду

В_село ябл_ко в с_ду.

А к_тёнку всё р_вно:

Кисл_ – зачем оно?

– Что вы! –

Шепчет ч_рв_чок, –

Сла_к_ у него б_чок!

(Г. Сапгир)



1.Прочитай стихотворение Олега Григорьева. Оно построено на антонимах. Подчеркни антонимы. Какие это части речи?

Вдоль реки бежал Аким –

Был Аким совсем сухим.

Побежал он поперёк –

Весь до ниточки промок.

1.Прочиатй пословицы. Вставь слова-антонимы в пропущенные места. Объясни смысл каждой пословицы.

1) В умной беседе ума наберёшься, а в _________________– свой потеряешь.


2) Трус умирает сто раз, ____________________живёт вечно.


3) Ученье – свет, а неученье – ______________


4) Лучше горькая правда, чем _________________ложь.

2.Прочитай предложения, вставь пропущенные окончания имён прилагательных. Выдели их.

1. На строительство дачн... домика привезли доски.

2. Зимой в лесу можно повстречать голодн... и зл... серо... волка.

3. Вокруг древн... рыцарск... замка был выкопан глубокий ров.

4. В зоопарке мы видели толст... неуклюж... носорога.

5. Ведро воды вытащили из глубок... колодца.

6. На крышке старинн... сундука висел замок.


1.Сочини сказку на тему «Окончания имен прилагательных», нарисуй иллюстрацию к сказке.



3. Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных



1.Допиши недостающие пункты алгоритма разбора имен прилагательных по составу.

1.

2.У изменяемого слова найди окончание (измени слово, чтобы верно найти окончание; не забывай, что у неизменяемых слов нет окончания).

3.

4.Выдели корень (для этого подбери однокоренные слова);

5.

6.Выдели суффикс.



1.Разбери слова по составу.

Коричневый, веселый, хромой.

1.Составь предложения с данными сочетаниями слов так, чтобы получился текст. Озаглавь и запиши текст. Разбери три прилагательных на свое усмотрение.

В берёзовом лесу, у старого пня, под жёлтыми листочками, на тонких длинных ножках, разноцветные головки, на крепких толстеньких ножках, с красными шляпками, в белую крапинку.

1.Продолжи запись. Напиши как можно больше имён прилагательных, с помощью которых можно описать внешность человека. Опиши своего соседа по парте.

-Глаза (какие?) большие, карие, …

-Волосы (какие?) длинные, светлые, ...

-Голос (какой?) тихий, мягкий, ...

-Походка (какая?) красивая, ...

-Костюм (какой?) аккуратный, …

2.Прочитай. Какие прилагательные помогли тебе представить картину, которая нарисована автором? Какие окончания нужно написать у имён прилагательных? Почему? Объясни. Вставь пропущенные буквы, обозначь орфограммы.

Стоял ясн___ весенн___вечер. Окна были открыты, и бел___занавески медленно раскачивались, словно здороваясь с маленьк___бледн___ звёздами. Эти звёзды только что появились на чист___ весенн___ небе.

(А. Линдгрен, перевод З. Лунгиной)


1.Разработай памятку на тему «Разбор слова по составу».

Рекомендации по разработке памятки:

- доступность изложенной информации;

-соблюдение правил орфографии и пунктуации;

- оригинальность;

- интересная форма памятки.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!