СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выпускная квалификационная работа на тему: Экологическое воспитание младших школьников во внеурочное время.

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выпускная квалификационная работа на тему: Экологическое воспитание младших школьников во внеурочное время. Оглавление Введение...................................................................................................................2 Глава I. Основные проблемы экологического воспитания младших школьников..............................................................................................................7 1.1. Сущность понятия «Экологическое воспитание» в современной научной литературе................................................................................................................7 1.2. Особенности экологического воспитания в начальной школе..................12 1.3. Общая характеристика внеурочной деятельности в работе классного руководителя..........................................................................................................17 Выводы по первой главе.......................................................................................21 Глава II. Описание результатов опытно-экспериментальной работы по экологическому воспитанию младших школьников в деятельности классного руководителя .........................................................................................................22 2.1. Диагностическая деятельность классного руководителя по изучению экологической воспитанности младших школьников.......................................22 2.2. Программа деятельности классного руководителя по экологическому воспитанию младших школьников......................................................................30 2.3. Описание результатов опытно-экспериментальной работы……………35 2.4. Методические рекомендации по экологическому воспитанию по младших школьников............................................................................................41 Выводы по второй главе.......................................................................................44 Заключение……………………………………………………………………….46 Список литературы................................................................................................49 Приложения...........................................................................................................53 ВВЕДЕНИЕ. История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы взаимодействия ее с человеком выросли в экологическую проблему. Если люди не научаться бережно относиться к природе они погубят себя. А для этого важно воспитывать экологическую культуру и ответственность. В «Экологической доктрине Российской Федерации» (2002 г.) особое внимание уделено экологическому воспитанию граждан. [2, с. 17]. Экологическое воспитание – одно из важнейших направлений развития детей младшего школьного возраста. При правильной организации педагогической работы оно способствует развитию познавательных процессов, формирует у детей ценностную картину мира, воспитывает экологическое сознание – бережное отношение к окружающему миру природы. [6, с 77]. И начинать экологическое воспитание необходимо с младшего школьного возраста, так как оно является одним из факторов экологической грамотности, определяющий сохранение жизни на нашей планете. Основная экологическая подготовка обучающихся должна быть, прочной по биологическим показателям. Знание законов живой и неживой природы и на основе этого понимание того, как необходимо жить, чтобы не нарушать гармонию природы. Федеральный государственный стандарт (ФГОС) ставит на первый план формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД), которые определяются как способности ребёнка к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного приобретения нового опыта. [с 17]. Проблема экологического воспитания и определение роли внеурочной деятельности в начальной школе достаточно полно разработана в теории и практике современной школы. Так, по мнению Захлебного, человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Методические основы формирования экологического воспитания школьников разработаны в трудах Б.Т. Лихачева. [с 21]. Изучение экологии в нашей стране является обязательный предметом во всех образовательных учреждениях. Экологическое воспитание направлено на то , чтобы полученные знания, осуществить на практике. Заложить творческий интерес к изучению природы, воспитывать нравственное и эстетическое отношение. Здесь важное значение приобретают экологическое образование и воспитание. Педагогическая деятельность в начальной школе развивается на уроках окружающего мира. Знания об окружающей среды, взаимосвязь человека с природой включались к содержанию учебных предметов. Однако уровень экологического воспитания в начальной школе остается недостаточно высоким. Сегодня остро встал вопрос об "экологической осведомленности" не только в рамках учебной программы, но и осознание экологического воспитания и обучения как процесса непрерывного, т.е. такого, которое может осуществляться и во внеурочное время. Как показывает практика, большинство педагогов, осознавая актуальность экологических проблем к сожалению недостаточно владеют технологиями экологического воспитания. Возникает противоречие между требованию к уровню экологического воспитания и недостаточной разработанностью технологий данного воспитания, что и побудило на выбор данной темы: «Экологическое воспитание младших школьников во внеурочное время». Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия экологического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. Объект исследования: процесс экологического воспитания. Предмет исследования: содержание условия экологического воспитания учащихся начальных классов во внеурочной деятельности. Актуальность данной темы помогла выдвинуть гипотезу: экологическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности будет результативно, если: - осуществлять взаимосвязь учебной и внеклассной работы по экологическому воспитанию учащихся; - использовать современные технологии воспитания младших школьников (проектная деятельность); - применить разнообразные форм организации экологического образования младших школьников (индивидуальные, групповые, массовые) - привлекать родителей в воспитанию у детей любви к природе. Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были определены следующие задачи: Задачи: 1) на основании анализа основных источников раскрыть сущность экологического воспитания младших школьников; 2) разработать и апробировать программу по экологическому воспитанию младших школьников; 3) охарактеризовать педагогические условия повышения результата экологического воспитания ученика начальной школы во внеурочной деятельности. 4) предложить методические рекомендации для учителей по организации экологического воспитания младших школьников во внеурочное время. Методы исследования: - анализ методической литературы по теме исследования; - тестирование; - анализ результатов деятельности учащихся; - наблюдение; - эксперимент; База исследования. Данное исследование проводилось в ГБОУ начальной школы № 611Курортного района Санкт-Петербурга. Исследование были охвачены учащиеся 3-х классов. Экспериментальное исследование проводилось в октябре 2013 по октябрь 2014 год. В нем принимали участие учащиеся два класса, всего 40 человека и 2 учителя начальных классов, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР. Структура и объём. Исследование состоит из 2 глав, после каждой главы имеются выводы, введения, заключения, списка литературы, приложений. Во введение обоснована актуальность выбранной темы, определены цели, задачи, предмет, объект исследования, задачи экспериментальной работы. В первой главе идёт речь об основных проблемах экологического воспитания, раскрывается сущность понятия «Экологичекое воспитание», особенности экологического воспитания в начальной школе, дана характеристика внеурочной деятельности в работе классного руководителя. Во второй главе отражается опытно-экспериментальная работа, включающаяся 3 этапа (констатирующий, формирующий, контрольный), предлагает рабочую программу «Экология», описывает результаты эксперимента и предлагает методические рекомендации по экологическому воспитанию. В заключении подведены итоги исследования. Глава I. Основные проблемы экологического воспитания младших школьников. Задачей первой главы является анализ литературы А.Н. Захлебного, Б.Т. Лихачева, Н.М. Мамедова, И.В. Шкарбан изучавших проблемы экологического воспитания, работы Т.А. Бобылевой, А.А. Плешакова рассматривающих особенности формирования у младших школьников любви и бережного отношения к природе, сущность понятия «Экологическое воспитание» по высказыванию Ивановой Т.С., характеристика внеурочной деятельности в работе классного руководителя в начальной школе. 1.1. Сущность понятия "Экологическое воспитание" в современной научной литературе. В настоящее время тема экология становится как никогда актуальной. Премьер Министр РФ Дмитрий Медведев (16.06.2010г) на заседании президиума Госсовета РФ подчеркнул важность решения экологических проблем и поручил Правительству принять развернутый комплекс мер по улучшению экологической обстановке в стране и совершенствованию экологической политики. [3, с. 38-40]. Экология, как наука, изучающая условия существования живых организмов, взаимоотношения между живыми организмами и средой их обитания (Т.А. Бабанова) [4, с. 16]. Данное понятие появилась еще в конце 19 века, однако долгое время она оставалась чисто биологической наукой, которая интересовала лишь учёных. И только в середине 20-го столетия экология приобрела широкую известность среди обычных людей. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования. В наши дни, когда мир находиться на грани экологической катастрофы и под угрозой, будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальнейших проблем современности [9, с 22]. Экологическое воспитание одно из новых направлений в педагогике, которое отличается от традиционно сложившегося «ознакомления детей с природой». Экологическое воспитание – «это формирование у детей эко логического сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активной природоохранительной деятельности, помогающего понимать окружающую действительность как среду обитания и как эстетическое совершенство и ориентирующего на бережное к ней отношение, позволяющего заранее предусматривать и предотвращать отрицательные последствия промышленного освоения природных богатств» [18, с 24]. Экологическое сознание - это знания и убеждения. Экологические представления формируются на уроках окружающего мира и внеурочной деятельности. Цель экологического воспитания – «формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания» высказывание А.А. Плешакова [7, 125]. Определяя сущность экологического воспитания, Иванова Т.С. [с.56] выделяет: во-первых : особенности этого процесса: 1) ступенчатый характер: а) формирование экологических представлений; б) развитие экологического сознания и чувств; в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности; г) выработка навыков и привычек поведения в природе; д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе; 2) длительность; 3) сложность; 4) скачкообразность; 5) активность; во-вторых : огромное значение психологического аспекта, который включает в себя: 1) развитие экологического сознания; 2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности; 3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек; 4) воспитание устойчивой воли; 5) формирование значимых целей экологической деятельности [8, 103]. Система экологического воспитания и призвана служить решению указанных выше проблем. Она выступает отдельным направлением педагогической теории и практики. Итак, экологическое воспитание - это систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у человека культуры, взаимодействия с природой. Этот термин понимается и как целенаправленный, организованный процесс формирования у школьников системы научных знаний, взглядов, убеждений, обеспечивающих формирование ответственного отношения к окружающей среде во всех видах деятельности учащихся. Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у учащихся экологической культуры.; Осознание себя частью природы, чувство ответственности за нее как за национальное богатство, основу жизни на Земле, привлечение воспитанников к активной экологической деятельности, нетерпимое отношение к тем, кто наносит вреда природе. Экологическое воспитание - это целенаправленное формирование у людей разного возраста экологического мышления, экологических, нравственных, правовых взглядов на природу и место в ней человека. Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Целью экологического воспитания является формирование личности, способной свободно ориентироваться в природоохранной ситуации, формирование экологического сознания и мышления. А предпосылкой для последних являются экологические знания. Следствием последних должен стать экологическое мировоззрение. Экологическое воспитание в начальной школе, предполагает глубокие знания об окружающей среде, экологический стиль мышления и ответственное отношение к природе, умение решать экологические проблемы, принимать непосредственное участие в природоохранной деятельности. Экологическое образование и экологическое воспитание - понятие, которые иногда путают. Некоторые думают, что чем больше человек знает о природе, тем лучше она будет защищена. Владение знаниями о предмете не всегда определяет отношение к нему. Школа должна позаботиться также о своевременном воспитания у детей готовности к экологической деятельности. Экологическое образование - это лишь достоянии человеком экологические знания. Гораздо важнее, на наш взгляд, является экологическое воспитание, которое представляет собой усвоение человеком отношения к природе и человечеству. В процессе экологического воспитания формируется определенная система экологических ценностей, которые будут определять бережливое отношение человека к природе, будут побуждать ее к решению проблемы глобального экологического кризиса. Оно во-первых, предусматривает не только передачу знаний, но и формирование убеждений, готовности личности, к конкретным действиям, во-вторых, включает у себя знание и умение осуществлять рядом с охраной природы также и рациональное природопользование. ГБОУ начальную школу № 611 СПб в жизни обучающихся можно считать как одну из ступеней овладение знаниями о природном и социальном окружении, именно в начальной школе осуществляется первое знакомство с общей целостной картиной мира, которая их окружает, воспитывает нравственное и эстетическое отношение. Целостная система экологического воспитания в начальной школе имеет особое значение, так как вопросы сохранения окружающей среды выходят в первичный план учебно-воспитательного процесса – без этого жизнь человека невозможна. На сегодняшний день стало понятно, что критическое состояние природной среды обусловлено ошибочным экологическим поведением людей. 1.2. Особенности экологического воспитания в начальной школе. В Постановлении Правительства Российской Федерации № 1208 «О мерах по улучшению экологического образования населения» от 3 ноября 2004 г., в котором экологическое воспитание школьников определяется как приоритетное направление работы начальной школы. В решении этой проблемы главное место отводится школе, прежде начальной. Ведь природная любознательность, искренний интерес к окружающему - характерные психологические особенности младших школьников, создают чрезвычайно благоприятные условия для экологического воспитания. В настоящее время работа над проблемами экологического воспитания продолжается. Ряд исследователей, отмечает, что нередко экологическое воспитание осуществляется не комплексно, а односторонне, без использования всех возможностей [9, с. 22]. В настоящее время необходимо говорить об экологическом воспитании, как социально необходимого нравственного качества личности. Проблема формирования экологического воспитания школьников достаточно полно разработана в теории и практике ГБОУ НОШ № 611 Спб. Структура сущности экологического воспитания делится на компоненты: первый - экологическое сознание и убеждение, второй - экологическое поведение, в данном исследовании рассмотрено только формирование экологического сознания. А экологическое поведение формируется с годами и не столько на уроке, сколько во внеклассной работе и внеурочной деятельности. Московский профессор Н.Ф. Виноградова в своей книге «Окружающий мир в начальной школе» считает, что «процесс ознакомления младшего школьника с окружающим миром происходит в тех же организационных формах, которые используются при обучении родному языку, математике и др.» [10, с. 24]. Ленинградские же экологи С.Д.Деребко и В.А.Ягвин считают необходимым «разрабатывать отдельный предмет «экология», который нужно вводить в содержание образования не эквивалентно биологическому, хотя они и находятся в тесной взаимосвязи.». Таким образом, проблема экологического образования вызывала интерес многих ученых, которые, несмотря на разницу в своих позициях, сходятся во мнении, что ребенок должен овладеть не только теоретическими, но и практическими знаниями. Целью же экологического образования является формирование экологической культуры в ребенке, что говорит о тесной связи образования и воспитания. Существуют различные точки зрения ученых на модели организации экологического образования: С.Д. Деребко и В.А. Ягвин предлагают разработать отдельный предмет «экология», Н.Ф.Виноградова считает необходимым включение экологической информации в традиционные школьные дисциплины. А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, Л.П. Симонова и др. считают, что целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества. Формирование экологической культуры, определяющей отношение к окружающей среде, надо рассматривать как сложный комплексный процесс, который во многом зависит от возрастных особенностей и возможностей учащихся. Первым возрастным этапом обучения является как мы уже говорили начальная школа. Конкретная цель экологического образования младших школьников может быть сформулирована следующим образом: становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, к здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения. Экологическая культура, формирующаяся в процессе экологического воспитания, как высказывал Л.Д. Бобылева, включает в себя следующие основные компоненты: - интерес к природе; - знания о природе и ее охране; - эстетические и нравственные чувства к природе; - позитивная деятельность в природе; - мотивы, определяющие поступки детей в природе [6, с. 77]. Все эти процессы формируются у младших школьников в первую очередь на уроках окружающего мира и внеурочной деятельности переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание. Компонентами процесса экологического воспитания являются (Таблица 1): Таблица № 1 Результаты Условия Методы, формы, средства Содержание экологического воспитания Цели, принципы, задачи экологического воспитания Цель: экологическая воспитанность Экологическое сознание, поведение формируется из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности. По мнению А.Н. Захлебного это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей. В экологическом воспитании и образовании младших школьников нельзя ограничиваться только обновлением его содержания. Экологическое воспитание надо осуществлять такими методами, которые позволяют детям усвоить знания о разнообраз­ных связях и зависимостях в природе, связях человека с природой и ре­зультатах его деятельности в ближайшем природном окружении. Необхо­димо так организовать учебный процесс, чтобы ребенок из постороннего наблюдателя превратился в участника всех природных процессов. Методические основы формирования экологической культуры школьников разработаны в трудах Т.А. Бабановой, А.Н. Захлебного, Б.Т. Лихачева и др., которые утверждали, что человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются. Особенности формирования у младших школьников любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах А.А. Плешакова, Л.П. Салеевой и др. Проблемы экологического воспитания разработаны в работах И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, Б.Т. Лихачева, Н.М. Мамедова и других. Этими авторами раскрываются цели, задачи, принципы, условия экологического воспитания. Цель, задачи и особенности экологического воспитания детей в семье на современном этапе заключается в формировании экологической культуры у детей общении детей с природой как необходимого условия целенаправленного формирования их практического опыта поведения в природе; восприятии и понимании детьми единства природы и общества (природы и человека) как необходимого условия выработки свойств и опыта во взаимоотношениях с природой и окружающей средой, роль бережного отношения родителей к живым объектам природы, его наследования детьми. Воспитание у детей понимания своего единства с природой. Развитие в них чувство красоты природы и созерцания в разные времена года. Роль родителей в воспитании детей любви к природе. [18, с. 56]. Природа помогает развивать у детей воображение, учит логически мыслить на основе сопоставления имеющихся в окружающем мире предметов и явлений, познания их причин и последствий, пользы и вреда, пространства и времени. Земля, солнце, вода, небо, воздух, жизнь растительного и животного мира призывают к наблюдениям, лелеют любознательность, творческую изобретательность, эмоциональное наслаждение и трудовую силу, морально облагораживают каждого человека. Природа является источником добра, ее красота оказывает огромное влияние на духовный мир человека. Природосоответствующем - всегда эстетическое, зато безобразное, напротив, является следствием нарушения гармонии, следствием экологического вреда и разрушения, идет от эгоизма человека. [8, с. 11]. Вывод по первой главе Экологическое воспитание – одно из важных направлений личностного развития детей младшего школьного возраста. А.А. Плешаков считает, что при правильной организации учебной и воспитательной работы, развиваются познавательные процессы, у детей формируется ценностная картина мира, воспитывает экологическое сознание – бережное отношение к окружающему миру природы, но, главное, что в процессе правильно организованного экологического образования у детей формируется стойкий интерес к природе. Проблема экологического образования и воспитания четко выражена в работах А.Н. Захлебного, Б.Т. Лихачёва, Н.М. Мамедова. Учёные несмотря на разницу в своих позициях, сходятся во мнении, что ребенок должен овладеть не только теоретическими, но и практическими знаниями. Целью же экологического образования является формирование экологической культуры в ребенке, что говорит о тесной связи образования и воспитания. Познавательный интерес ребенка к миру природы нестойко: оно носить ситуативный характер, быстро возникает и исчезает. Задача педагога сделать его более устойчивым позволяет работа во внеурочное время, направленная на осознание детьми гуманистической сущности единства человека и природы, позволяющая использовать разнообразные методы и формы работы экологического воспитания младших школьников.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!