СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выпускная работа

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выпускная работа на тему "Духовно-нравственное воспитание в процессе преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР"

Просмотр содержимого документа
«Выпускная работа»


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова


Факультет дополнительного образования


Кафедра методики гуманитарного и поликультурного образования








Выпускная работа

по теме

«Духовно-нравственное воспитание в процессе

преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР»











Работу выполнила

Струева Елена Ивановна

слушатель курсов группы МХК – 3

учитель начальных классов, ОДНКНР

(МКОУ Уренокарлинская СШ им.Героя

Советского Союза И.Т.Пименова

Карсунского района )




Ульяновск

2018





Содержание

1.Введение …………………………………………………………………с.3

2. Глава 1…………………………………………………………………… с.4

1.1Характеристика учебного курса ………………………………………с.4-5

1.2. Цель и задачи духовно‑нравственного развития и воспитания …….с.6-7

1.3. Духовно‑нравственное развитие и воспитание …………………… с.8-10

1.4.Базовые национальные ценности ……………………………………. с.11-12

1.5. Основные принципы организации духовно‑нравственного развития и воспитания ………………………………………………………………... с.13-15

3.Глава 2 …………………………………………………………………….

1.1. ОРКСЭ -4 класс.Конспект урока – 8 «Добродетель и порок» …… с.21-24

1.2.Конспект урока по ОДНКНР модуль «Основы светской этики» . 5 класс.

Тема 1. Гражданин России………………………………………………...с.25-27

4.Заключение ………………………………………………………………с.28

5.Список литературы. ……………………………………………………..с.29





























1.Введение.

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня стоит очень остро и в мире, и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что духовную составляющую наряду с наукой, искусством, моралью и правом как важнейшую часть культуры человечества невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, духовно-нравственного становления личности.

С введением в школьную программу курса «Основ религиозной культуры и светской этики» , рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют сегодня особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на религиозное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком высоким, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной культуры и светской культуры в общеобразовательной школе несет с собой необходимость решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем, многократно усиливающихся в условиях глобальных сдвигов и разрушения традиционных форм идентичности.

В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер и представляющего пять важнейших национальных духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику.

















Глава 1

1.1Характеристика учебного курса

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»– формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

Основное культурологическое понятие учебного курса – «российская религиозно-культурная традиция». Его можно рассматривать как категорию, интегрирующую в своем семантическом пространстве понятия «традиция», «религиозная традиция», «культурная традиция».

Новый предмет призван актуализировать в содержании общего образования, смоделировать педагогическими средствами российскую религиозно-культурную традицию, создать условия для приобщения к ней российских школьников.

Отечественная религиозно-культурная традиция несовместима с унификацией содержания разных религий и этических учений. Ее принцип – общность в многообразии, «многоединство» – отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность как нашей страны, так и современного мира.

Отечественная религиозно-культурная традиция – общая духовная основа многонационального народа России – формируется исторически и актуализируется сегодня под воздействие ряда факторов:

общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;

единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;

множество общенациональных вызовов внутреннего и внешнего плана, содействующих консолидации общества под угрозой его разрушения.

Учебный курс содержательно раскрывает российскую религиозно-культурную традицию в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков.

Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы метапредметных связей формирует у обучающихся начальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции посредством:

ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель, определенную Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования, а также Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, – воспитание высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;

педагогического согласования системы базовых национальных ценностей, лежащей в основе содержания всех модулей учебного курса;

системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими дисциплинами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);

педагогической организации общего культурно-исторического контекста преподавания учебного курса, отражающего единую историческую судьбу многонационального народа России, общность и своеобразие культур российских народов, единство современной государственной и гражданской жизни, существующие сегодня общенациональные вызовы, ответить на которые способен только единый народ, имеющий общие этические ценности, моральные нормы, духовные идеалы;

ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс в границах учебного курса и системы межпредметных связей педагогически моделирует и содержательно раскрывает религиозно-культурную традицию России в ее самых общих этических основах. Сама национальная духовность в многообразии и глубине составляющих ее религиозных и гуманистических традиций не исчерпывается им. Учебный курс – это введение в религиозно-культурную традицию России.




















1.2. Цель и задачи духовно‑нравственного развития и воспитания

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально‑педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить: готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально‑ответственному поведению; готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно‑продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно‑нравственной установки «становиться лучше»; укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам; принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки; способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духов‑ ной безопасности личности, умение им противодействовать; свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями; укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями. В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить: осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей; готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам; развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности; заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия; осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству; понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека; бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода; законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок; духовную, культурную и социальную преемственность поколений. В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:

- формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах;

- укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;

- повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;

- повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;

- укреплению национальной безопасности.
























1.3. Духовно‑нравственное развитие и воспитание

Обеспечение духовно‑нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно‑нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Таким образом, духовно‑нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Содержание духовно‑нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению. Духовно‑нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно‑исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

Сфера педагогической ответственности в этом процессе определяется следующими положениями:

- усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну;

- общее образование, выстраивающее партнёрские отношения с другими институтами социализации, является основным институтом педагогического воздействия на духовно‑нравственное развитие личности гражданина России. При этом основным субъектом, реализующим цели духовно‑нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собственного педагогического опыта, является педагогический коллектив общеобразовательного учреждения; содержание духовно‑нравственного развития и воспитания обучающихся, деятельность педагогических коллективов общеобразовательных учреждений должны быть сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства. Таким образом, сфера общего образования призвана обеспечивать духовно‑нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и обществен‑ ной жизни.

Носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные, профессиональные и этноконфессиональные группы, составляющие многонациональный народ Российской Федерации. Соответственно духовно‑нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей: семейной жизни; культурно‑регионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии; российской гражданской нации; мирового сообщества.

Духовно‑нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Следующая ступень развития гражданина России — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно‑исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Более высокой ступенью духовно‑нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренение в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации. Ступень российской гражданской идентичности — это высшая ступень процесса духовно‑нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России. Важным свойством духовно‑нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами. Программы духовно‑нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурно‑региональным сообществом, многонациональным наро‑ дом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом.







































1.4.Базовые национальные ценности

Основным содержанием духовно‑нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально‑исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной пол‑ ноте, этническом многообразии. В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности и со‑ знания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё со‑ знание, жизнь, саму систему общественных отношений. Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений): патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству; социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поли‑ культурный мир, свобода совести и вероисповедания; семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость; наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно‑нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов — участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая детско‑юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений. Ведущая, содержательно определяющая роль в создании уклада школьной жизни принадлежит субъектам образовательного процесса. Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей и молодёжи. Достижение гражданского согласия по базовым национальным ценностям позволит укрепить единство российского образовательного пространства, придать ему открытость, диалогичность, культурный и социальный динамизм. Гражданское согласие по базовым национальным ценностям не имеет ничего общего с единообразием ценностей нации и самой нации, духовной и социальной унификацией. Единство нации достигается через базовый ценностный консенсус в диалоге различных политических и социальных сил, этнических и религиозных сообществ и поддерживается их открытостью друг другу, готовностью сообща решать общенациональные проблемы, в числе которых духовно‑нравственное воспитание детей и молодёжи как основа развития нашей страны.


























1.5. Основные принципы организации духовно‑нравственного развития и воспитания .

Организация социально открытого пространства духовно‑ нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:

- нравственного примера педагога;

- социально-педагогического партнёрства;

- индивидуально-личностного развития;

- интегрированности программ духовно-нравственного воспитания;

- социальной востребованности воспитания.

Говоря о нравственном примере педагога, следует вспомнить А. Дистервега, выдающегося немецкого педагога, который считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности её учителя». Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам — всё это имеет первостепенное значение для духовно‑нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения. В педагогическом плане среди базовых национальных ценностей необходимо установить одну, важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям — ценность Учителя. Необходимо существенно повысить государственный и социальный статус педагога, уровень его материального обеспечения. Учитель должен стать уважаемым в обществе человеком, а педагогическая профессия должна быть престижной для молодёжи. В современных условиях без социально-педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно‑нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ. Организация социально‑педагогического партнёрства может осуществляться путём согласования социально‑воспитательных программ общеобразовательных учреждений и иных субъектов социализации на основе национального воспитательного идеала и базовых национальных ценностей. Это возможно при условии, что субъекты воспитания и социализации заинтересованы в разработке и реализации таких программ. Развитие социально‑педагогического партнёрства должно стать приоритетной сферой государственной политики. Индивидуально-личностное развитие являлось приоритетом отечественной педагогики 90‑х гг. ХХ в. и остаётся одной из важнейших задач современного образования. В пространстве духовно‑нравственного развития оно приобретает полноту своей реализации. Педагогическая поддержка самоопределения личности, раз‑ вития её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, т. е. всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знания наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие. Духовно‑нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Иными словами, необходима интегрированность программ духовно-нравственного воспитания. Одной из таких программ может быть обучение духовным основам религиозной культуры и светской жизни. Содержание воспитания группируется вокруг базовых национальных ценностей. В педагогическом плане каждая из них формулируется как вопрос, обращённый человеком к самому себе, как вопрос, поставленный педагогом перед обучающимся. Это воспитательная задача, на решение которой направлена учебно‑воспитательная деятельность. Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для её решения обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию: истории России, российских народов, своей семьи, рода; жизненного опыта своих родителей, предков; традиционных российских религий; произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры; периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь; фольклора народов России; общественно полезной и личностно значимой деятельности; учебных дисциплин; других источников информации и научного знания. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Система базовых национальных ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно‑нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью. Принцип социальной востребованности предполагает, что воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества. Социализация и своевременное социальное созревание ребёнка происходят посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества. Полноценное духовно‑нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка. Духовно‑нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. Таких проблем в России множество, и они не уходят даже из жизни самых благополучных, динамично развивающихся стран. Сделать себя нравственнее, добрее, чище — значит сделать таким мир вокруг себя. Программы духовно‑нравственного развития и воспитания должны предусматривать добровольное и посильное включение обучающихся в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, села, района, города, области, республики, России. Традиционной и хорошо зарекомендовавшей себя формой социализации являются детско‑юношеские и молодёжные движения, организации, сообщества. Они должны иметь исторически и социально значимые цели и программы их достижения. Организация воспитательного процесса в системе «школа — семья — социум» потребует педагогов, способных не только учить, но и воспитывать обучающихся.



























Глава 2.

1.1. ОРКСЭ -4 класс.Конспект урока – 8 «Добродетель и порок»

Цель урока: создание представлений у детей о понятиях добродетель и порок. Подвести учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди.

Задачи:

1) познакомить младших школьников с двумя противоположными характеристиками личности – добродетелью и пороком;

2) способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков;

3) создать условия  для осмысления учащимися, какие поступки людей являются добродетельными, а какие порочными;

УУД.

Познавательные: умение находить середину между расточительностью и скупостью, вредностью и угодничеством, безрассудной отвагой и трусостью..

Личностные:

- воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, сопереживания, уважения к интересам и убеждениям других людей, что является первым шагом к добродетельному поведению.

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

Коммуникативные:

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- сотрудничать с учителем и сверстниками, проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе, адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности.

Регулятивные: принимать  и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию и способы выполнения; строить устное и письменное высказывание с учётом учебной задачи.

Основные термины и понятия:

Добродетель, порок, расточительность, щедрость, скупость, вредность, дружелюбие, угодничество, безрассудная отвага, мужество, трусость.

Оборудование урока:

  1. Учебник «Основы светской этики» А.Я. Данилюк

  2. Тетрадь.

  3. Слайды по теме урока.

  4. Доска - таблицы

  5. Раздаточный материал:

а) Игра «Собери пословицы»

б) Афоризмы.

в) Какая добродетель находится между пороками?

г) Рефлексия. Упражнение «На какой я ступеньке»

Ход урока.

Организация деятельности учащихся.

На партах у учащихся раздаточный материал.

а) Игра «Собери пословицы»

б) Афоризмы.

в) Какая добродетель находится между пороками?

г) Рефлексия. Упражнение «На какой я ступеньке»


Проверка домашнего задания. Собери пословицы о добре и зле.

Изучение нового материала:

Задание. «Добродетель», «Порок».

- По ходу урока заполняетсятаблица.

«Какая добродетель находится между двумя пороками.

(Слайд)

- Что такое добродетель? (Ответы детей)

- Как вы думаете, чем понятие «добродетель» отличается от понятия «добро»? (Ответы детей)

Добродетель – делать добро.

- Известно ли вам, что такое порок? Как вы думаете, что это такое?

(Ответы детей)

(Слайд )

Порок.

- Недостаток человека.

- Противоположность добродетели.

- Свойство характера, которое позорит человека.

- Причинение зла себе и окружающим.

- О чём сегодня на уроке мы будем говорить? (ответы детей)

- Запишите тему сегодняшнего урока. «Добродетель и порок»

(Слайд)

(Слайд )

- Знакомы ли вам эти сказки? Как в них награждается добродетель и наказывается порок? (Ответы детей)

- Существует много добродетелей и пороков. Древнегреческий философ Аристотель предложил свое деление и понимание добродетели. Он считал, что добродетель – это способность во всем поступать наилучшим образом. И такая добродетель находится в середине между двумя пороками: избытком и недостатком.

(Слайд ) Расточительность – щедрость - скупость.

- Кого можно назвать расточительным? Щедрым? Скупым? (Ответы детей).

- Какое слово, по вашему мнению, относится к добродетели и почему?

(Ответы детей).

(Чтение стр. 20 второй абзац)

(Слайд )

Вредность – дружелюбие - угодничество

- Объясните, как вы понимаете, значение этих слов? Приведите примеры. (Ответы детей)

- Что, по вашему мнению, является добродетелью? (Ответы детей)

Чтение на стр. 21.

Вывод.

Дружелюбие – дружеское расположение, доброжелательное отношение к кому-либо.

Вредность – это избыток.

Угодничество – недостаток.

(Слайд )

Безрассудная отвага – мужество – трусость.

Третья добродетель, с которой предстоит нам познакомиться - это мужество.

- Между какими пороками оно находится? Как понимаете? (Ответы детей)

Чтение учебника с.21.

Мужество:

(греч. тюмос), в позитивном значении это слово означает присутствие духа, осознание своей внутренней силы и уверенность в себе в трудных обстоятельствах

одна из семи человеческих добродетелей, означающих стойкость в беде и борьбе, духовную крепость, доблесть, храбрость, отвагу, спокойную смелость в бою и опасностях, терпение и постоянство. Мужество особо почиталось на Руси.

Безрассудная отвага является избытком, а трусость – недостатком.

(Слайд ) «Добродетель», «Порок».

Трудолюбие. Работоспособность. Ответственность. Дружелюбие. Вежливость. Сочувствие. Доброта.

Любовь. Жадность. Лень. Ложь. Хвастовство. Зазнайство. Злость. Ненависть.

Закрепление материала.

- А теперь посмотрите сценку подготовленную вашими одноклассниками по рассказу

"Плохо" В.А. Осеева

Рассказ для детей

Cобака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

- Как вам не стыдно!

- А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.

- Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.

Как Вы думаете, почему женщина пристыдила мальчиков?

Можно ли сказать, что бездействие – это равнодушие, а равнодушие - это порок?

Вывод: Не бойтесь врагов- они могут только убить; не бойтесь друзей – они могут только предать; бойтесь людей равнодушных- именно с их молчаливого согласия происходят все самые ужасные преступления на свее (Юлиус Фучик)

Выберите афоризм, который отражает смысл прочитанного рассказа.

Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели (Цицерон).

Чужие пороки у нас всегда перед глазами, свои же собственные – за спиной (Сенека Младший).

Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека ( М.Саади).

Величайший грех человека- это не ненависть, а равнодушие к своим братьям (Мать Тереза).

Итог урока. (Слайд)

Домашнее задание. (Слайд )

- Напиши маленькое сочинение о добродетели и о пороке.


На карточках слова для справок:

Добродетель

Щедрость

Дружелюбие

Мужество

Избыток Недостаток

Расточительность Скупость

Вредность Угодничество

Безрассудная отвага Трусость

















1.2.Конспект урока по ОДНКНР модуль «Основы светской этики» . 5 класс.

Тема 1. Гражданин России

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цель урока:

Познакомиться с государственной символикой РФ.

Проследить процесс изменения государственных символов РФ на разных исторических этапах.

Ответить на вопрос: «какое значение государственные символы имеют для народа?»

Задачи:

1)Образовательная:

- познакомить учащихся с понятием «символ».

- познакомиться с историей государственных символов РФ.

2) Развивающая:

- развивать познавательный интерес учащихся к данной теме

- совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником и рабочей тетрадью, умение рассуждать и высказывать свою точку зрения, выслушивать мнения одноклассников.

3) Воспитательная:

- воспитывать чувство патриотизма,

- интерес к истории и культуре родной страны,

- уважение к государственной символике РФ.

Используемое оборудование: компьютер, проектор, учебник: ОДНКНР «Основы светской этики» М.Т.Студеникин – 5 класс.

План урока:

1.Введение: постановка темы урока.

2. Изучение нового материала:

2.1. герб РФ. Сообщение ученика.

2.2. флаг РФ. Работа с текстом учебника.

2.3. гимн РФ. Прослушивание аудиозаписи.

3. Вывод: какое значение имеют государственные символы для народа?5.

4.Д/з

5. Рефлексия.Рефлексия. Упражнение «На какой я ступеньке»

Ход урока:

Сегодня у нас с Вами необычный урок, его вести будут Ваши старшеклассники, а мы будем его корректировать.

Что такое символ?

Символ - это знак или изображение, имеющее для человека или целого народа очень важное значение (пишут).

То, что мы видели, является неофициальными символами. Но есть ещё особые символы, они называются государственными и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции.

Об этих символах мы будем говорить сегодня.

Цель нашего урока: 1) познакомиться с государственной символикой России, и её изменением. 2) ответить на вопрос: «какое значение имеют государственные символы для народа?»

Изучение нового материала:

2.1.Герб РФ.

Какие символы можно назвать государственными? (отвечают)

Государственные символы РФ – герб, флаг, гимн.

Первый символ, о котором мы будем говорить – это герб.

Как выглядит государственный герб РФ? (отвечают).

Как появился в России символ двуглавый орёл?

Из какой страны пришло в России изображение двуглавого орла? (отвечают).

Официальным символом власти государя двуглавый орёл стал в России в 15 веке при Иване III. Но только в 17 веке его стали именовать государственным гербом России.По указу царя Алексея Михайловича от 1667 года к изображению орла прибавили скипетр и державу – символы власти монарха.

Шли годы, герб России менялся. Пётр Iустановил новые гербовые цвета: чёрный орёл на жёлтом фоне.

Такой герб просуществовал в Российской империи до 1917 года. После Революции появился новый герб.

Символ новой страны - Советского Союза. Просуществует такой герб до 1991 года, когда наша страна будет переименована а Российскую Федерацию. Тогда же будет утверждён тот герб, который мы видим сейчас.

СЛАЙД - герб РФ.

Вывод: где может изображаться герб? (ответ)

Учитель: Как бы не менялся герб, во все времена он был символом величия и славы России!

2.2. Флаг РФ.

О следующем символе, который мы рассмотрим, говорится в стихотворении:

Гордо рею я на мачте корабля,

И в бою солдаты берегут меня.

Я – России честь и знак –

Бело – сине - красный…? (хором)

Как выглядит государственный флаг РФ? (отвечают).

СЛАЙД – флаг РФ.

Флаг России представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих полос: белого, синего, красного цвета.

Жители стран по праву гордятся своими символами, но важно не только гордиться и знать, как выглядят символы, но и иметь представление об их истории.

Предлагаю вам познакомиться с историей российского флага.

РФ.

Скажите, когда в России отмечается День государственного флага? (ответ)

21 августа 1991 год – День государственного флага Российской Федерации.(пишут).

Однако флаг как символ может быть не только у государства. С 1992 года, к государственному флагу приравнен Андреевский флаг.

Что он символизирует? (отвечают).

Это официальный флаг военно –морского флота РФ. Что

Учитель: государственный флаг – символ независимости страны.

2.3. Гимн РФ.

Последний символ нашей страны, о котором мы будем говорить – это гимн.

Что такое гимн? (отвечают).

Гимнэто торжественная песнь (пишут).

Государственный гимн также неоднократно менялся, о его истории вы прочитаете дома.

Кто из вас может назвать имена авторов музыки и слов современного гимна России? (отвечают).

СЛАЙД – имена авторов государственного гимна РФ.

Слова гимна РФ: Сергей Владимирович Михалков.

Музыка гимна РФ: Александр Васильевич Александров.

(пишут в тетради).

Поднимите руки, кто знает слова гимна?

Когда можно услышать гимн России? Как нужно себя вести, когда звучит гимн?

Сейчас я предлагаю вам прослушать мелодию государственного гимна Российской Федерации.

Звучит фрагмент гимна – дети встают.

Что вы чувствуете, когда звучит гимн? (отвечают).

3.Вывод:

Сегодня мы с вами познакомились с государственными символами РФ.

Какое значение имеют они для народа? (варианты детей).

Ответ: (учитель)

- государственная символика является частью истории страны, изучая её, мы знакомимся с историей России.

- символы говорят о величии нашей страны, заставляя нас гордиться своей родиной.

- символы дались России дорогой ценой, поэтому мы должны уважать наследие предков.

4. Домашнее задание: нарисовать герб моей семьи.

5.Рефлексия.Рефлексия. Упражнение «На какой я ступеньке»









4.Заключение.


Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость. 
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей. 
Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.
Последнее предполагает: 
1. Выработку понимания жизненной важности морали;
2. Установку на выработку нравственного самосознания (совесть);
3. Выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;
4. Выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;
5. Милосердие и любовь к людям.
Средствами нравственного воспитания являются:
1.Моральное убеждение как основное нравственно-психологическое средство воздействия на личность. 
2.Моральное принуждение как форма морального осуждения.
Моральное воспитание осуществляется в тесном органическом единстве, во-первых, с основной (профессиональной) деятельностью, во-вторых, с воспитанием мировоззренческим, к которому примыкают другие развитые формы общения и деятельности: художественно- эстетическая, политическая, правовая и т.д. 

Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, полоролевые различия детей, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.

Духовно‑нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно‑волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, формирование свойств духовно-развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.





























5.Список литературы:

1.Введение христианства на Руси / Сухов А. Д. (ред.). — М.: Мысль, 1987.

«Основы православной культуры» учебники: Кураева А. (Просвещение),2010

2.История религиозной культуры. Основы православной культуры. Православие-культурообразующая религия России. Бородина А.В. учебное пособие для 4 класса..Издательство «Основы православной культуры». Москва,2007

3.История религиозной культуры. Основы православной культуры. 6раздел. Бородина А.В. Учебное пособие для учащихся основной и старшей ступеней образования. .Издательство «Основы православной культуры». Москва,2006

4.История религиозной культуры. Основы православной культуры. 6 раздел. Бородина А.В. Пособие для учителей .Издательство «Основы православной культуры». Москва,2007.

5.Данилюк А.Я. «Основы светской этики». Учебник 4-5 классы. Москва,2012.

6.ОДНКНР .ОРКСЭ. Программы 4-5 класс. Просвещение,2012.

7.ОДНКНР «Основы светской этики» учебник,5 класс. Издательство «Русское слово»,2013.

8. ОДНКНР М.Т. Студеникин, В.И.Добролюбова. Книга для учителя к учебнику М.Т.Студеникина «Основы светской этики». Русское слово,2013.

9.Азбука нравственного воспитания /под редакцией И.А. Каирова, О.С.Богдановой М,1995 г.

10.Даль В.И. Пословицы русского народа. М.,1992 г.

11.Основы светской этики. 4-5 класс. Электронное приложение к учебнику.

12.www.orkce.org

















28



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!