СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выпускная работа "Изучение жизни и творчества Бориса Екимова в школе".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интересные факты  биографии Б.Екимова и изучение его произведений на уроках по внеклассному чтению.

Просмотр содержимого документа
«Выпускная работа "Изучение жизни и творчества Бориса Екимова в школе".»

Изучение жизни и творчества

Бориса Екимова в школе

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3-5

Раздел I Волгоградский писатель Б.П. Екимов ― современный

русский писатель

1.1 Жизнь и творчество писателя………………………………………6-11

1.2 Особенности прозы Б. Екимова…………………………………...11-15

Раздел II Изучение творчества Б. Екимова в школе.

    1. Как важно вовремя понять (по рассказу Б.Екимова «Говори,

мама, говори»……………………………………………………...16-21

    1. «Душу живу…сохранить» (По повести Б.Екимова «Пиночет»).21-30

Заключение…………………………………………………………….31-32

Список использованных источников………………………………..33-34















Введение

Обоснование темы

Cовременная литература развивается в тесной связи с классическим художественным наследием. Ее стремление к новизне тесным образом сочетается с приверженностью традициям и ориентацией на универсальные духовные ценности. Сегодня одновременное сосуществование различных художественных систем: сентиментализма, господствующего реализма, натурализма, модернизма – обеспечивает их взаимное влияние друг на друга. Произведения писателей-классиков: В.Распутина, В.Белова, В.Астафьева - соседствуют с тем, что написано авторами, достаточно основательно утвердившими себя на литературном олимпе: В.Маканиным, Л.Петрушевской, Т.Толстой, Л.Улицкой. Недавно вошедшие в читательское сознание тексты Д.Бакина, А.Варламова, А.Волоса, А.Дмитриева, А.Уткина, и др. также уже получили достаточно высокую критическую оценку. Теперь настойчиво заявляет о себе новое поколение прозаиков так называемых «нулевых» годов: Илья Бояшов, Александр Иличевский, Захар Прилепин, Олег Зайончковский и др. И каждый из них уже привлек внимание «своего» читателя .

Актуальность темы

Несмотря на такую широкую возможность выбора, для учителя главными критериями отбора текстов для обзорного изучения современного литературного процесса должны оставаться эстетическая и общественная значимость произведения, а также следование традициям отечественной классической литературы. В заключительный обзор допустимо вводить произведения, пока еще не вошедшие в канон отечественной литературы, но имеющие современное звучание и вызывающие всеобщий интерес. К таким, безусловно, можно отнести рассказы и повести Бориса Петровича Екимова.

Борис Екимов – русский писатель, который продолжает лучшие традиции отечественной классической литературы. Историзм, определенность авторской позиции, внимание к внутреннему миру человека, художественное совершенство его произведений объясняют интерес современной филологической науки к его текстам.

В настоящее время творчеству Бориса Екимова посвящен ряд диссертационных исследований. В частности, С.В. Кожевникова в работе «Творчество Б. Екимова: динамика «деревенской» прозы последней трети XX века» [11,с.23] прослеживает эволюцию прозы писателя в контексте общего процесса развития этого феномена отечественной литературы. Она указывает на глубокую и органичную связь Бориса Екимова с «деревенской» прозой но, в то же время, выявляет черты, характеризующие неповторимость художественного мира писателя: сосредоточенность на нравственной проблематике, интерес к ситуации «духовного» выбора, психологизм, поэтичность.

Исследование М.В. Мокровой «Жанр рассказа в творчестве Б.П.Екимова: традиции и новаторство» [16,с.193] затрагивает очень близкую нам проблему преемственности в отечественном литературном процессе. М.В.Мокрову интересуют прежде всего историко-генетические связи творчества Б.Екимова и его предшественников (цель её работы – «изучить генезис художественной системы писателя в свете литературной традиции.

Творчество Б. Екимова, обладая несомненной художественной ценностью, до сих пор нуждается в глубоком и основательном научном изучении. Исследовательская работа И.В. Великановой «Поэтика прозы Б.П. Екимова», затрагивающая важнейшие категории - конфликт и сюжет, является первым шагом на этом пути. «В диссертации впервые системно и целостно рассматривается поэтика прозы Б. Екимова в аспекте сюжетостроения и выражения авторского сознания». [5,с. 79]. Творчество писателя в целом И.Великановой позиционируется как система, представляющая собой элементы, взятые не в их изолированной сущности, а в иерархии отношений Ни один ее элемент не может быть отделен и понят вне системы, свойства каждого элемента определяются его местом и функцией. Автор научного труда уделяет внимание таким важным аспектам, как: типология художественного конфликта (социально-этического, психологического, онтологического), соответствие каждого из этих видов конфликтов своей форме авторского повествования и особой сюжетной организации. Социально-этическому и психологическому конфликтам соответствует сюжет, представляющий собой последовательность событий. Сюжет, в котором раскрывается социально-этический конфликт, отличается большей развернутостью фабулы, динамичностью, нередко осложняется введением 
микроконфликта. Онтологический конфликт у Б. Екимова находит воплощение в форме свободного повествования.

 Цель: определить актуальность проблемы изучения творчества Б.Екимова на современном этапе и основные направления  работы над произведениями писателя.
       Задачи : 
  1.На основе изучения литературоведческих материалов выявить основные  проблемы изучения творчества Бориса Екимова на современном этапе.
2. Раскрыть сущность концептуальных  положений изучения творчества  Бориса Екимова на уроках литературы, предлагаемых современными программами  и учебниками по литературе.
  3. Выявить актуальные идеи и  подходы к изучению творчества писателя и систему специфических приёмов работы.











Раздел I Волгоградский писатель Б.П. Екимов ― современный русский писатель.

    1. Жизнь и творчество писателя.

Екимов Борис Петрович родился 19 ноября1938г. в г. Игарка Красноярского края.

Работал токарем, слесарем, наладчиком, электромонтером на заводе, строителем в Тюменской области и в Казахстане, учителем труда в сельской школе.

Как прозаик дебютировал в 1965 году. В 1976 году был принят в Союз писателей России, а в 1979 году окончил Высшие литературные курсы.

За свою многолетнюю писательскую деятельность Борис Екимов создал более 200 произведений. Печатается в самых популярных литературных изданиях.

В настоящее время писатель живет в Волгограде, но значительную часть времени проводит в Калаче-на-Дону…

– Вы рано стали читать?

– Да, года в четыре. Но не потому, что семья была такая уж образованная. Отца я не помню, он умер, когда я был совсем маленьким. А маме было не до чтения. Это просто счастливая случайность: выучила меня читать соседская девочка.

– Что из прочитанного в детстве вам особенно понравилось?

– Сказки, записки путешественников, исторические повести. Прежде чем что-то полюбить, я должен был еще очень многое прочитать, а тогда было чтение всего подряд. Книги поглощались совершенно стихийно. Если говорить о потрясении – это, конечно, русская классика. Но она пришла позднее. В школе скорее отбивали любовь к ней, и все получалось не в радость…

– А как вы относитесь к разговорам о том, что дети ничего не читают и книга умирает?

– Это неправда. Вот есть такая итальянско-российская литературная премия «Пенне – Москва». Маститое жюри отбирает трех авторов, а полтысячи молодых читателей – школьники и студенты – три месяца читают все произведения, отобранные на конкурс. Потом собираются вместе и голосуют. Я имел честь быть лауреатом этой премии и после ездил по московским школам, разговаривал с ребятами.

– О чем спрашивали?

– Обо всем. И о книге, и о жизни. Ведь книга – это и есть жизнь. Запомнилось, как один мальчик после встречи сказал: «Спасибо вам за оптимизм. Нас все время пытаются убедить, что мы живем в пропащее время, и все мы – потерянное поколение». А я им просто напомнил: милые мои, какие же вы пропащие, если вы живые.

– Оказывается, что и таких простых слов некому детям сказать.

– Настоящая литература это всегда говорит, и не устает повторять, и должна повторять. Вот лежит у меня на столе «Война и мир». Помните сцену, где Андрей Болконский думает: они хотят меня убить, чтобы я не видел это небо. А через несколько страниц – Николай Ростов: как я хочу жить, а они хотят меня убить. Вся настоящая литература – об этом. Иначе нет смысла писать. [17,с. 79]

Открытие писателя Бориса Екимова состоялось в 1979 году после появления рассказа «Холюшино подворье». Он вошел в русскую литературу «как писатель, который стремится к постижению кристально чистых, простых и мудрых основ народного уклада, делающих жизнь человека исполненной глубокого смысла и достойной уважения. Главная тема его творчества - самоопределение человека, поиск своего места в жизни». [7,с. 160]

Рассказы Бориса Екимова привлекают зрелостью мысли, серьёзной значимостью поднимаемых вопросов. В. Сердюченко относит его рассказ «Фетисыч» к числу» вершинных завоеваний малой русской прозы 20 века». По убеждению критика, именно Б. Екимов «уравновешивает всю больную, исписавшуюся, лишившуюся царя в голове современную российскую словесность. [7,с. 162]

Неслучайно в 1998 году Борис Петрович Екимов стал лауреатом Государственной премии России, в 1994 – лауреатом премии имени И. Бунина. В 1996 году журнал «Новый мир» присудил ему премию «Лучшая проза 1996 года». Писатель стал абсолютным победителем международного литературного конкурса по прозе «Москва-Пенне» в 1996 году. В 2004 году ему были присуждены две литературные премии. Первая – за лучшую прозу журнала «Новый мир». Вторая, литературная премия «Лучший рассказ года» имени Юрия Казакова – за рассказ «Не надо плакать». В1998 году статья о нашем земляке была включена в биобиблиографический словарь «Русские писатели, ХХ век». В 80-90-е гг. Б. П. Екимов плодотворно сотрудничает с ведущими журналами и издательствами. Его рассказы печатаются в журналах «Новый мир», «Наш современник», «Знамя», «Волга», а также выходят отдельными книгами.

Писатель ценит в людях из глубины идущую доброту, ласковость и мягкость характера, нравственное чувство, удерживающее от дурного поступка. Этими качествами наделены его любимые герои, причем они не превращаются в некую декларируемую абстракцию, а обрастают живой плотью, проступают в конкретных делах. Мальчик спасает от гибели новорожденного теленка; сын, недавно похоронивший мать, каждую неделю приезжает в опустевший родительский дом, чтобы набрать старикам соседям, рядом с которыми вырос, чистой колодезной воды; внук дежурит по ночам у постели бабушки, пытаясь избавить ее от кошмаров - последствий тяжелых испытаний войны. Эти «малые дела», в которых проявляется душа, очень дороги писателю.

А.В. Васильев находит своё слово для характеристики екимовского героя. Это слово – хозяин. Слово хозяин в устах Б. Екимова - высшая оценка человека и его отношения к окружающему. Она, эта оценка, исключительно многомерна и от рассказа к рассказу обогащается различными смысловыми оттенками, касаясь по существу всех сторон человеческой жизнедеятельности. Но главное в ней остается, однако, неизменным: хозяин значит живущий собственным трудом, величайший труженик. Это основной источник, питающий героев писателя уверенностью в жизни; им определяются и все другие людские качества: хозяин своим чувствам и своим словам - хозяин собственной судьбы - хозяин в семье, дома и на подворье – хозяин на общественной ниве – хозяин страны. [8,с. 62]

И. Богатко видит в его прозе внимание ко всему живому миру и считает источником этого любовь к родине. Родина, родная земля - любовь писателя, и ее, эту любовь, он стремится передать, ее ищет в глубине души тех людей, о которых пишет. Эта любовь движет поступками, поведением многих персонажей екимовских рассказов.

В журнале «Отчий край» не раз печатались заметки наших волгоградских литературных критиков о творчестве Бориса Екимова. Несколько работ посвятила ему И. В. Великанова. Она считает, что поэтическое изображение природы донского края является важной и неотъемлемой частью прозы Б. Екимова, во многом определяющей её своеобразие. Красота природы в различных ее проявлениях открыта наблюдательному взгляду художника, и он щедро наделяет собственным видением, этим подлинным даром, своих героев. [1,с. 191]

В прозе Б. Екимова особой авторской симпатией наделены герои, работающие на земле, что объясняется созидательным характером этого труда, его сообразностью с природными законами. Пейзаж в этом случае призван подчеркнуть внутреннее равновесие между жизнью человека и жизнью природы.

В двухтомник Бориса Екимова «Избранное» (Волгоград, 1998) вошли лучшие произведения писателя, которые неоднократно издавались в России и за рубежом. Прочитанные в совокупности, они складываются в большое эпическое полотно современной российской жизни. За множеством ситуаций, внешне не связанных между собой, открывается единство авторского мироощущения, основанного на глубоком убеждении: главное в человеке - его душа, его человечность, способность к состраданию и сопереживанию, ведущая к установлению единства между людьми.

Герои Б. Екимова в большинстве своем обычные, внешне ничем не примечательные люди, показанные в обыденной жизни. Однако в определенной ситуации они совершают поступки, продиктованные не личной выгодой или практическими соображениями, а состраданием к другому человеку, способностью понять чужую боль. Эта черта екимовских героев по-новому высвечивает их характер, придает ему нравственную глубину.

Журнал «Уроки литературы» (приложение к журналу «Литература в школе») № 8 – 2005 весь посвящен урокам по рассказам Бориса Екимова. Это подтверждает значимость и актуальность его произведений именно для молодого поколения.

Премии писателя

Лауреат премии журнала «Наш современник» (1976)

Лауреат премии «Литературной газеты» (1987)

Лауреат премии им. И. А. Бунина (1994)

Лауреат премии журнала «Новый мир» (1996)

Лауреат первой премии «Москва — Пенне» (1997)

Лауреат Государственной премии РФ (1998)

Лауреат всероссийской литературной премии «Сталинград» (1999)

Лауреат премии Александра Солженицына (2008) — «за остроту и боль в описании потерянного состояния русской провинции и отражение неистребимого достоинства скромного человека; за бьющий в прозе писателя источник живого народного языка»

Лауреат премии Ясная поляна (2014)

Лауреат Патриаршей литературной премии  имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия(2016)

Творчество Б. Екимова пронизано тревогой за судьбу человека, за его нравственное начало, его будущее. Результатом глубокого исследования писателем жизни соотечественников, постижения сложности душевного мира человека явилось создание ярких, незаурядных характеров. Мудрость и совестливость этого писателя – редкие качества для современного литературного процесса. Сегодня в моде игра, ирония, интерес к мистике, метафизике. Провозглашается двойственность отношения к событиям и фактам, и при этом утрачиваются категории: «достоинство», «честь», «интеллигентность», «праведничество». Именно поэтому «совестливые» рассказы и повести Бориса Петровича Екимова изучаются на уроках литературы.

1.2 Особенности прозы Б. Екимова.


Своеобразие прозы Б.Екимова в значительной степени определяется обращением к теме современной деревни, крестьянского труда. В конце 1970-х — в 1980-е годы формируется, обретает завершенность чрезвычайно важный для художественной системы писателя тип героя. Это сельский труженик, всю жизнь работающий на земле, для которого каждодневные обязанности не только не являются бременем, но становятся естественной и необходимой потребностью. Художественное исследование характера такого героя является важнейшей задачей писателя и в последующие годы.

Этапным произведением, знаменующим наступление творческой зрелости, для Б. Екимова стал рассказ «Холюшино подворье» (1979), который оказался «не ко времени» в советской литературе, но очень органичным для творчества писателя, выражающим важнейшие особенности авторского мировоззрения. Тип коренного земледельца с его неуемным стремлением к труду - в центре многих произведений писателя (рассказы «Тарасов», «Чапурин и Юрка», «Враг народа», «Набег», повесть «Пиночет» и др.).

Жизнь современной деревни является главной темой единственного романа Б. Екимова «Родительский дом» (1988). Автор исследует сложное переплетение социально-экономических и нравственных проблем, раскрывающихся в судьбах его героев. Как лейтмотив в романе звучит мысль главы семьи Правоторовых, Николая, о том, как «ладно могли бы жить» на земле люди - однако желаемого «лада» нет. «Роман Б. Екимова не традиционен для современной «деревенской» прозы, стремящейся к публицистичности, социологическому анализу, к обязательному сочетанию интимной и производственной интриг», — пишет В. Смирнов. [7,с. 164]


В 1980-е гг. были опубликованы повести Б. Екимова, в которых писатель вновь обращается к решению нравственных проблем, исследует процесс становления личности современника («Донос»), проявления ее активной гражданской позиции («Частное расследование»).

Особое звучание в прозе Б. Екимова приобретает тема памяти, связи поколений, придающая его произведениям философски-углубленное звучание. В этом писатель не одинок. В. Астафьев, В. Распутин предупреждают об опасности, которая грозит человеку вследствие утраты им чувства рода, ощущения собственных истоков. Б. Екимов пишет о тех, в ком эти чувства сохранились. Дом, Родина, созидательный труд - вот глубинные основания бытия лучших героев писателя.

1990-е гг. представляют собой качественно новый этап в творчестве Б. Екимова, отмеченный глубокими изменениями идейно-художественной структуры произведений. Проблематику рассказов и повестей этого периода можно определить как этико-философскую: внимание автора сосредоточено на вопросах смысла и ценности бытия, жизни и смерти, взаимосвязи и взаимообусловленности всего сущего (рассказы «Проездом», «Наш солдат», повести «Высшая мера», «Наш старый дом» и др.). По сравнению с предыдущими десятилетиями в образной системе этих произведений значительно большая роль отводится образу автора. Именно он помещается в центр повествования, основу которого составляют его этико-философские размышления. Автор одновременно выступает какповествователь и раскрывается как личность с богатым духовным опытом. Б. Екимов по-прежнему создает остросюжетные произведения (рассказы «Враг народа», «Набег», «Гнедой») и вместе с тем широко использует форму свободного повествования. Повесть в рассказах «Наш старый дом» представляет собой сложный сплавлирической и автобиографической прозы.

Создаваемые в течение трех десятилетий произведения Б. Екимова не остались обойденными вниманием критики — первые отклики на них появились уже в начале 1970-х годов. Интерес к творчеству писателя оказался устойчивым, о чем свидетельствуют многочисленные публикации в периодических изданиях разных лет. Особенности мировоззрения писателя, своеобразие авторской позиции, проблематика творчества и формирование определенного типа героя - эти и другие вопросы стали предметом аналитического рассмотрения в статьях А. Горловского, Н. Ивановой, И. Питляр, И. Роднянской, Е. Скарлыгиной, В. Смирнова, Я. Удина и др. Оценка как творчества писателя в целом, так и его отдельных произведений неизменно высока. В числе достоинств прозы Б. Екимова отмечался «жизнеутверждающий пафос» , «умение слушать мир» , редкое соединение «повышенной поэтичности повествования с трезвостью и остротой социального зрения» .

Б. Екимов не отделяет нравственных проблем от социальных, в жизни его героев, как и в реальной действительности, они оказываются тесно переплетенными. Вместе с тем писателя гораздо в большей степени волнуют не социальные проблемы сами по себе, а вызванные ими изменения в духовной жизни людей. Творчество Б. Екимова пронизано тревогой за судьбу человека, за его нравственное начало, его будущее. Критик очень точно охарактеризовал пафос, пронизывающий творчество писателя: Среди человеческих качеств Екимов особо выделяет совесть. Все его творчество — не что иное, как сегодняшний день, оцениваемый первозданным мерилом - совестью. Екимов здесь конкретен и категоричен: есть совесть или нет ее - вот основа его этики, по которой человечность в человеке проверяется его отношением к привычным, самым необходимым в повседневности ценностям.

Результатом глубокого исследования жизни современника, постижения сложности его душевного мира в произведениях Б. Екимова явилось создание ярких, незаурядных характеров, основополагающими чертами которых

В. Компанеец называет «совестливость, любовь к земле, непоказную доброту, человеческую надежность». [10,с. 211]

Критики справедливо отмечают, что лучших героев писателя объединяет их отношение к делу, понимание труда как главного смысла жизни, как своего основного предназначения. Эта принципиальная жизненная установка находит выражение в особом чувстве Хозяина, основанием которого служит осознание собственной ответственности перед всем живущим на земле. «Слово хозяин в устах Б. Екимова, — пишет В. Васильев, — высшая оценка человека и его отношения к окружающему. хозяин значит живущий собственным трудом, великий труженик. Это — основной источник, питающий героев писателя уверенностью в жизни; им определяются и все другие людские качества».[8,с.5]

В числе лучших героев писателя авторы многих статей единодушно называют Трубина («Не бросить.»), Холюшу («Холюшино подворье»), Тарасова («Тарасов», «Враг народа»), Чапурина («Чапурин и Юрка»).

Следует отметить, что содержание произведений Б. Екимова получило более глубокую интерпретацию, чем поэтика; тем большую ценность для исследователя представляют публикации, содержащие наблюдения над художественными особенностями произведений.

В. Смирнов в числе важнейших закономерностей поэтики Б. Екимова называет наличие напряженного психологического сюжета, «центром которого обычно является нравственный конфликт, столкновение разных, зачастую диаметрально противоположных морально-этических норм, жизненных позиций». [7,с. 159]

Характер конфликта, по мнению В. Смирнова, определяет и основной принцип организации образной системы и композиционной структуры произведения - принцип контраста. А. Горловский одну из причин внутренней напряженности, повышенной конфликтности произведений писателя видит в том, что «коллизии почти всех его рассказов рождены. несоответствием между человеческим началом и нечеловеческим равнодушием к беде, к живому».[9,с.44]

В. Васильев обращает внимание на столь важную особенность сюжетики прозы Екимова, как наличие центральной сюжетной ситуации, содержанием которой является переломный момент в жизни героя, точнее, «момент рождения в человеке гражданина и хозяина». [8,с. 7]

Стремление к повышенной напряженности, острой конфликтности сюжета неожиданным образом сочетается у Б. Екимова с обстоятельностью описаний, вниманием к мелочам и подробностям жизни. Автор, как правило, «не скупится на обстоятельно и любовно выписанные подробности быта, пейзажа, переживаний героя», - пишет В. Сурганов . Введение описаний (чаще всего пейзажных) в рассказ, который по своей жанровой природе стремится к динамичности, в каждом случае несет важную идейно-эстетическую нагрузку и придает неповторимость прозе Б. Екимова. «Описательность, казалось бы, противопоказанная новеллистической форме, - замечает В. Компанеец, - во многом и придает екимовскому повествованию непохожесть и своеобразие. Насквозьлиричные рассказы заключают в себе большую силу художественного восприятия окружающего «тварного» мира: Екимов обладает даром изнутри, в мельчайших подробностях раскрывать всю таинственность жизни птиц, животных, растений. Смело можно говорить о екимовском «космосе» со всеми его крупными и мелкими планами изображения». [10,с. 210]

Обращаясь к вопросу о формах выражения авторского сознания, критики сходятся во мнении о том, что Б.Екимову в большей степени присущи не прямые, а косвенные способы выражения авторской оценки. «Давая выговориться самой жизни, представляя ее объективно, без какого бы то ни было авторского нажима, лирического либо иронического «окраса», - пишет

Н. Иванова, - Б. Екимов как будто не вершит суда над нею, не оценивает прямо поступки и действия своих героев; оценку должен вынести сам читатель» . В то же время критик предостерегает от того, чтобы ровность и невозмутимость авторской интонации принять за ее бесстрастность, настаивает на том, что «авторская позиция Б. Екимова сложна, невзирая на всю очевидную простоту его рассказов» . [18,с. 77]



Раздел II Изучение творчества Б. Екимова в школе.

  1. Обзорная лекция по творчеству в рамках изучения литературы -20 века -11 класс

  2. Уроки по внеклассному чтению 7 – 11 классы:

- «Ночь исцеления»,

- «Пастушья звезда»,

- «Фетисыч»,

- «Говори, мама, говори…»,

- «Мальчик на велосипеде»,

  • «Пиночет».

В 2016 году отрывки из рассказов «Говори, мама, говори» и «Мальчик на велосипеде» использовались в тестах по русскому языку в ЕГЭ.


    1. Как важно вовремя понять (по рассказу Б.Екимова«Говори, мама, говори».


Урок литературы в 7 классе «Как важно вовремя понять ( по рассказу Б.Екимова «Говори, мама, говори…»).

(урок проводится в системе уроков внеклассного чтения)

Цель: создание комплекса условий для формирования представлений учащихся о милосердии

Задачи: обучающая: формировать представления обучающихся о нравственном долге перед своими родителями;

развивающая: развитие умения анализировать текст, давать нравственную оценку поступкам героев;

воспитывающая: воспитывать в учениках чувство любви и уважения к близким родственникам, сострадания и сочувствия к старости.

Оборудование: портрет писателя, распечатка текста рассказа, картинки к тексту, ромашка с вопросами, сердечки с заданиями.

Словарная работа: милосердие, сострадание

Эпиграф к уроку:"Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу….". А.М.Горький



Ход урока

  1. Мотивационный момент. Рассказ учителя об авторе рассказа.

Борис Петрович Екимов родился 19 ноября 1938 года в городе Игарка Красноярского края в семье специалистов по пушнине. В 1939 году, после смерти отца, семья переехала сначала в Иркутск, а в следующем году – в поселок Али Алма-атинской области. Здесь до 1945 года, когда семья перебралась в Калач-на-Дону, и прошли первые годы жизни будущего писателя.

Первая книга писателя - «Девушка в красном пальто» - появилась в издательстве «Современник» в 1947 году. она стала «заявкой» на собственное место в литературе. Потом были другие книги: «У своих», «Офицерша», «Доехали благополучно», «Последняя хата», «Теплый хлеб», «Ночь исцеления» и др. Его имя заняло прочное место в столичных журналах.

Но открытие Б.Екимова для многих, несмотря на то, что он уже был автором нескольких книг, состоялось после появления в «Нашем современнике» (1979, №3) рассказа «Холюшино подворье».

В последнее десятилетие от малых эпических форм Б.Екимов сделал попытку перейти к крупным. Это роман «Родительский дом», впервые опубликованный в 1988 году журналом «Волга» (№№5-8). Но, по справедливому замечанию критики, он романом «не стал, хоть и перестал быть рассказом из-за большой площади повествования…» однако хороший и своеобразный роман у Б.Екимова все же написан – это большая серия его хуторских рассказов с одними и теми же героями, которые оказываются то главными, то второстепенными и характер которых от рассказа к рассказу обозначается полнее.

С 1976 года, после вступления в Союз писателей России, окончив в начале 80-х годов Высшие литературные курсы при Литературном институте им. Горького, - на профессиональной писательской работе. Правда, «рыночная экономика» заставила вернуться на журналистскую стезю. Он работал корреспондентом в «Новой газете», заместителем редактора журнала «Отчий край». Ныне сотрудничает в «Волгоградской правде».

В 1999 году – лауреат Государственной премии России и Всероссийской премии «Сталинград». Лауреат премии Александра Солженицына (2008) — «За остроту и боль в описании потерянного состояния русской провинции и отражение неистребимого достоинства скромного человека; за бьющий в прозе писателя источник живого народного языка»

Лауреат премии Ясная поляна (2014)

Лауреат Патриаршей литературной премии  имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия(2016)

2.Предварительная работа перед началом чтения рассказа:

- Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким названием?

- Какие еще произведения, посвященные мамам, вы читали?

3. Притча о маме: (читают по ролям подготовленные дети)

За день до своего рождения ребенок спросил у Бога: « Я не знаю, зачем я иду в этот мир! Что я должен делать?

Бог ответил: «Я подарю тебе ангела, который всегда будет с тобой. Он все тебе объяснит».

- Но как я пойму его, ведь я не знаю его языка?

- Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.

- Как и когда я должен вернуться к тебе?

- Твой ангел скажет тебе все.

- А как зовут моего ангела?

- Неважно, как его зовут, у него много имен…

Ты будешь называть его - ? (мама).

4.Раздаются учащимся листочки с цепочками ключевых слов к рассказу

Часть 1 – телефон – дочь – тариф;

Часть 2 – подворье – семя;

Часть 3 – грушинка-черномяска – мобильник – тариф;

Часть 4 – почуяла вдруг – говори, мама.

5.Работа с текстом.

- Прогнозирование учащимися сюжета рассказа по опорным словам.

- Чтение рассказа по частям.

Часть 1.«Хату кидать…» до слов «Наверное не к добру»

- Почему бабушка Катерина не желает ехать в город? (Нелегко расставаться с насиженным гнездом; куда девать малую живность; о хате душа болит; не больно весело на старости лет новые углы обживать)

- Как ей живется на хуторе? (Хотя это и родное место, но одиноко, связь с миром и родными только через «черную коробочку», но и она ограничена тарифом)

- Что вы можете сказать о дочери б. Катерины?

Страшный сон видит бабушка Катерина и, как всякий старый человек, веря в сон и многие приметы, чувствует, что это не к добру.

Работа над первой частью рассказа заканчивается прогнозированием развития сюжета.

Часть 2 «Снова миновал день…» до слов «…да так и пошел не в лад».

- Как складывается день бабушки Катерины? (Работа по хозяйству: подняться , прибраться, накормить кур и поклевать самой)

- Может быть ей, старой женщине, лучше было бы сидеть дома, никуда не выходить и тогда не случилось бы страшного – не упала бы бабушка? (Кроме работы, ей, доживающей последние деньки, хотелось радоваться жизни «…глядела вокруг, на эту красоту радуясь…»)

- Как вы думаете, почему в третьей части в качестве опорных слов вновь повторяются слова мобильник и тариф? Прогнозирование.

Часть 3 «Как всегда поутру…» до «…и от слез вроде бы стало легче».

- Описывая разговор дочери с матерью, автор говорит «… все поняла старая женщина». А что это – ВСЕ?

- Почему бабушка Катерина вступает в диалог с невидимым человеком – рекламой по радио? (Нужно было кому-то высказаться, поплакаться. А ласковый, участливый голос незнакомой женщины к этому располагал)

- Обиделась ли бабушка Катерина на свою дочь? (Нет, она для нее по-прежнему «доча», любящая сладкую грушу-черномяску)

-Чтение рассказа еще не окончено, но мне хотелось бы поговорить с вами о том, что вы уже слышали, попробовать дать оценку поступкам наших героев. Я предлагаю вашему вниманию ромашку с вопросами разных уровней.

6. Работа с ромашкой.

Простой вопрос: Когда обычно звонила дочь?

Оценочный вопрос: Как, по-вашему, плохо или хорошо поступает дочь, каждый раз напоминая маме о тарифе разговора по телефону?

Творческий вопрос: Как поступала бы дочь, если бы разговор по телефону был бесплатный?

Уточняющий вопрос: Почему у дочери бабки Катерины был всегда один и тот же вопрос: «Ты в порядке?»

Объясняющий вопрос: Почему бабка Катерина до сих пор не спилила грушу, которая мешала ей ходить?

Практический вопрос: Разговаривая по телефону со своей мамой, родными, напоминаете ли вы им о тарифе?

- Чем, по-вашему, закончится рассказ? Прогнозирование. Окончание чтения рассказа.

Часть 4 «И тут совсем неожиданно…» до конца.


7.Осмысление прослушанного. Работа с «сердечками». Сначала учащиеся работают индивидуально, а затем коллективное обсуждение ответов.

Белое сердечко – назвать основные эпизоды рассказа

Синее сердечко – объяснить значение предложения «Кому хочешь жалься»

Коричневое сердечко – когда было особенно грустно и хотелось что-то изменить в рассказе.

Красное сердечко – выбрать из финала рассказа слова, которые окрашивают его в теплые тона.

Желтое сердечко – подобрать из рассказа текст к иллюстрациям.

Зеленое сердечко – продолжить рассказ.

Работая над вопросами к тексту, каждый из вас держал в руках маленькое сердечко. Как вы думаете, почему на листочках именно такого формата написаны вопросы?

8.Словарная работа со словами: милосердие, сострадание. Могут ли эти слова быть синонимами. Когда в рассказе они могут быть использованы?

- Как вы думаете, какие проблемы поднимает автор в данном рассказе? (проблема одинокой старости, воспитание чувства внимания к окружающим, родным, уважения к старости, проблема разорения малых деревень и т.д)

9. Представление галереи портретов А. Шилова (Какой из портретов соответствует образу главной героини? Обосновать свой ответ).

10.Учитель: А как вы считаете, этот рассказ актуален?

Чему учит нас этот рассказ, о чем мы должны помнить всегда? (подвести к эпиграфу).

Не случайно высказывание М.Горького стало эпиграфом к нашему уроку. Но оно не закончено, продолжите его, пожалуйста.

Учитель: Наш урок подходит к концу. Какие чувства вызвал у вас сегодняшний урок? Какие выводы вы сделали для себя?

Домашнее задание. Предлагаю домашнее задание на выбор.

1.Написать сочинение – размышление на тему «В чем заключаются красота и величие моей мамы»

2.Написать письмо своей маме и попросить за все прощение.


2.2 «Душу живу… сохранить» (По повести Б.Екимова «Пиночет»)

Урок литературы в 11 классе 2 «Душу живу… сохранить» (По повести Б.Екимова «Пиночет»)

(урок проводится в системе уроков внеклассного чтения)


ЦЕЛИ:

- усовершенствовать навыки сопоставительного анализа;

-учиться обобщать, делать выводы;

- продолжить обучение анализу художественного произведения.

- привлечь внимание учащихся к проблемам современной деревни.

ОБОРУДОВАНИЕ. 1. Схема-опора «90-е годы («Деревенская проза» в современной русской литературе)»

2. Эпиграфы к уроку:

Где родился, там и пригодился.

Пословица

Волю дав лирическим порывам,

Изойдёшь слезами в наши дни.

Н.А.Некрасов

3. Песня «Деревня моя…»


ХОД УРОКА.


  1. Вступительное слово учителя.

- Русский крестьянин всегда был главной опорой огромного государства. Судьба наших кормильцев складывалась порой просто трагично. Трудно охватить масштабы переворота, происходящего в жизни русской деревни. Вспомним: больше тысячи лет бесчисленные поколения русских крестьян передавали друг другу эстафету примерно одних и тех же условий жизни, тяжёлого труда, но неотрывного от природы, украшенного своими радостями.

В 1913 году в городах России проживало 18 % всего населения, а в сельской местности - 82 %. Несмотря на все социальные бури, пронёсшиеся над страной, это соотношение сохранялось вплоть до 1926 года.

И вдруг словно водопад, куда в пене и грохоте ринулась равнинная река: несколько десятилетий, в течение которых рассыпался огромный крестьянский материк. В 1961 году город и село сравнялись друг с другом по числу жителей. На глазах одного поколения произошёл исторический сдвиг, связанный с Октябрьской революцией, коллективизацией, Великой Отечественной войной и другими событиями.

Русская же литература XX века на всём своём протяжении исследовала другие проблемы, они были связаны с нравственным миром крестьян.

Это факты истории, которые говорят о многом. Факты истории!

Как начиналась она, что волновало писателей в 20-е годы, 30-е, 50-е, 70-е, мы знаем из прошлых уроков. Писатели поднимали вопросы частной жизни крестьян, проблемы маргинального человека, тему раскрестьянивания, отлучения от земли, в произведениях звучало глубокое уважение к людям, сохранившим высокие моральные качества.

90-е годы поставили новые вопросы в «деревенской» теме, и наша литература продолжает их исследовать. Это проблема отчуждения человека от мира, разрушение духовных основ, это трагедия страны, людей и глубокая вера в них, это историзм подхода к народной, крестьянской жизни.

(Обращаемся к схеме-опоре, комментируем написанное на ней)

  1. Работа по обсуждению повести.

1) - Итак, «Пиночет». Название, прямо скажем, необычное. Кто это - Пиночет? (Чилийский диктатор, жестокий человек, однако сумевший вывести страну из кризиса)

- За что же главного героя повести Корытина называют Пиночетом? (Получается, за жестокость)

- Мы узнаём о его прозвище буквально с первых страниц повести.

(К уроку прилагается распечатка восьми небольших отрывков из повести, по которым ведется анализ)

- Прочитаем первый отрывок. Кто называет Корытина Пиночетом? (Пьяная женщина, спустившаяся с крыльца магазина)

- Как отреагировал он на это? (Нажал на газ, уехал, не стал говорить с ней)

- Постеснялся сестры? Было неприятно самому? (И то и другое, хотел поберечь сестру от собственных проблем)

- Обратите внимание на детали: «нажал на газ», «через силу улыбнулся», «покачал головой и поехал». Можно ли говорить о жестокости Корытина, ведь он ни одного слова не сказал этой женщине, не оговорил её, не попенял ей?(Нет, жестокости здесь нет, это иное - жесткость.

Обратите внимание на значения слов «жестокость» и «жёсткость»)

- Читаем запись на доске - значения слов.

ЖЕСТОКОСТЬ - безжалостность, беспощадность

ЖЁСТКОСТЬ - суровость, твёрдость, не допускающая отклонений.

- Даже во внешности Корытина автор подчёркивает мягкость, а не жёсткость. Найдите, как об этом говорится в отрывке № 2. Какую деталь в портрете автор подчёркивает? (мягкость: «мягкий рисунок губ», «мягкий подбородок», «излишняя мягкость»)

ВЫВОД. Итак, знакомство с героем состоялось. Правда, началось оно с прозвища. Перед нами внешне мягкий, добрый человек, которого все называют Пиночетом, имея в виду его жесткость и даже, видимо, в понимании людей жестокость.

- Почему он стал таким? Неужели таким был всегда?

2) - Вернёмся к событиям трёхлетней давности. Приехав в колхоз прямиком от отца из больницы, где тот лежал с сердечной болезнью, он увидел картину, которая его поразила, услышал слова, которые по меньше мере удивили его.

- Что же он увидел? (Растащенные заборы вокруг фермы и свинарника, воровство корма для скота, в селе посреди дороги ров и вал, украли трубу, некому засыпать траншею)

- Что в словах Вани, мальчишки, прибившегося ещё к старому Корытину, его поразило больше всего? (Узаконенное воровство. Ваня говорит об этом как о чём-то обыкновенном, уверенно говорит)

- Чувства Корытина? (Он видел всякое, тем более тут вырос, видел и вовсе горькое. Автор сдержанно пишет о чувствах героя, делает это через воспоминания об отце, как тот радовался каждой новой породе овец, коров, как болел душой за стадо, ночевал на ферме во время отёла)

- Эта картина не обрадовала Корытина-младшего. А люди? С кем встречается он в самую первую свою поездку по хутору? (Моргуновы, Степан - двоюродный брат и Петрович - старый агроном, работавший ещё с отцом)

- Автор выстраивает эти встречи следующим порядком: сначала Моргуновы, потом Степан, затем Петрович - 4, 5, 6 главы. Почему именно так? (Автору необходимо показать, какие люди живут в колхозе и как относятся к жизни. Моргуны - рвачи, ничего не ускользает от их «внимательного» глаза: ни брошенная техника, ни корм с фермы. Степан не может воровать, как многие, он честный человек. Петрович возмущён состоянием дел не только в колхозе, но и в стране. Болит у него душа обо всём…)

- Со всеми Корытин разговаривает, много слышит и видит. (Анализ 3-го отрывка. Степан жалуется на жизнь, не видит никакого выхода, хотя у него работящие руки, чистая душа. Болит душа и у Петровича о колхозе, о людях, о Корытине, о том, что губят крестьянство, губят Россию)

ВЫВОД. Итак, мы вместе с героем идём по хутору, видим, кто как живёт, за счет чего и за счёт кого. Кто ворует, кто пытается жить честно, стало быть, плохо. Но душа у многих людей болит. Они неравнодушны к жизни своей и чужой. И Копытин, уже приняв, видимо, решение, после разговора с Петровичем говорит:

- Ничего не вернёшь, - тысячу раз обдуманное повторил Корытин. - Ни царя батюшку, ни прошлую нашу жизнь. Что с возу упало, тому конец. Это - главное, что надо понять. А другое…

3) - Что «другое» имел в виду Корытин? («Другое» - это сами люди, от них зависит, во всяком случае, многое. Можно «слёзы точить», но дело от этого не сдвинется, надо работать, действовать…)

(Обращаемся ко второму эпиграфу, комментируем слова Некрасова, говорим о том, что только делами можно всё изменить, «такие нынче времена»)


- И вот после этих очень важных слов Корытина автор как бы прерывает повествование, которое шло до этого места напряжённо, и включает песню, задушевную, такую родную, что «тёплая волна колыхнулась и поднялась в душе Корытина». Он понял, почувствовал, что это его дом, его родина, он здесь нужен, его ждут…

(Обращаемся к первому эпиграфу, комментируем)


ВЫВОД. Не в этот ли момент пришло к нему решение остаться в колхозе, взвалить на себя отцовское дело и продолжить его? Мы не знаем. Автор предельно сдержан. Мы не прочтём в повести о сомнениях Корытина, колебаниях, размышлениях о том, как поступить. Это случится само собой.

4) - Откуда видно, что не раздумывал Корытин ни минуты, соглашаясь быть председателем? (Выслушав отца по телефону, сразу всё понял, и последовали короткие, как приказ, слова. 5-й отрывок)

- Жесткость это или жестокость? (Жёсткость, глаза глядели «холодно», но «голос звучал скрипуче, словно через силу»)

- Корытин председатель, а мы не знаем у него ни имени, ни отчества. Почему? (С фамилией старого Корытина люди связывали хорошую жизнь. Пришёл на смену ему не чужой человек, а его сын. Имя ни о чём не говорило людям, важно, что будет снова Корытин, а значит, жизнь наладится: сын отца не подведёт)

- Как же проявилась жёсткость Корытина с самого начала?

( 1. Приказал свезти на ферму колхозное сено, растащенное по своим дворам. Первый - Степан.

2. Обнёс забором фермы и свинарник, чтобы ходили в одни ворота.

3. Выселил Ваху с семьёй и всем его скотом.

4. Запретил выезжать со двора на личных машинах, пока идёт уборка. )

- Но, пожалуй, автору важно не столько то, что делает новый председатель, сколько то, что люди начинают ему верить. Как Степан отвечает той женщине, у которой он по приказу Корытина забирает сено? (Анализ 6-го отрывка. «Жить» - сохранить душу чистой для себя и для детей)

- Обратите внимание на слова Корытина, когда он убеждает Петровича вернуться на работу в колхоз. («Помирать легче со спокойной душой». Это важно для Корытина).


ВЫВОД. Корытину-младшему выпало жить в трудное время, хотя время Корытина-отца едва ли было легче, но младшему потребовалось особое отношение к времени: жёсткое, бескомпромиссное. В основе его действий лежит честность, справедливость. Когда он вернулся председательствовать, он был озабочен вопросом: «Что делать?» Он становится «Пиночетом», почти боевым командиром в мирных условиях. Он наступает ногой на пискнувшую было в душе жалость и заслуживает репутацию жестокого властелина, которого ненавидит половина села. Но он ставит колхоз на ноги, вопреки всем разговорам об обречённости колхозов вообще. Он мало говорит, предельно сдержан, мы не слышим его охов и ахов по поводу падения русской деревни. Он хочет спасти колхоз - дело отца, а значит и людей. А люди - это живые души. И сохранить их - это как воспитать ребёнка.

5) - Как люди относятся к действиям Корытина? (По-разному, иным не нравится то, что он пресекает воровство, что кончились вольные времена)

- Но эти же люди поняли Корытина, когда он сказал Моргуновым при выходе их из колхоза:

- Давай делиться по-честному. Тем более, - возвысил Корытин голос, - вы на свободу уходите. Кормить будете лишь себя. Дороги, по которым все ездим, нам ремонтировать. Водопровод -опять нам на шею, школа, детский сад, медпункт - все это нам, на колхозную казну. Вы пять лет налогов не будете платить. А мы - кряхтим, но платим. Армия, больница - все государство… Все - колхозу. И малые, и старые. Гроб сделать - колхоз, на кладбище отвезть - колхоз. Так что давай по-честному. Но если народ сейчас скажет, чтобы все отдать тебе, как ты просишь, я отдам. Спрашивай у людей, я - не хозяин. (глава 9). (Не сразу, не вдруг люди понимают, чего хочет Корытин и куда он их ведет.)

-Жестко или жестоко обошелся он с Мор гуновыми? (Жестко, но справедливо, и это поняли все. )

Автор приводит только реплики людей на собрании:

«Затопали, заговорили все разом:

- Продуманные…Рогали.

- Раздиктовала, скорохватая…

-Ты свою долю давно уперла, днем и ночью с фермы везли. -- .Покуль не спешили…

- Оторвали от титьки…

- Уходят - значит, отрезать им водопровод. За мотор три миллиона плочено.

- А электричество? Новый купили…этот…как его?

- Моргуниха премудрая… Любит нахалтай…»

- Все это знает, видит Катерина, родная душа. Как к этому относится?

(Ей жаль брата - и только. Для нее он родной, близкий человек, но жизнь его - чужая, и объяснить её невозможно. Она уезжает с чувством жалости, горечи, но - непонимания)

- Корытин пытается ей объяснить то, как он живёт:

«Такое нынче время, сама видишь. Всё я понимаю не хуже тебя, не хуже моего сынка учёного, не хуже сватьёв. Но у вас - слова, а у меня - живые люди. Их держать надо внатяг, иначе всё пухом-прахом пойдёт! Держаться нам надо, понимаешь, держаться!» (Глава 9) (Катерина вспоминает мать, умершую рано, молодой, от сердца, думает о брате, у которого тоже иногда сердце прихватывает… На душе у неё невесело)

- Повесть заканчивается несколькими словами из песни:

Серый денёк,

Белый летит снежок.

Сердце моё… Сердце моё…

Снова мотив дороги, как и в начале произведения. Да и на протяжении всей повести мы почти не видим Корытина в кабинете, в конторе. Он всегда на ходу. Жизнь - в движении. Деревня сдвинулась с места! Автор верит в преображение села, как когда-то Гоголь верил в Русь, в силу её, в русское крестьянство. Продолжая гоголевскую традицию, автор верит, что «серый денёк» сменит «белый» - цвет чистоты, святости - нравственности.

ВЫВОД. Пиночет - жестокий диктатор Чили. Корытин - жесткий руководитель хозяйства. Повесть «Пиночет» - о трагедии страны, людей, но и вера в них. Не дав волю «лирическим порывам», можно справиться с бедами, выпавшими в это трудное время. Справиться с бедой, но и сохранить душу. Об этом была и осталась боль у «деревенской» прозы.

6) Урок заканчивается песней «Деревня моя…»

Деревня моя, деревенька-колхозница,

Смотрю на тебя я, прикрывшись рукой,

Ты в лёгком платочке июньского облачка,

В веснушках черёмух стоишь над рекой.


Деревня моя, деревянная, дальняя,

Смущённой улыбкой меня обожгла.

К тебе моё сердце по-прежнему просится,

А я всё не еду - дела и дела.


Мне к южному морю нисколько не хочется.

Душой не кривлю я, о том говоря,

Тебя называю по имени-отчеству,

Святая, как хлеб, деревенька моя.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Учащимся предлагается написать сочинение (сочинение-миниатюру, эскиз к сочинению, размышление и т.д.) на одну из следующих тем:

  1. «Такие нынче времена» (По повести Б.Екимова «Пиночет»).

  2. «Душу живу… сохранить» (По повести Б.Екимова «Пиночет»).

  3. Жизненность образа Корытина (По повести Б.Екимова «Пиночет»).




























Заключение.

Борис Екимов – писатель современности, его литературная биография – яркий пример для нашего поколения.

Современная школа должна помочь учащемуся творить себя, быть скульптором своей судьбы. Формирование личности в школе должно идти по пути расширения ее творческих возможностей, раскрытия ее потенциала, выработки самокритичного отношения к самому себе, окружающему миру, своей деятельности. Следует также учитывать и то, что XXI век – век профессионалов, основным критерием которых служит компетентность.

Изучение творчества Б. Екимова поможет учащимся развивать свои творческие способности, мышление и увидеть, проанализировать свой внутренний мир.

Читая и изучая рассказы Екимова, выявляются главные духовные ценности его героев, важные не только для них, но и для всех нас – это истинная любовь к труду, способность отдать другому человеку свою душу, любовь к Родине, восприятие Жизни как божьего дара.
Для героев Бориса Екимова важна самоценность самой Жизни, счастья любить и быть любимым, семья, теплые и добрые отношения в ней, «деятельная доброта» - способность дарить людям добро.

В центре рассказов у Екимова всегда находится Человек, писателя интересует его внутренний мир, процессы, происходящие в его душе, иными словами, момент самоопределения (становления) личности. Б. П. Екимов показывает героев в такой момент их жизни, когда под влиянием внешних обстоятельств нарушается привычный ход вещей и требуется сделать выбор, найти верное решение, отстоять свою позицию. Герои Б. Екимова в большинстве своем обычные, внешне ничем не примечательные люди, показанные в обыденной жизни. Однако в определенной ситуации они совершают поступки, продиктованные не личной выгодой или практическими соображениями, а состраданием к другому человеку, способностью понять чужую боль.. Внимательный наблюдатель и тонкий психолог – знаток человеческих душ, Б. Екимов умеет показать в своих произведениях «необычность судьбы обыкновенного человека», его нравственную силу, проявляющуюся не в словах, а в поступках, в работе. С особой теплотой создает писатель образы стариков и детей, намеренно сближая их в рассказах, что также становится одним из способов выражения авторской позиции. В рассказах Б. Екимова важное значение имеет психологический аспект. Персонажи находятся в пограничной ситуации, которая помогает выявить их суть. 























Список использованных источников

1.  Великанова И. В. Одна большая книга / И. В. Великанова // Отчий край. – 1998. – №4. – С. 191.

2.  Евсеев М. Подсказан сюжет жизнью // Волгоградская правда. 1978.

3.  Б. Екимов «Ремесло это избрал я не ради хлеба насущного»// ж. «Уроки литературы», №8, 2005г

4.  Екимов Б. Если вы мудрый человек, то какая вам разница, с чем есть хлеб? // Вечерний Волгоград. - 1993, .

5.  Великанова Ирина Вячеславовна. Поэтика прозы Б. П. Екимова : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 : Волгоград, 2004.- 200 c.

6.  Материал из Википедии – свободной энциклопедии, http://ru. wikipedia. org/wiki/

7  Смирнов В.Б. Не страшась выводов. О прозе Бориса Екимова // Отчий край. 1994. - № 2. - С. 159 - 167.

8. Васильев В. О Борисе Екимове и его прозе // Екимов Б.П. Рассказы; Частное расследование: Повесть / Предисл. В. Васильева. — М.: Худож. лит., 1991. С. 5 - 8.

9.  Горловский А. По праву любви // Лит. обозрение. — 1985. — № 3. — С. 44- 47.

10. Компанеец В. Мир Бориса Екимова //Отчий край. 2006. №3. – С. 210-212.

11 Кожевникова С.В. Творчество Б. Екимова: динамика «деревенской» прозы последней трети XX века// Литература Волгограда. 2009. - С-12-14.
12.. Кожинов В.В. Проблема автора и путь писателя// Контекст: Литературно-теоретические исследования. М., 2008. — С. 23-47.
13. Куранов Ю. Бессюжетных рассказов нет. Творчество современных писателей// Вопросы литературы. 2009. -№ 7. - С. 70 -72.

14. Екимов Борис. Возвращение. Рассказы. – М.: Издательский дом «Никея», 2015. – 304 с.: илл. – (Русская духовная проза).

15. Б.Екимов Пиночет : Повести и рассказы. — М.: Вагриус, 2000. — 410.

16. Мокрова Марина Владимировна. Жанр рассказа в творчестве Б. П. Екимова: традиции и новаторство : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01.- Волгоград, 2003.- 193 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-10/896-3

17. Борис Екимов: В русскую литературу нас позвала Божья дудка...

Журнал Дружба Народов, 2007, №8, с.

18. Иванова Н.Д. Содержание и принципы филологического изучения пейзажа // Филологические науки. 1994. - № 5— 6. - С. 76- 83.


21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!