СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выпускная работа по теме "Личностно-ориентированный урок по технологии по разделу «Кулинария» по теме «Блюда из яиц» в 5 классе с учётом требований ФГОС второго поколения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностно-ориентированнный урок- это не только ориентация на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательной и созидательной способности.

Просмотр содержимого документа
«Выпускная работа по теме "Личностно-ориентированный урок по технологии по разделу «Кулинария» по теме «Блюда из яиц» в 5 классе с учётом требований ФГОС второго поколения"»


Министерство образования и науки Российской Федерации


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова)















  1. Тема: Личностно-ориентированный урок по технологии

по разделу «Кулинария» по теме «Блюда из яиц» в 5 классе

с учётом требований ФГОС второго поколения













Выполнил:

Слушатель гр. Т-2-2015

учителя технологии:

Узбекова Алсу Айнетдиновна

МОУ Калиновская СОШ

Радищевский район


Научный руководитель:

Атаулова О.В.

к.пед.н., доцент









Ульяновск

2015






Содержание страницы



  1. Раздел 1: Личностно-ориентированный урок……………………

  2. Технологическая карта урока по разделу «Кулинария»……….

  3. Схема сценария урока «Блюда из яиц»……………………………

  4. Приложения к сценарию урока «Блюда из яиц»………………...

  5. Заключение……………………………………………………………

  6. Список использованной литературы с интернет источниками..






















Раздел 1.Личностно-ориентированный урок.


Личностно-ориентированнный урок- это не только ориентация на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и развитие его личности,его познавательной и созидательной способности.

Цель урока:

Создание условий для проявления познавательной активности учеников.

В центре внимания личностно-ориентированных технологий, используемых на уроке, – уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество».

Готовясь к уроку, учитель должен продумать не только, какой материал он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъективном опыте учащихся. Важна при этом и форма обсуждения детских «версий». Задача учителя - выявить и обобщить «версии» учеников, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам того или иного предмета.

Средства достижения учителем цели урока:

- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

- использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

- оценка деятельности ученика не только по конечному результату («правильно-неправильно»), но и по процессу его достижения;

- поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

Замысел личностно-ориентированного урока заключается в создании педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ученика. Его осуществление возможно в том случае, если в качестве целевых ориентиров учебного занятия будут избраны следующие:

формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации и «окультуривания» их субъектного опыта;

оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;

содействие ребенку в формировании положительной Я-концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самостроительства.

Содержание личностно-ориентированного урока избирается в соответствии с образовательной программой и используется для обогащения субъектного опыта ребенка и осуществления происходящих в личности изменений в связи с постижением (обретением) своего образа.

Оценочно-аналитический компонент личностно-ориентированного урока должен прежде всего согласовываться с целевыми ориентирами учебного занятия. А это означает, что приоритетное значение имеют анализ и оценка таких сторон полученного результата на уроке, как-то:

обогащенность субъектного опыта ребенка культурными образцами человеческого опыта;

сформированность учебной деятельности учащихся и индивидуального стиля познания;

проявление самостоятельности и инициативы учеников, их творческих способностей.

Образовательный процесс строится на диалоге  «ученик-учитель». Причем обязательно учитывается  индивидуальное кредо ученика.

В творческом развитии проявляется общее и особенное. Особенное в человеке называют  индивидуальным, а личность с ярко выраженными особенностями, индивидуальностью. Индивидуальный подход заключается в управлении развитием человека. Это не значит, что мы приспосабливаемся к отдельному учащемуся, наоборот мы приспосабливаем формы педагогического воздействия к индивидуальным особенностям, с тем,  чтобы обеспечить  необходимый уровень  развития личности. Основной задачей уроков технологии является развитие художественно-творческих способностей детей и подростков путем целенаправленного и организованного обучения

Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям  жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию.

Личностно-ориентированные технологии имеют следующие особенности

  • Продумывание преподавателем возможностей для самостоятельного проявления школьника. Предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.

  • Организация обмена мыслями, мнениями, оценками. Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.

  • Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого.

  • Побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку.

  • Продуманное чередование видов работ, типов заданий, что уменьшает утомляемость учащихся.

Личностно-ориентированная педагогика открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня

  • содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель

  • обучение ведется, прежде всего, обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; осуществляются объединение, интеграции различных дисциплин

  • достигается вариантность и дифференциация обучения на основе деятельного подхода

  • активно используется положительная стимуляция учения

На личностно-ориентированном уроке создается та учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуется личностные особенности студентов. На таком уроке господствует эмоционально положительный настрой студентов на работу.

Преподаватель не просто создает благожелательную творческую атмосферу, он признает самобытность и уникальность каждого обучаемого. Можно сделать вывод, что личностно ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Личностно ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся - его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик как личность.

Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого. Этому может помочь дифференцированный подход в обучении.

Дифференциация необходима по следующим причинам:

- разные стартовые возможности детей;

- разные способности, а с определённого возраста и склонности;

- для обеспечения индивидуальной траектории развития.

С психолого-педагогической точки зрения цель дифференциации - индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого школьника.

Использование форм и методов уровневой дифференциации, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создают благоприятные условия для развития личности в личностно – ориентированном образовательном процессе. Отсюда следует:

- построение дифференцированного процесса обучения невозможно без индивидуальности каждого ученика как личности и присущим только ему личностным особенностям;

- обучение, основанное на уровневой дифференциации, не является целью, это средство развития личностных особенностей как индивидуальности;

- только раскрывая индивидуальные особенности каждого ученика в развитии, т.е. в дифференцированном процессе обучения, можно обеспечить осуществление личностно – ориентированного процесса обучения.

Организуя внутриклассную дифференциацию, учитываются несколько этапов:

1. Проведение диагностики учащихся школьным психологом; анкетирование родителей, личные наблюдения учителя;

2. Распределение детей по группам с учётом результатов диагностики, анкетирования и наблюдений;

3. Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся;

4. Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока;

5. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.

Для организации дифференцированного обучения в классе используется групповая форма. При формировании групп учащихся, учитываются:

- различный уровень усвоения материала на данный момент;

- уровень работоспособности и темп работы;

- особенности восприятия, памяти, мышления;

- уравновешенность процессов возбуждения и торможения.

На основе этого происходит не деление детей на «слабых» и «сильных», а формирование трёх условных групп. Эти группы не постоянны, их состав может меняться.

Первая группа комплектуется из учащихся с высоким уровнем учебных возможностей и высокими показателями успеваемости. Они способны справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим. У этих детей хорошо развиты познавательные потребности, мотивации и способности к регуляции своих действий.

Вторую группу составляют учащиеся со средними показателями успеваемости по предмету. У них хорошие память и внимание, нормально развитое мышление, грамотная речь, их отличают исполнительность, добросовестность, высокая учебная мотивация. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание учителя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий.


Третью группу составляют учащиеся, отличающиеся низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, трудностями в организации собственной деятельности, низким уровнем развития памяти, внимания, мышления. Им необходимы постоянная стимуляция, яркая мотивация, чёткое отслеживание временного режима, проверка качества выполнения заданий, включение заданий на развитие. Этим учащимся педагоги обычно уделяют максимум внимания в ущерб остальным.

Осуществляя групповую дифференциацию, необходимо создать атмосферу, благоприятную для учащихся, ибо для того, чтобы учебный процесс был мотивирован и ребёнок учился согласно своим индивидуальным возможностям и особенностям, он должен чётко представлять себе и понимать, чего от него ждут.

Используя различные способы организации деятельности и единые задания, дети дифференцируются по:

- Степени самостоятельности учащихся;

- Характеру помощи учащимся;

- Форме учебных занятий.

При осуществлении дифференцированного подхода необходимо опираться на следующие условия:

1.Знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных учащихся и групп учащихся.

2. Умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся.

3. Составление развернутого плана урока, включая вопросы разным группам и отдельным учащимся.

4.Умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся (в идеале – каждого ученика).

5. Осуществление оперативной обратной связи.

6. Соблюдение педагогического такта.

Методы дифференциации, направленные на развитие познавательной активности:

- дифференцированные задания, направленные на развитие психических процессов: внимания, воображения, памяти, логического мышления;

- дифференцированная самостоятельная работа (по интересам, по уровню сложности, продуктивности, по индивидуальным карточкам с заданиями разной сложности);

- дифференцированный контроль (уровневые задания, задания с выбором), самоконтроль по образцам и критериям;

- индивидуализация домашних заданий (по объёму, по сложности, по творческой направленности);

- дифференцированный метод поощрения;

- использование наглядности в разных видах;

- проектная деятельность учащихся, направленная на развитие творческих способностей учащихся.

Необходимо хорошо понимать, что разноуровневая форма обучения не может дать положительного результата сама по себе, а требует системного подхода, огромной работы над содержанием и методикой преподавания.

Дифференцированный подход в обучении можно осуществить на разных этапах урока: при проверке домашних заданий, при актуализации знаний для нового материала, при закреплении, повторении, в самостоятельных работах.

При подготовке к урокам необходимо проанализировать цели урока, программный материал, определить его место на уроке, объём и степень сложности и, в зависимости от этого, определить виды дифференцированных заданий. Нет необходимости все виды заданий делать дифференцированными. Это затрудняет своевременный контроль выполненных упражнений и снижает общий темп урока.

На первых порах уровень сложности заданий для каждого ученика определяет учитель. В дальнейшем дети могут самостоятельно выбирать для себя задания. По результату можно будет судить, адекватно ли оценивает себя ученик, либо завышает или занижает свои способности.

Одним из способов повышения эффективности урока является использование нестандартных форм обучения: уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки в форме игр и т.д. Соединение учебной и игровой деятельности удерживает внимание и интерес во время всего урока.

Для того чтобы урок действительно стал личностно - ориентированным, учитель обращается к субъектному опыту школьника как опыту их собственной жизнедеятельности. Самое главное, чтобы ребенок овладел способом решения поставленной задачи. Учитель использует для этого следующие приемы: «Давай подумаем вместе...», «Расскажи, каким способом выполнял задание...», «Выбери по своему усмотрению путь решения задачи и постарайся дать ему объяснение...».

Также во время проведения урока эффективен следующий метод: учитель поручает часть своих функций ученикам. Например, сильные ученики проверяют работу одноклассников, вслед за учителем вторично объясняют какой-либо материал. Такие вопросы: «Как ты рассуждал, чтобы прийти к такому выводу?», «Что делал для того, чтобы найти ответ?», «С чего ты начинал, когда стал решать данный вопрос?», способствуют развитию у младшего школьника рефлексии своих интеллектуальных действий, самостоятельности, умения аргументировать свое решение. Ребенок ощущает себя активным творцом на уроке, это укрепляет его собственное «я», заставляет задуматься над тем, что он делает и как он это делает.

Для развития личности хороши задания творческого характера: сделать рисунок или поделку на заданную тему, подготовить сообщение о ком-либо или о чём-либо, написать отзыв или сочинение. Здесь очень важно, чтобы каждая работа была оценена учителем.

Положительные аспекты дифференцированного подхода в обучении:

- исключение "уравниловки" и "усреднения" детей;

- появление у учителя возможности помогать слабому, уделять внимание сильному;

- повышение уровня Я - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;

- повышение уровня мотивации учения в сильных группах;

- в группах, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться;

- выступает как средство развития самостоятельности учащихся.

Отрицательные аспекты дифференцированного подхода в обучении:

- лишение слабых возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними;

- несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся "неординарные дети";

- подготовка учителя к уроку с использованием дифференцированного подхода к обучению требует больших временных затрат.

При правильной организации личностно-ориентированного обучения в начальной школе должны быть достигнуты следующие результаты:

1. У детей среднего школьного возраста должно быть сформировано желание и умение учиться.

2. Овладение учащимися самоконтролем и самооценкой в учебной работе.

3. Должна осуществляться преемственность между начальным образованием и последующей его ступенью.

Основные требования к организации личностно - ориентированного урока в начальной школе:

- отказ от шаблона, использование разнообразных, нестандартных форм и приемов организации учебной деятельности, позволяющих активизировать субъектный опыт учащихся;

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. п.;

- использование дидактического материала, позволяющего ученику выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

- «скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям; оценивание деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;

- поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения учебной задачи, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

- создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Процесс реализации личностно-ориентированного обучения будет наиболее эффективен при соблюдении следующих условий: проведение обязательного и регулярного психолого-педагогического исследования индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, учет этих особенностей при обучении; отбор материала урока, позволяющего реализовывать основную цель личностно - ориентированного обучения - создание условий для развития личностных функций учащихся.


Памятка

Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью

Создание положительного эмоционального настроя на работу всех

учеников в ходе урока.

Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.

Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

Использование проблемных творческих заданий.

Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.

Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.

Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.

Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.

При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

При личностно-ориентированном обучении учитель и ученик являются равноправными партнерами по учебному общению. Школьник не боится допустить ошибку в рассуждениях, исправить ее под влияние высказанных сверстниками аргументов, а это и есть личностно – значимая познавательная деятельность. У школьников развивается критическое мышление, самоконтроль и самооценка, что отражает достаточно высокий уровень их общих способностей.

Главным критерием урока должна стать включенность в учебную деятельность всех без исключения учащихся на уровне их потенциальных возможностей; учебный труд из каждодневной принудительной обязанности должен превратиться в часть общего знакомства с окружающим миром.






3.Схема сценария урока.

Класс: 5.

Раздел: Кулинария.

Тема урока. «Блюда из яиц»

Тип урока. Комбинированный.

  1. Дидактическое обеспечение урока.

Цели урока:

Личностные:

  • способствовать формированию мотивации и самомотивации изучения темы, экологического сознания, смыслообразование, реализация творческого потенциала, овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

  • способствовать формированию навыков самостоятельной работы с информацией.

Метапредметные:

  • п-сопоставление, рассуждение, анализ, построение цели рассуждений, поиск информации; воспитывать правильное отношение к здоровой пище.

  • р-целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка;

  • к-диалог, монолог, организация учебного сотрудничества; воспитывать навыки культуры поведения в процессе общения.

Предметные

  • з-о значение яиц в питании человека, об использовании яиц в кулинарии, о способах определения свежести яиц.

  • у- определять свежесть яиц, готовить блюда из яиц.

  • способствовать формированию навыков определения доброкачественности яиц и научить технологии приготовления, оформлению и подачи блюд из яиц.

  • Способствовать запоминанию основной терминологии кулинарных работ:

Профориентационные:

  • Ознакомить учащихся с профессиями:

  • повар;

  • Официант;

  • Технолог.

  • Воспитывать уважение к работающему человеку.


Методическое оснащение урока:

  1. Материально-техническая база:

  1. кабинет технологии;

  2. компьютер, проектор, экран, презентации;

  3. кухонное электрооборудование и инвентаря, посуды и т.д.

  4. инструменты, приспособления.

  • Продукты: яйцо- 8, сосиски – 3-4 шт, сл.масло-100гр., сметана 150г, помидора-2 шт., растительное масло, зелёный консервированный горошек – 200гр..

  • Таблицы: «Питательные вещества», «Блюда из яиц», «Виды блюд», «Первичная и тепловая обработка овощей».


  1. Дидактическое обеспечение:

    1. Учебник «Технология» 5 класс. /Н.В.Синица, П.С.Самородский, В.Д.Симоненко, О.В.Яковенко. - М:, «Вентана-Граф», 2013г.

    2. Технология. Технология ведения дома: 5класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.В.Синица, Н.А.Бутлаева . - М.: «Вентана-Граф», 2013г..

    3. карточки- задания (Приложение 3,4,5):

    4. дополнительная литература (словари, справочники):

    5. слайды 16-19 (Презентация ): Правила безопасной работы при работе с электрооборудованием;при работе с ножом, санитарно-гигиенические требования

  1. Слайд4-5, Виды яиц;

  2. учебно-технологическая документация (УТД) (Приложение 9):

  • Инструкционно-технологические карты – 1, 2, 3 уровня (ИТК);

  1. средства контроля (карточки самоконтроля, взаимоконтроля, контроля учителем (карточки-задания, ключ к ответам, тесты, кроссворд и т.д.) (Приложение1,2,3,4,5,6,8);

  • карточки с домашними заданиями – 1, 2, 3, 4 уровня (Приложение 10);

Тип урока: Комбинированный

Вид урока: практикум

Методы обучения:

  • по типу (характеру) познавательной деятельности объяснительно-иллюстративный, репродуктивный; частично-поисковый (эвристический).

  • по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, беседа), наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ трудовых действий), практические (упражнения, практическая работа), репродуктивные и проблемно-поисковые (от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя (сотрудничество); б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении; в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы практического контроля и самоконтроля.

Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся (индивидуальные, групповые (бригадные), фронтальные):

Планируемые результаты:

  • Предметные: -ознакомиться: с питательными веществами содержащиеся в яйце, с видами яиц и блюд из яиц, с категориями яиц,

  • основной терминологией кулинарных работ: меланж, яичный порошок

  • - овладеют: навыками работы с электрической плитой, оборудованием, инструментами, приспособлениями;

  • - выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы: выполнить работу по приготовлению «Французского омлета»;

  • -использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

  • Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению; применять уже полученные знания при изучении нового материала, меть самостоятельно работать с источниками знаний, уметь находить ответ на вопрос в тексте; уметь сравнивать; наблюдать; делать выводы; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

  • Личностные: уметь сотрудничать; понимать и осознавать важность изучаемой темы.

Заключение


На уроках технологии я активно применяю технологии уровневой дифференциации, проектного метода, игровые, информационно- коммуникативные. Они относятся к личностно- образовательным технологиям легко адаптируются к индивидуальным особенностям учащихся, прививают культуру общения, воспитывают самостоятельность, ответственность, самокритичность. Результаты обучения развивают творческие исследовательские способности учащихся, повышают их активность, способствуют интенсификации учебно–воспитательного процесса, приобретению навыков самоорганизации, помогают развитию познавательной деятельности у учащихся и интереса к предмету. На своих уроках использую индивидуальные самостоятельные работы, которые предназначаются для всех учащихся класса, но в них учитываю разный уровень. Предлагаю задания разной степени трудности.

Также использую и дифференцированно групповые формы на уроках Групповая форма рациональна при изучении несложных теоретических понятий и выполнении практических работ. Эта форма организации работы способствует повышению интереса к учебной деятельности, уровня продуктивности у всех учащихся. При этой форме каждая группа учеников работает над выполнением заданий, соответствующих их учебным возможностям. Дифференцированное обучение использую на всех этапах урока: при проверке и закреплении знаний, работе с книгой, проведении практических работ, выполнении тестов.

Таким образом, использование технологий ЛОО на уроках технологии и дает высокие и стабильные результаты: позволяет учащимся реально оценивать свои возможности повышается интерес к предмету; между учителем и учащимися устанавливаются партнерские отношения; снижается психологическое напряжение учащихся на уроках; повышается качество знаний и активность слабоуспевающих учащихся; исчезает страх перед проверкой знаний.



Список литературы

1. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н. Степанова. М.: ТЦ “Сфера”, 2003.

2. Лукьянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно ориентированного урока. // Завуч. Управление современной школой. №2, 2006.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

4. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? - М.: ВЛАДО-ПРЕСС, 2005.

5. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное образование в современной школе. М.,1996.

6. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. М.: Сентябрь, 2000.

7. Е.С. Полат «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». Москва «ACADEMIA», 2005 г.

8.Атаулова, О.В. К вопросу о структурной схеме урока технологии / О.В. Атаулова. // Технологическое образование в школе и ВУЗе в условиях модернизации образования: Материалы международной научно-практической конференции МПГУ. – М.: Изд-во «Эслан», 2003.

9.Дидактика технологического образования. Книга для учителя. Часть первая./ Под ред. П.Р. Атутова, Москва: ИОСО РАО, 1997

10.Дидактика технологического образования. Книга для учителя. Часть вторая./ Под ред. П.Р. Атутова, Москва: ИОСО РАО, 1998

11.Есенкова, Т.Ф. Методические рекомендации по внедрению стандарта общего образования по «Технологии» / Авт. сост. О.В. Атаулова; Под ред. Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. – Ульяновск: УИПКПРО, 2004.

12. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы» №1, 2002г.




Интернет ресурсы:

  • http://kmspb.narod.ru/posobie/insert.htm - Информационный банк современного учителя

  • www.gastronom.ru

  • www.povarenok.ru

  • www.kuking.ru

  • http://www.friendsplace.ru/event/den-yaitsa-/

  • http://www.memurlar.net/album/4916/8.resim

  • http://fotosbornik.ru/wallpapers/4777/5.html

  • http://www.penzainform.ru/sales/products/bird/prodaem_derevenskie_naturalnie_produkti_myaso_00033856H.html

  • http://2s2b.ru/c291-590699.html

  • http://firstwall.ru/oboi/fon_yayca_skorlupa_cvet_makro_pasha

  • http://recept.rufox.ru/recept/Kylich-pashalnii-156.htm



Схема сценария урока «Блюда из яиц»

Этап урока


Цели этапа

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Мотивационно-целевой этап

I.Организационно-мотивационный этап

Цель этапа:

-настройка учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний

-создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный проц

1.Организационный момент


Цель этапа:

  • настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний;

  • создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс.


  • приветствие

  • проверка явки учащихся

  • заполнение учителем классного журнала

  • проверка готовности учащихся к уроку (Приложение 1)

  • настрой учащихся на работу

  • доведение до учащихся плана урока








Прочитайте на слайде (Слайд№1) тему урока. Как вы думаете, чем мы будем заниматься? Определите задачи, которые будем решать на уроке




Личностные УУД

Осуществляемые действия:

  • эмоциональный настрой на урок и т.д.

Формируемые способы деятельности:

  • проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности и т.д.

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

  • активное слушание

  • выдвижение предположений о теме урока и т.д.

Формируемые способы деятельности:

  • формулирование собственных ожиданий

Заинтересуемся…,

Узнаем…,

Изучим…,
Научимся…


Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

  • слушание собеседника

Формируемые способы деятельности:

  • построение понятных для собеседника высказываний

II.

Проверка выполнения домашнего задания

Цель этапа:

установление правильности и осознанности выполнения всеми учащимися домашнего задания

-устранение в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях

-выяснение степени усвоения заданного на дом материала

-определение типичные недостатков в знаниях и их причины

-ликвидация обнаруженных недочётов

2.Проверка

выполнения учащимися домашнего задания


Цели этапа:

  • установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания

  • устранить в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях

  • выяснить степень усвоения заданного на дом материала

  • определить типичные недостатков в знаниях и их причины

  • ликвидировать обнаруженных недочётов

  • выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса, устранение типичных ошибок

  • обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися

  • формирование понимания у учащихся связи выполнения домашней работы с результатами своего обучения вообще

  • использование различных форм контроля в зависимости от вида и цели домашнего задания (ПРИЛОЖЕНИЯ 3,4,5)

взаимопроверка (ПРИЛОЖЕНИЕ6)

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

  • повторение раннее изученного материала

  • Формируемые способы деятельности:

  • проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

  • контролируют правильность ответов обучающихся

Формируемые способы деятельности:

  • оценивание результата по алгоритму

  • адекватное восприятие оценки учителя

Познавательные УУД

  • Осуществляемые действия:

  • взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность

  • Формируемые способы деятельности:

  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

  • взаимодействуют с учителем во время опроса

Формируемые способы деятельности:

  • продолжение развития умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения

  • умение полно и точно выражать свои мысли

  1. 3.Актуализация опорных знаний и практического опыта учащихся.

Постановка учебной задачи.


Цели этапа:

  • организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания

  • актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания

  • предъявить задания, близкие жизненному опыту детей

  • зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний

  • организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании

  • эвристическая беседа

  • заслушивание сообщения учащихся (приложение 2)



Личностные УУД

Осуществляемые действия:

  • активизация имевшихся ранее знаний

  • активное погружение в тему

  • высказывание различных вариантов решения данной проблемы

Формируемые способы деятельности:

  • умение слушать в соот­ветствии с целевой установкой

  • принимать и сохранять учебную цель и задачу

  • дополнять, уточнять высказанные мнения по существу получен­ного задания

Познавательные УУД

Осуществляемые действия

  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

  • слушают вопросы учителя

  • отвечают на вопро­сы учителя

  • осуществляют актуализацию личного жизненного опыта

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов

  • формирование умения выявлять сущность, особенности объектов;

  • формирование умения на основе анализа объектов делать выводы

  • формирование умения обобщать и классифицировать по признакам

  • формирование умения находить ответы на вопросы

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

  • взаимодействие с учителем во время опроса

  • участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений

Формируемые способы деятельности:

  • формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности

  • формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения


III. Этап изучения нового учебного материала (формирование знаний)

4.Проблемное изложения нового знания


Цели этапа:

  • сформулировать и согласовать цели урока;

  • организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала;

  • организовать фиксацию преодоления затруднения;

  • объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся (Приложение 2);

  • заслушивание сообщений учащихся.



Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

  • осознание целей и задач обучения

  • восприятие, осмысление, запоминание учебного материала

  • осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника

  • формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

  • формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план)

  • формирование умения слушать и понимать других

  • формирование умения формулировать свои мысли в устной форме

  • формирование умения работать в парах, в группах

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

  • развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме

  • развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям

  • развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации

  • развитие умения строить п


    ростые рассуждения

Формируемые способы деятельности:

формирование умения

  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию

5. Физкульт-минутка


(Приложение 7)



6.Первич-ное закреп-ление зна-ний уча-щихся

Цель этапа:

  • зафиксировать алгоритм выполнения

  • организовать усвоение учащимися нового материала (фронтально, в парах или группах)

  • использование различных способов закрепления знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, творческого осмысления материала (Приложение 8)

  • обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с предложением: дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны.


Личностные УУД

Осуществляемые действия:

  • осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению

  • применение на практике и последующее повторение нового материала

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции

  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

  • формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

  • формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами






V. Этап изучения нового учебного материала (формирование умений)

7. Лабораторная работа « Определение качества яиц» с самопроверкой, взаимопроверкой по эталону и проверкой учителем



8. Практическая работа «Приготовление омлета по-французски » с самопроверкой, по эталону и проверкой учителем


Цели этапа:

  • тренировать способность к самоконтролю, взаимоконтролю и самооценке

  • проверить умения работать учащихся по алгоритму

  • организовать самостоятельную работу учащихся

  • организовать самопроверку самостоятельной работы

  • организовать…..по результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок

  • организовать ситуацию успеха по результатам выполнения самостоятельной работы


7.1. Вводный инструктаж учителя:

  • сообщение учащимся названия практической работы;

  • разъяснение учащимся задач практической работы;

  • ознакомление учащихся с ппрофессиями; /ПРИЛОЖЕНИЕ 12/

  • ознакомление учащихся со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);

  • ознакомление учащихся с учебно-технической документацией (инструктаж по ИТК) (Приложение 9 )

  • предупреждение учащихся о возможных затруднениях при выполнении работы);

  • инструктаж по технике безопасности.

7.2. Самостоятельная работа учащихся по УТД.

7.3. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):

7.3.1. Формирование новых умений:

  • проверка организованности начала работы учащихся;

  • проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);

  • соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;

7.3.2. Усвоение новых знаний:

  • проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;

  • инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.

7.3.3. Целевые обходы:

  • инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;

  • концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;

  • оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

  • контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;

  • рациональное использование учебного времени учащимися.

7.4. Заключительный инструктаж учителя:

  • анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;

  • разбор типичных ошибок учащихся;

  • вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;

  • повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

  • проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности

  • выдвижение гипотез, основанных на жизненном опыте учащихся

  • восприятие, осмысление, запоминание учебного материала

Формируемые способы деятельности:

  • применение на практике полученных знаний и последующее повторение

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

  • самоконтроль выполнения задания

  • взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность

Формируемые способы деятельности:

  • планирование своего действия в соответ­ствии с поставлен­ной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. Во внутреннем плане

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

  • усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации

Формируемые способы деятельности:

  • умение структурировать знания

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач

  • установление причинно-следственных связей

  • построение логической цепи рассуждений

  • выдвижение гипотез; их обоснование



VI. Этап «Домашнее задание»

8. Инструктаж учителя по выполнению учащимися домашнего задания


Цели этапа:

  • включить новый способ действий в систему знаний учащихся

  • тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и не стандартной ситуации

  • инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

  • сообщение о теме следующего урока

  • задание учащимся на подготовку к следующему уроку (Приложение 10)


Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

  • отработка алгоритма по изученной теме …

  • творческая переработка изученной информации

  • поиск искать в традиционных источниках (в алфавитном, в предметном каталоге, в каталоге вторичных источников, в словарях, в энциклопедиях)

  • поиск в компьютерных источниках (в сети Интернет, в электронных книгах, в электронных каталогах, архивах, с помощью поисковых программ, в базах данных)

  • поиск в других источниках (в социуме, в радиовещании, телевещании, в аудио-, видеоисточниках)

  • переработка (на основе анализа, на основе синтеза)

Формируемые способы деятельности:

  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

  • поиск и выделение информации

  • применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств


VII. Этап «Уборка рабочих мест»

9. Уборка коллективных и индивидуальных рабочих мест

Цели этапа:

  • организовать уборку рабочих мест с учетом требований санитарии и гигиены

  • предъявление требований санитарной гигиены к уборке рабочих мест

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

  • проявление эмоционального отношения к охране труда в мастерской;

  • выдвижение гипотез, основанных на жизненном опыте учащихся;

  • восприятие, осмысление, запоминание учебного материала.

VIII. Рефлексивно-оценочный этап

10. Подведение итогов урока

Цели этапа:

  • организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке

  • организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленных целей в начале урока

  • организовать проведение самооценки учениками работы на уроке

  • по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности

  • сообщение о теме следующего урока.

  • рефлексия учителя и учащихся о достижении целей урока (Приложение 12)

  • объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке

  • выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся

  • задание учащимся на подготовку к следующему уроку.

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

  • оценка и самооценка учебной деятельности

  • обобщение и систематизация знаний

  • учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока















ПРИЛОЖЕНИЕ №2. Ход урока

1. Организационный этап.

Проверка готовности к уроку. Сдача рапорта старостой о присутствующих, назначение дежурных на урок.

2. Определение цели и постановка задач на урок.

Учитель: Прочитайте на слайде (Слайд№1) тему урока.

Ученик: тема урока «Блюда из яиц»

Как вы думаете, чем мы будем заниматься? Определите задачи, которые будем решать на уроке.

Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)


 Учащиеся:

заинтересуемся…

узнаем…

изучим…

научимся…

3. Проверка домашнего задания.

Но прежде чем мы приступим к работе, проверим как вы справились с домашним заданием.

Учитель предлагает учащимся на выбор взять задания и сдать выполненные д/з:

  1. разноуровневые тесты по теме «Блюда из овощей»;

Карточки задания (1,2,3 уровень) (ПРИЛОЖЕНИЕ №3 ПРИЛОЖЕНИЕ №4 ПРИЛОЖЕНИЕ №5)

взаимопроверка

4.Актуализация знаний

Из истории

Блюдо, приготовляемое из взбитых яиц и молока — омлет — пришло к нам из Франции. Из французского языка заимствовано и его название. Несмотря на кажущуюся простоту, приготовление хорошего омлета, как считают французские кулинары, требует внимания и умения. Ведь его сначала нужно поджарить с одной стороны, а затем, ловко подбросив на сковороде, перевернуть на другую. Это удается далеко не всем.

Французские гастрономы рекомендуют: в сковороде, которая используется для приготовления омлетов, больше ничего не готовить и никогда не мыть эту сковороду. Достаточно ее горячую протереть тампоном из чистой бумаги с небольшим количеством крупной соли и слегка промаслить для предотвращения ржавчины.

   В современной кулинарии омлеты готовят чаще всего в закрытой сковороде, не переворачивая. 

Учитель:

— Посмотрите на таблицу «Питательные вещества», назовите, - какие питательные вещества содержатся в яйце (учащиеся называют).

Современная наука определила, что в состав яиц входят жизненно необходимые человеку вещества: белки, жиры, минеральные соли, витамины: А, D, Е и В.

Основная часть полезных веществ сосредоточена в желтке.

Правда, нельзя забывать и о том, что в яйце содержится много холестерина (именно поэтому яйца ограничены в употреблении при заболеваниях почек и печени). Исследование показало, что люди со здоровой диетой могут съедать по яйцу в день, и уровень холестерина в крови не поднимется.

Согласно статистике, человек ежегодно употребляет в пищу около 200 куриных яиц.

—Откуда берутся яйца? Какие виды яиц вы знаете? Учащиеся высказывают своё мнение. (Слайды №2,3)

—На яйцах, купленных в магазине, стоит штамп. Какую информацию он содержит? Учащиеся высказывают своё мнение. (Слайд №4)










Маркированные яйца с указанной датой называются диетическими.

По истечении 7 суток они становятся столовыми.


1-й категории (45 – 60г)

Диетическое

2-й категории (40г. и меньше)


Куриное яйцо




Столовое (срок хранения до 30 суток)




Меланж - замороженная смесь белка с желтком




Яичный порошок - высушенный меланж



- Крупные яйца массой 45г. и более маркируют красной краской – это продукт 1-й категории.

- Яйца массой 40г. и меньше – синей краской – это продукт 2-й категории.

К яичным продуктам относятся меланж (замороженная смесь белка с желтком) и яичный порошок (высушенный меланж). Эти продукты особенно удобны для использования в пищевой промышленности и на предприятиях общественного питания.

Срок хранения яиц в холодильнике — 30 суток, при комнатной температуре — 12 суток.

Сообщения учениц: «Способ хранения яиц»

    • Яйца сохраняются лучше, если лежат тупым концом вверх.

    • При отсутствии холодильника яйца можно сохранить свежими, если смазать скорлупу тонким слоем сала или растительного масла, завернуть каждое яйцо в бумагу, уложить в корзинку и повесить ее в темном проветриваемом месте.

«О профессии повар»

Профессия повар развивалась вместе с цивилизацией, так что можно сказать — это древнейшая профессия. Как только пещерные люди приручили огонь и стали жарить мясо на костре, они быстро выяснили, у кого из соплеменников мамонт получается вкуснее и сочнее, и стали доверять эту важную миссию только ему. Так родился первый шеф — повар. В дальнейшем течении истории профессия повар получила своё воплощение в оказании личных услуг по приготовлению пищи для богатых и знатных людей и только с развитием ресторанного бизнеса эта профессия приобрела массовость.…


Чтобы правильно готовить блюда из яиц познакомимся со строением яйца.

(Слайд № 5)











Яйцо покрыто скорлупой, под которой находятся две подскорлупные оболочки. Между ними образуется воздушная камера – пуга. В процессе хранения яиц пуга увеличивается. Под оболочками находится белок. В середине его на двух канатиках «подвешен» желток. Белок составляет около 60% содержимого яйца, а желток – около 40%.

5.Физминутка / Приложение 7./

6.Первичное закрепление новых знаний

ПРИЛОЖЕНИЕ8

7. Лабораторная работа. «Определение качества яиц»

Очень важно, чтобы яйца были свежими.

Как определить свежесть яйца? (ребята высказывают своё мнение)


Вывод.

Для определения их доброкачественности можно использовать несколько способов.

1. Просвечивание (с помощью овоскопа). (Слайды №10-11)

2. Погружение в воду. (Слайд №12)

3. Органолептический. (Слайд №13)

Проведём опыт и определим качество яиц в подсолённой воде.

Ход работы.

1. В стакане с водой разведём столовую ложку соли.

2. Опустим в стакан яйцо и определим его качество в соответствии с рисунком 116 стр.202 учебника.

3. Оформите результаты опыта в тетради творческих работ задание 30 (1)

Качество яйца

Положение яйца

Яйцо свежее

Опустилось на дно стакана

Недостаточно свежее

Плавает чуть выше дна

Недоброкачественное

Находится на поверхности жидкости

Яйца могут быть источником инфекционного заболевания, в процессе приготовления пищи из них необходимо соблюдать правила.

Сообщение ученицы по правилам приготовления блюд из яиц.

  • Использовать только свежие, хорошо вымытые яйца (это снизит возможность попадания вредных микробов со скорлупы в пищу)

  • Соблюдать режим тепловой обработки яиц.

Подготовка к практической работе.

Какие вкусные блюда можно приготовить из яиц?

Предлагаю провести конкурс знатоков: кто больше знает блюд из яиц?

Вывод:

Из яиц готовят яичницы, омлеты. Яйца можно фаршировать. Кроме того, яйца широко используются при приготовлении котлет, запеканок, блинчиков, а также кондитерских изделий.

(Слайд №10)

В кухне народов мира можно найти около 3 тысяч рецептов блюд из яиц.

В русской национальной кухне, например, яйца готовили, как отдельное блюдо.

Как пищевое сырье, для смеси с другими продуктами яйца не воспринимались. Даже в тесто их стали употреблять лишь в XIX веке по примеру французов.

В тетради творческих работ заполните задание 30 (рабочая тетрадь)

Первичный инструктаж

Как же правильно варить яйца? (ребята высказывают своё мнение)

Рассмотрим способы варки яиц (Слайд №14)


Способ приготовления

Время приготовления, мин

Готовность

Всмятку

2

Белок свернулся наполовину, желток не свернулся

«В мешочек»

4 - 5

Белок свернулся, желток не свернулся

Вкрутую

7 - 10

Желток и белок свернулся

В тетради творческих работ заполните задание 31 (рабочая тетрадь)

Учитель: Мы переходим к практической работе, но сначала послушаем несколько правил по варке яиц.

Инструктаж по охране труда при выполнении практической работы

(Слайды №13, 14, 15, 16)

- при пользовании электронагревательными приборами;

- при работе с горячей жидкостью.

8. Практическая работа. Приготовление блюда из яиц.

Работа выполняется группами по 4 человека.

1). Повар в группе приступает к варке яиц. (Слайд №17)

2). Остальные учащиеся смотрят слайды презентации. (Слайды №18,19)

Разобрать приготовление некоторых блюд и требования к качеству готовых блюд

Учащиеся выполняют практическую работу.

3) Существуют некоторые тонкости яичного этикета.

Послушаем, как культурно съесть яйцо.

Сообщение готовится ученицей.

7. Подведение итогов практической работы.


  1. Оценка сервировки стола.

  2. Определение качества приготовленного блюда согласно требованиям (самоконтроль и взаимоконтроль).

  3. Анализ допущенных отклонений при приготовлении и оформлении блюда.

Уборка стола, рабочего места и мытье посуды (согласно графику).

  1. Подведение итогов занятия.

Пришло время провести взаимоконтроль выполненной работы. Обменяйтесь рабочими картами с соседом по парте, используя карты пооперационного контроля, соответствующие уровню рабочей карты (смотрите на буквы номера рабочей карты и карты пооперационного контроля), указываем сумму набранных баллов.

Полученные баллы каждый свои сам записывает в карту «Оценка результатов деятельности учащихся на уроке» в графу «Практическая работа». Считаем среднее арифметическое за первую часть урока и выставляем полученную оценку в графу перед практической работой. Здесь вы сами себе поставили оценку за урок.


Обобщение знаний учащихся. Объявление оценок.

9. Инструктаж домашнего задания.

На карточках «Домашнее задание» выберите себе домашнее задание любого уровня


  1. Узнай в Интернете о способах хранения яиц без холодильника.


  1. Изучи понятие «паровой омлет» и узнай у родителей или из других источников рецепт приготовления этого блюда.


  1. Сделай сообщение как оформляют яйца к народным праздникам


  1. Приготовить любое блюдо из яиц по технологической карте, соблюдая технику безопасности при работе на кухне.

Пример: Технологическая карта «Фаршированные яйца»


Наименование продукта

Кол-во

Последовательность приготовления

Посуда и инвентарь

Яйца

1 шт.

Сварить вкрутую. Очистить. Разрезать пополам. Вынуть желток

Кастрюля, нож, разделочная доска

Майонез

1 ч. ложка

Смешать с желтком. Наполнить половинки яйца полученным фаршем. Украсить зеленью.

Тарелка, вилка Ложка, сервировочное блюдо


10. Дополнительный материал.

Интересная информация :

Всемирный день яйца — неофициальный праздник всех любителей кулинарных блюд, одним из основных ингредиентов которых является яйцо (омлеты, запеканки, глазуньи, сырники и т. д.). Отмечается во вторую пятницу октября.

11.Рефлексия (Слайд №26)



ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Уровень

Готовность к уроку

Д/з

Работа на урроке

Итого

ПР

Дата

Учебник

Рабочая тетрадь

Рабочая одежда

Организация рабочего места.

сумма



сумма




Зад №1


Зад №2

Зад №3


Зад.№4


Зад.№5



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

































Элементы

оценивания

Ученик

Учитель

Оценка

Баллы

Целеполагание


1

Домашнее задание


0,5

Лабораторная работа


1

Рабочая тетрадь


0,5

Карточка-задание на закрепление материала


1

Понятия


1

Итого:



ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Лист самоконтроля















ТЕХНОЛОГИЯ. Лист оценки предметных результатов.


Ф.И. ученика

Умения




























Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

Базовый уровень (выпускник научился)

1. Называет наиболее распространенные в своем регионе профессии (своих родителей) и описывает их особенности




























2. Понимает общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность - руководствуется ими в своей продуктивной деятельности




























3. Анализирует предлагаемую информацию, планирует предстоящую практическую работу, осуществляет корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий




























4. Организовывает свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполняет доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда




























Повышенный уровень (выпускник получил возможность и научился)

1. Уважительно относится к труду людей




























2. Понимает культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, уважает их




























3. Понимает особенности проектной деятельности, осуществляет под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощает его в продукте, демонстрирует готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги)




























Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Базовый уровень (выпускник научился)

1. На основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирает доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей




























2. Отбирает и выполняет в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия




























3. Экономно расходует используемые материалы




























4. Применяет приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла)




























5. Выполняет символические действия моделирования и преобразования модели и работает с простейшей технической документацией: распознает простейшие чертежи и эскизы, читает их и выполняет разметку с опорой на них; изготавливает плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам




























Повышенный уровень (выпускник получил возможность и научился)

1. Отбирает и выстраивает оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла




























2. Прогнозирует конечный практический результат и самостоятельно комбинирует художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно -художественной задачей




























Конструирование и моделирование

Базовый уровень (выпускник научился)

1. Анализирует устройство изделия: выделяет детали, их форму, определяет взаимное расположение, виды соединения деталей




























2. Решает простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции




























3. Изготавливает несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям




























Повышенный уровень (выпускник получил возможность и научился)

1. Соотносит объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток




























2. Создает мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно - эстетической информации, воплощает этот образ в материале




























Практика работы на компьютере

Базовый уровень (выпускник научился)

1. Соблюдает безопасные приемы труда, пользуется персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско – технологических задач




























2. Использует простейшие приемы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания




























3. Создает небольшие тексты, использует рисунки из ресурса компьютера, программы Word Power Point




























Повышенный уровень (выпускник получил возможность и научился)

1. Пользуется доступными приемами работы с готовой текстовой , визуальной, звуковой информацией в сети Интернет




























2. Знаком с доступными способами получения, хранения, переработки информации в сети Интернет































ПРИЛОЖЕНИЕ№3 Вариант -1 ( первый уровень).

1.Определи правильную последовательность первичной обработки овощей.

1. Очистка.

2. Мойка.

3. Нарезание.

4. Промывание.

5. Сортировка.

2. Соотнеси название овоща и его принадлежность к данной группе:

Группа овощей

Название овощей

1. Бобовые

А) лук репчатый, чеснок, лук –порей

2. Луковичные

Б) Анис, тмин, кориандр

3. Пряности

В) Томаты, баклажаны, перец сладкий

4. Паслёновые

Г) Горох, фасоль, бобы

3. Дополни предложения:

А) Овощи при варке закладывают в … , … воду.

Б) При обработке овощей следует пользоваться ножом из … … .

В) Вкус салатов зависит от …, входящих в их состав и от … .

Г) Пищевая ценность овощей заключается в содержании в них …, … … и других питательных веществ.

4.Выбери из перечисленного способы фигурной нарезки овощей.

А) кубики, Б) ломтики, В) гребешки, Г) соломка, Д) звёздочки, Е) полумесяцы.

  1. Дополни предложение:

Срок хранения в холодильнике незаправленных салатов не более (1)… часов; заправленных (2)… часов.


ПРИЛОЖЕНИЕ№4. Вариант -2 ( второй уровень).

  1. Заполни таблицу:

Термин

Определение

1.

А) Лёгкое обжаривание продуктов в небольшом количестве жира.

2.

Б) Нагревание продукта в большом количестве жидкости при температуре 100 градусов.

3.

В) Нагревание продукта на горячей сковороде с жиром.


  1. Заполни пропуски в схеме приготовления винегрета:

  1. Указать вид обработки продуктов:

    1. Варка –

    2. Нарезка –

    3. Сортировка –

    4. Жаренье –

    5. Пассерование –


4.Указать требования к качеству готовых блюд:

А) Варёные продукты должны быть_________________________________________

Б) Вкус должен соответствовать ____________________________________________

В) Цвет и запах __________________________________________________________

Г) Оформление___________________________________________________________.


5.Заполни таблицу:

Овощ

Продолжительность варки в целом виде

1. Картофель

А)

2. Свёкла

Б)

3. Морковь

В)



ПРИЛОЖЕНИЕ№5. Вариант 3 (третий уровень).

1.Перечисли виды первичной обработки овощей.

1._______________, 2._________________, 3._________________, 4._________________,

5._______________.

2. Перечисли 5 способов простой нарезки овощей.1.______________________

2. _________________, 3.___________________, 4.________________, 5________________.

3. Чем заправляют салаты из свежих овощей?

А)____________________, Б)_____________________, В)_____________________.

4. Перечисли правила техники безопасности при работе с ножом.

1.____________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________

3)____________________________________________________________________

4)____________________________________________________________________

5. Назови овощи группы корнеплодов, которые можно употреблять в свежем виде:

А)_________________, Б)____________________, В)______________________


ПРИЛОЖЕНИЕ№6. ОТВЕТЫ к тестам- приложениям 3,4,5.


Вариант -1. (первый уровень)

№ вопроса

Правильный ответ

Максимум баллов

1.

5, 2, 1, 4, 3 .

5

2.

1. –Г; 2. –А; 3 –Б; 4 -В

4

3.

А) Кипящую, подсолёную

1


Б)Нержавеющей стали

1


В) 1.Продуктов, 2.Заправки

2


Г) Витаминов, минеральных веществ

2

4.

В)Гребешки, Д) звёздочки, Е) Полумесяцы

3

5.

1. 12, 2. 6

2

Вариант -2.(второй уровень)

№ вопроса

Правильный ответ

Максимум баллов

1.

Белки –аминокислоты,жиры –глицерин и жирные кислоты, углеводы –моносахариды

3

2.

Сливочное масло, молоко, рыба

3

3.

2.Тарелка пирожковая, 3. Тарелка закусочная,6. Салатник

3

4.

1.Д; 2 –С; 3 –РР

3

5.

Завтрак -25-30%; Обед -40 -45%; Полдник -10-15%; Ужин -20 -25 %

4

6.

А) Режим питания, Б) Питание, В) Пищеварение, Г) С

4



ПРИЛОЖЕНИЕ7. Физминутка

На болоте две подружки, две зелёные лягушки,

Утром рано умывались, полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет.

Всем друзьям физкульт-привет!


ПРИЛОЖЕНИЕ 8.


1. Какие пищевые вещества содержатся в белке яйца?


А)______________ Б)_____________ В)______________________


2. Какие способы определения доброкачественности яиц вам известны?


А)______________________ Б)__________________________


3. Каким способом можно отличить варёное яйцо от сырого?___________________


  1. Как подразделяются яйца в зависимости от срока хранения?


А)__________________ и б)_____________________


  1. Посуду из каких материалов лучше использовать для взбивания белка?


2. Заполни таблицу:

Способ варки яиц

Время приготовления, мин.

1. Всмятку

А)

2. «В мешочек»

Б)

3. Вкрутую

В)


3. . Напиши название элементов строения яйца.


6.Напиши название прибора для определения качества яиц._______________


















ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Инструкционно- технологическая карта по теме: «Приготовление блюд из яиц» .

Изделие: «Французский омлет».


Посуда, инвентарь,

оборудование

Наименование

продуктов

Количество продуктов

(шт.,г.)

Последовательность производимых действий

Требование к качеству

Весы, производственные столы;

моечные ванны; стеллажи; сито;


кастрюля, миска, лопатка, ножи,


холодильник



противень; жарочный шкаф;













шкаф, бак для отходов, разделочная доска, ножик, миска.


Открывалка, миска.





Разделочная доска, нож



Духовка, противень, ложка, миска. Растительное масло


сметана






Яйца,






Масло сливочное














сосиски




зелёный горошек консервированный


помидора

соль






8 шт.






100 г.















3 шт.




1 банка





2шт.

По вкусу






150г.

1.Подборать посуду, инвентарь, получить продукты, взвесить.яйца, помидоры вымыть.




2.Яйца, взбить до однородной массы.


3) Разделить массу на 2 части.(одну часть жарим, а вторую- в холодильник)



3).На разогретую сковородку, положить кусочек сливочного масла. Вылить 1 часть взбитых яиц, жарить на медленном огне, при помощи лопатки аккуратно переворачиваем и жарим с другой стороны омлет. Выкладываем яичный блин на тарелку.










Сосиски нарезать соломкой, положить в миску.



Открыть банку и выложить в миску.





Нарезать на мелкие кубики и выложить в миску, добавить соль и всё перемешать.


Смазать противень маслом выложить обжаренный яичный блин, на него выложить смесь продуктов и сверху залить вторую часть яичной смеси и поставить печь при температуре 210 градусов.

Готовое блюдо можно полить сметаной

Внешний вид: омлет золотистый цвета, форма омлета ровная.


Вкус и запах: свойственный яйцам.


Консистенция: пористая, мягкая.











ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Домашнее задание.

    1. Узнай в Интернете о способах хранения яиц без холодильника.

    2. Изучи понятие «паровой омлет» и узнай у родителей или из других источников рецепт приготовления этого блюда.

    3. Сделай сообщение как оформляют яйца к народным праздникам

    4. Приготовить любое блюдо из яиц по технологической карте, соблюдая технику безопасности при работе на кухне.

Пример: Технологическая карта «Фаршированные яйца»

Наименование продукта

Кол-во

Последовательность приготовления

Посуда и инвентарь

Яйца

1 шт.

Сварить вкрутую. Очистить. Разрезать пополам. Вынуть желток

Кастрюля, нож, разделочная доска

Майонез

1 ч. ложка

Смешать с желтком. Наполнить половинки яйца полученным фаршем. Украсить зеленью.

Тарелка, вилка Ложка, сервировочное блюдо



ПРИЛОЖЕНИЕ 11 Рефлексия


А теперь проведем рефлексию.

Каждый в своей рабочей карте, выберите и напишите ответы на вопросы:

  • Я узнала…

  • Я научилась…

  • Мне пригодится это… .

  • Как вы себя чувствуете после сегодняшнего урока?

ПРИЛОЖЕНИЕ 12. Профессии

официанта, муж. (нем. Offiziant). Работник ресторана, столовой, подающий кушанья.



Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.

По́вар — человек, профессией которого является приготовление пищи.

Повар

Скорее всего, слово «повар» произошло от восточнославянского «вар», означавшего кипящую воду и жар[1]. На флоте должность повара называется кок.



.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!