СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выпускная работа слушателей краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме: «Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС НОО» Модель урока по УМК «Школа 2100» (3 класс) «Живая связь времён»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В «Приоритетном национальном проекте «Образование» проектный метод обучения отнесен к числу современных образовательных технологий, позволяющих обеспечить развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, что создает условия для повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени. В современной интерпретации содержания начального образования наряду со знаниевым представлен деятельностный компонент.

Просмотр содержимого документа
«Выпускная работа слушателей краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме: «Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС НОО» Модель урока по УМК «Школа 2100» (3 класс) «Живая связь времён»»


ГБОУ ДПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ

РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

Кафедра начального образования


Выпускная работа слушателей краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме:

«Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС НОО»


Модель урока

по УМК «Школа 2100» (3 класс)

предмет: окружающий мир

тема урока «Живая связь времён»


Выполнена:

Черновой Галиной Ивановной,

учителем начальных классов

МКОУ СОШ №5 Новоселовой М. А.

Руководитель: Хижнякова Ольга Николаевна

кандидат педагогических наук

руководитель кафедры начального образования




г. Ставрополь, 2014

1. Актуальность метода проектов на этапе введения и реализации ФГОС нового поколения

В современном образовании одним из важнейших направлений становится обучение общению, гармонизирующими межличностные и социальные отношения. А естественным общение будет только в совместной деятельности, каковой и может стать работа над проектом. Проектная деятельность играет особую роль и в формировании и развитии универсальных учебных действий учащихся, которые предусмотрены Федеральным государственным образовательным стандартом.

В «Приоритетном национальном проекте «Образование» проектный метод обучения отнесен к числу современных образовательных технологий, позволяющих обеспечить развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, что создает условия для повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени. В современной интерпретации содержания начального образования наряду со знаниевым представлен деятельностный компонент:

Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их надпредметный характер. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через систему учебно-познавательных методов и приемов, направленных на практическое или теоретическое освоение действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий.

Целевые ориентации могут задаваться условиями, при которых обучащиеся:

    • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

    • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

    • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

    • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).

Особенности образовательного процесса:

    • интегрированный характер образовательного процесса определяется необходимостью в интеграции знаний по различным учебным предметам при решении определенной проблемы;

    • интегрированные и внеурочные формы работы определяются интегрированным характером и сроками выполнения проекта;

    • индивидуальный подход в определении знаний для каждого учащегося определяется исходя из интересов каждого ребенка, уровня его возможностей;

    • образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию к учению;

    • индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

    • глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;

    • необходимость в приобретении новых знаний возникает в процессе работы над решением поставленной проблемы.

2. Этапы работы над проектом


Этапы работы над проектом могут быть различными, последовательность и содержание каждого этапа могут зависеть от возраста учащихся, особенностей темы проекта, конкретной учебной ситуации и т.п.

Этапы имеют достаточно условный характер в смысле соблюдения их последовательности, которая, как и изначаль­но планируемое содержание, может незначительно или кардинально меняться, так как весь этот процесс носит вероятностный характер. Вместе с учеником учитель определяет примерные сроки выполнения определённого этапа. Каждый проделанный этап работы анализиру­ется, соотносится с замыслом проекта и сопоставляется с уже проде­ланными и будущими этапами. В такой работе нет чётких рекоменда­ций, всё зависит от отношения субъектов к выполнению проекта, будь то ученик, учитель или родитель, и от объективных условий, которые могут как способствовать, так и тормозить проектный процесс.

Общие этапы работы над проектом могут формулироваться следующим образом:

  1. Подготовка.

  2. Планирование.

  3. Принятие решения.

  4. Выполнение.

  5. Оценка результатов.

  6. Презентация.


3. Система действий учителя и учащихся на разных этапах работы над проектом


Этапы


Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

Подготовка – выбор темы проекта, определение цели и содержания проекта, формирование творческих групп, определение форм выражения итогов проектной деятельности.


Уточняют информацию, обсуждают задание, принимают общее решение по теме, формируют творческие группы

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Объясняет цель, мотивирует к деятельности. Организует работу по формированию творческих групп

Планирование – анализ проблемы, определение задач, средств реализации проекта, выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в группе, формулировка вопросов, на которые нужно ответить, разработка заданий для творческих групп, отбор литературы.

Вырабатывают план действий, осуществляют постановку конкретных задач, определяют средства реализации проекта, уточняют источники информации, распределяют роли в группе

Разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности, подбирает литературу, принимает участие в обсуждении вариантов по реализации проекта.


Принятие решения – сбор и уточнение информации, обсуждение различных гипотез, выбор оптимального варианта, уточнение плана деятельности.


Работают с информацией, выдвигают и осуществляют отбор гипотез, выполняют исследование, корректируют план деятельности

Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Выполнение – выполнение проекта

Работают над проектом и его оформлением. Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами

Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Оценка результатов – оценка результатов выполнения проекта:

- поставленных целей,

- достигнутых результатов,

-анализ причин возможных затруднений или недостатков

Обсуждают полученные результаты, исправляют возможные недочеты, формулируют выводы

Наблюдает за деятельностью учащихся, принимает участие в обсуждении

Презентация – защита проекта

Докладывают о результатах своей работы

Организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.)











Урок в 3 классе по окружающему миру (УМК «Школа 2100»)

Тема урока: Живая связь времен

Цели урока:

Образовательные:

  1. Довести до сознания ученика мысль, что история общества, в котором он живет - это неотвлеченное, далекое от него понятие, а настоящая жизнь его самого, его семьи.

  2. Познакомить учащихся с первичными представлениями о поколении, родословном древе, происхождении имен и фамилий.

  3. Узнавать о жизни людей из исторического текста.

Развивающие:

  1. Развитие способностей понимать обусловленность исторической цепи наследственности, анализировать материал, аргументировано и обосновано высказывать свою точку зрения.

  2. Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям.

  3. Развитие партнерских отношений с семьёй.

Воспитательные:

      1. Воспитание чувства любви к родным и близким людям, к прошлому и настоящему членов семьи, к родителям и предкам.

      2. Воспитание чувства любви к малой родине, а затем – любви к родному Отечеству.

      3. Воспитание уважительного отношения к старшему поколению









Планируемые результаты:

Предметные результаты:

знать:

  • родословную своей семьи;

  • определять понятийный аппарат исследуемых терминов;

  • знать историю своей семьи, семейные традиции;

уметь:

      • находить и извлекать необходимую информацию о своей семье, предках;

      • осваивать знания основных социальных ролей, необходимых для социальной адаптации и успешного взаимодействия в социальной среде;

      • уметь строить генеалогическое древо своей семьи;

Личностные результаты

Личностные УУД:

  • проявление устойчивого познавательного интереса к истории своей семьи;

  • умение соотносить поступки, события с принятыми этическими нормами;

  • знание моральных норм и умение выделять нравственный аспект поведения;

  • ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях семьи;

  • применение полученных знаний в межличностных отношениях

  • проявление уважительного отношения к старшему поколению



Регулятивные УУД:

  • определение целей учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками при изучении понятия родословное древо;

  • прогнозирование и составление алгоритма проекта совместно с учителем и одноклассниками;

Познавательные УУД:

  • определение понятий: родословная, генеалогическое древо, река времени, поколение;

  • подбор семейных фотографий;

  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание при составлении устного рассказа о членах своей семьи и её традициях.

Оборудование:

учебник «Окружающий мир» А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, 3 класс, мультимедийная система, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Моё Отечество), наглядный материал обучающихся, портфолио обучающихся.



















Этапы деятельности на уроке в соответствии с типом урока, цель этапа

Содержание заданий

(для учащихся)

Виды деятельности обучающихся, формы организации работы

Планируемые результаты УУД

Предметные

Виды УУД, характеристики

1. Подготовка







































2.Планирование












































3. Принятие решения

































Физминутка









4. Выполнение проекта









































5.Оценка результатов.
















6. Презентация






Знакомятся с темой урока. Учитель приветствует и организует быстрое включение в урок в стихотворной форме

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать!


Внимательно посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь…. открывать!»

-А что будем открывать, вы узнаете из следующего задания стр.8



-Какую основную мысль высказала мама?

-Анюта согласилась с мамой?

-Какое вы заметили противоречие?

- Можно или нет возвратится в прошлое?

-Так существует ли связь времён?








- Выработаем план действий, определим задачи проектной работы, создадим и выполним проектную работу на тему: «Родословное древо моей семьи»







-Хранятся ли у тебя дома старинные вещи, фотографии?

-Что ты о них узнал из беседы с родителями?

-Расскажи.

-Вы рассказали о вещах, которые связывают нас с прошлым?

-У каждой семьи есть своё особое имя, которое передаётся по наследству. Что это?

- У каждого человека есть своё личное?..

-Каждый человек получает его от имени своего отца?..

-Воспользуйтесь материалами из своего портфолио.

- Выполним задание №2, стр.2

- Знаете ли вы о происхождении вашей фамилии?


-Посмотрите на

слайды презентации о значении имен.



-Обратимся к основному вопросу урока.

-Чьи версии уже подтвердились?

-Только ли вещи связывают нас с прошлым?

- Найдите общее и различное на фотографиях.

-Существует ли связь между этими фотографиями?




- Посчитайте сколько поколений изображено на фотографиях.

- Что за дерево изображено?

- Сколько поколений семьи Диминых оно охватывает?

- Куда оно уходит своими корнями?


















-Основываясь на родословное древо семьи Диминых, вы сегодня создадите генеалогическое древо своей семьи, пользуясь собранными вами материалами.

-Можете ли вы назвать имена своих прабабушек и прадедушек?

-Что такое поколение?

-Что такое родословная?

-Кто такие предки?

-Что такое семья?



-Знаете ли вы пословицы о семье?



-Какие традиции существуют в вашей семье?



-Почему надо знать свои корни?









-Продолжи предложение





- Было ли тебе интересно составлять своё родословное древо. Выскажите своё мнение и аргументируйте его.







Представьте свои проекты генеалогического древа.




- Какие чувства вы испытывали при создании проектов?






- Предлагаю вам написать сочинение-миниатюру о традициях вашей семьи.

















Читают текст, отвечают на вопросы:

-В чём противоречат друг другу слова мамы и Анюты?

-Какой возникает вопрос?

-Предложи свой вариант, а потом сравни с авторским .стр. 136

(формулируют проблему урока, сравнивают свои выводы с предложенным вариантом авторов учебника.)


- Мы предварительно узнали о своих предках по рассказам родных и близких, поэтому можем представить презентации своего рода, используя фотографии и старинные вещи семьи.

( Рассказывают о своих бабушках и дедушках, домашних реликвиях, семейных архивах, хранящих историю семьи)










-Фамилия.


-Имя.



-Отчество.



Моя фамилия __________

Я думаю произошла________


- Я знаю значение своего имени. Моё имя означает______











-Вторая фотография кажется более старой, чем первая и она чёрно-белая. Девочки с обеих фотографий похожи друг на друга.



- Четыре поколения.

- Родословное древо




-Уходит в прошлое семьи











Выполняют физические упражнения.







Рассматривают образец составления родословного древа


Рабочая тетрадь стр. 3 №3






-Поколением можно назвать людей, которые родились и живут в одно время.

-Предки – это наши родственники, жившие в прошлом.

-Семья – это близкие родственники, живущие вместе.


- Русский народ без семьи не живет.

- В лицо ребенок себя не знает, а имя своё ведает.


-В моей семье существуют традиции ……..


- Свои корни необходимо знать для того, чтобы знать связь времён.


Обучающиеся выполняют проектную работу.




-Когда я составлял (а) своё родословное древо, меня больше всего удивило то, что _______________


- Мне было интересно/ не интересно (нужное подчеркни стр.3 №4)

потому что________





- Я представлю родовое древо семьи__________




-Чувство гордости, уважения к своим предкам.

(Определяют свое эмоциональное состояние на урок)



Записывают домашнее
задание


Знать:

-понятия, родословное древо, поколение, семья, фамилия, имя, отчество, традиции;

-историю происхождения своего имени, фамилии.

Уметь:

-строить свое родословное древо;

- использовать собранную раннее информацию о членах своей семьи.


Личностные УУД

- выполнение нравственно- этических норм

- мотивирование к учебной деятельности


































Личностные УУД

-проявление устойчивого познавательного интереса к истории своей семьи;

-знание моральных норм и умение выделять нравственный аспект поведения;

-ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях семьи;

-проявление уважительного отношения к старшему поколению


Регулятивные:

-определение целей учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками при составлении проекта;

Познавательные УУД:

-определение понятий: родословная, генеалогическое древо, река времени, поколение;

-анализ семейных фотографий;

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание при составлении устного рассказа о членах своей семьи и её традициях.












Личностные УУД

-проявление устойчивого познавательного интереса к истории своей семьи;

-умение соотносить поступки, события с принятыми этическими нормами;

-ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях семьи;


Регулятивные:

-определение целей учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками при изучении понятия родословное древо;

-прогнозирование и составление алгоритма проекта совместно с учителем и одноклассниками;

Познавательные УУД:

-подбор семейных фотографий;

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание при составлении устного рассказа о членах своей семьи и её традициях.

Коммуникативные УУД:

- осознанное выполнение правил учебного сотрудничества при работе над проектом












Личностные УУД

-проявление устойчивого познавательного интереса к истории своей семьи;

-умение соотносить поступки, события с принятыми этическими нормами;

-знание моральных норм и умение выделять нравственный аспект поведения;

-ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях семьи;

-применение полученных знаний в межличностных отношениях

-проявление уважительного отношения к старшему поколению


Регулятивные:

-прогнозирование и составление проекта совместно с учителем и одноклассниками;

Познавательные УУД:

-определение понятий: родословная, генеалогическое древо, река времени, поколение;

- поиск существенной информации (из материалов учебника, рассказа учителя, собранных материалов)








Личностные УУД

-проявление устойчивого познавательного интереса к истории своей семьи;

-ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях семьи.


Регулятивные УУД:

- корректирование и оценка успешности решения учебной задачи.







Личностные УУД

-проявление устойчивого познавательного интереса к истории своей семьи;

-умение соотносить поступки, события с принятыми этическими нормами;

-ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях семьи.



























Литература:



  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (06.10.2000)

  2. Приказ Минобрнауки РФ «О введении ФГОС» № 373 от 06. 10. 2009

  3. Программа по окружающему миру образовательной системы «Школа 2100», 2011.

  4. Рабочая программа по окружающему миру, 2013

  5. Вахрушев А. А., Данилов Д. Д., Сизова Е. В., «БАЛАСС» - 2013

  6. Сизова Е. В., Данилов Д. Д. Методические рекомендации для учителя по окружающему миру – « БАЛАСС» , 2011

  7. Хижнякова О.Н. ; рец.; Н.Б. Ромаева, А.А. Дробот. – Теория и практика педагогического проектирования учебной деятельности в системе повышения квалификации учителей начальных классов/Ставрополь СКИРО ПК и ПРО, 2011

  8. Хижнякова О.Н. «Современные образовательные технологии в начальной школе» - Ставрополь, 2006



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!