Основные средства художественной фотографии:
- Композиция
- Цвет
- Линия
- Ритм
- Формат
- Распределение света
- Момент съемки
- Ракурс
Композиция-
это своеобразная архитектура снимка, которая должна учитывать перспективу изображения, очертания и формы светотени, направление совершающегося в кадре движения.
Композиция – это объединение отдельных элементов в единое художественное целое.
В построении композиции фотограф опирается на уже существующие формы и придает им через использование выразительных средств фотографии определенную смысловую окраску.
Правило «золотого сечения»
Разделите кадр на три равные части по горизонтали и три по вертикали.
Самые эффектные зоны находятся в точках пересечения линий друг с другом (узел внимания – так называется эта точка). Именно в этих зонах лучше располагать главный объект кадра.
Цвет
Каждый цвет имеет свое эмоциональное воздействие на человека.
Теплые цвета – оранжевый, желтый, красный напоминают нам лето, солнце, тепло. Такие же ассоциации возникают при просмотре фотографий, выполненных в этих цветах.
Холодные цвета – синий, розовый, фиолетовый – отдаляют объект от зрителя и ассоциируются с холодом, зимой, водой
Примеры плохого цвета
Линия
Из линий состоят очертания всех объектов на снимке. Линии могут объединять различные элементы композиции или разделять их.
Вертикальные и горизонтальные линии в фотографии сами по себе не вызывают напряжения или каких либо резких эмоций. Каждый понимает, что это естественные направления, которые в основном передают статичность объектов.
Линии, которые сильно отклоняются от горизонтали или вертикали выглядят неустойчивыми. Самые неустойчивые линии - это те, которые проходят под углом 45 градусов.
Формат
Для каждой фотографии можно рассчитать несколько параметров – линейный размер, размер в пикселях, разрешение. Линейный размер – это ширина и высота фотоснимка в миллиметрах, измеряется обычной линейкой. Минимальный линейный размер – 89х127 мм . Округленный и переведенный в сантиметры показатель линейного размера называется форматом фотографии. Минимальный формат – 9х13 см.
Свет
Съемка против света (контровой свет) – главное средство для выявления формы предметов. Такой свет создает очень сильные тени и силуэт объекта. Часто благодаря такому свету и выбору удачного ракурса фотохудожник создает интересные фотографии.
Еще свет бывает направленным, рассеянным или смешанным.
Направленный (прямой) свет часто делает изображение плоским и контрастным, поэтому такой вид освещения следует использовать аккуратно.
Рассеянный свет значительно уменьшает контраст объекта. Этот свет «холоднее», чем прямой. В основном, он выявляет детали у одноцветных или у темных предметов.
Момент съемки
Понятие решающего момента в обиход ввёл Анри Картье-Брессон. Он является основателем жанра репортажной фотографии. Именно в репортажной съёмке очень важен момент, в который будет сделан снимок. В постановочной фотографии такого нет.
Ракурс
Ра́курс — это точка зрения на объект в пространстве, а также, получаемая в процессе съемки проекция (изображение, которое фиксируется на холст, фотопленку или цифровую матрицу фотоаппарата) объекта в данной точке.
Под ракурсом в современной фотографии, чаще всего, понимается точка съемки по отношению к положению фотографируемого объекта.
Нижний ракурс
Верхний ракурс
Нижний ракурс
Центральный ракурс
Ритм
Под ритмом в фотографии понимают закономерное чередование каких либо элементов композиции в кадре. Архитектура, облака, силуэты и даже фонарные столбы – все это ритмы. Где-то загадочные, где-то вполне очевидные, но всегда очень завораживающие.
Использование ритма — это отличная возможность выделить основную мысль фотографии, при этом зритель имеет возможность с легкость увидеть творческий смысл произведения, заложенный автором.
линии
пятна
объекты
Практическая работа:
1. Определите какие ритмы есть на данном изображении?
2.Проанализируйте фотографию. В чем замысел
фотографа-художника?