ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
«ВЫШИВКА ШЕЛКОВЫМИ ЛЕНТАМИ»
рассчитана на детей 11-13 лет
срок реализации — 1 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного образования «Вышивка шелковыми лентами» призвана помочь сохранению богатства и традиций народного декоративно-прикладного искусства, его дальнейшему развитию.
Цель данной программы раскрыть перед обучаемыми социальную роль декоративно-прикладного искусства,сформировать у них устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками. Для реализации вышеуказанной цели перед объединением ставятся следующие задачи:
Привить интерес к ленточной вышивки и побудить желание совершенствования в данном направлении.
Развить творческую активность обучающихся, привить любовь к ручному труду.
Познакомить с истоками и ролью декоративно-прикладного искусства в жизни общества.
Развить образное восприятие окружающего мира.
Данная программа дополнительного образования рассчитана на 1 год обучения для детей 11-13 лет. На занятия отводится 144 часа в учебном году. Занятия проводятся по 2 часа 2 раза в неделю.
Овладение школьниками содержанием данной программы позволит решать не только образовательные задачи, но и подготовит учащихся к конкуренции на рынке труда и профессий, так как одним из результатов изучения прикладных художественных работ является способность поставлять на рынок товаров и услуг уникальный продукт.
Труд учащихся в рамках данной программы носит творческий характер. Т.е. способствует приобретению и активному использованию знаний, формированию культуры как отдельного человека, так и общества в целом.
Программа составлена на основе знаний возвратных, психолого-педагогических, физических особенностей детей подросткового возраста. Важный аспект в обучении — индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности подростка.
На занятиях обучающиеся получают знания, умения и навыки вышивальщицы, знакомятся с историей развития ленточной вышивки, с народными традициями в данной области , красотой и неповторимостью вышитых изделий.
С целью подведения итогов реализации программы в конце учебного года проводится выставка детских работ.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Количество часов |
всего | теор. зан. | практ. зан |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2 | Искусство декора | 6 | 3 | 3 |
История вышивкаи лентами | | 2 | |
Цветовая радуга | | 0,5 | 1,5 |
Орнаменты и символы в вышивке | | | |
3 | Технология вышивки лентами | 72 | 14,5 | 57,5 |
Материалы, необходимые для вышивки лентами | | 0,5 | 1,5 |
Перевод рисунка на ткань | | 0,5 | 3,5 |
Технология начала работы | | 0,5 | 1,5 |
Закрепление ленты на изнаночной стороне | | 0,5 | 1,5 |
Шов «вперед иголку» | | 0,5 | 1,5 |
Шов «назад иголку» | | 0,5 | 1,5 |
Шов «шнурок» | | 0,5 | 1,5 |
Шов «стебельчатый» | | 0,5 | 1,5 |
Шов «петельный» | | 0,5 | 1,5 |
Шов «тамбурный» | | 0,5 | 1,5 |
Шов «петля с прикрепом» | | 0,5 | 1,5 |
Шов «полупетля с прикрепом» | | 0,5 | 1,5 |
Шов «крестообразный» | | 0,5 | 1,5 |
Шов «крест» | | 0,5 | 3,5 |
Шов «узелки» | | 0,5 | 3,5 |
Шов «длинный стежок», «длинный стежок с полуприкрепом» | | 0,5 | 3,5 |
Шов «длинный стежок с завитком» | | 0,5 | 3,5 |
Шов «петля не затянутая» | | 0,5 | 1,5 |
Шов «закрученная петля» | | 0,5 | 3,5 |
Шов «лента с перехватами вприкреп» | | 0,5 | 3,5 |
Узор «сетка» | | 0,5 | 3,5 |
Роза на 5-ти каркасных нитях | | 0,5 | 1,5 |
Выпуклые розы | | 0,5 | 1,5 |
Объемные розы | | 0,5 | 1,5 |
Розы «Змейка из закрученной ленты» | | 0,5 | 0,5 |
Розы из узелка и собранной ленты | | 0,5 | 1,5 |
Роза «Дама» (собранная на нитку) | | 0,5 | 1,5 |
Роза «Утренняя заря»(собранная) | | 0,5 | 1,5 |
Бутон розы пришивной | | 0,5 | 1,5 |
4 | Ленточные миниатюры в интерьере дома | 56 | 9,5 | 46,5 |
Миниатюра «Крокусы» | | 1 | 5 |
Миниатюра «Тюльпаны» | | 1 | 5 |
Миниатюра «Голубые ирисы» | | 1 | 5 |
Миниатюра «золотые розы в вазе» | | 1 | 5 |
Миниатюра «Розовые розы в горшочке» | | 1 | 5 |
Миниатюра «Земляника» | | 1 | 5 |
Миниатюра «Дельфиниум» | | 1 | 5 |
Миниатюра «Анютины глазки» | | 1 | 5 |
Миниатюра «Магнолия» | | 1 | 5 |
Роспись фона | | 0,5 | 1,5 |
5 | Уход за вышитыми изделиями. Влажно-тепловая обработка | 2 | 0,5 | 1,5 |
6 | Выставка творческих работ учащихся | 4 | 0,5 | 3,5 |
7 | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
| Итого: | 144 | 32 | 112 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие (2ч)
План работы на учебный год. Цели и задачи обучения вышивке. Общие сведения о вышивке. Правила безопасного труда, санитарии и гигиены.
Искусство декора (6ч)
Краткие сведения из истории вышивки лентами с древних времен до сегодняшних дней. Применение вышивки в народном и современном костюме. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовой круг. Контраст. Цветовая сочетаемость. Цветовое решение составленной композиции.
Технология вышивки лентами (72ч)
Материалы для вышивки лентами, подготовка их к работе. Инструменты, приспособления для работы. Способы перевода рисунка на ткань. Увеличение и уменьшение рисунка. Виды пялец. Правила заправки изделия в пяльцы. Способы закрепления ленты на ткани в начале и по окончании вышивки. Технология выполнения швов: вперед иголку, назад иголку, шнурок, стебельчатый, петельный, тамбурный, петля с прикрепом, полупетля с приерепом, крестообразный, крест, узелки, длинный стежок, длинный стежок с завитком, петля не затянутая, закрученная лента, лента с перехватами вприкреп. Технология выполнения роз: на 5-ти каркасных нитях, выпуклые, объемные, змейка из закрученной ленты, роза из собранной ленты, «Дама» (собранная на нитку), «Утренняя заря» (собранная). Роспись фона.
Ленточные миниатюры в интерьере дома (56ч)
Условные обозначения и рисунки стежков, строчек, швов, узлов, применяемых в вышивке лентами. Зарисовка узоров вышивки. Технология изготовления изделий: крокусы, голубые ирисы,тюльпаны, золотые розы в вазе, розовые розы в горшочке, земляника.
Уход за вышитыми изделиями (2ч)
Обработка вышитого изделия (стирка, утюжка). Окончательное оформление вышитого изделия под рамку.
Выставка творческих работ учащихся (4ч)
подготовка выполненных работ к выставке. Организация выставки работ учащихся.
Итоговое занятие (2ч)
Обзор знаний о вышивке лентами, профессиях, связанных с отделкой швейных изделий вышивкой. Ответы на вопросы учащихся.