План-конспект занятия.
Тема: Вышивка узора «Снежинка»
Класс: 5
Продолжительность занятия: 45 минут
Цель:
Обучающая - создать условия для усвоения новых знаний и формирования навыков практической самостоятельной работы;
Развивающая – развивать эстетический вкус;
Воспитательная - воспитывать аккуратность и внимательность.
Задачи:
1) кратко ознакомить с историей вышивания;
2) содействовать формированию пространственной ориентировки при работе по схемам и при вышивании простого узора счетным крестом;
3) совершенствовать навыки ручного вышивания;
4) воспитывать потребность доводить начатое до конца
Оборудование, материалы и инструменты: выставка работ с ручной вышивкой, магнитофон с записями классической музыки, вышитые изделия.
Для учителя: игла, ножницы, нитки «мулине», пяльцы, линейка, запись музыкального сопровождения.
Для учащихся: игла, ножницы, нитки «мулине», пяльцы, линейка.
Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, фронтальная.
Межпредметные связи: информатика, ИЗО, ОБЖ, история.
Ход занятия
Приветствие. Проверка готовности к занятию.
-С провой стороны у всех должны лежать
(отвечают)
-…ножницы и игольницы с иголкой.
-С левой (отвечают)
-…салфетка, закрепленная на пяльцах.
Тема занятия и формулировка цели
-Сегодня на занятии мы выполним вышивку «Снежинка», которую выполним помощью счетного креста, а чтобы ее выпольнить нам понадобятся наши знания, для этого необходимо будет вспомнить о снежинках, и я вас очень кратко познакомлю с историей вышивки, техникой её выполнения.
Актуализация знаний.
-Ребята как вы думаете в какое время появляется вышивание?
-Возникновение вышивания относиться к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных, т.е. с того времени, когда человек только, что начинает надевать на себя отдельные элементы одежды (иллюстрация первобытного человека).
-А что такое вышивка?
-Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением выполняемыми нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом (написать).
-Чем вышивали ?
-Материалом для вышивки в разное время служили жилы животных, натуральные или окрашенные нити льна, конопли, хлопка, шелка, шерсти, волос, а также жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляшки, монеты (показать).
-Отличаеся ли вышивка удмуртов и татар? (показать)
-Вышивка тесно связана с бытом, трудом, природой и, таким образом, всегда отражала художественные вкусы и представления, выявляла национальные особенности
-Может ли вышивка отражать время года?
-Поэтому мы будем вышивать узор «Снежинка» на салфетке. Выполнять будем в технике счетного креста (написать). Вы можете вышивать крестик, а почему он называется счетным?
-Крестики узора нужно считать.
Работа по схеме.
-У каждого на столе есть схема с узором. Давайте рассмотрим наши схемы. На что похож узор на схеме? (на снежинку)
-Сколько лучей у снежинки на схеме? Сравним со снежинкой с картинки
-Сосчитайте начиная с нижнего левого угла до верхнего правого угла, сколько клеточек получилось
-Сосчитайте начиная с верхнего левого угла до нижнего правого угла, сколько клеточек получилось
-Сосчитай клеточки справа налево, сколько получилось.
-Найдите центр узора
-Носчитай пустые клетки от верхнего правого угла до верхнего левого угла, сколько получилось?
-Подумайте и скажите от какой клеточки лучше всего начать вышивать? (от центральной, получиться ровно по центру)
Инструкция перед началом работы
Приступая к вышиванию вспомним правила безопасного труда:
при работе с иглами (не размахиваемся иглами, не втыкаем иглы в одежду, для этого есть игольницы, не берем в рот…)
при работе с ножницами (не передаем ножницы лезвиями вперед, а от себя, не кладем близко к краю, не оставляем раскрытыми)
не забываем о поддержке порядка на рабочем месте
Практическая деятельность:
.возьмите пяльце с закрепленной салфеткой.
вденьте нить того цвета, которая подходит для нашей зимней салфетки
у каждого отмечен центр
у некоторых рисунок прорисован, а у других нет, потому что они вышивают быстро, поэтому сразу будут вышивать глядя на схему.
Робота по группам
| 1 группа | 2 группа | 3 группа |
Узор | центр отмечен узор не прорисован | центр отмечен узор прорисован | центр вышит узор прорисован |
Помощь | обращение к схеме указание | обращение к схеме | помощь в виде совместной деятельности |
Гимнастика для глаз. Женя спутал нитки с иголками, помогите найти его вышивку. Игла Жени красного цвета, какого цвета вышивка?
Физкультминутка. Встали, потянулись вправо, влево, вперед. Обхватили себя повернулись вправо, влево, выгнули спину наклонились вперед, выгнулись.
Подведение итога: занятие наше подходит к концу, посмотрим, что у нас получилось. Выставляются работы детей. Трудная ли была работа, где может пригодиться такая салфетка. Сможите ли вы, самостоятельно вышить такую же салфетку. Что вас сегодня удивило? А меня удивило то, что снежинки у вас не белые, а цветные …
И поэтому хочу закончить наше занятие стихотворением
Трудно в такое поверить,
Ребята, - снег был цветным,
А не белым когда-то.
Был изумрудный, оранжевый, красный…
Но никогда - серый, чёрный и грязный.
Нет, отродясь не бывало
В те лета снега холодного белого цвета.
Снег был теплее, снег был добрее,
Был не колючий - пушистый, скорее.
И у него даже запах был нежный,
Неповторимый, особенный - снежный.
Но с той поры много лет пролетело.
Снег полинял. Словно мел, стал он белым.
Только от прошлого некуда деться.
Снова брожу я по улицам детства.
Там я когда-то, честное слово,
Спрятал немного снега… цветного.
Схема снежинки
Х | | | | | | | | Х |
| Х | | | | | | Х | |
| | Х | | | | Х | | |
| | | Х | | Х | | | |
Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х |
| | | Х | | Х | | | |
| | Х | | | | Х | | |
| Х | | | | | | Х | |
Х | | | | | | | | Х |