СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией как средство достижения личностных результатов изучения литературного произведения в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять  лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в  виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня  всё более востребованными. Исходя из этого,  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию». -font-family: "Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language: AR-SA'>Для формирования учебно-методической документации, соответствующей новым стандартам, априорно ориентироваться на требования к  структуре основных образовательных программ и их объему, условиям реализации и  результатам их освоения, прописанным в ФГОС СОО. Работу по созданию учебно-методической документации необходимо осуществлялась  поэтапно.

Просмотр содержимого документа
«Высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией как средство достижения личностных результатов изучения литературного произведения в начальной школе»

Высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией как средство достижения личностных результатов изучения литературного произведения в начальной школе





Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию».

Современная  система  образования  предполагает  формирование   универсальных  учебных   действий, обеспечивающих умение  учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. 

По мнению ученых (Асмолов А.Г, Бурменская Г.В) в вопросах нравственного развития, воспитания личности и совершенствования человека личностные универсальные учебные действиях более значимые, чем остальные результаты. Они обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
А.Г Асмолов раскрывает три  вида личностных  действий:

1)самоопределение сформированность  внутренней позиции школьника – принятие и освоение новой социальной роли ученика; становление основ российской гражданской  личности, чувство гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

2) смыслоообразование поиск  и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю» и того «что я не знаю» и стремления к преодолению этого разрыва;

3) нравственно-этическая ориентация знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации – учету позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы; развитие этических чувств – стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения. (Асмолов стр.9)

Личностные УУД формируются на многих уроках, в том числе и на литературном чтении, которое более точно и четко раскрывает эти результаты. Урок литературного чтения очень важен для развития личности читателя. Он помогает сориентироваться  детям в огромном количестве книг, произведений, авторских имен. На уроках литературного чтения учащиеся незаметно для себя впитывают важные в нравственном отношении качества - трудолюбие, уважение к другим, любовь ко всему, что их окружает. Многообразная работа отражается на их эмоциональном восприятии окружающего мира, логике рассуждений, общем умственном развитии.

Многие ученые занимаются этой проблемой и не могут найти решения.

Показателем эффективности работы над данной проблемой является формирование стремления к познанию, рост читательской активности. Наиболее разработан материал по данной теме в образовательной системе «Школа 2100», которая предъявляет следующие требования к личностным результатам в 1классе по предмету литературное чтение:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения

общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки

как хорошие или плохие;

эмоционально проживать текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Значит это и будет одной из задач достижения личностных результатов.

Литературное чтение – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетенции младшего школьника, осознания себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Личностные универсальные действия формируются на уроках литературного чтения через задания:

- на интерпретацию текста;

-высказывания своего отношения к прочитанному с аргументацией;

- анализ характеров и поступков героев;

- формулирование концептуальной информации текста (В чем мудрость сказки? Найди слова, где выражена главная мысль произведения. Для чего писатель решил рассказать нам эту историю? Как можно поступить в этой ситуации?)

Многие произведения по литературному чтению несут духовно – нравственный смысл, и, работая с ним, невозможно пройти мимо нравственной оценки поступков героев. Например, "Цветик - семицветик" В.Катаева, "Тайное становится явным" В. Драгунского. На этих произведениях развивается действие самопознания - "Не было ли в твоей жизни похожей ситуации?" Сердечность, забота друг о друге, человечность воспитывается в произведении Н.М.Артюхова "Большая береза", в произведении Н.Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы" – ответственность за красоту природу, за животных и птиц.

Так же, для развития личностных универсальных учебных действий на уроках чтения можно использовать разные образовательные технологии:

- технология проблемного диалога – стимулирует мотивацию учения, повышает познавательный интерес, формирует самостоятельность и убеждения;

- технология ситуативного обучения – формирует умение демонстрировать свою позицию, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия;

- ИКТ – технологии – позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, формируется основа правовой культуры в области использования информации;

- проектная деятельность – формирует накопление смыслов, оценок, отношений, поведенческих диспозиций.

Но ведущей технологией является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Технология включает в себя 3 этапа:

I этап. Работа с текстом до чтения.

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). 
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. 
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). 
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). 
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. 
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

(Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). (Программа по литературному чтению «Школа 2100»)

В связи с этим, на уроках применяются типовые задания, нацеленные на личностные результаты:

  • текстовые упражнения, несущие духовно-нравственный смысл

  • задания на умение доказать свою позицию

  • анализ характеров и поступков героев

  • все задания, сопровождаемые инструкцией:

«Объясни…»

«Докажи…»

«Обоснуй свое мнение…»

Так же, на уроках литературного чтения реализуются следующие принципы:

    1. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

    2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

    3. Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире

    4. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний)

    5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

    6. Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

    7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.



Таким образом, формирование личностных универсальных учебных действий происходит на всех этапах образовательно – воспитательного процесса. Формирование личностных универсальных учебных действий позволит повысить мотивацию, тем самым позитивно изменить эффективность образовательного процесса, заложить фундамент развития компетентной личности.  В.А.Сухомлинский писал: "Важно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком…" (Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Асмолов)



Методы и приемы, используемые на уроках литературного чтения (Кудряшева):

1) Творческое чтение. Цель - активизация художественного восприятия. Приемы - выразительное чтение, комментированное чтение, беседа, творческое задание, создание проблемных ситуаций. Виды деятельности учеников - чтение, заучивание, слушание, составление плана.

2) Эвристический - поиск учащимися ответа на вопросы. Приемы - построение системы вопросов, заданий, создание проблемных ситуаций. Виды деятельности учеников - подбор художественного материала, пересказ с элементами анализа, анализ эпизода, образа, составление плана.

3) Исследовательский. Цель - развить умение самостоятельного анализа литературного произведения. Приемы - постановка проблемных вопросов, формирование исследовательских заданий, составление списка литературы по проблеме. Виды деятельности учеников - самостоятельный анализ части или целого художественного произведения, сопоставление и оценка разных видов интерпретаций текста.

4) Беседа - диалогический метод. Учитель с помощью вопросов побуждает учащихся рассуждать и подводит их к пониманию нового материала. Виды - вводная, эвристическая - аналитическая, заключительная - обобщающая. По форме - индивидуальная (вопросы для одного ученика), групповая, фронтальная - для всего класса.

4) Пересказ - способствует усвоению и пониманию текста. Виды - подробный, сжатый, выборочный, художественный, творческий.

Подробный пересказ - наиболее доступный детям вид пересказа, он помогает учить логике рассуждений, развивает речь ребенка, обогащает память, приучает детей фиксировать внимание на фактах произведения.

Пересказ, близкий к тексту, используется при работе над лирической прозой или художественным описанием. Обучая такому виду пересказа, следует добиваться от детей включения в речь слов и оборотов из произведения, употребления синтаксических конструкций, имеющих место в произведении.

Выборочный пересказ удобен в том случае, если надо привлечь внимание детей к одному эпизоду произведения, помочь проследить отдельные мотивы, отобрать материал для характеристики героя и т.п.

Краткий пересказ — наиболее трудный для освоения умственно отсталыми школьниками вид пересказа, так как при его подготовке требуется выявить в тексте самые существенные детали и передать их в собственной речи. Краткому пересказу нужно целенаправленно учить на уроках чтения.

Творческий пересказ предполагает передачу содержания с какими-либо изменениями.

5) Характеристика героев

6) Дискуссия – это метод обсуждения и разрешения спорных вопросов. В процессе дискуссии ученики высказывают свое аргументированное отношение к прочитанному.

7) Анализ пословиц. Анализ пословиц – заглавий и их самостоятельный подбор развивают мышление детей, учат их находить общее между названием произведения и его содержанием, учат понимать значение заглавий, основную идею произведения. (О.В. Соболева)

8) Обсуждение жизненных ситуаций

9) Работа над художественным замыслом текста. Цель анализа художественного произведения – осознание его идеи, то есть отношение автора к тому, что он изображает, оценки изображаемого. Следовательно, анализу подлежат текст произведения, изображение жизненного материала, а не сама жизнь. Опираясь на непосредственное восприятие произведения учащимися, анализ должен корректировать и углублять это восприятие.

10) Работа над концептуальной основой произведения:

- иллюстрация

- антиципация заголовка

- рассказ об авторе, его взгляда на жизнь

- нахождение в тексте главной мысли

- выбор главной мысли из предложенных

- выразительное чтение (выражение главной мысли голосом)

- работа над моралью

- работа над планом

(http://filfucker.ru/glavi/metodi-i-priemi-obucheniya-literature-razlichnie-klassifikatsii-metodov-obucheniya )

Для формирования высказывания своего отношения к герою существуют этапы работы над характеристикой героя:

1. Работа над типичным и индивидуальном в образе

Начиная работу над анализом действующих лиц надо помнить, что образ – это «обобщенная картина человеческой жизни», что в образе автор обобщает свои наблюдения над людьми, но в тоже время образ конкретен, т. е. типичное и индивидуальное выступает в единстве. Поэтому учителю надо так организовать анализ произведения, чтобы учащиеся воспринимали действующее лицо как представителя определенной эпохи и одновременно как конкретного живого человека»

2. Выделение основных черт характера

В работе над образом-персонажем в процессе раскрытия характерных черт герои выделяются ведущие, главные черты, определяющие его облик. Автор подчеркивает эту черту самим развитием сюжета, взаимоотношениями с другими действующими лицами. Автор показывает, как проявляется эта черта в разных условиях. Чаще всего именно эта черта характера объясняет мотивы поведения персонажа, позволяет понять образ в целом. Младшие школьники начинают задумываться над мотивами поступков героев, но раскрыть их самостоятельно не могут. О мотивах поведения героя дети говорят только тогда, когда перед ними ставятся соответствующие вопросы. Но младшие школьники должны понять, что поступки бывают сложными, противоречивыми и не всегда можно решить, что хорошо и что плохо. Поэтому при анализе поступков необходимо не только оценить поступок, но вскрыть его причины. Глубже понять героя помогает сопоставление действующих лиц одного произведения или действующих лиц близких по тематике произведений. Младшие школьники не могут самостоятельно справиться с этой работой, поэтому учитель руководит чтением и анализом путем конкретных вопросов.

3. Выявление авторского отношения к действующим лицам

Важно уметь замечать, как оценивает поступки сам автор. Надо помочь учащимся понять, как и в какой форме, автор выражает свое отношение к героям. Необходимо вести целенаправленную работу над авторскими словами, использованными для создания образа. Авторский комментарий к поступкам героев или психологически мотивируют эти действия или поступки, или раскрывают несоответствие между тем, что делает и говорит персонаж, и тем, что чувствует и думает в это время. Это приучает детей глубже воспринимать авторские мысли. В книгах для чтения есть рассказы, в которых автор свое отношение к действующим лицам выражает в оценочных суждениях. В этом случае необходимо предлагать учащимся самостоятельно найти слова и, пользуясь текстом, доказать, почему автор мог так сказать, какие факты он приводит в подтверждение своей оценки. Автор может нигде прямо и не говорить о своем отношении, но мы чувствуем это отношение. Оно передается самим описанием, отдельными деталями, дает возможность самому читателю самому догадаться об этом отношении.

4. Сопереживания читателя, его симпатии или антипатии к герою

Надо воспитать у учащихся личное отношение к герою, возбуждать интерес к нему и поддерживать его в течение урока. Но следует помнить, что возникший интерес часто снижается, когда допускается изменение беседы перед чтением, неоднократное перечитывание текста без определенной цели.

5. Подбор произведений для работы над образом-персонажем

Начинать работу над восприятием образа-персонажа лучше с произведений, которые доступны детям по объему и характеру письма автора, по форме и содержанию, которые близки их жизненному опыту.

6. Этапность работы над образом-персонажем

При изучении образа персонажа следует соблюдать этапность в работе, которая определяется с учетом психологических особенностей восприятия произведения младшими школьниками.

Эмоциональное частично-мотивированное восприятие

Аналитическое восприятие образа

Целостное восприятие образа

На первом этапе, который характерен для первоначального восприятия текста, учащиеся высказывают свое впечатление о действующих лицах, чаще всего эмоционального плана. После прочтения рассказа учитель задает вопрос: «Кто из действующих лиц понравился и почему? » Отвечая, учащиеся мотивируют свой ответ одним фактом. Первый этап побуждает к оценке героя, создает настрой для дальнейшей работы с текстом.

На втором этапе учащиеся конкретизируют первоначальные представления о действующих лицах. На этом этапе идет тщательная работа с текстом, учащиеся учатся подбирать материал о действующем лице. При формировании этого умения есть два пути работы с текстом:

1) Учитель спрашивает, каким дети представляют себе героя, постепенно называется черта за чертой, и к каждой подбирается соответствующий материал из текста.

2) Учащиеся читают текст по частям, и в ходе анализа содержания выясняется, что нового узнали о герое, какая черта особенно ярко проявилась.

Возможно и сразу, работая над текстом, подбирать нужный материал. Это для младшего школьника труднее и требует большой самостоятельности учащихся.

На заключительном этапе дети составляют рассказ о герое. Можно указать учащимся основные линии, которые должны учитываться при общении.

Работа над формированием выше перечисленных умений помогает осмыслить образ героя. Ведётся она не последовательно, не поэтапно, а в комплексе, то есть одновременно. В результате взаимодействия всех элементов системы достигается более высокий уровень восприятия произведения в целом.



Приемы анализа образа-персонажа:

Выявление мотивов, обстоятельств, последствий поступков героя;

Сопоставление размышлений, переживаний и поступков героя с целью воссоздать образ-персонаж;

«расшифровки» мимики, жестов, интонации героя с целью выявления его внутреннего состояния;

Составление плана-рассказа, чтение по ролям, составление рассказа от лица героя или о герое с целью осмысления его характера и идеи произведения.

Художественная литература является особым видом познания действительности. Уже сейчас стоит задуматься о проблеме литературного развития школьников, чтобы в будущем, столкнувшись с этой проблемой лицом к лицу, мы бы знали, как ей противостоять и как привить ребёнку любовь к Книге. (Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников. – Москва. – «Педагогика». – 2012г.)









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!