СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Высшая нервная деятельность человека

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка предназначена для изучения темы Нервная система

Просмотр содержимого документа
«Высшая нервная деятельность человека»

ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Главное отличие человека от других существ:  Сознание  Владение речью  Способность к трудовой деятельности  Общественная жизнь

Главное отличие человека от других существ:

  • Сознание
  • Владение речью
  • Способность к трудовой деятельности
  • Общественная жизнь
Сознание – высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности. Сознание человека — способность отделения себя («я») от других людей и окружающей среды («не я»), адекватного отражения действительности. Сознание базируется на коммуникации между людьми, развивается по мере приобретения индивидуального жизненного опыта и связано с речью (языком).

Сознание – высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности.

Сознание человека — способность отделения себя («я») от других людей и окружающей среды («не я»), адекватного отражения действительности. Сознание базируется на коммуникации между людьми, развивается по мере приобретения индивидуального жизненного опыта и связано с речью (языком).

Речь Речь - сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком.  Функции речи: Речь - это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми.  Речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая возможности произвольно регулировать и контролировать психические процессы.  Речь представляет отдельному человеку канал связи для получения информации из общечеловеческого социально-исторического опыта.

Речь

Речь - сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком.

Функции речи:

  • Речь - это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми.
  • Речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая возможности произвольно регулировать и контролировать психические процессы.
  • Речь представляет отдельному человеку канал связи для получения информации из общечеловеческого социально-исторического опыта.
Виды речи Внешняя Внутренняя Общение между людьми при помощи разговора или технических устройств Направлена на себя. Носит свернутый, сокращенный характер. Письменная Устная Диалог Монолог

Виды речи

Внешняя

Внутренняя

Общение между людьми при помощи разговора или технических устройств

Направлена на себя. Носит свернутый, сокращенный характер.

Письменная

Устная

Диалог

Монолог

Функции речи В общении В мышлении Обобщение Сигнализация Через слово обозначается предмет, действие Каждое слово уже обобщает и это позволяет реализовываться мышлению Коммуникация (общение) Передача друг другу определенных сведений. Экспрессия Передача эмоционального отношения к человеку.

Функции речи

В общении

В мышлении

Обобщение

Сигнализация

Через слово обозначается предмет, действие

Каждое слово уже обобщает и это позволяет реализовываться мышлению

Коммуникация

(общение)

Передача друг другу определенных сведений.

Экспрессия

Передача эмоционального отношения к человеку.

Труд  Труд – это фундаментальная форма деятельности человека, в процессе которого созидается вся совокупность предметов, необходимых ему для удовлетворения потребностей. В процессе эволюции у человека появились приспособления к труду, большой палец руки противопоставлен остальным.

Труд

Труд – это фундаментальная форма деятельности человека, в процессе которого созидается вся совокупность предметов, необходимых ему для удовлетворения потребностей.

В процессе эволюции у человека появились приспособления к труду, большой палец руки противопоставлен остальным.

Человек биосоциальное существо. Жизнь, развитие, воспитание в обществе — ключевое условие нормального развития человека, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал, социального и биологического, в человеке оставалось только одно — биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем.

Человек биосоциальное существо.

Жизнь, развитие, воспитание в обществе — ключевое условие нормального развития человека, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал, социального и биологического, в человеке оставалось только одно — биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ.

Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражении объективной реальности в его сознании, а результатом – получении нового знания об окружающем мире.

Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражении объективной реальности в его сознании, а результатом – получении нового знания об окружающем мире.

Первым шагом познания ОЩУЩЕНИЕ Непосредственная реакция нервной системы на факт реальности (раздражение) Например: мы слышим пение соловья, т.е. звуковых волны разной длины раздражают нервные клетки уха, и сигналы от нейрона идет в мозг.

Первым шагом познания

ОЩУЩЕНИЕ

Непосредственная реакция нервной системы на факт реальности (раздражение)

Например: мы слышим пение соловья, т.е. звуковых волны разной длины раздражают нервные клетки уха, и сигналы от нейрона идет в мозг.

На второй ступени познания работает механизм ВОСПРИЯТИЯ Первичное целостный анализ нервных сигналов в мозге. Если ощущение звука лишь хаотичное колебание, то ВОСПРИЯТИЕ укладывает хаос в мелодию.

На второй ступени познания работает механизм

ВОСПРИЯТИЯ

Первичное целостный анализ нервных сигналов в мозге. Если ощущение звука лишь хаотичное колебание, то ВОСПРИЯТИЕ укладывает хаос в мелодию.

Третий шаг можно считать МЫШЛЕНИЕ Чувственный или логический анализ факта. Здесь уже мозг использует существующий опыт, включает операции сравнения, анализа, обобщения.

Третий шаг можно считать

МЫШЛЕНИЕ

Чувственный или логический анализ факта. Здесь уже мозг использует существующий опыт, включает операции сравнения, анализа, обобщения.

Мыслительные операции:  Анализ  Синтез  Сравнение  Обобщение  Абстрагирование

Мыслительные операции:

  • Анализ
  • Синтез
  • Сравнение
  • Обобщение
  • Абстрагирование
Виды мышления ПО ФОРМЕ Наглядно-действенное Наглядно-образное Абстрактно-логическое ПО ХАРАКТЕРУ ЗАДАЧ Теоретическое Практическое ПО СТЕПЕНИ НОВИЗНЫ И ОРГИНАЛЬНОСТИ Репродуктивное Творческое

Виды мышления

ПО ФОРМЕ

  • Наглядно-действенное
  • Наглядно-образное
  • Абстрактно-логическое

ПО ХАРАКТЕРУ ЗАДАЧ

  • Теоретическое
  • Практическое

ПО СТЕПЕНИ НОВИЗНЫ И ОРГИНАЛЬНОСТИ

  • Репродуктивное
  • Творческое
ПАМЯТЬ Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта. Без памяти не может происходить обучение, мышление, ни навык. Основные процессы памяти запоминание сохранения воспроизведения

ПАМЯТЬ

Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта. Без памяти не может происходить обучение, мышление, ни навык.

Основные процессы памяти

запоминание

сохранения

воспроизведения

Виды памяти долговременная краткосрочная

Виды памяти

долговременная

краткосрочная

Виды памяти механическая логическая

Виды памяти

механическая

логическая

Виды памяти зрительная слуховая моторная

Виды памяти

зрительная

слуховая

моторная

Как запомнить много, быстро и надёжно   Очень важно сосредоточиться на том, что Вы хотите выучить, и не отвлекаться Пересказать другим людям то, что вы прочитали. Не стоит при чтении шепотом проговаривать слова, либо мысленно произносить то, что читаете в данный момент. Записывайте прочитанное Самый важный для вас текст лучше прочитывать утром, когда мозг работает лучше всего, или днем, если вы тяжело просыпаетесь. Повторять то, что было выучено. В первый раз всё обновить в памяти через 40 минут после заучивания. Повторить в этот же день, 2-3 раза. Затем, если не забудете, на следующий день одно или два повторения. А после, по одному повторению с интервалом в 7-10 дней.

Как запомнить много, быстро и надёжно

  • Очень важно сосредоточиться на том, что Вы хотите выучить, и не отвлекаться
  • Пересказать другим людям то, что вы прочитали.
  • Не стоит при чтении шепотом проговаривать слова, либо мысленно произносить то, что читаете в данный момент.
  • Записывайте прочитанное
  • Самый важный для вас текст лучше прочитывать утром, когда мозг работает лучше всего, или днем, если вы тяжело просыпаетесь.
  • Повторять то, что было выучено. В первый раз всё обновить в памяти через 40 минут после заучивания. Повторить в этот же день, 2-3 раза. Затем, если не забудете, на следующий день одно или два повторения. А после, по одному повторению с интервалом в 7-10 дней.
Воображение Каждому человеку свойственно воображение. Образы воображения закрепляются с помощью речи и могут передаваться другим людям в виде художественных образов или научных предположений, которые потом будут проанализированы логическим мышлением и использованы в построении замыслов при создании новых вещей.

Воображение

Каждому человеку свойственно воображение. Образы воображения закрепляются с помощью речи и могут передаваться другим людям в виде художественных образов или научных предположений, которые потом будут проанализированы логическим мышлением и использованы в построении замыслов при создании новых вещей.

Различают активное и пассивное воображение. Активное воображение позволяет человеку до начала его работы представить себе то, что получится в результате. Эти образы позволяют довести изделие до необходимого уровня, будь то самоделка в руках ребенка или космический корабль в чертежах генерального конструктора. От активного воображения следует отличать пассивное воображение , которое подменяет собой активные действия.

Различают активное и пассивное воображение.

  • Активное воображение позволяет человеку до начала его работы представить себе то, что получится в результате. Эти образы позволяют довести изделие до необходимого уровня, будь то самоделка в руках ребенка или космический корабль в чертежах генерального конструктора.
  • От активного воображения следует отличать пассивное воображение , которое подменяет собой активные действия.
Первая и вторая сигнальные системы и их взаимодействие Условнорефлекторную деятельность коры больших полушарий Павлов назвал сигнальной деятельностью мозга. 1 сигнальная система - сигналы поступающие в мозг, которые вызываются предметами и явлениями, действующими на органы чувств (в результате чего возникают ощущения, восприятия, представления). Она имеется у человека и у животных. 2 сигнальная система – Слово. Есть только у человека.

Первая и вторая сигнальные системы и их взаимодействие

Условнорефлекторную деятельность коры больших полушарий Павлов назвал сигнальной деятельностью мозга.

1 сигнальная система - сигналы поступающие в мозг, которые вызываются предметами и явлениями, действующими на органы чувств (в результате чего возникают ощущения, восприятия, представления). Она имеется у человека и у животных.

2 сигнальная система – Слово. Есть только у человека.

Первая и вторая сигнальные системы и их взаимодействие Обе сигнальные системы находятся в постоянном взаимодействии. Если сигналы второй сигнальной системы (слова) не имеют опоры в первой сигнальной системе (не отражают того, что было получено через нее), то они становятся непонятными.  Так, слово на иностранном языке, которого мы не знаем, ничего нам не говорит, так как за этим словом нет для нас конкретного содержания.

Первая и вторая сигнальные системы и их взаимодействие

Обе сигнальные системы находятся в постоянном взаимодействии. Если сигналы второй сигнальной системы (слова) не имеют опоры в первой сигнальной системе (не отражают того, что было получено через нее), то они становятся непонятными. Так, слово на иностранном языке, которого мы не знаем, ничего нам не говорит, так как за этим словом нет для нас конкретного содержания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!