СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступение на педагогическом совете:" Профилактика СЭВ"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профилактика синдрома эмоционального выгорания

Просмотр содержимого документа
«Выступение на педагогическом совете:" Профилактика СЭВ"»

Профилактика эмоционального выгорания в педагогическом коллективе  педагог-психолог МБОУ СОШ №8 Никитенко С.А.

Профилактика эмоционального выгорания в педагогическом коллективе

педагог-психолог

МБОУ СОШ №8

Никитенко С.А.

Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Г. Фрейденбергер в 1974 г. для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек».

Термин «burnout» («выгорание»,

«сгорание») предложил

Г. Фрейденбергер в 1974 г. для

описания деморализации,

разочарования и крайней усталости,

наблюдаемых у специалистов,

работающих в системе профессий

«человек-человек».

Синдром эмоционального  выгорания (СЭВ) - отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состоянии человека.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) -

отрицательное воздействие

профессиональной

деятельности на личность в

сфере человек-человек,

проявляющееся в виде

определенных изменений в

поведении и состоянии

человека.

Фазы эмоционального выгорания (В. Бойко) Синдром эмоционального  выгорания (СЭВ) -  1.Напряжение 2. Резистенция 3. Истощение отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состоянии человека.

Фазы эмоционального выгорания

(В. Бойко)

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) -

1.Напряжение

2. Резистенция

3. Истощение

отрицательное воздействие

профессиональной

деятельности на личность в

сфере человек-человек,

проявляющееся в виде

определенных изменений в

поведении и состоянии

человека.

Синдром эмоционального  выгорания (СЭВ) - 1.Напряжение – характеризуется ощущением эмоционального истощения, усталости, вызванной собственной профессиональной деятельностью. отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состоянии человека.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) -

1.Напряжение – характеризуется ощущением эмоционального истощения, усталости, вызванной собственной профессиональной деятельностью.

отрицательное воздействие

профессиональной

деятельности на личность в

сфере человек-человек,

проявляющееся в виде

определенных изменений в

поведении и состоянии

человека.

Синдром эмоционального  выгорания (СЭВ) - 2. Резистенция– характеризуется избыточным эмоциональным истощением, которое провоцирует развитие и возникновения защитных реакций, которые делают человека эмоционально закрытым, отстраненным, безраз- личным. отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состоянии человека.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) -

2. Резистенция– характеризуется избыточным эмоциональным истощением, которое провоцирует развитие и возникновения защитных реакций, которые делают человека

эмоционально закрытым,

отстраненным, безраз-

личным.

отрицательное воздействие

профессиональной

деятельности на личность в

сфере человек-человек,

проявляющееся в виде

определенных изменений в

поведении и состоянии

человека.

3. Истощение – характеризуется психофизическим переутомлением человека, опустошенностью, нивели- рованием собственных профессио-нальных достижений, нарушением профессиональных коммуникаций, развитием циничного отношения к тем, с кем прихо- дится общаться, Синдром эмоционального  выгорания (СЭВ) - развитием психо- соматических нарушений. отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состоянии человека.

3. Истощение – характеризуется психофизическим переутомлением человека, опустошенностью, нивели- рованием собственных профессио-нальных достижений, нарушением профессиональных коммуникаций, развитием циничного отношения к тем, с кем прихо-

дится общаться,

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) -

развитием психо-

соматических

нарушений.

отрицательное воздействие

профессиональной

деятельности на личность в

сфере человек-человек,

проявляющееся в виде

определенных изменений в

поведении и состоянии

человека.

Психоэмоциональное истощение не должно достигать критических значений !!! Деперсонализация Сворачивание личных достижений Ослабление защиты организма Потеря трудоспособности!

Психоэмоциональное истощение не должно достигать критических значений !!!

Деперсонализация

Сворачивание

личных достижений

Ослабление

защиты

организма

Потеря

трудоспособности!

Причины напряженности педагога Особая ответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций. Загруженность рабочего дня Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки. Чувствительность к имеющимся трудностям. Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка дома или на работе. Требование творческого отношения к профессиональной деятельности.

Причины напряженности педагога

  • Особая ответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций.
  • Загруженность рабочего дня
  • Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки.
  • Чувствительность к имеющимся трудностям.
  • Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка дома или на работе.
  • Требование творческого отношения к профессиональной деятельности.
Ситуации влияющие на возникновение СЭВ Начало своей деятельности после отпуска, каникул. Ситуации неадекватного эмоционального общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией. Проведение открытых уроков, мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения. Окончание учебного года.

Ситуации влияющие на возникновение СЭВ

  • Начало своей деятельности после отпуска, каникул.
  • Ситуации неадекватного эмоционального общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией.
  • Проведение открытых уроков, мероприятий,

на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения.

  • Окончание учебного года.

Проявление СЭВ у педагогов  (по стажу работы): I Чаще всего (более 50%) у педагогов со стажем работы от 5 до 7 и от 7 до 10 лет; II 22% – стаж от 15 до 20 лет; III 11% – у педагогов с 10-летним стажем; 8% – стаж от 1 года до 3 лет. IV

Проявление СЭВ у педагогов (по стажу работы):

I

Чаще всего (более 50%) у педагогов со стажем работы от 5 до 7 и от 7 до 10 лет;

II

22% – стаж от 15 до 20 лет;

III

11% – у педагогов с 10-летним стажем;

8% – стаж от 1 года до 3 лет.

IV

Каждому педагогу необходимо заботиться о себе, владея приёмами саморегуляции .

Каждому педагогу необходимо заботиться о себе, владея

приёмами саморегуляции .

Способы саморегуляции Изменение тонуса скелетных мышц Управление дыханием Использование образов Воздействие слова

Способы саморегуляции

Изменение

тонуса

скелетных

мышц

Управление

дыханием

Использование образов

Воздействие слова

Способы, связанные с использованием образов Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации . Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте: 1) зрительные образы события (что Вы видите: облака, цветы, лес); 2) слуховые образы (какие звуки Вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка); 3) ощущения в теле (что Вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).

Способы, связанные с использованием образов

  • Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации .
  • Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку.
  • Для этого запоминайте:

1) зрительные образы события (что Вы видите: облака, цветы, лес);

2) слуховые образы (какие звуки Вы слышите: пение птиц, журчание

ручья, шум дождя, музыка);

3) ощущения в теле (что Вы чувствуете: тепло солнечных лучей

на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).

Способы, связанные с использованием слова Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня  не менее 3–5 раз. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря:  «МОЛОДЕЦ!», «УМНИЦА!», «ЗДОРОВО ПОЛУЧИЛОСЬ!», «Я ОТЛИЧНО СПРАВИЛАСЬ!», «КАК Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ!». Дарите себе подарочки и  милые безделушки.

Способы, связанные с использованием слова

  • Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня

не менее 3–5 раз.

  • В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «МОЛОДЕЦ!», «УМНИЦА!», «ЗДОРОВО ПОЛУЧИЛОСЬ!», «Я ОТЛИЧНО СПРАВИЛАСЬ!», «КАК Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ!».
  • Дарите себе подарочки и

милые безделушки.

Рефрейминг На русский язык слово «рефрейминг» переводится как «переформирование». Наше эмоциональное отношение к конкретному событию или факту чаще всего зависит не от самого содержания события, а от той смысловой рамки или «фрейма» который мы ему придаем.

Рефрейминг

  • На русский язык слово «рефрейминг» переводится как «переформирование».
  • Наше эмоциональное отношение к конкретному событию или факту чаще всего зависит не от самого содержания

события, а от той смысловой рамки или «фрейма» который мы ему придаем.

 Позитивные способы саморегуляции смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном; рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей; мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее); «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; вдыхание свежего воздуха; чтение стихов; высказывание похвалы, комплиментов  кому-либо просто так; занятие любимым делом - хобби .

Позитивные способы саморегуляции

  • смех, улыбка, юмор;
  • размышления о хорошем, приятном;
  • рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;
  • мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
  • «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
  • вдыхание свежего воздуха;
  • чтение стихов;
  • высказывание похвалы, комплиментов

кому-либо просто так;

  • занятие любимым делом - хобби .

Формула психического  здоровья Регулярный нормальный сон.  Сбалансированное, ровное питание. Чистая вода. Дыхание (наиболее чистое ровное, глубокое интенсивное поглощение свежего воздуха организмом). Регулярные, сбалансирован-  ные физические нагрузки (посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой и т.д. ). Методы саморегуляции.

Формула психического здоровья

  • Регулярный нормальный сон.
  • Сбалансированное, ровное питание.
  • Чистая вода.
  • Дыхание (наиболее чистое ровное, глубокое интенсивное поглощение свежего воздуха организмом).
  • Регулярные, сбалансирован-

ные физические нагрузки (посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой и т.д. ).

  • Методы саморегуляции.

ЗАБОТЬТЕСЬ О СВОЕМ ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ, КОЛЛЕГИ! НЕ ДОВОДИТЕ УРОВЕНЬ ПСИХИЧЕСКИХ НАГРУЗОК ДО КРИТИЧЕСКИХ!
  • ЗАБОТЬТЕСЬ О СВОЕМ ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ, КОЛЛЕГИ!
  • НЕ ДОВОДИТЕ УРОВЕНЬ ПСИХИЧЕСКИХ НАГРУЗОК ДО КРИТИЧЕСКИХ!

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!