Профилактика эмоционального выгорания в педагогическом коллективе
педагог-психолог
МБОУ СОШ №8
Никитенко С.А.
Термин «burnout» («выгорание»,
«сгорание») предложил
Г. Фрейденбергер в 1974 г. для
описания деморализации,
разочарования и крайней усталости,
наблюдаемых у специалистов,
работающих в системе профессий
«человек-человек».
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) -
отрицательное воздействие
профессиональной
деятельности на личность в
сфере человек-человек,
проявляющееся в виде
определенных изменений в
поведении и состоянии
человека.
Фазы эмоционального выгорания
(В. Бойко)
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) -
1.Напряжение
2. Резистенция
3. Истощение
отрицательное воздействие
профессиональной
деятельности на личность в
сфере человек-человек,
проявляющееся в виде
определенных изменений в
поведении и состоянии
человека.
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) -
1.Напряжение – характеризуется ощущением эмоционального истощения, усталости, вызванной собственной профессиональной деятельностью.
отрицательное воздействие
профессиональной
деятельности на личность в
сфере человек-человек,
проявляющееся в виде
определенных изменений в
поведении и состоянии
человека.
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) -
2. Резистенция– характеризуется избыточным эмоциональным истощением, которое провоцирует развитие и возникновения защитных реакций, которые делают человека
эмоционально закрытым,
отстраненным, безраз-
личным.
отрицательное воздействие
профессиональной
деятельности на личность в
сфере человек-человек,
проявляющееся в виде
определенных изменений в
поведении и состоянии
человека.
3. Истощение – характеризуется психофизическим переутомлением человека, опустошенностью, нивели- рованием собственных профессио-нальных достижений, нарушением профессиональных коммуникаций, развитием циничного отношения к тем, с кем прихо-
дится общаться,
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) -
развитием психо-
соматических
нарушений.
отрицательное воздействие
профессиональной
деятельности на личность в
сфере человек-человек,
проявляющееся в виде
определенных изменений в
поведении и состоянии
человека.
Психоэмоциональное истощение не должно достигать критических значений !!!
Деперсонализация
Сворачивание
личных достижений
Ослабление
защиты
организма
Потеря
трудоспособности!
Причины напряженности педагога
- Особая ответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций.
- Загруженность рабочего дня
- Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки.
- Чувствительность к имеющимся трудностям.
- Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка дома или на работе.
- Требование творческого отношения к профессиональной деятельности.
Ситуации влияющие на возникновение СЭВ
- Начало своей деятельности после отпуска, каникул.
- Ситуации неадекватного эмоционального общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией.
- Проведение открытых уроков, мероприятий,
на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения.
Проявление СЭВ у педагогов (по стажу работы):
I
Чаще всего (более 50%) у педагогов со стажем работы от 5 до 7 и от 7 до 10 лет;
II
22% – стаж от 15 до 20 лет;
III
11% – у педагогов с 10-летним стажем;
8% – стаж от 1 года до 3 лет.
IV
Каждому педагогу необходимо заботиться о себе, владея
приёмами саморегуляции .
Способы саморегуляции
Изменение
тонуса
скелетных
мышц
Управление
дыханием
Использование образов
Воздействие слова
Способы, связанные с использованием образов
- Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации .
- Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку.
1) зрительные образы события (что Вы видите: облака, цветы, лес);
2) слуховые образы (какие звуки Вы слышите: пение птиц, журчание
ручья, шум дождя, музыка);
3) ощущения в теле (что Вы чувствуете: тепло солнечных лучей
на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).
Способы, связанные с использованием слова
- Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня
не менее 3–5 раз.
- В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «МОЛОДЕЦ!», «УМНИЦА!», «ЗДОРОВО ПОЛУЧИЛОСЬ!», «Я ОТЛИЧНО СПРАВИЛАСЬ!», «КАК Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ!».
- Дарите себе подарочки и
милые безделушки.
Рефрейминг
- На русский язык слово «рефрейминг» переводится как «переформирование».
- Наше эмоциональное отношение к конкретному событию или факту чаще всего зависит не от самого содержания
события, а от той смысловой рамки или «фрейма» который мы ему придаем.
Позитивные способы саморегуляции
- смех, улыбка, юмор;
- размышления о хорошем, приятном;
- рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;
- мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
- «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
- вдыхание свежего воздуха;
- чтение стихов;
- высказывание похвалы, комплиментов
кому-либо просто так;
- занятие любимым делом - хобби .
Формула психического здоровья
- Регулярный нормальный сон.
- Сбалансированное, ровное питание.
- Чистая вода.
- Дыхание (наиболее чистое ровное, глубокое интенсивное поглощение свежего воздуха организмом).
- Регулярные, сбалансирован-
ные физические нагрузки (посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой и т.д. ).
- ЗАБОТЬТЕСЬ О СВОЕМ ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ, КОЛЛЕГИ!
- НЕ ДОВОДИТЕ УРОВЕНЬ ПСИХИЧЕСКИХ НАГРУЗОК ДО КРИТИЧЕСКИХ!
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!