«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПЛАТФОРМ 21 ВЕКА»
Подготовила: Орлова Татьяна Алексеевна
Педагог: МБОУ школы №3 г.Озёры г.о.Коломна
Современные социально-экономические условия, необходимость перехода к цифровой экономике выдвигают новые требования к школе, к ее выпускнику, диктуют необходимость в квалифицированных педагогах, владеющих технологиями и методиками нового поколения.
Одной из задач приоритетного национального проекта «Образование» является создание в России единой цифровой образовательной среды, которая позволит совершенствовать образовательный процесс, составлять индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся, мотивировать учащихся к активному и результативному обучению, результативно обучать различные категории обучающихся (детей с ОВЗ, талантливых и одаренных детей, детей, которые активно занимаются спортом, художественным или техническим творчеством). Цифровая образовательная среда (ЦОС) включает в себя большой спектр цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).
Цель цифровой трансформации образования заключается в максимальном использовании дидактического потенциала цифровых технологий, а также адаптация имеющихся цифровых технологий и ресурсов под эффективное решение педагогических задач. Цифровизация образования позволяет современной школе сделать процесс образования более гибким, приспособленным не только к реалиям сегодняшнего дня, но и к новым технологичным вызовам в будущем. При этом особая ответственность по формированию и совершенствованию цифровых навыков, цифровой культуры современного поколения ложится на все педагогическое сообщество и школу в целом. Именно поэтому современной школе, руководителям и педагогом важно знать, что интересно современному поколению школьников, как управлять процессом широкого внедрения цифровых технологий в образовательном процессе, без каких технологий невозможно формирование развивающей цифровой образовательной среды.
Образовательные платформы.
Под образовательными платформами в данном пособии мы понимаем специализированные сайты, которые специально ориентированы на использование в образовательном процессе и строятся на основе программ обучения с учетом требований ФГОС.
Российская электронная школа (РЭШ)
«Российская электронная школа» – это полный набор уроков от лучших учителей России; это информационно-образовательная среда, объединяющая ученика, учителя, родителя и открывающая равный доступ к качественному общему образованию независимо от социокультурных условий. Каждый урок включает видеоролик, конспект, систему упражнений и тест для итоговой диагностики. Уроки в ресурсе РЭШ записаны лучшими учителями России. Постоянно идет наполнение ресурса. На платформе РЭШ все материалы являются бесплатными.
Мобильное электронное образование (МЭО)
«Мобильное Электронное Образование» – комплексный электронный образовательный продукт, содержит:
■ информационно-образовательная платформа (LMS – система управления учебным процессом) для организации учебного процесса с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, а также для реализации сетевой формы освоения образовательных программ;
■ образовательный контент (база данных образовательных ресурсов сети Интернет для общеобразовательных организаций РФ): учебные онлайнкурсы для системы общего образования и системы повышения квалификации педагогических кадров;
■ интерактивные сетевые образовательные онлайн-ресурсы для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ, программ повышения квалификации и средства их доставки до конечного потребителя;
■ система управления учебным процессом: средства организации и интерактивного взаимодействия участников учебного процесса, комплексная система оценивания, средства учета и хранения учебных достижений обучающихся;
■ образовательный консалтинг для школ и субъектов РФ, включая материалы, необходимые для организации образовательного процесса и подготовки педагогов, а также другие элементы. В ресурсе МЭО есть много интересных педагогических находок (развернутая система интерактивных заданий, ключевой вопрос к каждому уроку, ориентация на различные категории обучающихся, возможность назначения разным учащимся разных заданий). Но, к сожалению, есть и ограничения (продукт является коммерческим, и это сильно уменьшает количество его пользователей).
Образовательная платформа «Открытая школа»
Подробное описание
возможностей платформы
«Открытая школа» – российский образовательный проект, созданный в помощь учителям. В нем собрано огромное количество интерактивных уроков по школьной программе, а также представлена виртуальная лаборатория по математике и естественным наукам.
Уроки школьной программы
Образовательный портал InternetUrok.ru – это коллекция уроков по основным предметам школьной программы, постоянно пополняемая и свободная от рекламы. Уроки состоят из видео, конспектов, тестов и тренажёров. Сейчас на сайте собраны все уроки естественно-научного цикла для 1–11 классов и приблизительно половина уроков по гуманитарным дисциплинам. 18 В настоящее время данный ресурс работает на условиях подписки, это означает, что за пользование ресурсом нужно платить около 100 рублей ежемесячно.
Учи.ру – интерактивная образовательная онлайн-платформа
Учи.ру – российская онлайн-платформа, где учащиеся из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме. Интерактивные курсы на Учи.ру полностью соответствуют ФГОС и основным образовательным программам. Платформа Учи.ру учитывает скорость и правильность выполнения заданий, количество ошибок и поведение ученика. Таким образом, для каждого ребенка система автоматически подбирает персональные задания, их последовательность и уровень сложности. Каждый ученик получает возможность самостоятельно изучить курс в комфортном для себя темпе с необходимым именно для него количеством повторений и отработок вне зависимости от уровня подготовки, социальных и географических условий.
Современный учитель должен быть способен мотивировать детей к изучению основных предметов школьной программы через разные способы применения информационных технологий в интеграции с педагогическими технологиями. Для того чтобы инновационные методы работы стали реальностью, учитель должен постоянно работать над созданием своей уникальной цифровой образовательной среды, которая должна включать:
● описание используемых цифровых образовательных ресурсов;
● примеры инновационных уроков;
● базы выполненных учебных проектов (и в особенности индивидуальных исследовательских проектов);
● примеры диагностических материалов (интерактивных заданий, тестов, рефлексивных анкет);
● примеры графических материалов с представлением информации (инфографика, ментальные карты).
ВЫВОД
Для того чтобы стать полноценным гражданином современного общества, необходимо овладеть навыками-действиями успешной жизни в современном мире. При этом традиционные формы социализации все чаще соседствуют, вытесняются и замещаются новыми формами приобретения необходимых знаний и навыков – цифровой социализацией, где цифровые технологии и ресурсы выступают не только источником информации, но и важнейшим инструментом коммуникации. Цифровые технологии и цифровой образ жизни определяют развитие современного поколения детей, формируют новые ориентиры, ценности, модели поведения и взаимодействия в цифровом обществе, влияют на развитие высших психических функций (восприятие, внимание, мышление), а также эмоционально-мотивационное развитие. Стратегия работы с представителями цифрового поколения должна исходить из принципа невозможности возврата к традиционным подходам к образованию. На современном этапе развития необходима существенная трансформация образования на основе включения нового цифрового контента, расширения используемых ресурсов и технологий, формирования особых взаимоотношений в условиях цифровой среды с учетом особенностей цифрового поколения.