СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВЫСТУПЛЕНИЕ МО ПО ТЕМЕ: «Игровые технологии в развитии коммуникативных способностей у детей с ОВЗ»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ВЫСТУПЛЕНИЕ МО ПО ТЕМЕ: «Игровые технологии в развитии коммуникативных способностей у детей с ОВЗ»»











ВЫСТУПЛЕНИЕ МО

ПО ТЕМЕ: «Игровые технологии в развитии коммуникативных способностей у детей с ОВЗ»






Разработчик (автор/составитель):
Орехова Александра Геннадьевна

Педагог-психолог

























2022 г.


Цель: представление опыта работы по использованию игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей.

Задачи:

 - познакомить участников МО с играми коммуникативного характера;

- повысить уровень профессиональной компетентности участников по формированию коммуникативных навыков посредством игр и упражнений;

- Содействовать формированию у педагогов представлений об использовании игровых технологий направленных на формирование коммуникативных навыков у детей.

Коммуникация – способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя. Коммуникация не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками.

Коммуникативная компетенция – это ключ к успешной деятельности и ресурс эффективности и благополучия будущей жизни ребенка. Современное общество требует от человека умения жить, сосуществовать в обществе. Особую важность при работе с детьми, с ограниченными возможностями здоровья приобретает вопрос о степени сформированности коммуникативных умений. В педагогике термин «коммуникативные умения», объединяет более широкий комплекс умений, владение которыми обеспечивает полноценное включение ребенка в общение. Овладение техникой общения как, и многими другими умениями, у ребенка со статусом ОВЗ происходит в значительно более поздние сроки, чем у нормально развивающегося, а часто без специального обучения не происходит вообще: дети не проявляют интереса к окружающим или ограничивают свои контакты с несколькими людьми. От уровня развития коммуникативных способностей у этих детей ОВЗ зависит и уровень их дальнейшей социализации.


У данной категории детей недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств осложняет овладение навыками коммуникативной деятельности. Дети не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружающими, испытывают серьезные трудности в общении, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому коммуникативная компетентность детей с ОВЗ включает:

- Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, и другими окружающими людьми) с ориентацией на модель поведения.

-Развитие у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения.

-Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.

-Развитие творческих способностей и выражения в процессе коммуникативной деятельности.

-Развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей ребенка в процессе коммуникации

Секрет успешного общения – в развитии коммуникативных способностей детей ОВЗ. - конечно же, игра.

 Во – первых, игра – ведущая деятельность детей

 Во – вторых, коммуникативные игры – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся на равных, стараются учитывать интересы и способности друг друга.

В третьих  - можно искусственно создать жизненную ситуацию, решить проблемы, возникающие в общении между детьми.  


Игра – одно из самых привлекательных для детей занятий. Все исследователи игры отмечают то обстоятельство, что в игровом взаимодействии ребёнок каким-то стихийным образом нащупывает способ разрешения настигшего его противоречия, а именно возможность разрешить конфликт через игру заставляет его вновь и вновь к ней обращаться.

Игры вырабатывают у детей понимание сущности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогают лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу.

Детские игры во всем их многообразии предоставляют ребёнку возможность узнавать новое, размышлять над тем, что уже вошло в его опыт, выражать свое отношение к тому, что является содержанием

Поэтому, решая проблему коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы у детей и учитывая, что игра является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов развития социальных навыков у детей

Благодаря коммуникативным играм ребёнок приобретает навыки общения с окружающими людьми — как взрослыми, так и сверстниками. А всё это способствует более успешной социализации детей ОВЗ в обществе.

В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной жизни.

После проведения игр детям предлагается проанализировать и обсудить полученный опыт, и здесь я подчеркну ценность выводов, сделанных самими детьми.

Используемые игры – это типовые ситуации, с которыми приходится сталкиваться каждому ребёнку

В этих играх прописано ролевое поведение всех участников игры, включая педагога, которое благоприятствует гармоничному проявлению природы каждого игрока

Игры универсальны, вариативны и могут быть использованы в разных видах деятельности (как организационный момент, ритуал окончания, и т.д.).

Есть у игр еще одно достоинство. Многие игры требуют для своего исполнения физической активности детей. Дети двигаются (по правилам), активно общаются (по правилам).

Чему можно учить в играх:

-развивать умение самостоятельно организовывать игру.

-выбирать ведущего с помощью (считалки);

-уметь договариваться о ходе игры;

-учить договариваться об изменениях в игре;

-учить оценивать вклад каждого ребёнка в процессе игры.

В ходе этой работы необходимо учить детей доброжелательно относиться к друг другу.

-обращаться к друг другу по имени;

-использовать в речи этикетные стереотипы (будь любезен, пожалуйста, спасибо, будь другом, не мог бы ты...);

-разрешать возникающие конфликты мирным путём;

-помогать друг другу в ходе игры, проявлять дружеские взаимоотношения.

Постепенно дети учатся договариваться друг с другом о ходе игры, контролировать себя в игре, соблюдать правила.

В процессе игр возникают разные конфликтные ситуации. Очень часто игра останавливается, и дети не могут решить, кто прав, кто виноват. Поэтому данную ситуацию обговариваем с детьми и находим разные способы разрешения конфликта, проблемы. Таким образом, дети учатся помогать друг другу и оценивать себя и своих товарищей.

В играх у детей формировалась самооценка, самоконтроль. Дети учатся оценивать себя:

соблюдал ли правила игры;

слушал ли ведущего;

интересно ли детям было играть со мной.

В процессе работы у детей развиваются :

организаторские способности, укрепляли возможные качества лидера;

формировалось умение привлечь внимание к себе;

действовать по указаниям;

выполнять просьбы и предложения.

Ещё одним важным средством формирования коммуникативной деятельности у наших детей в рамках работы становятся беседы, в которых дети учатся:

- задавать вопросы

отвечать на заданный вопрос

определять эмоциональное состояние других людей

- выражать свои чувства

Активно используются подвижные игры, наполненные речевым компонентом и коммуникативной направленностью.

Активно опираясь на уровень развития детей и их индивидуальные особенности.

В играх–драматизациях формируется умение слышать, понимать и подчиняться правилам. Умение контролировать движения и работать по инструкции. Воспитывается доверие друг к другу, чувство ответственности за другого.

В играх, игровых упражнениях, беседах дети легче входят контакт. Ребенок учится общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми.

Можно сделать вывод о взаимообусловленности речевых и коммуникативных умений. Несформированные речевые навыки являются препятствием для полноценного общения ребенка. Коммуникативные игры, упражнения являются эффективным средством для развития коммуникативных навыков

При работе с недостаточными речевыми детьми необходимо;

Использовать в речи простые по слоговому составу слова;

Называть знакомые свойства и качества предметов;

использовать в активной речи фразы из двух – трех слов.

Разучивать стихи, поговорки, считалочки (при невозможности полного речевого высказывания пользоваться способом договаривания).

Стимулировать активную позицию ребенка в реализации имеющихся у него языковых способностей.

Можно выстроить всю коррекционную помощь поступенчато.

1 ступенька

Установить эмоциональный контакт с ребенком, побуждать к визуальному контакту, формировать умение слушать педагога, реагировать на обращение, выполнять простую инструкцию: "Подойди ко мне", "Посмотри на меня".

Организовывать "игры рядом", побуждая детей к взаимодействию: передать игрушку, выполнить совместные действия — построить башню, поочередно ставя кубики один на другой.

Развивать умение обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации.

Учить выполнять упражнения, подражая движениям взрослого.

Формировать у детей образ собственного Я.


2 ступенька

Закреплять желание и готовность к совместной со взрослым деятельности. Рекомендуются совместные игры и упражнения с одним предметом (мячом, ведерком, шариком).

Закреплять желание и готовность к совместной со взрослым деятельности. Рекомендуются совместные игры и упражнения с одним предметом (мячом, ведерком, ша­риком).

Упражнять в подражании мимическим движениям в игровых ситуациях: поднять брови, нахмурить их, улыбнуться, наморщить нос и т. п.

Понимать жесты и выразительные движения (указательный жест, кивок головой, покачивание головой, приглашающий жест и т. п.), сочетающиеся со словес­ной инструкцией и без нее.

Понимать жесты и выразительные движения (указательный жест, кивок головой, покачивание головой, приглашающий жест и т. п.), сочетающиеся со словес­ной инструкцией и без нее.

3 ступенька

Учить совместной со взрослым деятельности во вре­мя занятий, в играх, в быту и т.д.


4 ступенька

Расширять диапазон совместной со взрослым деятельности в играх с элементами сюжета.


Значительным потенциалом в формировании коммуникативной деятельности обладают речевые игры и упражнения, поскольку в них ребенок не просто выполняет общие для всех правила, задания, но и активно взаимодействует со сверстниками и педагогом. Например, такие игры как “Телефон”, “Сундучок”, «Скажи по-другому»

«Чья мама?», «Где чей домик?», «Совушка – Сова», «Зайцы и лиса», «Холодно – горячо», «Право – лево».Упражнения стимулируют инициативу и самостоятельность детей.

Параллельно с увеличением запаса слов в активной речи у детей формируются чуткое отношение к окружающему миру, желание заботится о ком – либо.

Например, обучая способам образования названий людей по профессиям, с помощью специальных речевых игр и упражнений используется прием ролевого моделирования: педагог, а потом и кто-нибудь из детей изображают действия, характерные для той или иной профессиональной деятельности (игру на музыкальных инструментах, разнообразные трудовые операции). По этим изображаемым действиям надо определить, о ком загадка, кто это (пианист, лыжник, почтальон и т.д.)? Очевидно, что в ходе такой работы легче решаются задачи воспитания у детей понимания значения трудовых действий, желание трудиться со всеми вместе, помогая друг другу.

Используя игры типа лото или «Найди лепестки к цветку со словами, которые звучат похоже», можно сформировать у детей умение ориентироваться в ситуации общения, помогая поддержать и установить контакт с педагогом, перенять знания друг у друга. Понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации.

Игра поможет обеспечить ребёнку возможность зрительного восприятия непривлекательности норм поведения отрицательных персонажей литературных произведений, сказок, мультфильмов. Упражнять в применении ценных этических норм взаимоотношений. Научить: использовать приемлемые в обществе способы разрешения конфликтов; проявлять миролюбивое стремление к взаимодействию с соперником; принимать во внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации; принимать ответственность за свои чувства на самих себя.


Картотека игр для развития коммуникативных умений

  1. Игра «Попроси игрушку»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Ход игры: Группа детей делится на пары, один из участников пары берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой должен попросить этот предмет. Инструкция участнику № 1: «Ты держишь в руках игрушку, которая очень тебе нужна, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику № 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники меняются ролями.

  1. Игра «Стиральная машина».

Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми; воспитание желания говорить друг другу комплименты.

Ход игры: Для чего нам нужна стиральная машина? Правильно, для стирки белья. В машину мы загружаем грязное бельё, а достаём чистое. Я хочу вам предложить сыграть в игру «Стиральная машина». Но наша машина, не простая, а волшебная! В нашей чудо машине будет «стираться» не бельё, а люди. Выберем сейчас самого грустного игрока. После «стирки» он должен стать сияющим, счастливым, улыбающимся, с приподнятым настроением. Как можно поднять своим друзьям и близким настроение? Правильно! Добрыми, нежными словами и комплиментами. Какие вы знаете комплименты? Играющие встают в два параллельных ряда лицом друг к другу. Выбранный игрок проходит с одного конца между этими рядами («через мойку»). Каждый игрок произносит добрые, нежные слова или комплименты. В результате из «мойки» выходит сияющий, улыбающийся игрок. Если дети затрудняются сказать комплимент, можно пожать руку или обнять ребенка.

Дальнейшее обсуждение:

- Легко ли говорить приятные вещи другим детям? Кто тебе говорил что-нибудь приятное до этой игры? Дружные ли дети в группе? Почему каждый ребенок достоин любви? Что-нибудь удивило тебя в этой игре?

  1. Игра «Сладкая проблема»

Цель: научить детей решать небольшие проблемы путем переговоров, принимать совместные решения, отказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу.

Ход игры. В этой игре каждому игроку понадобится по одному печенью, а каждой паре игроков - по одной салфетке.

- Дети, садитесь в круг. Игра, в которую нам предстоит поиграть, связана со сладостями. Чтобы получить печенье, вам сначала надо выбрать партнера и решить с ним одну проблему. Сядьте друг против друга и посмотрите друг другу в глаза. Между вами на салфетке будет лежать печенье, пожалуйста, его пока не трогайте. В этой игре есть одна проблема. Печенье может получить только тот, чей партнер, добровольно откажется от печенья и отдаст его вам. Это правило, которое нельзя нарушать. Сейчас вы можете начать говорить, но без согласия своего партнера печенье брать не имеете права. Если согласие получено, то печенье можно взять.

Затем учитель ждет, когда все пары примут решение и наблюдает, как они действуют. Одни могут сразу съесть печенье, получив его от партнера, а другие печенье разламывают пополам и одну половину отдают своему партнеру" Некоторые долго не могут решить проблему, кому же все-таки достанется печенье.

- А теперь я дам каждой паре еще по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на этот раз.

Он наблюдает, что и в этом случае дети действуют по-разному. Те дети, которые разделили первое печенье пополам, обычно повторяют эту «стратегию справедливости». Большинство детей, отдавшие печенье партнеру в первой части игры, и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнер отдаст печенье им. Есть дети, которые готовы отдать партнеру и второе печенье.

Вопросы для обсуждения:

-Дети, кто отдал печенье своему товарищу? Скажите, как вы себя при этом чувствовали?

-Кто хотел, чтобы печенье осталось у него? Что вы делали для этого?

-Чего вы ожидаете, когда вежливо обращаетесь с кем-нибудь?

-В этой игре с каждым обошлись справедливо?

- Кому меньше всего понадобилось времени, чтобы договориться?

- Как вы при этом себя чувствовали?

- Как иначе можно прийти к единому мнению со своим партнером?

- Какие доводы вы приводили, чтобы партнер согласился отдать печенье?

  1. «Царевна Несмеяна»

Цель: создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми.

Содержание: взрослый рассказывает сказку про царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет, а остальные будут по очереди подходить к ней и стараться ее рассмешить. Царевна же изо всех сил старается не засмеяться. Выигрывает тот, кто сумеет все-таки вызвать ее улыбку или смех. В качестве царевны Несмеяны выбирается необщительный (лучше девочка) ребенок, а остальные всеми силами стараются ее развеселить.

  1. «Игра с масками»

Цель: Развивать умения проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание.

педагог предлагает детям приготовить дома маску своей любимой собаки (или какого-нибудь другого домашнего животного). Две такие «маски» могут в группе построить диалог о том, как им живется у своих владельцев, как они к ним относятся, а также как они сами относятся к своим владельцам. В заключение ребята делают вывод о необходимости бережного и ответственного отношения к своим питомцам.


  1. «Радио»

Цель: воспитать у детей умение быть внимательными, запоминать наиболее существенные признаки.

Содержание: Педагог, обращаясь к детям, говорит:

- Сегодня мы будем играть в новую игру, она называется «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, диктором. Сегодня по радио диктор будет разыскивать детей нашей группы. Он будет кого-нибудь описывать, а мы по его рассказу узнаем, кто же потерялся. Сначала я буду диктором, слушайте: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка. На ней красный свитер, клетчатый фартук, в косичках белые ленты. Кто знает эту девочку?» Так педагог начинает игру, показывая детям пример описания. Дети называют девочку из своей группы. «А теперь диктором будет кто-нибудь из вас», - говорит педагог. Нового диктора выбирают при помощи считалки. Педагог следит, чтобы дети перечисляли характерные черты своих товарищей: как они одеты, чем любят заниматься, как относятся к друзьям.


  1. «Кто я?»

Цель: выявить уровень самооценки детей.

Содержание: дети по очереди стараются назвать как можно больше ответов на вопрос: «Кто я?» Для описания себя используются характеристики, черты, интересы и чувства, и каждое предложение начинается с местоимения «я». Например, «Я - девочка» и т.п. Взрослый следит за тем, чтобы дети не повторяли то, что говорили предыдущие ребята, а описывали именно себя. Это игра дает детям возможность взглянуть на себя как бы с разных сторон, расширить представления о себе.

  1. «Угадай - ка»

Цель: направить на тренировку внимания и умения отследить состояние человека по мимике и пантомимике.

Содержание: выбирается один ведущий. Дети садятся в ряд лицом к нему. За спинами передается небольшой мячик или другой предмет. По выражению лица и позе ведущий должен угадать, у кого мячик. Передача мяча прекращается после звонка.

  1. «Отгадай меня»

Цель: тренировать у детей способность использовать жесты и мимику при подражании предметам внешнего мира.

Содержание: педагог предлагает одному из детей подумать и изобразить что-то или кого-то жестами, мимикой, звуками (например: поезд, чайник, собаку). Остальные дети отгадывают изображаемый предмет. После правильного ответа педагог спрашивает, по каким признакам ребенок догадался, что изображен именно этот предмет. Затем отгадавший сам изображает, а после отгадывания рассказывает, что он делал, чтобы изобразить это.

  1. Игра-соревнование «Самый лучший»

Цель: формировать вербальные и невербальные средства для усиления коммуникативного воздействия, оценивать коммуникативные умения сверстника.

Содержание: детям предлагается соревнование на «лучшего клоуна», «лучшего друга», «короля (королевы) вежливости», «защитника животных». Звание присваивается по результатам разыгрывания ситуаций: рассмеши царевну Несмеяну; помирись с товарищем; попроси ребят принять тебя в игру.

  1. «Зашифрованное письмо»

Материал: пиктограммы.

Цель: развивать умение ставить цель предстоящего общения и действовать в соответствии с ней.

Игровое правило: действовать согласно инструкции, используя социально приемлемые средства общения.

Содержание: ребенку предлагается зашифрованное письмо. На листе бумаги пиктограмма настроения и соответствующий образ человека (человек, игрушка, зверь, литературный герой). Запись на листе означает: «Порадуй Мальвину», «Напугай Карабаса», «Удиви Буратино». Дети должны придумать рассказ, драматизировать ситуацию, чтобы выполнить задание. Лучший исполнитель получает право составлять зашифрованные письма.

12. Разговор через стекло

Цель: развить умение мимику и жесты.

Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить…”), а другой группе отгадывать то, что они увидели.

Литература:

1.Арушанова  А.Г.   Речь  и  речевое   общение  детей.   М.,  Мозаика-Синтез, 2000    

2.Выготский Л.С. Мышление и речь. -М., 1982.

3.Истоки: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Л.А. Парамонова. М.:ТЦ Сфера,2011.-320с.

4.Павлова    Л.Н. Раннее    детство:    развитие    речи    и    мышления. М., Мозаика-Синтез, 2000

5.Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е.Б. Волосова «Раннее детство: познавательное развитие». Москва. «Мозаика-синтез». 2000.

7.Л.Н. Павлова « Воспитание и обучение детей раннего возраста». Москва. «Просвещение». 1986.

11.В.М. Сотникова «Действия с предметами и предметные игры для детей». Москва. «Мипкро». 2000.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!