Выступление на августовской конференции в г. Улан-Удэ.
«Из опыта работы по ФГОС для детей с ОВЗ учителя начальных классов ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» Абидуевой И.Ц.».
Согласно « Словарю русского языка» сопровождать – значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, под психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями можно подразумевать движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевременное указание возможных путей оптимального развития, при необходимости – помощь и поддержка.
Целью психолого-педагогического сопровождения специальной (коррекционной) школы является создание системы педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Психологическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребенку, родителям и педагогам в решении задач развития, воспитания и социализации. В период на 2016-17 учебный год в 1 классе обучаются 15 учащихся, из них 14 мальчиков и 1 девочка. Из 15 учащихся 12 рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся СКОУ (вариант 1). На очно-заочном обучении 3 человека (вариант 2).
Из 15 учащихся – 12 дети-инвалиды.
Занятия с логопедом рекомендованы 6 человек.
Занятия со психологом по развитию сенсорных процессов – 9 чел. ЛФК – 9 человек.
На начальном этапе реализую развивающее-коррекционную помощь детям, испытывающим трудности адаптации, поведения и др.;
- контролирую динамику развития и эффективности специализированной коррекционной помощи;
-провожу дифференциальную диагностику учащихся с рекомендациями ПМПК, составляю индивидуальные коррекционные программы;
- взаимодействую с учителями, воспитателями, педагогом-психологом, учителем-логопедом, дефектологами, социальным педагогом по сопровождению обучающихся.
В связи с этим мы проходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Большие надежды на координальные изменения в образовательном процессе возлагаются на ФГОС для детей с ОВЗ, где методологической основой является системно-деятельностный подход.
В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи и отвечать за свои результаты.
Работая по новым стандартам, я отработала ряд приемов по формированию базовых учебных действий, которые хорошо «прижились» в моем классе и дают положительный результат.
Формирование регулятивных учебных действий
Работу над формирование умения самостоятельно определять тему и задачи урока начала с 1 класса. На начальной стадии сама сообщала тему урока, говоря ребятам о том, что в дальнейшем они должны будут делать это самостоятельно.
Постепенно стала только подводить учащихся к теме, давая им возможность формулировать ее самостоятельно. Далее мы учились определять цели урока. Теперь часть детей могут сформулировать без помощи учителя, а часть формулируют с помощью наводящих вопросов. Умение давать само- и взаимооценку необходимо на любом уроке. На уроках чтения после чтения наизусть прошу оценить себя (читал с выражением или без? Допускал ли ошибки?). На основании этого ребенок оценивает себя.
Практические работы на уроках мира природы и человека, а также вопросы «Какой можно сделать вывод?», «Почему так получилось?» учат младших школьников самостоятельно делать выводы.
Познавательные учебные действия.
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация. Для развития познавательных УД на уроке предлагаю учащимся заполнить таблицу, составить схему и т.д. Прежде чем дать новую информацию, задаем учащимся проблемный вопрос «Как вы думаете?», «Как вы решите это задание?». Иногда ставим вопрос до изучения темы, чтобы послушать детей и сравнить свои предложения с итогом работы. Проблемная ситуация создается на основе имеющихся знаний у детей.
Опора на социальный опыт учащихся, связь с действительностью – одно из требований ФГОС. Она прослеживает Она прослеживается почти на всех уроках окружающего мира, на уроках математики особенно при решении задач с величинами «Цена», «Количество», «Стоимость» и т.д., на уроках чтения.
Для развития коммуникативных УД особое место в современном уроке уделяю групповой и пкарной формам работы. Организовать их часто помогает учебник, где есть рекомендации для учащихся: «Обсуди с товарищем», «Поработайте в группе».
Самооценка, участие в дискуссии, умение не только высказывать, но и отстоять свою точку зрения нелегко дается многи моим ученикам. Они часто дают односложные ответы, не готовы оспаривать чужое мнение, особенно учительское, если даже оно не верно.
Поэтому вопросы «Почему?», «Кто не согласен?», «У кого другое мнение?» звучат на каждом уроке.
Всегда чередую виды деятельности: поработали в коллективе, теперь в паре, а теперь можно и самостоятельно. Для самостоятельной работы предлагаю 3 уровня сложности. Детям сообщается про степень сложности заданий, а они самостоятельно определяют, что будут выполнять. Некоторые ребята стараются выполнить все 3 уровня. Это поощряется. Оценивание может быть как коллективным, так и самостоятельным. Рефлексия проводится по вопросам: я справился…, я не справился потому что… Данные виды деятельности позволяют активизировать познавательную активность, обеспечивают развитие самоконтроля учащихся.
Наряду с положительными моментами, можно выделить ряд наиболее острых проблем, с которыми мы столкнулись в процессе внедрения ФГОС: материально-техническое обеспечение.
Проблемы есть, но они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные материалы не дадут результата, если не изменить самого учителя, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ребус, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
Я нахожусь в постоянном творческом поиске, и каждый год корректирую направления и составляющие своей работы с учетом модернизации образования, приблизив их к тем стандартам и социальным ожиданиям, которые заданы обществом в условиях реализации ФГОС.
Таким образом, применение психолого-педагогического сопровождения позволяет рассматривать его как неотъемлемое звено системы образования. Расширение представлений о целях образования, в число которых включены не только цели развития, воспитания, обучения, но и обеспечение физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья всех детей обуславливает интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения.