СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на городском методическом объединении учителей биологии "Формирование экологической культуры учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации для формирования  экологической культуры и бережного отношения к окружающей среде.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на городском методическом объединении учителей биологии "Формирование экологической культуры учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности»









Выступление на методическом объединении учителей биологии общеобразовательных учреждений г.о. Павловский Посад Московской области



Тема: «Формирование экологической культуры учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности».





















Подготовила : Короткова М.Е


учитель биологии высшей квалификационной

категории МОУ СОШ № 11






2019 год




Тема: Формирование экологической культуры учащихся на уроках биологии и во внеурочное время.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

(Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897)ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):

  • любящий свой край и свое Отечество …

  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни …

  • активно и заинтересованно познающий мир …

  • умеющий учиться …

  • социально активный, уважающий закон ..

  • уважающий других людей …

  • осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

  • ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы:

  • Личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению …;

  • Метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия …;

  • Предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области …

Личностные результаты должны отражать:

формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

Метапредметные результаты должны отражать:

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты должны обеспечивать: в рамках предметной областиБИОЛОГИЯ:

формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Опасность бездумного природопользования ставит перед обществом и школой проблему поиска путей формирования экологической культуры личности с раннег

Экологическая культура личности – это особое свойство личности, проявляющееся в его духовной жизни и поступках, как способ самореализации, основанный на потребности в сохранение окружающей среды.

При формировании экологической культуры необходимо учесть:

  1. Актуальность – отбор знаний, умений, формирование навыков с опорой на социальный заказ.

  2. Систематичность и последовательность.

  3. Научность и доступность – соответствие уровню образовательных возможностей учащихся данного возраста, наполнение научным содержанием.

  4. Преемственность – от возраста к возрасту расширение и углубление экологических знаний, умений и навыков.

  5. Практическая направленность.

Необходимо решить следующие задачи:

▪ формирование и углубление эколого-ценностных знаний;

▪ формирование эколого-ценностных отношений;

▪ формирование эколого-ценностной деятельности;

▪ формирование эколого-ценностных ориентаций.

Реализация этих задач экологического образования происходит путем использования методов проблемного изложения, частично-поискового, исследовательского.

Этапы формирования экологического воспитания:

1 этап- формирование мотивации - необходимости и желания, стремления к познанию объектов живой природы.

2 этап – формулируются экологические проблемы, показываются противоречия между человеком, обществом и природой.

3 этап – осознание обучающимися исторических причин возникновения современных экологических проблем и пути их решения.

4 этап – раскрываются научные основы оптимизации взаимодействия человека и общества на базе идей охраны природы.

5 этап – практический – является важнейшим этапом формирования ответственного отношения к природе. На этом этапе обучающиеся вносят реальный вклад в дело сохранения среды обитания.

Формирование экологической культуры на уроках биологии:

Формирование представлений о предмете, установление связи между знаниями об окружающей среде и развитием интереса к изучению природы начинается с первых уроков биологии в пятом классе. Стараюсь проводить их в игровой форме, используя при объяснении материала сведения, которые вызывают удивление, волнение. Это цифры – количество животных, растений разных групп.

Например, на каждого жителя планеты приходится 250 млн насекомых. Что, если не заниматься охраной природы, через 50 лет на Земле останутся из насекомых – тараканы, из птиц – голуби, из млекопитающих – крысы, а из растений – одуванчики.

Тема «Класс насекомые. Общая характеристика». Знаете ли вы?

  • Орган слуха на ноге.

  • Вкусовые сосочки на лапках.

  • Обоняние на усиках.

  • Видят ультрафиолетовые лучи.

  • Слышат ультразвуки.

  • Есть чувство времени, ориентировки.

  • Воспринимают магнитное поле.

  • Физическая сила огромная.

  • Распознают концентрацию сахара 1/12000 (человек 1/50).

  • Полезные и вредные.

  • Одомашненные..



Разнообразные формы урока:

Урок – сказка используется мной в изучении темы «Фотосинтез». Ребятам вначале урока, показываю сказку , в которой герой кормит цветок своими запасами из холодильника. Вырастает монстр. Обсуждаем как питаются растения на Земле. Какое значение имеют вода , воздух,Солнце.Таким образом, в результате игры исследована тема, и усваивается она намного эффективнее. В конце урока, спрашиваю, представьте себе, что вдруг на земле исчезли все растения , что бы произошло?

Урок – путешествие очень хорошо подходит к теме: «Вегетативное размножение растений», когда вместе с ребятами путешествуют инопланетяне, которые не знают растения, а познакомившись с ними, хотят узнать, а как же их вырастить у себя на планете? С экологической точки зрения, здесь хорошо формировать знания в практической деятельности. Выходим на пришкольный участок и показываю цветы , которые легко размножить вегетативно: хосты, хризантемы, ирисы, флоксы. Пришкольный участок оказывает неоценимую помощь в экологическом и эстетическом воспитании. Учащиеся видят и сами создают красоту, учатся заботиться и беречь эту красоту.

Обращение к искусству с целью формирования эстетического отношения к живому. Репродукция картин «Грачи прилетели», Что дали птицы всему человечеству?
Красота осеннего леса в пейзажах И.И. Шишкина и И.Левитана. Показ фотографий, рисунков.

Отмечая значение животных и растений обращаю внимание на эстетическую роль природы (составление синквейна):

Ирисы.

Яркие. Красивые..

Растут.Цветут.Радуют.

Размножаются легко вегетативно.

Рукотворная красота.
Для создания проблемной ситуации предъявляю противоречивые факты, теории или точки зрения, практические задания «на ошибку», уделяю внимание формированию умения видеть проблему, прогнозировать будущие действия, принимать самостоятельные практические решения.

В этом большую помощь оказывают экоуроки . Мы провели с 7-10 классами 5 уроков : «Разделяй с нами 2» «Разделяй с нами 3» «Разделяй с нами 4. Мир без мусора», «Изменение климата и связь с сохранением лесов», «Сделаем вместе»

Как знакомить детей с правилами поведения в природе? Чтобы правила поведения в природе были прочувствованы, понятны, использую рассказ «от противного», в котором дети находят ошибки поведения.

Попав в лес, заготовьте лекарственные растения – снимите кору березы, соберите листья крапивы, выкопайте корневища ландыша.

Костер разводите под пологом леса, чтобы порывы ветра не задули его.

Мухоморы и старые съедобные грибы для леса вредны, их нужно безжалостно уничтожать.

Не нужны для леса и жадные волки, которые обижают зайчат.

Громкую музыку слушайте на природе, за городом- там вдали от города вы никому не помешаете.

Уходя из леса, нарвите на память большой букет красиво цветущих растений.

Такие приемы стимулируют учащихся к пополнению знаний об окружающей среде, способствуют развитию творческого мышления, обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений, вовлекают учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды родного края.

Создаю ситуации эмоционального переживания с помощью метафор, пословиц, стихов, фрагментов научно-популярных и художественных произведений.

Тему «Химический состав клетки» начинаю со стихотворения: Прошу мне ответить без всякой запинки: Ракета сложней или проще травинки?

Тема «Дыхание растений»: Около 300 лет назад М.В. Ломоносов написал трактат «Слово о явлениях воздушных», где отметил, что растения «строят тело из воздуха, который поглощают». Докажите правильность или ошибочность взглядов М.В. Ломоносова, роль растений в природе и жизни человека?

Тема: «Растительный организм как единое целое» - спор между органами растения. Кто прав?

Особым, не менее важным моментом в формировании экологической культуры является исследовательская деятельность. Элементарные знания в этой области, ребята получают уже в 5 классе: учатся проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические опыты и самостоятельно работать с разными источниками знаний. В учебнике есть рубрика «Моя лаборатория», где, используя предложенный «помощник», проводят биологические опыты и наблюдения. Например, «Рассмотрите невооруженным глазом мякоть плодов томата, арбуза, яблока.  Что характерно для их строения? Рассмотрите под лупой те же объекты. Какую форму имеют клетки? Что накапливается в клетках если использовать избыток удобрений?(тема «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов», 5 класс).

Понаблюдайте за развертыванием почек (тема «Органы и системы органов растений. Побег», 6 класс). Реальная исследовательская деятельность может быть организована в процессе выполнения лабораторных работ по инструктивным карточкам, самостоятельных работ с дополнительной литературой, написание и защита рефератов, ролевые игры, имеющие проблемный характер и исследовательскую направленность..

При изучении курса биологии в 6, 7 ,8 классах стараюсь больше уделять внимания практической части урока (работа с гербариями, коллекциями, живым материалом на лабораторных занятиях).

Для обучающихся среднего звена и старшеклассников эффективным средством формирования экологической культуры личности могут стать следующие виды деятельности на уроке:

  • Проект улучшения экологической обстановки нашего города.

  • Составьте «кодекс» поведения в природе.

  • Обсуждение и решение проблем.

  • Решение экологических задач.

  • Конкурс экоплакатов.

Таким образом образовательный процесс предоставляет каждому ученику возможность реализовать себя в познании и учебной деятельности, опираясь на свои способности, склонности, интересы. 

Ежегодно учащиеся нашей школы принимают активнейшее участие в благоустройстве школьной территории и мемориального памятника в поселке: каждую весну высаживаем цветы на школьные клумбы и у памятника. В течение лета ухаживаем за ними( прополка, полив).


Использование возможностей внеурочной работы для формирования экологической культуры учащихся:

Внеурочная работа строится по интересам учащихся и на принципе полной добровольности. Особое  значение  внеурочная работа имеет  для  развития индивидуальных творческих способностей учащихся,   исследовательских умений и навыков, организации системы предпрофильной и профильной подготовки школьников.

Индивидуальная работа:

▪ Подготовка участников Всероссийской олимпиады школьников по биологии;

  • Открытие мира


▪ Подготовка участников экологических конкурсов и олимпиад.

Массовые мероприятия:

▪ Проведение классных часов экологической тематики;

▪ Проведение экологических викторин в рамках Недели естественных наук;

▪ Проведение школьных акций экологической тематики (День Земли, Праздник Птиц).

  • Участие в массовых природоохранных акциях.

Готовим с учащимися КВН «День птиц» «День Земли»

На занятиях учащиеся знакомятся с видовым составом местной флоры и фауны; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе. Знакомятся с биологическими специальностями.

Получают навыки ухода за комнатными растениями, навыки составления и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же развивают навыки работы с микроскопом, пользования приборами и инструментами, осваивают простейшие методы биологических исследований. Именно внеурочная деятельность позволяет осуществлять подготовку к различным конкурсам.

При организации поисковой и исследовательской деятельности в рамках внеурочной деятельности происходит развитие навыков общения и коммуникации.

Учащиеся школы ежегодно помогают оформлять цветник, учатся высаживать рассаду, перекапывать клумбы, правильно поливать растения, выпалывать сорные растения, собирать семена.

Все это способствует популяризации у учащихся биологических и экологических знаний, повышает интерес к экологическим проблемам, формирует экологическую культуру и чувство ответственности за состояние окружающей среды.


Результативность работы

Для выявления состояния экологической культуры учащихся используется концептуальная интегративная методика диагностики состояния и развития экологической культуры (автор – Е. Ю. Ногтева).

Цель мониторинга – получение достоверной информации о текущих результатах развития экологической культуры обучающихся школы и выработка коррекционной программы, способствующей ее оптимальному развитию.

В мониторинге развития экологической культуры определены следующие блоки: концептуально-диагностический, оценочно-результативный, коррекционно-прогностический. Включение диагностики в систему мониторинга позволяет дать оценку уровню развития экологической культуры обучающихся разных возрастных групп.

Авторы технологии Е.Ю. Ногтева, И.Д. Лушников указывают, что уровни развития экологической культуры представлены пассивно-потребительским, активно-сберегающим, творчески-восстановительный.

Наиболее низкий уровень – пассивно-потребительский - основан на утилитарном типе ценностных ориентаций. Он характеризуется усвоением терминов и понятий, раскрывающих основные признаки и свойства экосистем, знанием отдельных экологических проблем. Однако полноты и разнообразия эколого-значимых знаний не достает, отражаемые в них явления оцениваются с позиций потребностей человека. Характерны неумение раскрывать сущность причинно-следственных связей во взаимоотношениях человека и природы, затруднения в переносе знаний на решение конкретных экологических проблем, ошибочность в оценке конкретных ситуаций и действий. Преобладают эмоциональные отношения и житейские стереотипы.

Активно-сберегающий уровень развития экологической культуры отражает сберегающий тип эколого-ценностных ориентаций. Для него характерны существенные знания в области экологии. Наблюдается знание и понимание сложности экологических проблем, осознание значимости охраны природы как одного из основных путей их решения. Достаточно осознается собственная роль в решении экологических проблем, но проявления личной инициативы еще недостаточно. Ярко выражены нравственные и эстетические чувства, связанные с охраной природы. Деятельность носит экологически обоснованный характер и направлена не только на потребление, но и на сохранение природы.

Наиболее высокий уровень – творчески-восстановительный, связан с продуктивно-восстановительным типом эколого-ценностных ориентаций. Он характеризует широкий круг эколого-ценностных знаний, их интеграция и применение в анализе и оценке событий с точки зрения их экологической ориентации, обоснование путей гармонизации взаимоотношений человека и природы и возможных способов их реализации. Решение экологических проблем основывается на восстановлении и приумножении природных ресурсов. Преобладает желание включиться в восстановление возможностей природы. Проявляется нетерпимое отношение к действиям людей, причиняющим вред природе. Проектируемая деятельность носит восстановительный характер. Проявляется личная активность в деятельности, направленной на улучшение состояния природной среды.



Вывод:

Уровень экологической культуры – один из критериев цивилизованного общества, показатель того, насколько человек готов пожертвовать своими интересами ради интересов потомков. Перед нашим государством, школой, педагогами и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого  ребенка вырастить не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно – инициативным, думающим работником, способным  на творческий подход к любому делу, за  которое  он бы взялся.

Воспитание экологической культуры обучающихся – дело не одного учебного года, поэтому, акцентируя свое внимание на этой проблеме, мы не должны исключать при этом другие приоритетные направления воспитательной деятельности школы: гражданско-патриотическое, нравственно-эстетическое, учебно-познавательное, спортивно-оздоровительное, трудовое воспитание, профилактику правонарушений.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!