Сообщение на городском практико-ориентированном семинаре по теме: «Интегрированные уроки как средство развития метапредметных компетенций учащихся»
Уважаемые коллеги!
В этом учебном году наша школа, как и большинство школ (кроме пилотных), перешла на новые стандарты на уровне основного общего образования.
Одно из главных требований ФГОС – достижение метапредметных результатов.
Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирования целостной картины мира в сознании ребёнка.
Когда история «работает» на математику, математика, на физику, физика на географию, география снова на историю – в голове ученика возникает не мозаика знаний, а живая сеть, которая легко может обрасти любыми новыми знаниями.
При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном в числах и фигурах (математика), в веществах (химия), телах и полях (физика), художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство) и т.д.
Принцип «метапредметности» состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.
Интеграция предметов – это организация предметной деятельности, предполагающая использование системного подхода, ориентированного на формирование системного типа мышления.
Интеграция ставит цель - дать ребенку целостное представление об окружающем мире, а средством этого является комплексное изучение школьных дисциплин, вскрытие связей между ними.
Интегрированный урок - один из вариантов формирования метапредметных результатов. Он создает возможность для синтеза знаний, развивает умение переносить знания из одной отрасли в другую.
Интегрированные уроки могут решать следующие задачи:
- информационную (поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача; владение современными информационными технологиями);
- коммуникативную (способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе);
- учебно-познавательную (элементы логической, методологической, общеучебной деятельности; планирование, анализ, рефлексия, самооценка).
Варианты интегрированных уроков разнообразны. Можно сынтегрировать не только два, но и три и даже несколько предметов на одном или нескольких уроках.
Интегрированные уроки бывают целостными и фрагментарными. Интеграцию на весь урок удаётся организовать редко. Они более интересны, т.к. не каждый день на уроке присутствуют два учителя одновременно, помогает решить большее количество задач, применить разные методы и формы обучения. Фрагментарные уроки позволяют рассмотреть небольшой круг вопросов.
Интегрированные уроки можно сделать между разными учебными дисциплинами, которые, на первый взгляд, кажутся несовместимыми. Например, биология и физика.
Вот наиболее общая классификация интегрированных уроков по способу их организации:
-конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин;
-конструирование и проведение интегрированного урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;
-создание на этой основе интегрированных тем, разделов, курсов.
К использованию интегрированного урока учителя прибегают нечасто и главным образом в следующих случаях:
- при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках;
- при лимите времени на изучение темы и желании воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины;
- при изучении межнаучных и обобщённых категорий (движение, время, развитие, величина и др.), законов, принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности;
- при выявлении противоречий в описании и трактовки одних и тех же явлений, событий, фактов в разных науках;
- при демонстрации более широкого поля проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемого предмета;
- при создании проблемной, развивающей методики обучения предмету.
На этих уроках формируются следующие компетенции:
• Ценностно-смысловые (понимание цели урока, важности изучаемой темы);
• Информационные (работа с компьютером, умение самостоятельно подбирать необходимый материал);
• Коммуникативные (умение работать в группах, выслушивать, общаться, лояльно относиться к людям с другой точкой зрения).
«Больше приносит пользы рассмотрение одного и того же предмета с десяти сторон, чем обучение десяти различным предметам с одной стороны», - писал немецкий педагог А. Дистервег.
Поэтому наши учителя работают в этом направлении, и сегодня вы увидите некоторые результаты их труда.
Выполнила: заместитель директора по учебной работе МАОУ СОШ №1 г.Покачи Кожухарь Н.В.