СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на IX Всероссийской конференции «Инновационные идеи и методические решения в преподавании химии»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Добрый день, уважаемые участники конференции!

Я, Шляпкина Марина Владимировна, преподаватель химии областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Родниковский политехнический колледж» г. Родники.

Разрешите представить вашему вниманию работу по теме «Формирование речевой культуры обучающихся на уроках химии».

Просмотр содержимого документа
«Выступление на IX Всероссийской конференции «Инновационные идеи и методические решения в преподавании химии»»

10.12.2018 год

Выступление на IX Всероссийской конференции

«Инновационные идеи и методические решения в преподавании химии»


1 слайд. Добрый день, уважаемые участники конференции!

Я, Шляпкина Марина Владимировна, преподаватель химии областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Родниковский политехнический колледж» г. Родники.

Разрешите представить вашему вниманию работу по теме «Формирование речевой культуры обучающихся на уроках химии».


Тема формирования речевой культуры на уроках химии – современна и актуальна. Причиной выбора темы стало то, что мы, ежедневно общаясь с нашими студентами, наблюдаем невысокую речевую культуру обучающихся.


2 слайд. На своих уроках я обратила внимание на то, что обучающиеся недостаточно хорошо владеют навыками связной устной и письменной речи, невыразительно, с ошибками читают вслух, не могут высказать собственное мнение, сформулировать ответ на поставленный вопрос, объяснить результаты проведенного эксперимента, поставить вопрос к тексту или задаче.


3 слайд. Устная химическая речь – важная составляющая в формировании системных знаний по химии. Она включает: знание химической терминологии; знание законов, понятий, положений, теорий; умение использовать химический язык для логического объяснения существа химических явлений.

Цель моей работы – формирование речевой культуры обучающихся на уроках химии.


4 слайд. Химический язык – это язык научный и на него накладываются речевые особенности, характерные для научного стиля речи: логичность, доказательность, точность, лаконичность, использование специальной терминологии.

Основные задачи, которые я поставила перед собой – это

  1. Развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка;

  2. Формирование монологических умений, навыков творческого самовыражения;

  3. Повышение интереса обучающихся к урокам химии через урочную и внеурочную деятельность;

  4. Развитие речевой культуры обучающихся.




5 слайд. Особую трудность в реализации задач составляет то, что

  1. В одной группе обучаются не только студенты – носители русского языка как родного, но и те, для кого русский язык не является родным.

  2. Низкий уровень грамотности и культуры, воздействие средств массовой информации, в том числе интернет, в которых безграмотность выдается за норму, а современный молодежный сленг – за литературный язык, негативно влияет на речь молодежи.

К основным трудностям, с которыми сталкиваются обучающиеся при освоении химического языка, можно отнести: неточное знание отдельных терминов, неумение строить высказывание в форме логического рассуждения, неумение делать высказывание точным и лаконичным (нередко можно услышать от студента: «Я это понимаю, а сказать не могу!»).



6 слайд. Далее в своей работе я сформулировала ряд важных положений построения учебного содержания на уроках химии.

В основу построения методической системы по развитию речи обучающихся на уроках химии были положены следующие группы методов:

1. по типу деятельности преподавателя (словесный - проблемное изложение, эвристический и исследовательский);

2. по дидактическим целям (работа с учебником и дополнительной литературой, использование этимологии понятий, составление плана рассуждения, схем по тексту, составление самостоятельных вопросов (по Я.А. Микку) и заданий обучающимися, уроки в виде мастерских, ролевые игры);

3. методы контроля одногруппников и самоконтроля.


7 слайд. Опираясь на свой опыт и опыт других учителей и методистов я рекомендую следующие приемы работы по развитию речи обучающихся на уроках химии.

1.Обязательная запись каждого нового термина на доске, сопровождаемая этимологическим анализом и объяснением значения.

В своих собственных наблюдениях я не раз отмечала удовлетворение со стороны обучающихся в момент проведения этимологического разбора слов, так как они получали возможность проявить свои знания по русскому или иностранному языку. Хотя приходилось слышать и заявления о том, что "Мы изучаем химию, зачем нам русский язык!". В таких случаях проводилось дополнительное разъяснение в необходимости повышения своей общей культуры, составляющей частью которой является грамотность человека.

2. Для преодоления трудностей с химической терминологией я использую на уроках химический словарь с дословным переводом «трудных» слов иностранного происхождения.

Запись слова в словарь химических терминов с кратким объяснением.

Слова можно записывать в специальную тетрадь. Некоторые обучающиеся ведут записи в алфавитных книжках.

3. Систематическое проведение терминологических диктантов, на которые достаточно выделить 3-5 мин урока. Диктанты позволяют проконтролировать, насколько правильно обучающиеся воспринимают термины и названия "на слух" и записывают их.

4. Обучение студентов приемам работы со словарями и энциклопедиями.

Желательно ознакомить обучающихся с правилами пользования наиболее распространенными словарями. Во многих случаях в словаре или энциклопедии можно найти не только объяснение химического термина или названия, но и указание на их происхождение. В настоящее время огромные возможности для поиска необходимой информации предоставляет Интернет.

5. Для того чтобы облегчить обучающимся понимание терминов и названий, имеющих одинаковые корни, приставки или суффиксы, полезно иметь в кабинете химии справочные терминологические таблицы.

Многие наши обучающиеся не умеют читать, работать с текстом, выбрать главное, осмыслить информацию. А мы должны их научить учиться!


8 слайд. Одним из методов развития речи обучающихся можно считать групповые формы учебной деятельности. К ним относятся:

1.Методика коллективного способа учебной работы (КСО). Данную методику я использую для развития речевых навыков и общения на своих уроках.

2.Для развития устной речи обучающихся я использую методику составления опорных схем. Построение смысловых структур параграфа начинается с выделения всех содержащихся в нем химических, физических и других понятий.

3.Применение различных видов комментирования на уроках: устное, письменное; коллективное, индивидуальное, полное, частичное; выборочное, тематическое. Элементы данной методики я использую на уроках при написании уравнений химических реакций, при определении коэффициентов, при составлении схем и цепочек превращений химических веществ. Данная методика позволила выработать комплексное учебное умение «мыслю, говорю, записываю».

4.Речевые кинестезии (проговаривание). Речевые кинестезии я использую на уроках, когда много новых понятий, новых слов. Обучающиеся все вместе, хором, проговаривают новые термины, определения или заканчивают фразу.

Одной из задач учителя химии является развитие речи обучающихся с помощью языка науки, химического языка, в том числе терминов. При изучении химии крайне важно овладеть терминами, так как они в научной практике имеют тоже значение, что и слова языка, с которым связаны речь и мышление человека. Термины придают речи и мышлению такие качества как точность, чёткость, их усвоение способствует выработке логических умений: анализировать, различать, абстрагировать и обобщать.

5.С целью эффективного развития мышления обучающихся, можно использовать прием устного решения задач. Этот прием ставит обучающихся перед необходимостью размышлять, сравнивать, сопоставлять и обобщать, реализуя образовательную, воспитательную и развивающую функции обучения. Любое проговаривание условий задачи, обсуждение формул и решения задачи, вывод, не возможны без развития устной речи.

6.Для запоминания и правильного употребления химических терминов, можно использовать различные дидактические игры в виде кроссвордов, химических диктантов, игры в слова, распознавание синонимов и другие формы работы. В ходе игры выявляются личностные черты характера обучающихся, усиливается мотивация к обучению, активизируется речь и мышление.

7.Подключение химического эксперимента для развития речи. Химический эксперимент используется как источник фактов для рассуждений, умозаключений или доказательств. В первом случае результаты наблюдения выступают как исходные суждения для вывода; во втором – как аргументы.


9 слайд. Итоги работы по теме «Формирование речевой культуры обучающихся на уроках химии»

  1. Данные технологии обеспечивают гармоничное и разностороннее развитие личности обучающегося, реализацию его творческих способностей, способствуют развитию его речевой культуры, стимулируют умственную деятельность.

  2. Умение обучающимися применять язык науки, мыслить научными понятиями повышает уровень знаний по химии.

  3. Реализуя на практике приведенные выше рекомендации, можно отметить положительную динамику в повышении качества знаний обучающихся по дисциплине химия, проявлении творческой активности, повышения интереса к изучаемому предмету.

  4. Разнообразие предлагаемых технологий поможет вам создать свою творческую систему по формированию речевой культуры обучающихся.


10 слайд. Спасибо за внимание!

Позвольте закончить мое выступление следующими словами:

В жизни по-разному можно жить

В горе можно, и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно как вы: на рассвете встать

И, помышляя о чуде

Рукой, обнаженною солнце достать

И подарить его людям.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!