СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции «Элементы арт-терапии в коррекционной работе с детьми и подростками в условиях реабилитационного центра»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции «Элементы арт-терапии в коррекционной работе с детьми и подростками в условиях реабилитационного центра»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Элементы арт-терапии в коррекционной работе с детьми и подростками в условиях реабилитационного центра»»

21


Областное государственное учреждение

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга»

город Димитровград Ульяновской области


Глухова Елена Викторовна,

воспитатель




Выступление на конференции «Элементы арт-терапии в коррекционной работе с детьми и подростками в условиях реабилитационного центра»


Психологическая коррекция – направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида.

Существует несколько точек зрения на соотношение понятий «психологическая коррекция» и «психотерапия». Одна из них заключается в признании полной идентичности этих двух понятий, однако при этом не учитывается, что психологическая коррекция как направленное психологическое воздействие, реализуется не только в медицине (где можно указать две основные области ее применения: психопрофилактика и собственно лечение - психотерапия), но и в других сферах человеческой практики, например, в педагогике. Другая точка зрения основана на том, что психологическая коррекция преимущественно призвана решать задачи психопрофилактики на всех ее этапах, особенно при осуществлении вторичной и третичной профилактики. Однако такое жесткое ограничение сферы применения психологической коррекции представляется в определенной степени искусственным. Во-первых, в области неврозов полностью развести понятия «психическая коррекция» и «психотерапия», «лечение» и «профилактика» не удается, так как невроз – это заболевание в динамике, где не всегда можно отделить состояние предболезни от собственно болезни, а сам процесс лечения в значительной степени включает в себя и вторичную профилактику. Во-вторых, в настоящее время в системе восстановительного лечения различных заболеваний все шире реализуется комплексный подход, учитывающий наличие в этиопатогенезе биологического, психологического и социального факторов, каждый из которых нуждается в лечебных или корригирующих воздействиях, соответствующих его природе. Если психологический фактор при том или ином заболевании выступает как один из этиологических, то его коррекция в значительной степени совпадает с содержанием психотерапии – одного из компонентов лечебного процесса.

Определить общую схему соотношения психологической коррекции к психотерапии вне конкретной нозологии практически невозможно. Значение психологического фактора в этиопатогенезе того или иного заболевания обусловливает направленность методов психологической коррекции на решение собственно лечебных – психотерапевтических – задач и позволяет рассматривать методы психологической коррекции как методы психотерапии.

Задачи психологической коррекции могут существенно варьироваться от направленности на вторичную и третичную профилактику основного заболевания и первичную профилактику возможных в качестве его последствий вторичных невротических расстройств при соматической патологии до практически полной их идентичности задачам психотерапии при неврозах (во всяком случае, в рамках различных личностно-ориентированных систем психотерапии).

Следует также подчеркнуть, что как психотерапия, так и психопрофилактика не ограничивает свою практику лишь методами психологической коррекции, что еще раз указывает на разноуровневый, динамический характер соотношения задач и методов психологической коррекции, психотерапии и психопрофилактики, которые взаимопересекаются, но полностью не исчерпывают друг друга.

Анализ современных работ по практической психологии показывает, что вопрос об эффективности психологического воздействия обсуждается очень активно. Выделяют ряд факторов, свидетельствующих об эффективности коррекционной работы:

Хорошие отношения и сотрудничество между психологом и клиентом;

Ослабления напряжения на начальной стадии, основанной на способности человека обсуждать свою проблему с психологом;

Когнитивное обучение за счет получаемой психологической информации;

Изменение поведения субъекта за счет нового эмоционального опыта, полученного в общении с психологом;

Приобретение социальных навыков реагирования на модели поведения психотерапевта; убеждение и внушение, явное и скрытое;

Усвоение или осознанное отношение к новым формам поведения, осуществляемое при эмоциональной поддержки со стороны психолога.

А.А. Осипов к факторам, определяющим эффективность психокоррекции, относит: ожидание клиента, характер проблем клиента, готовность клиента к сотрудничеству, профессиональный и личностный опыт психолога, специфическое воздействие конкретных методов психокоррекции и т.п.

По мнению Г.С. Абрамовой, психологическая коррекция должна сочетаться с некоторыми объективными данными.

Прежде всего, с физиологическими исследованиями активности мозга. Только в этом сочетании методов исследования может быть принято оправданное решение о коррекционной работе. Этот путь оценки эффективности коррекционной работе предполагает фиксацию динамики физиологических (например, ЭЭГ) и психологических показателей активности клиента. Однако в условиях работы школьного психолога такие исследования не всегда возможны.

Эффективность того или иного коррекционного воздействия определяется также динамическим содержанием периода возрастного развития. Как известно, выделяют относительно стабильные возрастные периоды, периоды сензитивные, периоды кризисные, которые принципиально изменяют динамику внутреннего мира человека, сказываются на процессах освоения информации, в том числе и психологической информации. Эффективность коррекционного воздействия будет определяться степенью его соответствия тенденциям возрастного периода.

В практике школьного психолога степень интенсивности коррекционной работы должна определяться сведениями о психологических и социально-психологических особенностях ребенка, о степени овладения им учебными навыками.

Какой бы содержательный критерий эффективности ни анализировался, учитываются следующие группы переменных, характеризующих воздействие: 1) субъективно переживаемые ребенком изменения во внутреннем мире; 2) объективно регистрируемые (наблюдением, экспертом) параметры, характеризующие изменения в различных модальностях внутреннего мира человека; 3) устойчивость изменений в последующем.

Оценка эффективности коррекции может меняться в зависимости от того, кто ее оценивает, так как позиция участника коррекционного процесса определяет итоговую оценку ее успешности.

Арт-терапия является частной формой терапии творчеством и связана, главным образом, с так называемыми визуальными искусствами (живописью, графикой, фотографией, скульптурой, а также их различными комбинациями с другими формами творческой деятельности). В отечественной литературе наиболее близким западному понятию арт-терапии является изо-терапия. В группу различных видов терапии творчеством наряду, с арт-терапией, входят также музыкотерапия, драматерапия, терапия танцем и движениями и т. д.

Некоторые авторы относят к терапии творчеством (или терапии творческим самовыражением) также и терапию творческим общением с искусством и наукой, терапию творческим коллекционированием и другие формы творческой деятельности, имеющие психотерапевтическое и психопрофилактическое значение.

Арт-терапия имеет древнее происхождение. В определенном смысле ее прототипом являются различные виды сакрального искусства, нередко используемого с лечебной целью и включающего в себя суггестивно-магический, дидактический, эстетический и иные компоненты терапевтического воздействия. Утратив атрибуты сакральности в эпоху господства ньютоно-картезианской научной парадигмы, так называемая терапия впечатлениями или терапия занятостью через различные формы творческой активности пациентов была довольно популярной разновидностью гуманной клинической психотерапии еще до середины прошлого века. Однако в последующем, в связи с дифференциацией психотерапевтических подходов, она была оттеснена на задний план.

Термин арт-терапия ввел в употребление в 1938 г. Адриан Хилл. Пионеры арт-терапии опирались на идею Фрейда о том, что внутреннее «Я» человека проявляется в визуальной форме всякий раз, когда он спонтанно рисует и лепит, а также на мысли Юнга о персональных и универсальных символах. Центральная фигура в арт-терапевтическом процессе — не пациент (как больной человек), а личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей.

Новый рост интереса к терапии творчеством, в частности, к арт-терапии, отмечается примерно с середины XX века, когда она стала все более широко использоваться в качестве разновидности терапии занятостью преимущественно в психиатрических и общесоматических госпиталях. За исключением отдельных случаев, она рассматривалась как фактор вторичной психопрофилактики и психотерапии, позволяющий преодолевать последствия социальной изоляции больных. При этом арт-терапия находилась под большим влиянием биомедицинских представлений. Специалисты, проводящие арт-терапевтическую работу такого рода, как правило, не имели серьезной академической подготовки и были неспособны играть какую-либо активную роль в лечении больных. Их основная задача заключалась в том, чтобы предоставить больным возможность относительно свободно заниматься простейшими видами изобразительной деятельности, в процессе которой они могли бы отвлекаться от связанных с болезнью отрицательных переживаний.

Исключение составляли психодинамические подходы, представленные последователями Фрейда и, особенно, Юнга, которые использовали материал изобразительной деятельности своих клиентов для анализа отраженных в нем различных содержаний бессознательного. В нашей стране арт-терапия до последнего времени использовалась, в основном, в работе с психически больными и находилась под большим влиянием клинического мышления. Реорганизация западной психиатрической службы в5 0 – 60 годы, связанная с закрытием многих психиатрических клиник и с расширением сети амбулаторных и полустационарных услуг, привела к тому, что арт-терапевты стали работать в более тесном контакте с психотерапевтами, социальными работниками, педагогами и другими специалистами, а также с религиозными конгрегациями и населением. Это оказало большое влияние на развитие теории и практики арт-терапии, обогатив ее новыми представлениями в духе экзистенциально-гуманистического подхода, одного из наиболее влиятельных в психологии, психотерапии и педагогике того времени. Арт-терапия значительно расширила диапазон своих эмпирических возможностей, удачно сочетаясь с характерными для названного подхода установками на развитие человеческого потенциала, самоактуализацию личности и интеграцию различных аспектов психической деятельности.

В последние два-три десятилетия арт-терапия, синтезировав в себе достижения большинства психотерапевтических подходов, начинает оформляться в самостоятельный метод с собственной методологией и разнообразным, высокодифференцированным инструментарием. Хотя накопление и обобщение эмпирических данных, связанных с арт-терапией, несколько опережает развитие ее теории, применение некоторых теоретических представлений способствовало выходу арт-терапии на уровень самостоятельного психотерапевтического метода. Среди этих теоретических представлений последнего времени наиболее значимыми являются, в частности, следующие:

- психология игровой деятельности, концепции онтогенетического развития разных видов игровой активности;

- психология измененных состояний сознания, трактующая арт-терапевтическую активность в состоянии творческого вдохновения как прогрессивный адаптационный механизм, один из множества компонентов целостной реакции организма, направленной на достижение динамического равновесия;

- современные представления общей теории систем, касающиеся психической деятельности, в частности, концепция множественности ответов психики на состояния стресса, болезни и духовного кризиса. Согласно этим представлениям, исцеляющие силы, присущие каждому живому организму и психике, могут действовать в двух направлениях. После нарушения организм и психика могут вернуться в свое прежнее состояние вследствие различных процессов самосохранения. С другой стороны, организм и психику может охватить процесс самотрансформации, включающий стадии кризиса и перехода и приводящий к совершенно иному состоянию равновесия. Творческая активность рассматривается при этом как значимый фактор развития адаптивных реакций данного типа;

- трансперсональная методология, рассматривающая арт-терапию как универсальный метод, способствующий интеграции биографического, перинатального и трансперсонального опыта, а также балансу так называемых хило- и холотропического модуса психической деятельности.

Дать исчерпывающее определение арт-терапии довольно трудно, потому что оно в определенной мере зависит от теоретических представлений и области практической деятельности специалиста, от характерных для той или иной страны моделей арт-терапии и степени их «зрелости». Можно привести примеры различного понимания арт-терапии.

Эдит Крамер считала возможным достижение положительных эффектов прежде всего за счет «исцеляющих» возможностей самого процесса художественного творчества, дающего возможность выразить, заново пережить внутренние конфликты и, в конечном счете, разрешить их.

Адриан Хилл связывает исцеляющие возможности изобразительной деятельности прежде всего с возможностью отвлечения пациента от «болезненных переживаний».

Маргарет Наумбург полагает, что человек в результате художественных занятий преодолевает сомнения в своей способности свободно выражать свои страхи, выступает в соприкосновении со своим бессознательным и «разговаривает» с ним на символическом языке образов. Выражение содержания своего собственного внутреннего мира помогает человеку справиться с проблемой.

Таким образом, можно сказать, что одни из ученых делают акцент на том, что художественное творчество помогает психотерапевту установить с клиентом более тесный контакт и получить доступ к его переживаниям, другие – на том, что исцеляющий эффект художественного творчества достигается, прежде всего, благодаря отвлечению от наболевшего и созданию положительного настроя, третьи – на том, что оно само по себе способно сублимировать его чувства и давать выход деструктивным тенденциям.

Существование множества точек зрения на то, что представляет собой арт-терапия, вполне естественно. К тому же арт-терапевтическая изобразительная работа предполагает широкий выбор различных материалов. Наряду с красками, карандашами, восковыми мелками или пастелью, часто используются также журналы, цветная бумага, фольга, текстиль, глина, пластилин и др. Надо иметь бумагу разных форматов, кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, скотч и т.д.

На первом плане арт-терапии – вера в творческую основу человека. Но задач а её не сделать всех людей художниками или актерами, а возбудить у индивида активность, направленную на реализацию его предельных творческих возможностей с целью решения проблемы.

В науке выделяют следующие виды арт-терапии:

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием.

Танцевальная терапия – это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности.

Игровая терапия – это психокоррекционное использование игры, которое оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает снять напряженность, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения, поскольку в процессе игры снимается опасность социального значимых последствий.

Фототерапия – это терапия, основанная на применении фотографии или слайдов для решения психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развитие творческих способностей, расширения сознания, совершенствование взаимодействия с окружающим миром.

Музыкотерапия – это контролируемое использование звуков и музыки в лечении и реабилитации клиентов, представляющее собой деятельность, включающую: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов или прослушивание специально подобранных музыкальных произведений.

Проективное рисование.


Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развитие творческих способностей, расширения сознания, совершенствование взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э. Гарднер, М. Осипова, Е. Лисина, Е. Петрова, Т. Зинкевич – Евстигнеева.

Привлекательность сказок для психотерапии, психокоррекции и развития личности ребенка, достоинство сказок заключается в следующем:

Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.

Неопределенность места действия главного героя.

Образность языка. Кладезь мудрости. Метафоричность языка.

Победа Добра. Психологическая защищенность.

Наличие Тайны и Волшебства.

Функции сказок:

Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются сразу к двум психологическим уровням – к уровню сознания и подсознания, что создает особые возможности при коммуникации.

Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:

 О жизненно важных явлениях;

 О жизненных ценностях;

 О внутреннем мире автора (как в случае авторской сказки).

В сказке в символической форме содержится информация о том:

Как устроен этот мир и кто его создал;

Что происходит с человеком в разные периоды его жизни;

Какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;

Какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;

Как приобретать и ценить дружбу и любовь;

Какими ценностями руководствоваться в жизни.

Сказка является основой для формирования «нравственного иммунитете» и поддержания «иммунной памяти». «Нравственный иммунитет» - способность человека к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социума.

Сказки возвращают и ребенка, и взрослого в состояние целостного восприятия мира. Они дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал, передают знания о мире и человеческих взаимоотношениях.

Разновидности сказок.

Сказки разделяют на традиционные (народные) и авторские (художественные).

Существуют следующие разновидности народных сказок:

Бытовые;

Сказки-загадки (истории на сообразительность, истории хитреца);

Сказки-басни, проясняющие какую-либо ситуацию или моральную норму;

Сказки-страшилки, истории о нечистой силе;

Сказки о взаимодействии людей и животных;

Притчи (истории о мудрых людях или о занимательных ситуациях);

Сказки о животных;

Мифологические сюжеты;

Волшебные сказки, сказки с превращениями.

Сказки приходится дифференцировать, так как они имеют различный механизм психологического влияния и воздействия на человека. Он не всегда лежит на поверхности, чаще завуалирован, скрыт, не сразу доступен сознанию. Художественная сказка – это произведение, сочетающее в себе разумное начало и фантазию.

Разновидности художественных сказок:

Художественные волшебные.

Художественные о животных.

Художественные бытовые.

Художественные страшные.

Психотерапевтические сказки. В них рассказывается о многих проблемах человека и каждый может узнать себя на страницах литературного произведения.

Дидактические сказки. Они создаются педагогами для приятной подачи учебного материала.

Психокоррекционные сказки. Эти сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

Индивидуальная работа в сказкотерапии

Психолог, педагог – главное лицо, он активно участвует в процессе сказкотерапии, задает темы занятий, внимательно наблюдает за поведением ребенка и интерпретирует его реакции, строя все свое дальнейшее поведение на основе этих наблюдений. Используемые здесь психотерапевтические метафоры подбираются и создаются индивидуально для каждого ребенка в соответствии с его проблемами и целями работы.

Специалисты утверждают, что вообще метафоры обеспечивает контакт между левым и правым полушарием мозга. В процессе восприятие сказки работает левое полушарие, которое извлекает логический смысл из сюжета, в то время, как правое полушарие свободно для мечтаний, фантазий, воображение, творчества. Психологи, работающие с клиентом часто отмечают, что на осознаваемом, вербальном уровне, ребенок может и не принимать сказку, однако, положительный эффект от работы все равно присутствует, т.е. изменения часто происходит на подсознательном уровне. При этом наблюдается замечательный факт. Одна и та же сказка по-разному влияет на каждого ребенка, каждый находит в ней что-то свое, актуальное для него, созвучное с его проблемами.

Подбору персонажей сказки придается особое значение (художественная эта сказка или придуманная самим психологом). В сказку необходимо включать героев в соответствии с реальными участниками конфликта и устанавливать с ними символические отношения, сходные с реальными. Так, И.В. Дубровина отмечает, если в реальности основная проблема заключается в несогласованности методов воспитания между родителями, где папа предъявляет завышенные требования к ребенку, тогда как мама всячески защищает и заступается за сына, то сказочный сюжет может разворачиваться между «членами команды волшебного корабля, состоящего из строго капитана, доброго помощника капитана и молодого неумелого юнги .

Для того, чтобы сказка была интересна ребенку, задела его, необходимо в предварительной беседе выяснить его интересы и увлечения, причем, не столько для прояснения проблемы, сколько для выявления позитивных аспектов, на которые можно опереться в процессе создания или подбора истории. Использование темы, близкой и понятной ребенку, позволяет ему легче вжиться в образ сказочного героя, соотнести его и свои проблемы, увидеть эффективность выхода из сложившейся ситуации.

Одним из важных моментов этого направления является то, что в процессе работы психолог следит за всеми изменениями, происходящими с ребенком, включая малейшие изменения мимики, пантомимики, дыхания и строит свою дальнейшую работу в соответствии с его реакцией. Даже движение глаз отражает внутреннее состояние человека, в частности, движение глаз влево и верх означает использование прошлых зрительных воспоминаний, движение вправо и вверх свидетельствует о построении новых или будущих образов, а движение глаз влево и вниз говорит о кинестетических ощущениях.

Кроме того, в процессе рассказывания сказки эффективно использование пауз, смены интонации, громкости произношения текста. Если это сказка придумана психологом, то введение собственного имени клиента или созвучное с его именем, особенно перед тем, как будут сказаны важная фраза, информация, которую хотелось бы запечатлеть на подсознательном уровне, просто необходимо.

Работа в группе в сказкотерапии.

Включает:

1) Прослушивание сказок и анализ (интерпретация). Цель – осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, фразой, появлением новых героев, конструкцией сюжета.

2) Групповое рассказывание сказок. В этом случае рассказчиком является группа детей (подростков или взрослых). Рассказывание известной всей группе сказки. Каждый участник по очереди рассказывает маленький кусочек сказки. Повествование разбивается на отрывки произвольно, в зависимости от того, какую часть рассказа берет на себя предыдущий рассказчик. Если рассказывание проводится в детской группе, ведущий может участвовать в рассказывании.

3) Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. После того, как сказка рассказана, участники группы придумывают к ней продолжение, причем последний рассказчик должен закончить сказку.

4) Групповое придумывание сказки. Кто-то начинает говорить первую фразу, например: «В некотором царстве, в некотором государстве…». Следующий участник группы присоединяет к сказочной фразе одну или две фразы и так далее.

5) Рассказывание сказки от первого лица и от имени различных персонажей сказки. Участники группы выбирают сказку, которую они собираются рассказывать и распределяют персонажи между собой. В группах дошкольного и младшего школьного возраста интересно будет инсценирование сказок.

Весь процесс работы с группой детей можно условно разделить на три стадии. Первая стадия обычно занимает два-три занятия и является подготовительной, в которой ставится задача объединения детей в группу и принятия ими правил и специфики такой работы. На первом занятии обычно оговариваются «правила и права» общения детей в группе. Здесь устанавливается контакт с группой и знакомство детей друг с другом, если группа была набрана.

Чтобы правила работы в группе соблюдались, число их должно быть минимальным, но эффективным.

Игры и сказки, используемые на первой подготовительной стадии, носят, по большей части, непроблемный характер и не направлены сразу на решение серьезных проблем у детей. На данном этапе важно, чтобы дети почувствовали себя комфортно, наладили контакт друг и другом и с психологом (психотерапевтом). На этом этапе возможно использование иных техник: арт-терапии, игровые упражнения.

Когда дети уже привыкли к ситуации и познакомились друг с другом, можно переходить к основной стадии работы, цель которой – помочь ребенку в решении трудных для него ситуаций, проблем и преодолении нежелательных черт характера. На этом этапе используются различные игры, такие как ролевые, связанные с сюжетом сказки, психотерапевтические, направленные на разрешении трудностей и проблем детей, сплочение группы, осознания групповой поддержки. Сказки, используемые на этом этапе, также будут носить проблемный характер и касаться либо таких общечеловеческих тем, как выбор и ответственность за свое поведение, любовь и уважение к другим людям, взаимопомощь, либо более конкретных проблем, например, связанных с неуверенностью, агрессивность., детско-родительскими отношениями, нерешительностью, неумением общаться со сверстниками и т.д. Рисунки на этом этапе могут уже отражать реальные проблемы ребенка.

Заключительная стадия содержит проигрывание трудных ситуаций и способов их разрешения, а также прослушивание сказок с позитивным окрашенным прогнозом на будущее.

Музыкотерапия – это контролируемое использование звуков и музыки в лечении и реабилитации клиентов, представляющее собой деятельность, включающую: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов или прослушивание специально подобранных музыкальных произведений.

Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений, в частности:

Отклонение в развитии.

Эмоциональная нестабильность.

Поведенческие нарушения.

Сенсорные дефициты.

Спинно-мозговые травмы.

Психосоматические заболевания.

Внутренние болезни.

Психические отклонения.

Афазия.

Аутизм.

История возникновения музыкальной терапии

В классической Греции музыкальное искусство воспринималось как триединство «мусических искусств» - поэзии, танца и собственно музыки.

Виднейшие древнегреческие философы Пифагор (VI в. до н. э.), Аристотель, Платон (IV в. до н. э.), указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки. Они считали, что музыка устанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе нарушенную гармонию в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты - мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние.

Целительное воздействие звучания определенных музыкальных инструментов отмечал Демокрит (V в. до н. э.). Он советовал слушать флейту для излечения смертельных инфекций.

Итальянский музыкальный теоретик Средневековья Дж. Царлино (1517- 1590) описывает, как Сенократ звуками трубы возвратил здоровье безумным, а Талет звучанием древнего музыкального инструмента кифары излечил чуму. Пророк Давид игрой на кифаре и пением помог библейскому царю Саулу избавиться от депрессии.

Известны идеи Платона, связанные с музыкотерапией. По его мнению, ритмы и лады, воздействуя на мысль, делают ее сообразной им самим. Вслед за Платоном и Пифагором идеи о влиянии искусства на человека развивал Аристотель в учении о катарсисе - концепции очищения души человека в процессе восприятия искусства. Он указывал, что такое очищение (катарсис) подобно устранению необузданного пафоса, как и субъективного буйства - следовательно, обновлению моральных критериев, а именно: обособившийся в своих страданиях от жизни общества индивид поднимается от своей частной единичности до всеобщности, последнее идентифицируется с жизнью и устремлениями общества.

В Древнем Китае, как и в Греции, музыка использовалась достаточно широко и в соответствии с правилами традиционной китайской медицины. В основе древнекитайских подходов к диагностике и лечению (в том числе с использованием музыкотерапии) применялось воздействие на активные биологические точки, или точки акупунктуры.

Отечественный музыкотерапевт, искусствовед, врач и музыкант С. В. Шушарджан, раскрывая исторический аспект использования музыкотерапии, отмечает: «Музыка была неотъемлемой составной частью всей жизни, частью философской, космологической и религиозной картины мира китайцев на протяжении нескольких тысячелетий, одинаково - порывом души и продуктом ума».

Музыкальный лад в китайской музыке называется пентатоникой и базируется на пяти тонах, соответствующих пяти первоэлементам природы (земля, металл, дерево, огонь, вода), которые, в свою очередь, соответствуют пяти органам человека (селезенка, легкие, печень, сердце, почки). Древнекитайская философия и медицина разделяют все происходящее и существующее в мироздании на две категории - психическую энергию «Ян» и «Инь» (мужскую и женскую). Эта энергия движется в теле по определенным проходам - меридианам, связанным между собой. Каждый меридиан связан еще с одним из внутренних органов человека. Лечение душевных и физических расстройств осуществлялось посредством воздействия определенных тонов, звуков музыкальных инструментов на активные точки меридиана и связанные с ними области тела.

Музыкотерапия широко использовалась и в Древней Индии. Она основывалась на идее единства Вселенной и закона ритма, воздействующих на духовную сущность человека.

Выдающийся индийский философ и музыкант Хазрат Инайят Хан, раскрывая механизм взаимодействия ритма и Вселенной, отмечает: «Деревья радостно машут ветвями в ритм с ветром; шум моря, бормотание бриза, свист ветра в скалах, среди холмов и гор, вспышка молнии и удар грома, гармония солнца и луны, движения звезд и планет, цветение растений, падение листа, регулярная смена утра и вечера, дня и ночи - все это открывает для видящего музыку природы. Младенец отзывается на музыку до того, как научится говорить; он двигает своими ручками и ножками в такт и выражает радость и боль в разных тонах».

Музыка Индии сохранила до настоящего времени мистицизм тембра и тональности, открытый еще в древности. Особое место в воздействии на человека в индийской музыкотерапии занимает пение. Вокальное искусство более естественно по сравнению с инструментальным, поэтому считается более высоким.

При этом вибрации в виде дыхания через внутренние органы (область живота, легких, носоглотки) образуют голос. Голос выражает позицию ума, ложную или истинную. Он также обладает силой магнетизма как идеальный природный инструмент.

В Средние века практика музыкотерапии связана с теорией аффектов, которая изучала воздействие различных ритмов, мелодий и гармоний на эмоциональное состояние человека. Устанавливались различные отношения между темпераментом пациента и предпочтением им того или иного характера музыки.

По мнению немецкого ученого и музыканта Атаназиуса Кирхера, «психотерапевтические возможности музыки заключались в ее посредничестве между музыкой сфер (musica mundana) и той, которая заключена в движении физиологических процессов в теле (musica humana). Приводя в соответствие последнюю с первой, музыка оказывает оздоравливающее воздействие».

Известно, что в начале XIX в. французский врач-психиатр Жан Этьен Доминик Эскироль стал вводить музыкотерапию в психиатрические учреждения. Применение музыки в медицине носило преимущественно эмпирический характер.

В России интерес к проблеме взаимосвязи музыки и медицины очевиден. По инициативе В. М. Бехтерева в России в 1913 г. был основан комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов, в который вошли ряд видных врачей и представителей музыкального мира. Специальные исследования С. С. Корсакова, В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. М. Сеченова, И. Р. Тарханова, Г. П. Шипулина и др. выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно - сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную. Важными были выводы о том, что отрицательные эмоции (страх в первую очередь) блокируют функции коры головного мозга, что приводит к потере ориентировки человека в окружающей среде и может стать причиной его смерти. Положительные эмоции от общения с искусством оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, содействуют психоэмоциональному напряжению человека, мобилизуют его резервные силы, обусловливают его творчество во всех областях искусства, науки и всей жизни в целом. Именно эти выводы отечественных ученых легли в основу научного обоснования использования искусства в коррекционной работе со взрослыми пациентами и детьми.

В Москве в 1997 г. создана Международная академия интегративной музыкотерапии (МАИМ), где лучшие достижения современной клинической и традиционной (народной) медицины, компьютерной технологии и искусства были объединены в систему под названием интегративная медицина. Целью данного направления является профилактика, коррекция и поддержание здоровья человека. Одной из задач академии является подготовка специалистов нового поколения - музыкотерапевтов, синтезирующих знания и навыки музыканта и врача, использующих немедикаментозное воздействие на человека с целью восстановления нарушенных функций его организма.

В мае 2000 г. в Москве на базе МАИМ был организован Первый Международный Конгресс «Музыкотерапия и Восстановительная медицина в XXI веке». На большом форуме, где присутствовали специалисты в этой области из Великобритании, Италии, Румынии, России и стран ближнего зарубежья, обсуждались различные вопросы использования музыкотерапии в восстановительной медицине. Основными направлениями дискуссий явились стратегия и перспективы развития нового направления восстановительной медицины (А. Н. Разумов); общая концепция развития музыкотерапии и подготовка кадров России (С. В. Шушарджан); значение психосоматической музыкотерапии (Р. Фортуната); нефармакологический метод лечения «музыка мозга» (Я. И. Левин); связь музыкальной психотерапии с концепциями ведущих психотерапевтических школ (В. И. Петрушин); использование музыки в реабилитации ребенка (Н. Ю. Паутова).

Индивидуальная музыкальная терапия.

Индивидуальная музыкотерапия является психотерапевтическим методом лечения, который применяется в рамках конфиденциальных взаимоотношений между клиентом и психологом. Индивидуальная музыкотерапия ориентирована на переживания клиента.

К одному из методов терапии относится импровизация на музыкальных инструментах, прослушивание и анализ музыкальных впечатлений данной импровизации и содержательной части психотерапевтической беседы.

Продолжительность занятий составляет, как правило, 50 минут. Время и частота занятий определяются, во-первых, условиями учреждения, где осуществляется курс музыкальной терапии, во-вторых, индивидуальными потребностями и возможностями клиента. Также занятия могут проводиться в комбинации с другими арт-терапевтическими методами.

Индивидуальная музыкальная терапия может комбинироваться с групповыми видами психокоррекции (двигательная терапия, психотерапевтические беседы в группе, изотерапия), а также с групповой музыкальной терапией.

Индивидуальная музыкотерапия может быть рекомендована не всем группам клиентов. Некоторые клиенты (например, душевнобольные пациенты и подверженные психозом люди) нуждаются в других терапевтических приемах.

Групповая музыкальная терапия

Групповая музыкотерапия является методом, который, как правило, сосредоточен на изучении коммуникативного поведения и переживаний клиента. Группа из 8-10 человек импровизирует на музыкальных инструментах, которые они сами же выбирают. Клиенты играют либо вместе, либо по договоренности развиваются на подгруппы, пары или работают поодиночке. Групповые занятия чаще всего продолжаются 60-90 минут. В неделю может проходить от 1 до 3-х сессий. Общая продолжительность курса- от 4-х недель до двух месяцев.

Часто групповая музыкальная терапия применяется в комбинации с другими формами арт-терепии. Так, например, эффективными оказываются следующие комбинации:

Групповая музыкотерапия + индивидуальные психотерапевтические беседы;

Групповая музыкотерапия + изотерапия;

Групповая музыкотерапия + сказкотерапия.

Проективный рисунок может использоваться как в индивидуальной форме, так и в групповой работе. Основная задача проективного рисунка состоит в выявлении и осознании трудновербализуемых проблем и переживаний клиентов. Управляя и направляя тематику рисунков, можно добиться переключения внимания ребенка, концентрации его на конкретных значимых проблемах. Это особенно эффективно при коррекции детских страхов.

Проективное рисование рассматривается некоторыми авторами как вспомогательный метод в групповой работе. Он позволяет диагностировать и интерпретировать затруднения в общении, эмоциональные проблемы и т.д. темы рисунков подбираются так, чтобы предоставить участникам возможность выразить графически или рисунком свои чувства и мысли.

Метод позволяет работать с чувствами, которые субъект не осознает по тем или иным причинам.

Темы, предлагаемые для рисования, могут быть, самыми разнообразными и касаться как индивидуальных, так и обще групповых проблем. Обычно тема рисования охватывает:

1. Собственное прошлое и настоящее («Моя самая главная проблема в общении с детьми», «Ситуации в жизни, в которых я чувствую себя неуверенно», «Мой обычный день»);

2. Будущее или абстрактные понятия («Кем бы я хотел быть», «Три желания», «Остров счастья», «Страх»);

3. Отношения в группе («Что дала мне группа, а я ей», «Что я ожидал, что получил от общения в группе»).

В проективном рисовании используются следующие методики (классификация Кратохвила):

Свободное рисование (каждый рисует, что хочет). Рисунки выполняются индивидуально, а обсуждение происходит в группе. Тема или задается, или выбирается членами группы самостоятельно. На рисование выделяется 30 мин., затем рисунки вывешиваются, и начинается обсуждение. Сначала о рисунке высказываются члены группы, а затем сам автор. Обсуждаются расхождения в интерпретации рисунка.

Коммуникативное рисование. Группа разбивается на пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему, при этом, как правило, вербальные контакты исключаются, они общаются с помощью образов, линий, красок. После окончания процесса рисования происходит обсуждение процесса рисования. При этом обсуждаются не художественные достоинства созданного произведения, а те мысли, чувства по поводу процесса рисования, которые возникли у членов диад, и их отношение друг к другу в процессе рисования.

Совместное рисование. Несколько человек (или вся группа) молча рисуют на одном листе (например, группу, ее развитие, настроение, атмосферу в группе и т.д.), по окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками в процессе рисования.

Дополнительное рисование. Рисунок посылается по кругу – один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляя, и т.д.

Существует два способа работы с готовыми рисунками: демонстрация всех рисунков одновременно, просмотр и сравнение, нахождение совместными усилиями общего и отличительного содержания; разбор каждого рисунка отдельно (он переходит из рук в руки, и участники высказываются о его психологическом содержании).

Проективный рисунок способствует самопознанию, взаимопониманию и активизации группового процесса. При интерпретации проективного рисунка внимание обращается на содержание, способы выражения, цвет, форму, композицию, размеры, повторяющиеся в различных рисунках одного ребенка специфические особенности. В проективном рисунке находят отражение непосредственное восприятие человеком той или иной ситуации, различные переживания, часто неосознаваемые и не вербализуемые.

Анализ литературных источников показал, что проблемой оценки эффективности различных видов арт-терапии в психокоррекционной работе с трудными подростками, занимались следующие авторы: К. Роджерс, П. Скотт, Л.С. Выготский, А. Е. Личко, Э. Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий, Г. С. Абрамова, А.А. Осипов и др. Но в то же время, отсутствуют подробные результаты, определяющие критерии оценки эффективности различных видов арт-терапии в психокоррекционной работе с трудными детьми

Список литературы


  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999

  2. Аметова Л. А. Педагогическая технология использования арттерапии в начальной школе. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. Москва: Московский государственный открытый педагогический университет, 2003.

  3. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова. М., 1983.

  4. В.Б. Шапарь, О.В. Шапарь. Практическая психология. Проективные методики. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007

  5. Введение в музыкотерапию/ Г. – Г. Декер-Фойгт. СПб.: Питер, 2003. 208 с.

  6. Ворожцова .О.А. Музыка и игра в детской психотерапии.М.: Изд-во Института психотерапии,2004.

  7. Головина Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. М., 1972.

  8. Грехова А.В. «Педагогические возможности использования элементов арт-терапии на уроках искусства в средней школе». – Москва. – 1997.

  9. Гришина А. В. Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, 2004.

  10. Диагностика развития младших школьников: психологические тесты/сост. Т.Г. Макеева. – Ростов н/Дону:Феникс, 2008. 125 с.:ил.

  11. Зинкевич Т.Д., Михайлов А.М. Волшебный источник. Теория и практика сказкотерапии. СПб:Смарт,1996.

  12. Золтаи Д. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. - М., 1977. - С. 63

  13. Использованы материалы сайта http:// wikipedia.ru. Википедия. Свободная энциклопедия.

  14. Использованы материалы сайта http://azps.ru

  15. Использованы материалы сайта http://sasha-te.narod.ru. Крайнер Анастасия. 10/03/2009.

  16. Исурина Г.Л. и др. «Трудные» подростки в массовой школе. //Патохарактерологический опросник для подростков. – Л., 1993.

  17. Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2000.

  18. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. – Речь, 2007. – 336 с., илл.

  19. Копытин А. И. Арт-терапия в общеобразовательной школе. Методическое пособие. СПб.: Академия Постдипломного педагогического образования, 2005.

  20. Л.С. Выготский. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства //Собр. соч., М., 1983.

  21. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л., 1983.

  22. Люшер М. Какого цвета наша жизнь. Закон гармонии и нас. Практическое руководство. М.: HIPPO , 2003.

  23. Неелова Е.М. Сказка, фантастика, современность. Петрозаводск :Карелия, 1987 Осипова А.А. Общая психокоррекция. М.,2000

  24. О. А. Ахвердова, О. И. Боев, А. И. Бабич. Сравнительная эффективность психокоррекции личностных и поведенческих проявлений непатологического девиантного поведения у подростков // вестник СГУ. Серия «Научный журнал», № 65 (6), 2009. с. 119- 125.

  25. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. - М., 1999. - С. 10.

  26. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987.

  27. Рабочая книга школьного психолога. Под ред. И.В. Дубравиной. – М., «Просвещение», 1991.

  28. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987.

  29. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст (проблемы становления личности). М.: Мир, 1994.

  30. Роджерс К. К науке о личности//История зарубежной психологии: Тесты – М.,1986.

  31. Романова Е. С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1991.

  32. Савченко М. Ю., Обухова Л. А. Формирование коллектива класса: Сценарии занятий с учащимися. Работа с родителями. Диагностика учащихся. Занятия, тренинги. – 2-е изд. – М.: «5 за знание», 2007.

  33. Словарь психолога- практика /Составитель С. Ю. Головин. 2-е изд., переработанное и дополненное. Минск: Харвест, 2005.

  34. Уэлсби К. Часть целого: арт-терапия в школе//Арт-терапия. Хрестоматия (под ред. А. И. Копытина А. И.). СПб.: Питер, 2001

  35. Хайкин Р. Б. Арт-терапия. СПб: Наука, 1992.

  36. Шевадрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАдос, 1998. – 512с., ил.

  37. Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М., 1998.-С. 114.

  38. Эйдемиллер Э.Г. , Юстицкий В.В. Использование игровой психотерапии для коррекции нарушений поведения у подростков// Психогигиена и психопрофилактика. – Л., 1996.

  39. Ялом И. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 2000.

  40. British Association of Art Therapists. Artists and Art Therapists: A Brief Description of Their Roles Within Hospitals, Clinics, Special Schools and in The Community. London: BAAT, 1989.

  41. Handbook of music therapy / Ed. By L. Bunt and S. Hoskyns. Hove, 2002.

  42. Kopytin A., Sventsitskaya V., Svistovskaya E. Fantasizing about violence: using the Draw-a-Story Test in assessing adult psychiatric patients who committed severe criminal acts and delinquent adolescents (Chapter 7), In Aggression and depression assessed through art (ed. R. Silver), New York: Brunner-Routledge, 2005, P. 141-160.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!