Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Димитровградский технико-экономический колледж»
Лазарева Ольга Геннадьевна
преподаватель
Выступление на конференции «Личностно-ориентированные технологии в средних профессиональных образовательных учреждениях как инструмент непрерывного образования»
В современной педагогической парадигме с конца прошлого века появилась концепция, обосновывающая альтернативу учебно-дисциплинарной модели образования на личностно-ориентированную систему образования и воспитания человека нового тысячелетия, гармонично соединяющая всё передовое и перспективное, наработанное в образовании и социокультурной деятельности человечества. Создание модели образования, направленной на развитие личности - главное направление мировой педагогической идеи на рубеже тысячелетий, отраженное в фундаментальных трудах (И.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская). При этом, нельзя не понимать значения применения личностно-ориентированных технологий в системе профессионального образования, и не менее важно его использование в целостной системе непрерывного образования. Мысль о непрерывном образовании, бесконечном творческом совершенствовании в течение всего жизненного пути человека, является передовой конструктивной идеей XX столетия. До последнего времени социум понимал образование, как завершенную, «конечную» систему знаний, которые стоило получить человеку однажды и использовать её на протяжении всей дальнейшей профессиональной деятельности индивида.
Динамика современной цивилизации, интеллектуальные улучшения условий труда, ускоряющееся развитие технологий предлагает замену формулировки «образование на всю жизнь» формулировкой «образование через всю жизнь». Традиционная образовательная система стала неспособной учитывать все запросы общества. [1]
Для реализации концепции непрерывного образования важнейшей и первой задачей необходимо решить вопрос создания соответствующих организационных структур, способных решать запрос общественной и личностной потребности в развитии. Не менее важной представляется методология непрерывного образования.
Система СПО (среднего профессионального образования) – особенная структура системы непрерывного образования. Обучение в техникуме, колледже предполагает наличие определенной базовой системы подготовки – человек поступает по общим правилам приема, уже имея за плечами свой уникальный жизненный опыт, различный уровень готовности к принятию нового комплекса знаний и умений в силу приобретенного субъектного опыта, индивидуальных способностей, личностных характеристик, возраста. Возникает конфликтная ситуация между стремлением человека к освоению нового знания и готовностью к этому процессу, той зоной ближайшего развития, с которой и на которую он готов перейти и изменяться в профессиональном развитии в соответствии с этой готовностью.
Следовательно, необходимо обеспечить эффективный педагогический процесс в системе СПО с учетом уровня возрастных особенностей, степени и качества подготовленности абитуриента. Лучше всего такой процесс реализуется при личностно-ориентированной технологии обучения с предоставлением вариантов путей совершенствования качества подготовки и основывается в ориентации на индивидуальность.
Американский психотерапевт Карл Роджерс разработал и ввел понятие «личностно-ориентированное образование». [3]
Преимуществом личностно-ориентированного обучения по Роджерсу является то, что:
человек имеет возможность для широкого самопознания;
человек понимает и принимает свои чувства;
развивается уверенность и независимость;
формируется адекватное восприятие и способность к пониманию других людей.
И.С. Якиманская является представителем отечественной современной педагогики личностно – ориентированного обучения. [4] Она вводит понятие «субъектный опыт», который, по её мнению, должен быть выявлен в процессе обучения и являться основой для дальнейшего обучения.
Таким образом, чтобы достигнуть поставленной цели в образовательной среде техникумов и колледжей, необходимо решать следующие задачи:
определить личностно-возрастные интересы абитуриентов, качество актуального субъектного профессионального опыта;
проанализировать предпосылки для определения направлений и тенденций развития профессионального образования в средних профессиональных учебных заведениях;
установить основные пути профессионального самоопределения и становления подростков;
определить условия взаимодействия в образовательных учреждениях по совершенствованию профессионального непрерывного образования на основе личностно-ориентированных технологий;
разработать и внедрить личностно-ориентированные технологии в средних профессиональных учебных заведениях;
сформировать у обучающихся мотивацию к непрерывному развитию и образованию;
выявить для каждого обучающегося зону актуального и ближайшего развития по каждой дисциплине.
Безусловно, для реализации поставленных задач на практике необходим грамотно разработанный дидактический материал, умение преподавателя быстро и с наибольшей точностью определять, что именно он должен дать обучающемуся в данный момент времени, и что тот должен выполнить для решения очередной актуальной задачи.
Можно сделать вывод, что при проведении занятия с применением личностно-ориентированных технологий для обучающихся необходимо применять дифференцированный подход, что выражается в:
варьировании содержания учебных заданий:
-по степени креативности;
-по степени сложности;
-по количеству;
использовании разных способов организации деятельности, обучающихся на уроке, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется:
- по степени самостоятельности обучающихся;
-по степени и характеру взаимодействия педагога с обучающимся;
-по характеру учебных действий.
Е.С. Полат предлагает в организации уроков (в системе начального и общего образования) применение трех основных методов:
Метод обучения в сотрудничестве;
Метод проектов;
Разноуровневое обучение. [2]
Рассматривая дифференцированный подход как организационную основу урока, его можно рекомендовать к применению для системы СПО.