СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции «Образовательный проект «Мастерская чтения»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции «Образовательный проект «Мастерская чтения»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Образовательный проект «Мастерская чтения»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №17 имени генерал-лейтенанта В.М.Баданова города Димитровграда Ульяновской области»


Выступление на конференции «Образовательный проект «Мастерская чтения»

Цель: развитие читательской компетентности и информационной культуры школьников в процессе освоения ими программ основного и дополнительного образования на всех этапах обучения; повышение престижа чтения среди учащихся, создание позитивного образа читающего человека.

   Задачи:

  • преодолеть «критический предел пренебрежения чтением» — усилиями школы по популяризации чтения приступить к решению проблемы, рассматриваемой сегодня в качестве одной из важнейших проблем российского общества в целом;

  • повысить мотивацию обучающихся к чтению (читательскую активностьза счет предоставления широкого и разнообразного поля возможностей знакомства с книгой и другими источниками информации;

  • расширить образовательную среду за счет создания условий интенсификации процессов чтения, востребованности читательского опыта школьников;

  • воспитывать гражданские чувства, обусловленные осознанием мощного потенциала книги и чтения;

  • развивать социальную активность за счет интеграции в общероссийские, региональные проекты, связанные с популяризацией книги и чтения; за счет участия в школьных, городских социально значимых акциях по пропаганде чтения;

  • актуализировать и активизировать образовательные возможности семьи за счет развития (возрождения) культуры семейного чтения, семейного досуга с книгой;

  •  эффективно использовать разработанные и разработать новые игровые форматыопирающиеся на читательский опыт школьников, позволяющие сделать этот опыт востребованным, продемонстрировать привлекательность такого опыта.

В 2021-2022 гг. проект «Мастерская чтения» состоял из следующих подпроектов и клубов:

1. «Книжное лето». Проект направлен на формирование навыков аналитического чтения через составление кроссвордов, создание иллюстраций, презентаций по материалам прочитанных произведений, рекомендованных для летнего чтения.

2. «Моя семья - читающая». Информационно-просветительский проект направлен на возрождение традиций семейного чтения лучших образцов мировой детской литературы.

3. «Лингводилижанс». Проект направлен на повышение престижности чтения. Практическое значение его состоит в том, что учащиеся  повышают культуру речи, обогащают словарный запас, отрабатывают навыки работы с текстом. Программа содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся к слову, расширяет представление о языке, формирует желание обогатить свой словарный запас.

4. «Поэтическое краеведение». Литературное краеведение – необходимое звено в изучении литературы. На материале произведений местных поэтов решаются важные воспитательные и образовательные задачи.

5. Творческая мастерская «Юные переводчики». На занятиях производится актуализация умений дословного (информативного) и поэтического (творческого, с ориентацией на смысл) перевода, развитие творческих способностей при поэтическом групповом переводе, рассматриваются и сравниваются явления русского и английского языков, составляются рекомендации (буклеты) переводчикам поэтических текстов

6. Клуб «Литературная гостиная». Занятия помогают обогащать знания учащихся, развивать чувство слова, учат писать сочинения. Огромное значение уделяется развитию актерских способностей детей.

7. Клуб сочинителей «Вдохновение». Программа работы клуба направлена на развитие литературно-творческих способностей учащихся. Реализуется через  внеклассные мероприятия, творческие встречи юных  авторов и конкурсы (на уровне гимназии, города, области). Проводятся круглые столы для юных авторов, занятия по актерскому мастерству.

8Информационно-просветительский проект с муниципальной библиотекой семейного чтения. Проект направлен на продолжение популяризации детского чтения, развитие творческой активности читателя-школьника в процессе участия в интеллектуальных и игровых программах.

В 2021-2022 гг. проводится цикл библиотечных уроков к 100-летию Ф.А. Абрамова «Живое слово Федора Абрамова».

                Дальнейшее развитие проекта: реализация проекта «Мастерская чтения» в том объеме, который был запланирован, в мае  2022 г. была завершена. Актуальность проекта огромна, поэтому мы расширили рамки – с 2023 г. к нам присоединились наши коллеги – учителя истории и обществознания. 2023-2024 гг. – следующий этап «жизни» проекта. 

1. Характеристика проекта «Нескучное лето» (5-7 кл.)

Проект направлен на формирование навыков аналитического чтения через составление кроссвордов, создание иллюстраций, презентаций по материалам прочитанных произведений, рекомендованных для внеклассного чтения.

Результаты: сборники творческих работ «Нескучное лето», «копилка» презентаций на сайте гимназии

2. Характеристика проектов «Каникулы с книгой» (8-9 кл.), «Прочти вслед за мной» (10-11 кл.)

Проекты направлены на пропаганду самостоятельного (непрограммного) чтения подростков, развития эстетических вкусов и суждений, умения оценивать художественный текст, создавать собственные тексты (аннотации, отзывы, рецензии) на основе прочитанного.

Результаты: читательские дневники, информационные стенды в кабинетах литературы, мультимедийные (рекламные) презентации, размещенные на сайте гимназии.

3. Характеристика проекта «Уроки в библиотеке» (5-11 кл.)

Проект направлен на популяризацию чтения и повышение престижа школьной библиотеки. Представляет собой классические уроки в неклассической обстановке. Внимание акцентируется на значимости читательской и информационной культуры, демонстрируются различные виды работы с источниками информации.

Результат: создание буклетов, памяток, оформление выставочных стендов.

4. Характеристика проекта «Семейное чтение» (5-11 классы)

Информационно-просветительский проект направлен на возрождение традиций семейного чтения лучших образцов мировой детской литературы.

Результаты: публикация на сайте аннотированных списков литературы, творческие встречи под девизом «Моя семья – читающая!», театрализованные представления на родительских собраниях, семейно-командные выставки.

5. «Диалог с Историей» (5 классы)

Проект ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности школьников, их аналитических и синтетических способностей. Проект содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся к истории.  Он ориентирован на формирование умения использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

6. Характеристика проекта на основе социального партнерства с библиотекой семейного чтения (5-11-е кл.)

Проект направлен на формирование в сознании школьников представления о библиотеке как важнейшем социально-культурном институте; на информирование обучающихся о новинках книжного рынка.

Результаты: участие в акциях, творческих конкурсах, выставках.

Используя современные возможности в области распространения информации и учитывая новейшие требования к результатам школьного обучения, проект представляет эффективную и привлекательную для школьников модель популяризации чтения. Огромное значение уделяется инновационным формам и методам:  

  • квест-технологии (Квесты «Преступление или преступления?» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»; «Душевный город» по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Это был успешный эксперимент, цель которого – доказать, что классическая литература может быть интересна современной молодежи. В данный момент разрабатывается историко-литературный квест к 80-летию Великой Победы «Храните память о войне, передавая поколеньям…»).

  • виртуальные экскурсии (1.Виртуальная экскурсия «В музее Ш. Холмса», которая проводится на 3 языках. 2. Живая книга «Литературное Поволжье». Каждое выступление – это страница, связанная с жизнью и творчеством поэтов, писателей Ульяновской области. 3. «Не обласканный солнцем, но такой удивительный край».

  • музыкально-литературные композиции («Россия, Русь! Храни себя, храни!», посвященная творчеству Николая Рубцова; «Книга на сцене». Учащиеся познакомились с лирикой поэта, создали с помощью словесного рисования обложку к книге его стихов);

  • конференции («Детская книга войны», «Строки, опаленные войной», «Когда пушки стреляют – музы молчат»);

  • творческие мастерские, мастер - классы (встречи с поэтами-северодвинцами, с региональными писателями);

  • исследовательская и проектная деятельность. Ученики совместно с педагогами создают проекты, исследуют творчество писателей, пишут исследовательские

  • Ресурсы для реализации проекта: реализация полипроекта не требует переподготовки учителей, а подразумевает углубление, расширение и уточнение ряда составляющих профессиональной компетентности педагогов (например, лекции покультурологи, экскурсии в музеи, культурно-просветительские центры, библиотеки и т.д.).        

Результаты проекта: повышение статуса чтения, рост мотивации к чтению, умение организовывать учебно-познавательную и собственную досуговую деятельность на основе чтения, умение работать в команде, исследовательская и проектная компетентность, развитие культуры чтения школьников, привлечение их  к систематическому чтению.

Главное — привить моду на хорошее, осмысленное чтение!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!