СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции «Опыт обучения юных кикбоксеров по системе заданий»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции «Опыт обучения юных кикбоксеров по системе заданий»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Опыт обучения юных кикбоксеров по системе заданий»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области»


ДОРОФЕЕВ

Тимофей Игоревич,

тренер-преподаватель


Выступление на конференции «Опыт обучения юных кикбоксеров по системе заданий»



В настоящее время молодое поколение все чаще интересуются спортивным образом жизни, а некоторые из них акцентируют внимание на профессиональное занятие спортом, при этом большей частью выбирая силовые его виды, такие как, кикбоксинг. С каждым годом кикбоксинг получает все большее распространение среди подростков и юношей, которые рассматривают данный вид единоборств как эффективное средство физического и волевого воспитания.

В настоящее время молодое поколение все чаще интересуются спортивным образом жизни, а некоторые из них акцентируют внимание на профессиональное занятие спортом, при этом большей частью выбирая силовые его виды, такие как, кикбоксинг. С каждым годом кикбоксинг получает все большее распространение среди подростков и юношей, которые рассматривают данный вид единоборств как эффективное средство физического и волевого воспитания.

Массовое распространение юношеского кикбоксинга и воспитание из юных кикбоксеров спортсменов высокого класса предъявляют огромные требования к качеству тренерской работы, к педагогическому мастерству преподавателей. Они обязаны прививать своим ученикам любовь к кикбоксингу, как к искусной игре на ринге, должны развивать у подростков и юношей тактическое мышление, быстроту и ловкость, вызывать интерес к защитам и стремление избегать ударов противника.

В условиях современного кикбоксинга, с его высочайшими требованиями к физической и технико-тактической подготовке кикбоксеров, для достижения высоких спортивных результатов необходимо искать новые пути и методики всестороннего развития спортсменов.

Методика обучения юных кикбоксеров по системе заданий разработана на основе методики, предложенной М. Муминжановым.

Разработка тренером системы заданий требует изложения материала в последовательности, обеспечивающей логическую взаимосвязь частей, следующих одна за другой, так называемых шагов - ступеней обучения. Каждая ступень - это определенное задание на действие, в котором тренер дает нужное количество информации о том, что и как делать и на что больше обратить внимание. Тренер оптимизирует организацию занимающихся, дает задания и управляет процессом.

Обучающиеся должны получить задание для самостоятельной работы, осмыслить и понять его, выделить главное в двигательном действии и на основании этого составить собственную модель данного действия (зрительный образ), затем спрограммировать - упорядочить последовательность своих действий и выполнить задание. На этом этапе тренер наблюдает за учеником, сравнивает и оценивает его действия, указывает пути индивидуального совершенствования. Таким образом, цикл за циклом юные спортсмены многократно выполняют действие в различных вариантах, ситуациях до тех пор, пока оно не станет навыком, и далее совершенствуют различные сочетания действий в условиях, приближенных к боевым.

Тот факт, что в кикбоксинге участвуют два противодействующих лица, позволяет легче систематизировать процесс обучения. Вначале один из них выполняет роль атакующего, а другой содействует проведению приемов и действий, а затем оба действуют как противники - один атакует, второй обороняется. Таким образом прием закрепляется в меняющихся ситуациях. В этих действиях не требуется стереотипных реакций, так как действия ацикличны. Основная структура приемов изучается и совершенствуется вместе с их вариантами в постоянно меняющихся условиях.

Основной формой организации учебно-тренировочной работы с юными кикбоксерами является общепринятый групповой урок, состоящий из подготовительной, основной и заключительной частей. Обучение занимающихся упражнениям и действиям и совершенствование в них проводится по установленной трехэтапной схеме:

1. Этап качественного разучивания двигательного действия (стадия образования умения воспроизводить технику действия в общей форме).

2. Этап углубленного разучивания (когда двигательное умение частично переходит в навык).

3. Этап закрепления и совершенствования (когда формируется прочный и вариативный навык).

Начальное разучивание двигательного действия. Разучивание двигательного действия начинается с формирования у спортсмена представление о нем:

а) умственного (сообщается краткая характеристика действия, объясняется его назначение);

б) наглядного (демонстрируется техника приема в натуральном ритме и в замедленном);

в) двигательного (восстанавливается и дополняется двигательный опыт кикбоксера элементами, которые нужны для освоения основы техники изучаемого действия).

Этим обеспечивается полноценное представление об изучаемом действии, после чего он самостоятельно выполняет основу действия в целом. Если у кикбоксера не получается движение в целом, то он должен выполнять его по частям под контролем тренера.

Углубленное изучение двигательного действия. Здесь ставятся следующие задачи:

а) закрепить у кикбоксера умение выполнить действия в целом с соревновательной скоростью;

б) углубить понимание закономерностей техники действия и смысла его применения в различных ситуациях;

в) последовательно разучивать общие детали техники выполнения и применения приема (разучивать детали нужно в соответствии со степенью важности каждой: сначала самую необходимую, потом менее важную и т.д.)

г) сформировать общий ритм и качество выполнение приема или действия (выполнение должно быть четким, свободным, слитным и быстрым).

Закрепление и совершенствование двигательного действия. Чтобы навык был прочным и вариативным, процесс закрепления приема или действия кикбоксером необходимо строить с применением разнообразных средств и методов:

использование приема «в связке» с другими боевыми действиями;

выполнение действия в отработке и боевой практике с различными партнерами (высокими, низкими, сильными и др.);

работа над действием в условиях повышенной эмоциональной напряженности (при утомлении, с более квалифицированным партнером, в условных и вольных боях).

Теоретические и экспериментальные исследования, обобщение работы тренеров, анализ тренировочных занятий на уровне сборных команд показали недостаточную разработанность методики применения тактической деятельности в спорте. В практической работе тренеры применяют достаточно обширный круг специальных упражнений. Однако методика их применения требует значительных коррекций. В принципе важно не только подобрать специальные упражнения или задания, способствующие изучению или совершенствованию тактики кикбоксера, но и методически грамотно их применять. Методика тактической подготовки – это, пожалуй, одно из слабых мест при построении учебно-тренировочного и соревновательного процессов. Да и анализ специальной литературы по единоборствам показывает, что методика применения упражнений описана крайне слабо и требует проведения дополнительных теоретических и экспериментальных исследований. Как известно, одно и тоже упражнение, выполненное с разной интенсивностью, продолжительностью и разными интервалами отдыха и др. дают в конечном итоге принципиально отличающийся конечный эффект.

В зависимости от условий, так же как и от методов при выполнении одного упражнения, можно получить различные сдвиги характеристик подготовленности, на которые они направлены. К тому же в единоборствах значение имеет партнер, с которым проводится основное тренировочное время по совершенствованию техники и тактики: его вес, квалификация, морфологические особенности асимметрии конечностей, манера ведения боя и др.

Чтобы успешно руководить и управлять занимающимися по системе заданий, необходимо следующее:

вдумчиво подготавливать занятия, планировать тренирующие воздействия и задания в зависимости от состава занимающихся;

активно и оперативно проводить занятия и направлять деятельность учеников;

объективно и систематически оценивать действия обучаемых и подводить итоги занятий;

периодически давать домашние задания юным спортсменам по физической и технико-тактической подготовке.

Разберем эти стороны деятельности тренера и коллектива.

Подготовка к занятиям:

а) тренер, имея исходные данные о занимающихся (их развитии, успеваемости в школе, состоянии здоровья и т. д.), исходном и нынешнем состоянии коллектива (по специальным тестам), планирует тренирующие воздействия по системе заданий и видам подготовки;

б) составляет план конкретного занятия, дозирует нагрузку и предусматривает благоприятные условия для самостоятельной деятельности учеников.

Проведение занятий

После построения занимающихся, проверки посещаемости тренер рассказывает об основных задачах занятия и организует юных спортсменов так, чтобы они наилучшим образом воспринимали изучаемый материал и исполняли упражнения.

В подготовительной части урока - разминке тренер называет упражнение, его назначение, иногда демонстрирует его и дает задание для исполнения. В основной части занятия тренер проводит приемы и действия с учетом специфики кикбоксинга:

перестраивает учеников так, чтобы их действия были безопасны, излагает частную задачу, называет прием или действие, демонстрирует его в боевом темпе, затем в замедленном, если нужно, по частям, акцентируя внимание на главном в технике выполнения, и определяет тактическое назначение действия;

затем дает задание, указывает дистанцию, интервалы, объясняет, если действия парные, что делают первые и вторые номера, и определяет время действий или число повторений. Началом выполнения является сигнал или команда тренера: «Бой». Для завершения действий подаются команды: «Стоп!», «Время!».

После того как ученики овладели основной структурой приема или действия, тренер дает задание многократно повторить действие и его варианты в зависимости от ситуации задач занятия. Иногда занимающимся дают проблемные задания и предлагают решить их самостоятельно;

во время выполнения задания тренер делает общие и персональные методические указания: на что обратить внимание, как устранить недостатки и ошибки в выполнении приемов. В паузах уточняет детали техники, тактики, если нужно, повторно демонстрирует действие сам или просит это сделать наиболее подготовленных учеников;

после многократного повторения приемов и их вариантов в различных заданиях тренер создает условия для применения действий в условиях, приближенных к боевым. Действия каждого ученика и пар тренер оценивает в процессе групповых занятий, о просмотровой части урока, когда отдельные ученики или пары выполняют задание, а остальные наблюдают, а также в учебном бою на отдельный прием или в укороченных раундах с разными партнерами.


Подведение итогов занятия

При подведении итогов занятия необходимо записать, какой материал пройден, как усвоены задания, какая реакция на нагрузку, поведение учеников, их успехи и недостатки, какие новые методические приемы использованы, на что следуем обратить внимание при самостоятельной подготовке учеников в домашних условиях и т.д.

Домашнее задание

После подведения итогов урока тренер, учитывая возможности занимающихся, каждому дает посильное индивидуальное домашнее задание по физической, технико-тактической подготовке и совершенствованию излюбленных приемов.

Приведем пример частной методики обучения юных кикбоксеров по системе заданий.

Частная задача. Научить занимающихся круговому удару ногой (раунд-кик, маваши-кири) в голову и защите от него с помощью рук - защита подставкой предплечья.

Организация занимающихся, постановка задачи и информация о действиях.

Вначале тренер, построив группу в две шеренги уступом лицом к себе (Рис. 1), рассказывает о задаче урока, объясняет тактическое назначение приема и способы защит от него. Затем, построив группу в две шеренги лицом к центру зала (Риc. 2), он с наиболее подготовленным спортсменом демонстрирует прямой удар левой (правой) ногой в голову и защиту от него, поворачиваясь к ученикам в профиль и анфас.

Задание на действия, их выполнение и управление занимающимися

Задание 1. Из основной боевой стойки первые номера, стоя на месте, наносят прямой удар правой ногой в голову, вторые номера защищаются подставкой предплечья левой руки (тренер с помощником повторно демонстрируют прием).

Исполнение в двух шеренгах (Рис. 3), дистанция дальняя, интервал на вытянутые в стороны руки. Действовать 2 мин. темп средний. Самостоятельно с команды «Начинайте!».

Методические указания:

атакующему:

для обеспечения движения стопы к цели по дуге выполняется вынос бедра вперед;

в момент ударного взаимодействия подушечка стопы располагается перпендикулярно к телу соперника;

стопа достигает высшей точки траектории непосредственно перед контактом с телом соперника, при этом в момент начала контакта пальцы обращены несколько вниз;

в момент контакта с телом соперника стопа опорной ноги повернута наружу от линии удара примерно на 45 градусов;

бьющая нога не должна слишком сильно сгибаться;

удар не следует применять, если соперник находится прямо перед атакующим.

б. защищающемуся:

при выполнении сближения и удаления с соперником следует располагаться к нему в пол-оборота;

всегда сохранять удобную стойку;

быть начеку с тем, чтобы при первой же представившейся возможности провести контратаку.

В процессе удара руки следует держать у головы. По команде «Стоп!» поменяться ролями.

Задание 2. Инициатива у вторых номеров, первые защищаются. Действовать 2 мин по команде «Бой».

Персональные замечания тренера. Команда «Стоп!».

Задание 3. Вначале первые номера атакуют круговым ударом правой ногой в голову с шагом вперед, вторые защищаются подставкой предплечья левой руки с уходом назад, затем атакующие выполняют круговой удар левой ногой в голову с шагом правой ноги назад, а защищающиеся, передвигаясь вперед (преследуя атакующего), сохраняют первоначальную дистанцию и защищаются подставкой предплечья правой руки.

Исполнение в парах (Рис. 4). Действовать 2 мин по команде «Бой!».

Методические указания:

а. атакующему с шагом вперед:

из боевой стойки сделать шаг левой ногой вперед и, отталкиваясь правой стопой от пола, резко поднять правое бедро немного вправо, сгибая правую ногу в колене и перенести вес тела на левую ногу. Дальнейшее движение правого бедра вверх выполняется с одновременным вращением на передней части левой стопы. Голень левой ноги поджимается к бедру, а стопа тянется вниз;

в тот момент, когда правая стопа, поднимаясь, оказалась на уровне левого колена, выполнить разворот всем корпусом справа налево, опираясь на переднюю часть левой стопы и выбросить правую голень (выпрямляя ее) вверх справа налево с целью выполнения бокового удара в голову. Для того чтобы удар наносился точно справа налево, правую ногу в момент выброса голени развернуть коленом немного вниз;

совершая разворот справа налево, при нанесении удара, туловище отклоняется назад;

удар в голову противника осуществляется подъемом правой стопы. С начала выполнения удара правая стопа напряжена до предела, а в момент соприкосновения с противником напряжение от стопы передается на мгновение всей ноге. При ударе пятка опорной, левой, ноги обращена на противника. Движение правой ноги с момента отрыва от пола и до нанесения ею удара выполняем как одно непрерывное действие в максимально быстром темпе.

после выполнения удара правую ногу мгновенно возвратить в исходное положение обратным движением по той же траектории, по которой она двигалась при выполнении удара, и занять боевую левостороннюю стойку;

б. атакующему с шагом назад:

из боевой левосторонней стойки резко оттолкнуться левой ногой и с переносом веса тела на правую ногу поднять левую ногу, сгибая ее в колене. Голень левой ноги поджать к бедру, а стопу оттянуть вниз;

выполнить резкий поворот на передней части опорной, правой, стопы примерно на 90°, разворачиваясь всем туловищем слева направо;

одновременно с этим совершить движение бедра слева направо, резко выбросить голень с целью нанесения бокового удара левой ногой в голову. Удар в голову противника нанести подъемом левой стопы. При выполнении удара стопа бьющей ноги напряжена до предела, а в момент соприкосновения с противником напряжение от стопы передается на мгновение всей ноге;

движение левой ноги с момента отрыва от пола и до нанесения ею удара выполнить как одно непрерывное действие;

после нанесения удара левая нога тут же возвращается в исходное положение обратным движением по той же траектории, по которой она двигалась при выполнении удара, и занять основную боевую стойку;

в. защищающемуся:

защищаясь подставкой правой перчатки - левую руку не опускать и наоборот;

защищающиеся должны сохранять заданную дистанцию, передвигаясь скользящими шагами.

По команде «Стоп!» поменяться ролями.

Задание 4. Инициатива у вторых номеров, первые защищаются. Условия прежние. «Бой».

Замечания тренера. Команда «Стоп! Расслабиться!».

Задание 5. Парные упражнения в круговыми ударами ногами в голову и защитах от них, передвигаясь влево и вправо по кругу (Рис. 5).

Первые номера атакуют, вторые защищаются. Темп быстрый. Действовать 2 мин по команде «Бой!».

Методические указания:

атакующие, передвигаясь влево или вправо, должны раскрывать защиту партнера;

защищающиеся, своевременно поворачиваясь по направлению к партнеру, должны противопоставить защиту подставкой предплечья левой или правой руки и т. д.

Команда «Стоп! Расслабиться!». Поменяться ролями.

Задание 6. Вторые номера атакуют, первые защищаются. Условия прежние. «Бой!».

Методические указания тренера. Команда «Стоп! Расслабиться!».

3адание7. Парные упражнения в круговых ударах ногами в голову и защитах от них подставками предплечий рук в свободном передвижении по залу (Рис. 6). Одни атакуют, другие защищаются.

Действовать 2 мин, дистанция дальняя, темп быстрый. Начинать по команде «Бой!».

Методические указания:

при нанесении ударов ногами и защищаясь подставками предплечий руки не опускать, держать у головы, подстраховывать ими одноименные стороны туловища.

Команда «Стоп!». Поменяться ролями.


Задание 8. Условия (продолжительность, дистанция, темп) прежние. Начинать по команде «Бой!».

Методические указания:

- после каждого исполнения приемов атаки и защиты проверять правильность боевой стойки и т. д.

Команда «Стоп!». Перерыв 1 мин.

Задание 9. Контрольные бои (Рис. 7) в условиях, приближенных к боевым, - на атаку круговыми ударами ногами в голову защита подставкой предплечья. Продолжительность боя - один раунд (1,5 мин). После боя - персональная оценка действий. Просмотр и оценка каждой пары.

Затем тренер, построив группу в две шеренги лицом к центру зала (Риc. 2), в паре с одним из наиболее подготовленных учеников знакомит юных спортсменов с очередными, более сложными, приемами защиты. В завершение урока тренер проводит упражнения на расслабление, подводит итоги занятия и дает каждому ученику индивидуальное домашнее задание по физической и технико-тактической подготовке.


В таком плане изучаются и совершенствуются все приемы и действия в кикбоксинге, а также проходит функциональная подготовка юных спортсменов и воспитываются важнейшие моральные и волевые качества.

В последующем, система заданий в методике совершенствования мастерства юных кикбоксеров должна строиться с учетом следующего: сокращения времени отдыха и увеличения интенсивности физической нагрузки; усложнения исходных и промежуточных взаимоположений кикбоксеров; подбора партнеров с различными анатомо-морфологическими, физическими и психологическими особенностями, обуславливающими изменения стойки, дистанции, направления маневрирования; уровня и точности выполнения удара; степени расслабления и напряжения мышц; образного восприятия поединка, ситуационного мышления и умения прогнозировать действия соперника.

Изложенная методика системы заданий для самостоятельной деятельности может быть использована при обучении и воспитании учащихся средних школ и студентов вузов по другим спортивным специализациям.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!